Увеличение стоимости ОСАГО с 9 января 2022 года

Стоимость ОСАГО с 9 января 2022 года

Добрый день, уважаемый читатель.

С 9 января 2022 года начало действовать новое Указание Банка России "О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Данный документ рассказывает о том, как должна рассчитываться стоимость страховки ОСАГО для каждого водителя, а также устанавливает различные коэффициенты, оказывающие влияние на итоговую стоимость полиса.

В данной статье речь пойдет о том, на сколько изменилась стоимость ОСАГО с 9 января 2022 года:

Если Вы не хотите вникать в тонкости всех обновленных коэффициентов, а просто хотите выяснить, сколько будет стоить Ваша страховка в 2022 году, то воспользуйтесь разделом "Калькулятор ОСАГО":

Калькулятор обновлен с учетом последних изменений законодательства и с его помощью Вы можете быстро выяснить стоимость страхового полиса.

Информация о нормативном документе

2022.01.12 Указание Банка России "О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" опубликовано на официальном сайте Банка России 29 декабря 2021 года. Документ вступил в силу с 9 января 2022 года, однако некоторые его пункты начнут действовать только с 1 апреля 2022 года.

Примечание. В данной статье рассматриваются только нововведения от 9 января 2022 года. Изменения от 1 апреля 2022 года будут рассмотрены в одной из следующих статей на pddmaster.ru.

В первую очередь нужно сказать о том, что не смотря на то, что Банк России издал абсолютно новое Указание №6007 и одновременно с этим отменил предшествующее Указание №5515, многие принципы для расчета стоимости ОСАГО остались прежними.

Например, формулы для расчета стоимости ОСАГО остались прежними, они включают в себя те же самые коэффициенты. Однако сами коэффициенты обновлены и об этом речь пойдет ниже.

Базовые ставки страховых тарифов с 9 января 2022 года

В первую очередь рассмотри новые базовые ставки страховых тарифов:

Транспортное средствоБыло
min - max
Стало
min - max
Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы625 - 1 548438 - 2 013
Транспортные средства категорий "B", "BE" юридических лиц1 646 - 3 4931 152 - 4 541
Транспортные средства категорий "B", "BE" физических лиц, индивидуальных предпринимателей2 471 - 5 4362 224 - 5 980
Транспортные средства категорий "B", "BE" используемые в качестве такси2 877 - 9 6192 014 - 12 505
Транспортные средства категорий "C" и "CE" юридических и физических лиц с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее2 246 - 6 0641 572 - 7 884
Транспортные средства категорий "C" и "CE" юридических и физических лиц с разрешенной максимальной массой более 16 тонн3 382 - 9 1312 367 - 11 871
Транспортные средства категорий "D" и "DE" юридических и физических лиц с числом пассажирских мест до 16 включительно2 134 - 4 1651 494 - 5 415
Транспортные средства категорий "D" и "DE" юридических и физических лиц с числом пассажирских мест более 162 667 - 5 2051 867 - 6 767
Транспортные средства категорий "D" и "DE" юридических и физических лиц используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок3 905 - 7 3993 714 - 7 762
Троллейбусы2 134 - 4 0442 029 - 4 242
Трамваи1 331 - 2 5211 266 - 2 645
Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины юридических и физических лиц, имеющие паспорт самоходной машины и других видов техники или свидетельство о регистрации машины и проходящие государственную регистрацию в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации872 - 1 952610 - 2 538

Примечание. Зеленым цветом в таблице выделены значения, которые стали меньше, красным - которые увеличились.

Напомню, что значения ТБ устанавливают "коридор", в пределах которого страховые компании могут сделать выбор. Причем, начиная с 24 августа 2020 года страховые могут не просто выбрать одно значение базовой ставки ТБ для всех транспортных средств, а выбрать различные значения для различных групп транспорта. Однако, как с этим обстоит дело на практике, не вполне понятно, т.к. при расчете стоимости ОСАГО страховые компании не дают информации о том, по какому принципу выбран базовый тариф для страхового полиса. Водителя просто ставят перед фактом, что тариф будет именно таким.

Вернемся к приведенной выше таблице. Если говорить коротко, то коридор, в пределах которого страховые компании могут делать выбор, расширен в обе стороны. То есть минимальные размеры коэффициента уменьшены, а максимальные - увеличены.

Если же более внимательно изучить таблицу, то можно заметить, что коридор значения ТБ расширен на:

  • 5% - для трамваев, троллейбусов и автобусов, используемых для регулярных перевозок пассажиров;
  • 10% - для личных автомобилей категории B;
  • 30% - для всех остальных транспортных средств.

То есть, если рассматривать изменение базового тарифа применительно к личному легковому автомобилю, то в самом плохом варианте страховка может подорожать на 10%. С другой стороны, она может и подешеветь на 10%. Однако страховые компании крайне редко устанавливают минимальное значение базового тарифа.

Обновление территориальных коэффициентов КТ с 9 января 2022 года

С 9 января 2022 года введена новая таблица территориальных коэффициентов, которая показывает зависимость стоимости страховки от региона, в котором зарегистрировано транспортное средство. Поскольку таблица территориальных коэффициентов имеет очень большой размер, в рамках данной статьи я не будут приводить ее полную версию. При желании Вы можете ознакомиться с ней самостоятельно:

Здесь рассмотрим лишь основные тенденции нововведений.

Если говорить коротко, то территориальные коэффициенты обновлены по следующему правилу:

  • немного увеличены, если старое значение было меньше 1;
  • остались прежними, если старое значение равно 1;
  • немного уменьшены, если старое значение было больше 1.

