Введение классов водителей при расчете стоимости ОСАГО с 1 апреля 2022 года

Новая таблица КБМ с 1 апреля 2022 года

Добрый день, уважаемый читатель.

В предшествующей статье на ПДД Мастер рассмотрено новое Указание Банка России "О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств", которое начало действовать с 9 января 2022 года.

Напомню, что данный документ установил новые базовые тарифы, а также новые таблицы коэффициентов КТ, КО и КВС.

Сегодня речь пойдет о второй части нового Указания, которая вступает в силу с 1 апреля 2022 года и устанавливает новые коэффициенты КБМ, то есть коэффициенты, зависящие от безаварийной езды водителя:

Информация о нормативном документе

2022.01.14 Указание Банка России "О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" опубликовано на официальном сайте Банка России 29 декабря 2021 года. Документ вступил в силу с 9 января 2022 года, однако некоторые его пункты начнут действовать только с 1 апреля 2022 года.

Примечание. В данной статье рассматриваются только нововведения от 1 апреля 2022 года.

Возвращение классов водителей с 1 апреля 2022 года

Для начала немного истории. До 1 апреля 2019 года каждому водителю в России присваивался некоторый класс. Начинающий водитель получал класс 3, после чего каждый год безаварийного вождения увеличивал класс водителя на 1. Максимальное значение класса было равно 13. Чем выше был класс водителя, тем меньше становился его коэффициент безаварийного вождения (КБМ) и тем дешевле для водителя стоил страховой полис ОСАГО. Таблица, которая использовалась до 1 апреля 2019 года, приведена в следующем нормативном документе.

С 1 апреля 2019 года законодатели по каким-то причинам решили отказаться от понятия "класс водителя", то есть просто исключили его из таблицы. Сама таблица осталась прежней, однако ориентироваться в ней приходилось только по значению КБМ.

С 1 апреля 2022 года нас ждет обратное изменение законодательства, то есть понятие "класс КБМ" вновь возвращается в Указание Банка России. Соответствие между текущим КБМ водителя и классом водителя определяется с помощью следующей таблицы:

6. Соответствие коэффициента страховых тарифов в зависимости от количества произведенных страховщиками страховых возмещений в предшествующие периоды (далее - коэффициент КБМ), определенного на период с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года, классу КБМ на 31 марта 2022 года определяется в соответствии с приложением 6 к настоящему Указанию.

N п/пКласс КБМ на 31 марта 2022 годаКоэффициент КБМ на период КБМ с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года
123
1М2,45
202,3
311,55
421,4
531
640,95
750,9
860,85
970,8
1080,75
1190,7
12100,65
13110,6
14120,55
15130,5

Внимательный читатель легко заметит, что с 1 апреля 2022 года возвращаются те же самые классы, которые использовались до 1 апреля 2019 года.

Так что остается лишь вопрос по поводу того, для чего эти классы вообще отменяли в 2019 году.

Новая таблица коэффициентов КБМ с 1 апреля 2022 года

Второе важное изменение, которое ожидает автовладельцев с 1 апреля 2022 года, - это введение новой таблицы с коэффициентами КБМ:

N
п / п
Коэффициент КБМ на период КБМКоэффициент КБМ
отстутствие страховых возмещений за период КБМодно страховое возмещение за период КБМдва страховых возмещения за период КБМтри страховых возмещения за период КБМболее 3 страховых возмещений за период КБМ
1234567
12,452,32,452,452,452,45
22,31,552,452,452,452,45
31,551,42,452,452,452,45
41,411,552,452,452,45
510,951,552,452,452,45
60,950,91,41,552,452,45
70,90,8511,552,452,45
80,850,80,951,42,452,45
90,80,750,951,42,452,45
100,750,70,91,42,452,45
110,70,650,91,41,552,45
120,650,60,8511,552,45
130,60,550,8511,552,45
140,550,50,8511,552,45
150,50,50,811,552,45

N
п / п
Класс КБМ на период КБМКоэффициент КБМ на период КБМКласс КБМ
отсутствие страховых возмещений за период КБМодно страховое возмещение за период КБМдва страховых возмещения за период КБМтри страховых возмещения за период КБМболее трех страховых возмещений за период КБМ
12345678
1М3,920ММММ
202,941ММММ
312,252ММММ
421,7631МММ
531,1741МММ
641521ММ
750,91631ММ
860,83742ММ
970,78842ММ
1080,74952ММ
1190,6810521М
12100,6311631М
13110,5712631М
14120,5213631М
15130,4613731М

Если изучить пять правых столбцов таблицы, показывающих взаимосвязь между количеством страховых возмещений и коэффициентом КБМ водителя на следующий год, то можно понять, что они никак не изменились:

  • если по вине водителя не происходит ни одного ДТП, то водитель перемещается на одну строку вниз;
  • если по вине водителя происходят ДТП, то он перемещается на несколько строк вверх.

Однако изменения затронули значения коэффициентов в третьем столбце таблицы (в старой таблице - втором):

  • коэффициент КБМ увеличится для водителей из верхней половины таблицы, то есть для тех, кто либо имеет менее 3-х лет безаварийного вождения, либо ранее стал виновником ДТП.
  • коэффициент КБМ уменьшится для водителей, класс которых 6 или более (3 года безаварийного стажа для начинающего водителя).

На основании таблицы можно сделать следующие выводы:

  • больше всего страховка подорожает для водителей, имеющих класс М, то есть ставших виновниками как минимум двух ДТП, - на 60 %.
  • для начинающих водителей, имеющих класс 3, стоимость страховки также возрастет довольно существенно, - на 17 %.
  • для опытных водителей, имеющих 10 или более лет безаварийной езды, страховка подешевеет больше всего - на 8 %.

С одной стороны, очевидно, что в среднем стоимость страховых полисов с 1 апреля 2022 года станет больше. С другой стороны, обновленная таблица КБМ будет дополнительным стимулом для водителя к соблюдению правил дорожного движения.

Есть ли смысл покупать страховку до 1 апреля 2022 года?

Поскольку с 1 апреля коэффициенты КБМ для некоторых водителей увеличатся, у многих возникает вопрос по поводу того, имеет ли смысл покупать страховой полис заранее, то есть до 1 апреля 2022 года. Особенно сильно этот вопрос волнует тех, у кого текущий полис заканчивается в самом начале апреля.

Поэтому разберемся, есть ли смысл в преждевременной покупке страховки.

Если в текущем страховом полисе самое большое значение КБМ среди водителей равно 2,3, 1,4, 1,0 или меньше, то преждевременная покупка страховки не имеет смысла, т.к. КБМ после 1 апреля уменьшится.

Остались еще 2 коэффициента КБМ 2,45 (класс М) и 1,55 (класс 1), которые заслуживают более подробного обсуждения.

Если водитель до 1 апреля 2022 года имеет КБМ равный 2,45, то даже при отсутствии ДТП по его вине после 1 апреля значение КБМ составит 2,94. То есть страховка подорожает на 2,94/2,45 * 100 = 1,2, то есть на 20%.

20 процентов - это стоимость страховки за 73 дня. Так что, если текущая страховка водителя заканчивается до 12 июня, то покупка новой страховки ОСАГО до 1 апреля может оказаться выгодной.

Если водитель до 1 апреля 2022 года имеет КБМ равный 1,55, то даже при отсутствии ДТП по его вине после 1 апреля значение КБМ составит 1,76. То есть страховка подорожает на 1,76/1,55 * 100 = 1,135, то есть на 13,5%.

13,5 процентов - это стоимость страховки за 49 дней. Так что, если текущая страховка водителя заканчивается до 19 мая, то покупка новой страховки ОСАГО до 1 апреля может оказаться выгодной.

Из этих расчетов можно сделать такой вывод. Если в текущей страховке максимальный КБМ водителей равен 2,45 или 1,55, а сам страховой полис заканчивается в начале апреля, то имеет смысл продлить страховку заранее, т.к. это принесет небольшую выгоду. Естественно, оформлять новый полис выгоднее всего с самого последнего дня, то есть с 31 марта.

Ну а в заключение предлагаю Вам изучить полный текст нового Указания Банка России:

Удачи на дорогах!

Обновлено: 15 января 2022
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев