Введение классов водителей при расчете стоимости ОСАГО с 1 апреля 2022 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В предшествующей статье на ПДД Мастер рассмотрено новое Указание Банка России "О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств", которое начало действовать с 9 января 2022 года.
Напомню, что данный документ установил новые базовые тарифы, а также новые таблицы коэффициентов КТ, КО и КВС.
Сегодня речь пойдет о второй части нового Указания, которая вступает в силу с 1 апреля 2022 года и устанавливает новые коэффициенты КБМ, то есть коэффициенты, зависящие от безаварийной езды водителя:
- Информация о нормативном документе.
- Возвращение классов водителей с 1 апреля 2022 года.
- Новая таблица коэффициентов КБМ с 1 апреля 2022 года.
- Есть ли смысл покупать страховку до 1 апреля 2022 года?
Информация о нормативном документе
2022.01.14 Указание Банка России "О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" опубликовано на официальном сайте Банка России 29 декабря 2021 года. Документ вступил в силу с 9 января 2022 года, однако некоторые его пункты начнут действовать только с 1 апреля 2022 года.
Примечание. В данной статье рассматриваются только нововведения от 1 апреля 2022 года.
Возвращение классов водителей с 1 апреля 2022 года
Для начала немного истории. До 1 апреля 2019 года каждому водителю в России присваивался некоторый класс. Начинающий водитель получал класс 3, после чего каждый год безаварийного вождения увеличивал класс водителя на 1. Максимальное значение класса было равно 13. Чем выше был класс водителя, тем меньше становился его коэффициент безаварийного вождения (КБМ) и тем дешевле для водителя стоил страховой полис ОСАГО. Таблица, которая использовалась до 1 апреля 2019 года, приведена в следующем нормативном документе.
С 1 апреля 2019 года законодатели по каким-то причинам решили отказаться от понятия "класс водителя", то есть просто исключили его из таблицы. Сама таблица осталась прежней, однако ориентироваться в ней приходилось только по значению КБМ.
С 1 апреля 2022 года нас ждет обратное изменение законодательства, то есть понятие "класс КБМ" вновь возвращается в Указание Банка России. Соответствие между текущим КБМ водителя и классом водителя определяется с помощью следующей таблицы:
6. Соответствие коэффициента страховых тарифов в зависимости от количества произведенных страховщиками страховых возмещений в предшествующие периоды (далее - коэффициент КБМ), определенного на период с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года, классу КБМ на 31 марта 2022 года определяется в соответствии с приложением 6 к настоящему Указанию.
N п/п | Класс КБМ на 31 марта 2022 года | Коэффициент КБМ на период КБМ с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года |
1 | 2 | 3 |
1 | М | 2,45 |
2 | 0 | 2,3 |
3 | 1 | 1,55 |
4 | 2 | 1,4 |
5 | 3 | 1 |
6 | 4 | 0,95 |
7 | 5 | 0,9 |
8 | 6 | 0,85 |
9 | 7 | 0,8 |
10 | 8 | 0,75 |
11 | 9 | 0,7 |
12 | 10 | 0,65 |
13 | 11 | 0,6 |
14 | 12 | 0,55 |
15 | 13 | 0,5 |
Внимательный читатель легко заметит, что с 1 апреля 2022 года возвращаются те же самые классы, которые использовались до 1 апреля 2019 года.
Так что остается лишь вопрос по поводу того, для чего эти классы вообще отменяли в 2019 году.
Новая таблица коэффициентов КБМ с 1 апреля 2022 года
Второе важное изменение, которое ожидает автовладельцев с 1 апреля 2022 года, - это введение новой таблицы с коэффициентами КБМ:
N п / п | Коэффициент КБМ на период КБМ | Коэффициент КБМ | ||||
отстутствие страховых возмещений за период КБМ | одно страховое возмещение за период КБМ | два страховых возмещения за период КБМ | три страховых возмещения за период КБМ | более 3 страховых возмещений за период КБМ | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 2,45 | 2,3 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
2 | 2,3 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
3 | 1,55 | 1,4 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
4 | 1,4 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
5 | 1 | 0,95 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
6 | 0,95 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 | 2,45 |
7 | 0,9 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 |
8 | 0,85 | 0,8 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
9 | 0,8 | 0,75 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
10 | 0,75 | 0,7 | 0,9 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
11 | 0,7 | 0,65 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 |
12 | 0,65 | 0,6 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
13 | 0,6 | 0,55 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
14 | 0,55 | 0,5 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
15 | 0,5 | 0,5 | 0,8 | 1 | 1,55 | 2,45 |
N п / п | Класс КБМ на период КБМ | Коэффициент КБМ на период КБМ | Класс КБМ | ||||
отсутствие страховых возмещений за период КБМ | одно страховое возмещение за период КБМ | два страховых возмещения за период КБМ | три страховых возмещения за период КБМ | более трех страховых возмещений за период КБМ | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | М | 3,92 | 0 | М | М | М | М |
2 | 0 | 2,94 | 1 | М | М | М | М |
3 | 1 | 2,25 | 2 | М | М | М | М |
4 | 2 | 1,76 | 3 | 1 | М | М | М |
5 | 3 | 1,17 | 4 | 1 | М | М | М |
6 | 4 | 1 | 5 | 2 | 1 | М | М |
7 | 5 | 0,91 | 6 | 3 | 1 | М | М |
8 | 6 | 0,83 | 7 | 4 | 2 | М | М |
9 | 7 | 0,78 | 8 | 4 | 2 | М | М |
10 | 8 | 0,74 | 9 | 5 | 2 | М | М |
11 | 9 | 0,68 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
12 | 10 | 0,63 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 11 | 0,57 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
14 | 12 | 0,52 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
15 | 13 | 0,46 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
Если изучить пять правых столбцов таблицы, показывающих взаимосвязь между количеством страховых возмещений и коэффициентом КБМ водителя на следующий год, то можно понять, что они никак не изменились:
- если по вине водителя не происходит ни одного ДТП, то водитель перемещается на одну строку вниз;
- если по вине водителя происходят ДТП, то он перемещается на несколько строк вверх.
Однако изменения затронули значения коэффициентов в третьем столбце таблицы (в старой таблице - втором):
- коэффициент КБМ увеличится для водителей из верхней половины таблицы, то есть для тех, кто либо имеет менее 3-х лет безаварийного вождения, либо ранее стал виновником ДТП.
- коэффициент КБМ уменьшится для водителей, класс которых 6 или более (3 года безаварийного стажа для начинающего водителя).
На основании таблицы можно сделать следующие выводы:
- больше всего страховка подорожает для водителей, имеющих класс М, то есть ставших виновниками как минимум двух ДТП, - на 60 %.
- для начинающих водителей, имеющих класс 3, стоимость страховки также возрастет довольно существенно, - на 17 %.
- для опытных водителей, имеющих 10 или более лет безаварийной езды, страховка подешевеет больше всего - на 8 %.
С одной стороны, очевидно, что в среднем стоимость страховых полисов с 1 апреля 2022 года станет больше. С другой стороны, обновленная таблица КБМ будет дополнительным стимулом для водителя к соблюдению правил дорожного движения.
Есть ли смысл покупать страховку до 1 апреля 2022 года?
Поскольку с 1 апреля коэффициенты КБМ для некоторых водителей увеличатся, у многих возникает вопрос по поводу того, имеет ли смысл покупать страховой полис заранее, то есть до 1 апреля 2022 года. Особенно сильно этот вопрос волнует тех, у кого текущий полис заканчивается в самом начале апреля.
Поэтому разберемся, есть ли смысл в преждевременной покупке страховки.
Если в текущем страховом полисе самое большое значение КБМ среди водителей равно 2,3, 1,4, 1,0 или меньше, то преждевременная покупка страховки не имеет смысла, т.к. КБМ после 1 апреля уменьшится.
Остались еще 2 коэффициента КБМ 2,45 (класс М) и 1,55 (класс 1), которые заслуживают более подробного обсуждения.
Если водитель до 1 апреля 2022 года имеет КБМ равный 2,45, то даже при отсутствии ДТП по его вине после 1 апреля значение КБМ составит 2,94. То есть страховка подорожает на 2,94/2,45 * 100 = 1,2, то есть на 20%.
20 процентов - это стоимость страховки за 73 дня. Так что, если текущая страховка водителя заканчивается до 12 июня, то покупка новой страховки ОСАГО до 1 апреля может оказаться выгодной.
Если водитель до 1 апреля 2022 года имеет КБМ равный 1,55, то даже при отсутствии ДТП по его вине после 1 апреля значение КБМ составит 1,76. То есть страховка подорожает на 1,76/1,55 * 100 = 1,135, то есть на 13,5%.
13,5 процентов - это стоимость страховки за 49 дней. Так что, если текущая страховка водителя заканчивается до 19 мая, то покупка новой страховки ОСАГО до 1 апреля может оказаться выгодной.
Из этих расчетов можно сделать такой вывод. Если в текущей страховке максимальный КБМ водителей равен 2,45 или 1,55, а сам страховой полис заканчивается в начале апреля, то имеет смысл продлить страховку заранее, т.к. это принесет небольшую выгоду. Естественно, оформлять новый полис выгоднее всего с самого последнего дня, то есть с 31 марта.
Ну а в заключение предлагаю Вам изучить полный текст нового Указания Банка России:
Удачи на дорогах!
Здравствуйте! Стаж с 09.07.2016 года, в конце августа 2019 было дтп по моей вине, КБМ стал 1,4, на данный момент КБМ 1, страховка заканчивается в 02.08.2022, каким станет КБМ 1,17?
Добрый день. Подскажите. Была страховка с 06.05.2021 по 05.06.2022. При страховании был коэффициент 0,95. Была одна авария. Какой коэффициент должен быть после 01.04.2022г. И если не страховаться следующий го на сколько он упадет?
Марина-173, здравствуйте.
Если водитель есть в базе РСА, то КБМ должен постепенно уменьшаться. В любом случае рекомендую за этим следить, обновления происходят ежегодно 1 апреля.
Удачи на дорогах!
Олег-288, если ДТП было в 2021 году или в начале 2022 (до 1 апреля), то при пересчете 1 апреля 2022 года водителю должен был быть присвоен класс 2 и КБМ 1,76.
Удачи на дорогах!
Светлана-236, здравствуйте.
Если на данный момент КБМ в базе РСА равен 1, то он и в августе останется равным 1, т.к. пересчет происходит 1 раз в год (1 апреля).
Удачи на дорогах!
Константин-162, здравствуйте.
С 1 апреля 2022 года класс водителя должен быть равен 2, КБМ 1,76.
С 1 апреля 2023 года класс водителя должен быть равен 3, КБМ 1,17.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте! Почему вписать ребенка в страховку стоит 15300, а оформить личное ОСАГО 7400? Моё личное ОСАГО вообще 2400.
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, в действующей страховке(срок заканчивается в августе 2022) кбм указан 1,55, за практически 4 года было одно дтп, при заявке на оформление полиса выдало кбм 3,92. действительно ли такое может быть или это ошибка и необходимо обращаться в страховую или рса для корректировки кбм. Спасибо.
Добрый день! Вопрос, Расчетным для кбм является период с 1 апреля прошлого года по 31 марта текущего, аварий за этот период не было, почему кбм так и остался 1, а не уменьшился?
Роман-285, добрый день.
Имеет смысл сделать расчет страховок для всех трёх случаев и посмотреть, какие значения коэффициентов используются.
Игорь-313, добрый день.
Если ДТП учли только при текущем пересчёте, то все верно. Класс водителя уменьшился с 1 до М.
Светлана-236, добрый день.
Класс водителя увеличился с 3 до 4. А КБМ остался таким же, т.к. таблицы в этом году обновили.
Здравствуйте! КМБ в том году был 1.55(страховка была оформлена 20 июля) за этот не было ни одного ДТП. Снизится ли КМБ у меня?
Alya123, здравствуйте.
Самое простое решение в Вашем случае - проверить КБМ по базе РСА. Коэффициент должен был измениться 1 апреля.
При правильном расчете класс водителя должен был увеличится с 1 до 2, а КБМ увеличиться с 1.55 до 1,76.
Удачи на дорогах!
Добрый день. В августе 21 года оформил осаго, должен ли класс был обновиться в апреле 22 года, если фактически я не отъездил застрахованный год полностью ещё к тому моменту?
Дмитрий-743, здравствуйте.
Да, класс должен был обновиться.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте. В ноябре заканчивается срок действия договора осаго. Коэффициент 0.46. Если оформить осаго после апреля 2023 года, то кбм обнулится? 365 дней ещё не пройдут
Алексей2828, здравствуйте.
Текущее законодательство не предусматривает обнуления КБМ, то есть он должен сохраниться. Это правило действует уже несколько лет и никто не писал о том, что КБМ обнулился. Так что оно, судя по всему, работает корректно.
Удачи на дорогах!
Добрый день, скажите. пжл, какой должен быть КБМ при стаже 10 лет, было 2 аварии по вине страхуемого в 2016 и в 2017гг. В страховой выдает КБМ 1,76. После аварии прошло 5 лет и права новые. Неужели КБМ 1,76 верный? в прошлом году на ОСАГО стоит КБМ 1, в этом почему-то 1,76.
Оксана-96, добрый день.
Если все ДТП были учтены ранее, то в этом году должен быть присвоен класс 4 и КБМ 1.
Если же одно из ДТП учтено в прошлом году, то класс равен 1, КБМ 2.25.
То есть в КБМ, определенно, есть ошибка.
Вот история КБМ с РСА с 2012г: 2012-1; 2013-1; 2014-0,95; 2015-1; 2016-0,9; 2017-0,95; 2018-1,4 (учтена авария 2016г.), 2019- 1,55 (учтена авария 2017г), 2020-1,4, 2021-1, 2022-1,76. Ответьте, пжл, почему 1,76? Это вместо 8800 (было бы с КБМ 1)рассчитывают почему-то 18000 с лишним. Очень прошу. Плюсом вам в карму +100 будет, если поможете бескорыстно и от души, кто умеет рассчитать КБМ. Я уже по-всякому пробовала, не получается 1,76
Оксана-96, КБМ рассчитан неправильно и вообще в последовательности несколько ошибок: 2013, 2015, 2016, 2017 как минимум.
Изучите статью про восстановление КБМ.
Оксана-96, история КБМ должна была быть такой:
2012 - 1
2013 - 0,95
2014 - 0,9
2015 - 0,85
2016 - 0,8
2017 - 0,75
2018 - 0,9
1 апреля 2019 - 1
1 апреля 2020 - 0,95
1 апреля 2021 - 0,9
1 апреля 2022 - 0,83
Рекомендую Вам заняться восстановлением КБМ, ссылка на статью приведена в предыдущем сообщении.
Удачи на дорогах!
здравствуйте Максим Вы советуете проверить свой КБМ подскажите пожалуйста как это можно можно сделать
Владимир-536, добрый день.
В прошлом году у меня кбм был 0.95 , а в этом 1.17 , как у новичка , может я чего то не понимаю , разъясните кто ни будь ,а то я совсем запутался с этими таблицами. Заранее спасибо.
Алексей-783, в этом году должен быть класс 5, КБМ 0.91. При расчете допущена ошибка, разберитесь со страховой.
Здравствуйте. В 2020 году КБМ был 1,4 из за одного ДТП по моей вине, 2021 КБМ стал 1 и 2021 году случилось ДТП по моей вине. В этом году хотел застраховаться и у меня КБМ 3,92
Артур-59, здравствуйте.
31 марта 2022 года КБМ равен 1, водителю присваивается класс 3. 1 апреля 2022 года класс водителя меняется по таблице на 1 (из-за одного ДТП). КБМ равен 2,25.
Должно быть так, обратитесь в страховую для исправления КБМ.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте!
20.04.2021 КБМ равен 1
02.10.2022 КБМ опять равен 1.
В системе ошибка, ведь должен быть равен 0,91? Или правильно?
Елена-422, добрый день.
Ошибки нет.
31.03.2022 Класс - 3, КБМ - 1.
01.04.2022 Класс - 4, КБМ - 1.
В 2021 кбм с страховке был 1,4. В 2022 1,17 как у новичка. В 2016 было 2 дтп по моей вине. Не могу понять теперь, правильно все или где-то ошибка. После 2016 дтп не было. 6 лет без дтп а кбм как у новичка?
Ильнур-6, в 2021 и 2022 годах ошибки нет. А по предшествующим годам проверку провести невозможно, т.к. не известно, с какой даты были учтены ДТП.
Здравствуйте! Застраховался в феврале, кбм 0,46. В августе попал в дтп, по моей вине. Сейчас кбм 1,17. Правильно? И когда должны поменять кбм? Я думал что только 1 апреля 2023 года.
Айнур-3, здравствуйте.
Если ДТП только одно, то КБМ должен стать равен 0,78. Пересчитать его должны 1 апреля 2023 года.
В описанной ситуации, судя по всему, имеет место ошибка.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста. ОСАГО на 2 авто. По 1му - с 11.03.2021 по 11.03.22 КБМ 0,65. По 2му ОСАГО с 24.01.2022 по 23.01.2023 КБМ 1 (учли 2 ДТП за 2017 и 2020г). По данным РСА на текущий момент КБМ 1.17. При продлении ОСАГО (с 24.01.2023 по 23.01.2024г) на 24.01.2022 КБМ снова 1.17. Это верно?
Добрый день! В 2019 г. КБМ 1, было дтп. После аварий не было. В январе 2022 кбм ставят 1,55. Сейчас 1.76. Правильно ли я понимаю, что в 2020 должен был быть 1,55, в 2021 - 1,4, в 2022 - 1? Если сейчас оформлять страховку должен быть 1,17?
Светлана-251, здравствуйте.
1 апреля 2020 года - КБМ равен 0,65
1 апреля 2021 года - КБМ равен 1, класс 3 (учли 2 ДТП) - верно
1 апреля 2022 года - КБМ равен 1, класс 4.
Сейчас КБМ должен быть равен 1, в базе РСА допущена ошибка.
Удачи на дорогах!
Марина-180, здравствуйте.
В 2019 году КБМ = 1 присвоен до 1 апреля или после 1 апреля?
Максим, Здравствуйте! Думаю, после. В 2020 и 2021 кбм тоже 1, а в 2022 почему-то 1,55. За эти годы дтп не было, страховку оформляла в январе. Сейчас мне кбм ставят 1,76. Посмотрела на сайте рса, там у меня кбм 1.
Марина-180, должно было быть примерно так:
1 апреля 2019 - КБМ = 1
1 апреля 2020 - КБМ = 1,55 (если ДТП учли именно 1 апреля 2020 года, а не позже)
1 апреля 2021 - КБМ = 1,4
1 апреля 2022 - КБМ = 1,17 (класс = 3)
Если ДТП учли на год позже, то:
1 апреля 2019 - КБМ = 1
1 апреля 2020 - КБМ = 0,95
1 апреля 2021 - КБМ = 1,4 (если ДТП учли 1 апреля 2021 года)
1 апреля 2022 - КБМ = 1,17 (класс = 3)
Если ДТП учли в 2022 году, то:
1 апреля 2019 - КБМ = 1
1 апреля 2020 - КБМ = 0,95
1 апреля 2021 - КБМ = 0,9
1 апреля 2022 - КБМ = 1,17 (класс = 3) (если ДТП учли 1 апреля 2022 года)
Получается что при всех раскладах на текущий момент КБМ должен быть равен 1,17, а класс водителя 3. Если в базе РСА информация не совпадает, то стоит заняться восстановлением КБМ.
И в любом случае КБМ в страховой должен совпадать с КБМ в базе РСА.
Удачи на дорогах!
Максим, добрый день! А разве могут дтп учитывать через несколько лет после его проишествия? Ведь стоимость осаго должна измениться на следующий период страхования, а не через один или два.
Вот так в очередной раз РСА нагнула водителей, в данном случаю начинающих. С какого то РСА посчитала что начинающие водители изначально должны им +17% от страховки хотя никакой аварийности еще и не было. как считаете справедливо?
Марина-180, добрый день.
Могут, т.к. выплаты не всегда происходят в том же периоде, что и ДТП. Если судебное разбирательство длится долго, то задерживаются и выплаты, и изменение КБМ.
Nikad, было бы более логичным поднять базовые ставки на те же 17 процентов, для начинающих водителей оставить коэффициент 1, а для всех остальных скорректировать коэффициенты так, чтобы суммы остались такими же с учетом повышенной базовой ставки. Коэффициент 1.17 для начинающих выглядит непонятным.
orlov, здравствуйте! Благодарю за разъяснение. В базе рса дтп числится как в 2021, думала, что это ошибка. Подала заявление в страховую на пересмотр кбм.
Здравствуйте, в августе 2021 году была авария по моей вине, кбм был 0.95, в 2022 кбм стал 1.76 Хотя по моим расчётам должен был быть 1.17, подскажите пожалуйста, в 2022 году за страховку отдала 13 тыс, а в этом 31 тыс
Наталья02, здравствуйте.
1 апреля 2021 года КБМ равен 0.95.
31 марта 2022 года КБМ равен 0,95, класс водителя равен 4.
1 апреля 2022 года класс водителя равен 2, КБМ равен 1.76.
Все соответствует таблицам.
Удачи на дорогах!
1 марта 2022г. страховка стоила 2490 рублей, КБМ 0.5. 33 года стажа. В этом году аварий не было. Начала оформлять страховку. Показывает КБМ 0.78 и стоимость страховки 8000. Как восстановить КБМ?
Екатерина-196, инструкция: "Как восстановить КБМ в базе РСА".
Удачи на дорогах!