Однако есть несколько городов-исключений, для которых коэффициент КТ вообще не изменился:

Владивосток1,36
Комсомольск-на-Амуре1,27
Новосибирск1,63

Новый коэффициент КО для "открытой" страховки физических лиц

Следующее изменение затронуло коэффициент, который используется при расчете стоимости "открытой" страховки, то есть страховки, которая позволяет сесть за руль абсолютно любому водителю:

N
п/п
Ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средствомКоэффициент КО
123
1Да1
2Нет1,94 - для физических лиц;
1,97 - для юридических лиц

N
п/п
Ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средствомКоэффициент КО
123
1Да1
2Нет2,32 - для физических лиц;
1,97 - для юридических лиц

С 9 января 2022 года изменился коэффициент только для открытой страховки физических лиц. Новое значение - 2,32, то есть коэффициент увеличился сразу на 20 процентов.

Так что открытая страховка подорожала сразу на 20 процентов.

Новые коэффициенты возраста и стажа (КВС)

С 9 января 2022 года обновлена и таблица коэффициента КВС, который изменяет стоимость полиса в зависимости от возраста и стажа водителей:

NСтаж, лет \
Возраст, лет
0123-45-67-910-14более 14
12345678910
116-212,271,921,841,651,62
222-241,881,721,711,131,101,09
325-291,721,601,541,091,081,071,02
430-341,561,501,481,051,041,010,970,95
535-391,541,471,461,000,970,950,940,93
640-491,501,441,430,960,950,940,930,91
750-591,461,401,390,930,920,910,900,86
8старше 591,431,361,350,910,900,890,880,83

Примечание. Зеленым цветом в таблице выделены значения, которые стали меньше, красным - которые увеличились.

Большая часть коэффициентов в таблице обновлена, причем обновления имеют самую разную величину. Где-то коэффициент изменился всего на 0,01, а где-то - довольно значительно.

Самое большое увеличение стоимости страховки произошло для водителей младше 21 года, которые не имеют стажа - 18 процентов.

Больше всего страховка подешевела для водителей старше 59 лет, имеющих стаж вождения 2 года - на 12 процентов.

Расчет стажа для водителей, не имеющих российских прав

С 9 января 2022 года введено и еще одно важное изменение, на которое мало кто обратил внимание. В новом Указании Банка России отсутствует следующее примечание:

2. Стаж водителей, не имеющих российского национального водительского удостоверения, принимается равным нулю.

И это означает, что в 2022 году страховые компании должны учитывать стаж, указанный в иностранных водительских удостоверениях.

Напомню, что с 5 сентября 2020 года по 9 января 2022 года стаж водителей, имеющих только иностранное водительское удостоверение, принимался равным 0. И это вынуждало водителей получать российские удостоверения, т.к. переплата за страховку получалась весьма существенной. В 2022 году такой проблемы быть не должно.

На сколько подорожала страховка с 9 января 2022 года?

На данный вопрос невозможно дать однозначный ответ. Ведь есть множество индивидуальных факторов, влияющих на стоимость каждого конкретного полиса. Однако, чтобы понять общую тенденцию, проведем расчет для пары примеров.

Пример 1. Андрей получил первое водительское удостоверение в конце 2021 года, его возраст - 18 лет. Андрей живет в Москве, а его страховая компания выбирает максимальное значение из коридора базового тарифа.

В этом случае стоимость страховки вырастет на:

ТБнов / ТБст * КТнов / КТст * КВСнов / КВСст =
= 5 980 / 5 436 * 1.8 / 1.9 * 2,27 / 1,93 = 1.226

То есть страховка подорожала на 22,6%.

Получается, что для начинающего водителя страховка подорожает довольно существенно. Причем это также относится и к автомобилям, где начинающий водитель вписан в страховку в качестве дополнительного водителя. То есть, с 9 января 2022 года вписать в полис ребенка, который недавно сдал на права, стало гораздо дороже.

Пример 2. Борис является опытным водителем, его стаж вождения составляет 15 лет, а возраст - 35 лет. Борис живет в Твери, а его страховая компания решила не менять значение из коридора базового тарифа.

В этом случае стоимость страховки уменьшится на:

КТнов / КТст * КВСнов / КВСст =
= 1.4 / 1.45 * 0,93 / 0,94 = 0.955

То есть страховка подешевела на 4,5%.

Так что для опытных водителей страховка может стать дешевле, однако не намного.

Еще раз хочу обратить внимание на то, что это только общие тенденции изменения стоимости страховки. Итоговая стоимость конкретного полиса зависит от нескольких факторов и если Вы хотите ее вычислить, то рекомендую воспользоваться обновленным калькулятором ОСАГО:

В заключение хочу отметить, что с 1 апреля 2022 года в нормативные документы будут внесены еще несколько изменений, связанных с расчетом стоимости ОСАГО. Речь идет об изменении коэффициента КБМ, зависящего от того, как часто водитель становится виновником дорожно-транспортных происшествий. Данное нововведение рассмотрено в отдельной статье на pddmaster.ru.

А что Вы думаете по поводу очередного изменения стоимости ОСАГО? Напишите об этом в комментариях к данной статье.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 17 января 2022
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
14 января 2022 06:18
Ryav

Ссылка на таблицу коэффициентов КТ ведёт на эту же страницу.

17 января 2022 19:39
Максим

Ryav, спасибо за замечание! В статью внесено исправление.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев