Введение классов водителей при расчете стоимости ОСАГО с 1 апреля 2022 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В предшествующей статье на ПДД Мастер рассмотрено новое Указание Банка России "О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств", которое начало действовать с 9 января 2022 года.
Напомню, что данный документ установил новые базовые тарифы, а также новые таблицы коэффициентов КТ, КО и КВС.
Сегодня речь пойдет о второй части нового Указания, которая вступает в силу с 1 апреля 2022 года и устанавливает новые коэффициенты КБМ, то есть коэффициенты, зависящие от безаварийной езды водителя:
- Информация о нормативном документе.
- Возвращение классов водителей с 1 апреля 2022 года.
- Новая таблица коэффициентов КБМ с 1 апреля 2022 года.
- Есть ли смысл покупать страховку до 1 апреля 2022 года?
Информация о нормативном документе
2022.01.14 Указание Банка России "О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" опубликовано на официальном сайте Банка России 29 декабря 2021 года. Документ вступил в силу с 9 января 2022 года, однако некоторые его пункты начнут действовать только с 1 апреля 2022 года.
Примечание. В данной статье рассматриваются только нововведения от 1 апреля 2022 года.
Возвращение классов водителей с 1 апреля 2022 года
Для начала немного истории. До 1 апреля 2019 года каждому водителю в России присваивался некоторый класс. Начинающий водитель получал класс 3, после чего каждый год безаварийного вождения увеличивал класс водителя на 1. Максимальное значение класса было равно 13. Чем выше был класс водителя, тем меньше становился его коэффициент безаварийного вождения (КБМ) и тем дешевле для водителя стоил страховой полис ОСАГО. Таблица, которая использовалась до 1 апреля 2019 года, приведена в следующем нормативном документе.
С 1 апреля 2019 года законодатели по каким-то причинам решили отказаться от понятия "класс водителя", то есть просто исключили его из таблицы. Сама таблица осталась прежней, однако ориентироваться в ней приходилось только по значению КБМ.
С 1 апреля 2022 года нас ждет обратное изменение законодательства, то есть понятие "класс КБМ" вновь возвращается в Указание Банка России. Соответствие между текущим КБМ водителя и классом водителя определяется с помощью следующей таблицы:
6. Соответствие коэффициента страховых тарифов в зависимости от количества произведенных страховщиками страховых возмещений в предшествующие периоды (далее - коэффициент КБМ), определенного на период с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года, классу КБМ на 31 марта 2022 года определяется в соответствии с приложением 6 к настоящему Указанию.
N п/п | Класс КБМ на 31 марта 2022 года | Коэффициент КБМ на период КБМ с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года |
1 | 2 | 3 |
1 | М | 2,45 |
2 | 0 | 2,3 |
3 | 1 | 1,55 |
4 | 2 | 1,4 |
5 | 3 | 1 |
6 | 4 | 0,95 |
7 | 5 | 0,9 |
8 | 6 | 0,85 |
9 | 7 | 0,8 |
10 | 8 | 0,75 |
11 | 9 | 0,7 |
12 | 10 | 0,65 |
13 | 11 | 0,6 |
14 | 12 | 0,55 |
15 | 13 | 0,5 |
Внимательный читатель легко заметит, что с 1 апреля 2022 года возвращаются те же самые классы, которые использовались до 1 апреля 2019 года.
Так что остается лишь вопрос по поводу того, для чего эти классы вообще отменяли в 2019 году.
Новая таблица коэффициентов КБМ с 1 апреля 2022 года
Второе важное изменение, которое ожидает автовладельцев с 1 апреля 2022 года, - это введение новой таблицы с коэффициентами КБМ:
N п / п | Коэффициент КБМ на период КБМ | Коэффициент КБМ | ||||
отстутствие страховых возмещений за период КБМ | одно страховое возмещение за период КБМ | два страховых возмещения за период КБМ | три страховых возмещения за период КБМ | более 3 страховых возмещений за период КБМ | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 2,45 | 2,3 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
2 | 2,3 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
3 | 1,55 | 1,4 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
4 | 1,4 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
5 | 1 | 0,95 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
6 | 0,95 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 | 2,45 |
7 | 0,9 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 |
8 | 0,85 | 0,8 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
9 | 0,8 | 0,75 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
10 | 0,75 | 0,7 | 0,9 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
11 | 0,7 | 0,65 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 |
12 | 0,65 | 0,6 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
13 | 0,6 | 0,55 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
14 | 0,55 | 0,5 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
15 | 0,5 | 0,5 | 0,8 | 1 | 1,55 | 2,45 |
N п / п | Класс КБМ на период КБМ | Коэффициент КБМ на период КБМ | Класс КБМ | ||||
отсутствие страховых возмещений за период КБМ | одно страховое возмещение за период КБМ | два страховых возмещения за период КБМ | три страховых возмещения за период КБМ | более трех страховых возмещений за период КБМ | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | М | 3,92 | 0 | М | М | М | М |
2 | 0 | 2,94 | 1 | М | М | М | М |
3 | 1 | 2,25 | 2 | М | М | М | М |
4 | 2 | 1,76 | 3 | 1 | М | М | М |
5 | 3 | 1,17 | 4 | 1 | М | М | М |
6 | 4 | 1 | 5 | 2 | 1 | М | М |
7 | 5 | 0,91 | 6 | 3 | 1 | М | М |
8 | 6 | 0,83 | 7 | 4 | 2 | М | М |
9 | 7 | 0,78 | 8 | 4 | 2 | М | М |
10 | 8 | 0,74 | 9 | 5 | 2 | М | М |
11 | 9 | 0,68 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
12 | 10 | 0,63 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 11 | 0,57 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
14 | 12 | 0,52 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
15 | 13 | 0,46 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
Если изучить пять правых столбцов таблицы, показывающих взаимосвязь между количеством страховых возмещений и коэффициентом КБМ водителя на следующий год, то можно понять, что они никак не изменились:
- если по вине водителя не происходит ни одного ДТП, то водитель перемещается на одну строку вниз;
- если по вине водителя происходят ДТП, то он перемещается на несколько строк вверх.
Однако изменения затронули значения коэффициентов в третьем столбце таблицы (в старой таблице - втором):
- коэффициент КБМ увеличится для водителей из верхней половины таблицы, то есть для тех, кто либо имеет менее 3-х лет безаварийного вождения, либо ранее стал виновником ДТП.
- коэффициент КБМ уменьшится для водителей, класс которых 6 или более (3 года безаварийного стажа для начинающего водителя).
На основании таблицы можно сделать следующие выводы:
- больше всего страховка подорожает для водителей, имеющих класс М, то есть ставших виновниками как минимум двух ДТП, - на 60 %.
- для начинающих водителей, имеющих класс 3, стоимость страховки также возрастет довольно существенно, - на 17 %.
- для опытных водителей, имеющих 10 или более лет безаварийной езды, страховка подешевеет больше всего - на 8 %.
С одной стороны, очевидно, что в среднем стоимость страховых полисов с 1 апреля 2022 года станет больше. С другой стороны, обновленная таблица КБМ будет дополнительным стимулом для водителя к соблюдению правил дорожного движения.
Есть ли смысл покупать страховку до 1 апреля 2022 года?
Поскольку с 1 апреля коэффициенты КБМ для некоторых водителей увеличатся, у многих возникает вопрос по поводу того, имеет ли смысл покупать страховой полис заранее, то есть до 1 апреля 2022 года. Особенно сильно этот вопрос волнует тех, у кого текущий полис заканчивается в самом начале апреля.
Поэтому разберемся, есть ли смысл в преждевременной покупке страховки.
Если в текущем страховом полисе самое большое значение КБМ среди водителей равно 2,3, 1,4, 1,0 или меньше, то преждевременная покупка страховки не имеет смысла, т.к. КБМ после 1 апреля уменьшится.
Остались еще 2 коэффициента КБМ 2,45 (класс М) и 1,55 (класс 1), которые заслуживают более подробного обсуждения.
Если водитель до 1 апреля 2022 года имеет КБМ равный 2,45, то даже при отсутствии ДТП по его вине после 1 апреля значение КБМ составит 2,94. То есть страховка подорожает на 2,94/2,45 * 100 = 1,2, то есть на 20%.
20 процентов - это стоимость страховки за 73 дня. Так что, если текущая страховка водителя заканчивается до 12 июня, то покупка новой страховки ОСАГО до 1 апреля может оказаться выгодной.
Если водитель до 1 апреля 2022 года имеет КБМ равный 1,55, то даже при отсутствии ДТП по его вине после 1 апреля значение КБМ составит 1,76. То есть страховка подорожает на 1,76/1,55 * 100 = 1,135, то есть на 13,5%.
13,5 процентов - это стоимость страховки за 49 дней. Так что, если текущая страховка водителя заканчивается до 19 мая, то покупка новой страховки ОСАГО до 1 апреля может оказаться выгодной.
Из этих расчетов можно сделать такой вывод. Если в текущей страховке максимальный КБМ водителей равен 2,45 или 1,55, а сам страховой полис заканчивается в начале апреля, то имеет смысл продлить страховку заранее, т.к. это принесет небольшую выгоду. Естественно, оформлять новый полис выгоднее всего с самого последнего дня, то есть с 31 марта.
Ну а в заключение предлагаю Вам изучить полный текст нового Указания Банка России:
Удачи на дорогах!








Олег-280, если в течение последних 10 лет Вы были вписаны в страховку ОСАГО (текущий КБМ равен 0,5), то новый КБМ должен быть равен 0,46.
Инструкция по проверке текущего КБМ приведена в этой статье.
Удачи на дорогах!
Максим,
а разве кбм может быть ниже 0.5?
Я правильно понимаю, что сначала (31 марта 2022 года) мне на основании имеющегося коэффициента КБМ (0,6) присвоят класс водителя (по таблице из приложения 6) равным 11.
Затем (1 апреля 2022 года) мне пересчитают класс на 12 и КБМ на 0,52 на следующий год по таблице из пункта 2 приложения 2?
Резюмирую:
С 1 апреля 2022 года мой КБМ понизится с 0,6 до 0,52?
Или, всё-таки с 0,6 до 0,57?
agrael09, сейчас - еще нет, а с 1 апреля сможет. Новая таблица приведена в обсуждаемой статье.
Роман-280, все верно, КБМ должен принять значение 0.52.
Добрый день! Подскажите, на мотоциклы эти расклады такие же как и на авто?
За прошлый год по моей вине одна авария. Мой кбм 0,5. Какой кбм у меня будет и стоит ли оформлять страховку до 1 апреля 2022 г
Сегодня 28.03.22 и сегодня мой КБМ составляет 1.4 (было одно ДТП по моей вине два года назад)
По старой таблице он должен был понизиться до 1.0 , правильно ли я понимаю, с 01.04.22 мой кбм по новой таблице будет 1.17, или я ошибаюсь?
Вячеслав-158, здравствуйте.
Таблица КБМ применяется к водителю, а не к транспортному средству. То есть при покупке ОСАГО для мотоцикла КБМ рассчитывается по той же таблице.
Удачи на дорогах!
Владимир-521, КБМ после 1 апреля будет равен 0,78. До 1 апреля - 0,5. Рекомендую Вам самостоятельно посчитать, когда купить ОСАГО будет выгоднее. Например, если полис заканчивается в январе 2023-го, то смысла в преждевременной покупке нет.
Удачи на дорогах!
Лео-1, все верно, КБМ будет равен 1.17.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте. Есть ли смысл мне страховать машину до 1 апреля, если у меня почти 9 лет безаварийного стажа. Не могу сообразить, ничего не поняла в этих таблицах)
Надежда-97, здравствуйте.
Если КБМ во все предшествующие годы считался правильно, то смысла покупать страховку раньше времени нет, т.к. страховка после 1 апреля должна стать немного дешевле. Если не уверены, что КБМ считался правильно, то просто посмотрите его в действующем полисе и напишите значение сюда.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте. Вот тоже не могу сообразить. У меня стаж 2 года, не было ни одного ДТП. КБМ=0.95, по старому, после 1 апреля, должен был стать 0,9. По новому какой применится, опять 1 или же все таки 0,91?
Надо приобретать ОСАГО 7мая. С 1 апреля по-старому расчету кбм должен быть 0.7. Какой кбм рассчитают по новым правилам? Или надо было оформить до 1 апреля?
Здравствуйте. У меня стаж 14 лет безаварийного вождения, коэффициент сейчас 0.5.Сколько будет после 1 апреля и на сколько будет дешевле страховка? Спасибо.
Подскажите, 02.04.2021 оформляла ОСАГО, КБМ был 1, какой КБМ станет 02.04.2022, так и останется опять 1?
Здравствуйте, в 2019 году по моей вине было ДТП,с 01.04.2020 года мой кбм повысился с 0.95 до 1.4 . После отъездил безаварийно год, кбм с 01.04.2021 стал 1. Скажите как изменится мой кбм после 1 апреля 2022 года?
Добрый день! В 2021 у меня КБМ составлял - 0,8.
Вчера 31.03.2022, при оформлении ОСАГО, КБМ не изменился, не подскажите почему (ДТП не было), что посоветуете?
Здравствуйте. Дтп было в феврале 2020г. по моей вине.ОСАГО с 11.2019-11.2020( кбм 1) След. ОСАГО с 03.2021-03.2022.(0.95кбм). Сейчас кбм показывает 1.17 на 02.04.2022. это верно? Не могу разобраться. В 2021 г дтп не было. Стаж вождения с 12. 2018.
Подскажите, пожалуйста, какой должен быть КБМ в апреле 2022 года, если год назад при оформлении ОСАГО он был равен 0.95.
При этом в 2020 году КБМ был 0,8, но после ДТП в том же году, он увеличился до 0,95 в 2021-м (уточняю, вдруг это имеет значение).
Юлия-223, здравствуйте.
С 1 апреля класс водителя 5, КБМ - 0.91.
Удачи на дорогах!
Анна-218, с 1 апреля класс = 9, КБМ = 0,68.
Удачи на дорогах!
Константин-158, здравствуйте.
С 1 апреля класс = 13, КБМ = 0,46. Страховка станет дешевле на (1 - 0,46/0,5) * 100 = 8 %.
Удачи на дорогах!
Maria-2, с 1 апреля класс = 4, КБМ = 1.
Удачи на дорогах!
Алексей-755, здравствуйте.
С 1 апреля класс = 4, КБМ = 1. То есть никак не изменится.
Удачи на дорогах!
Михаил43, здравствуйте.
КБМ пересчитывают только 1 апреля. Если Вы покупали ОСАГО в марте, то использовалось старое значение КБМ.
Могу посоветовать только покупать страховку после пересчета коэффициентов на очередной год.
Удачи на дорогах!
Эльмира-7, здравствуйте.
Если в марте 2021 года КБМ был равен 0,95, то с 1 апреля 2021 года значение КБМ было равно 0,9. При пересчете 1 апреля 2022 года класс водителя 6, КБМ = 0.83.
Рекомендую обратиться в страховую компанию и выяснить, почему в базе указан неверный КБМ. Как восстановить КБМ?
Удачи на дорогах!
Светлана-231, с 1 апреля класс водителя 5, КБМ = 0,91.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте,кбм 2020-1.4 2021-1 2022-1. Подскажите,правильно ли? Аварий небыло.
Здравствуйте. Класс 3 КБМ был 1, было одно ДТП по моей вине, в апреле менять страховку насчитали 23000 КБМ стал 2.25? Уменьшить нельзя никак?
Роман8222, добрый день.
Все верно. Классу 4 сейчас соответствует коэффициент 1.
Дарья-70, добрый день.
КБМ рассчитан верно. Остается либо купить страховку за предложенную сумму, либо пропустить год вождения (или несколько), пока КБМ не уменьшится до нужного значения.
Не верю, что для кого то страховка подешевеет, наверно лошадиная сила подорожала.
Добрый день подходит время продления осагопочему у все страховых базовый тариф 5890 ?Хотя вреде вилка от и до
Николай-310, здравствуйте.
Каждая страховая устанавливает базовый страховой тариф в предложенном коридоре. Почему именно страховая установила максимальное значение лучше уточнить в самой страховой.
Удачи на дорогах!
Добрый день.
Скажите, пожалуйста, уменьшается ли КБМ, если аварийного водителя несколько лет не вписывать в страховку (покупать полис "без ограничений по водителям") ?
Добрый день! В 2021 КБМ составлял 0,95. Было 1 ДТП. Какой будет КБМ?
Здравствуйте! Стаж с 09.07.2016 года, в конце августа 2019 было дтп по моей вине, КБМ стал 1,4, на данный момент КБМ 1, страховка заканчивается в 02.08.2022, каким станет КБМ 1,17?
Добрый день. Подскажите. Была страховка с 06.05.2021 по 05.06.2022. При страховании был коэффициент 0,95. Была одна авария. Какой коэффициент должен быть после 01.04.2022г. И если не страховаться следующий го на сколько он упадет?
Марина-173, здравствуйте.
Если водитель есть в базе РСА, то КБМ должен постепенно уменьшаться. В любом случае рекомендую за этим следить, обновления происходят ежегодно 1 апреля.
Удачи на дорогах!
Олег-288, если ДТП было в 2021 году или в начале 2022 (до 1 апреля), то при пересчете 1 апреля 2022 года водителю должен был быть присвоен класс 2 и КБМ 1,76.
Удачи на дорогах!
Светлана-236, здравствуйте.
Если на данный момент КБМ в базе РСА равен 1, то он и в августе останется равным 1, т.к. пересчет происходит 1 раз в год (1 апреля).
Удачи на дорогах!
Константин-162, здравствуйте.
С 1 апреля 2022 года класс водителя должен быть равен 2, КБМ 1,76.
С 1 апреля 2023 года класс водителя должен быть равен 3, КБМ 1,17.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте! Почему вписать ребенка в страховку стоит 15300, а оформить личное ОСАГО 7400? Моё личное ОСАГО вообще 2400.
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, в действующей страховке(срок заканчивается в августе 2022) кбм указан 1,55, за практически 4 года было одно дтп, при заявке на оформление полиса выдало кбм 3,92. действительно ли такое может быть или это ошибка и необходимо обращаться в страховую или рса для корректировки кбм. Спасибо.
Добрый день! Вопрос, Расчетным для кбм является период с 1 апреля прошлого года по 31 марта текущего, аварий за этот период не было, почему кбм так и остался 1, а не уменьшился?
Роман-285, добрый день.
Имеет смысл сделать расчет страховок для всех трёх случаев и посмотреть, какие значения коэффициентов используются.
Игорь-313, добрый день.
Если ДТП учли только при текущем пересчёте, то все верно. Класс водителя уменьшился с 1 до М.
Светлана-236, добрый день.
Класс водителя увеличился с 3 до 4. А КБМ остался таким же, т.к. таблицы в этом году обновили.