Отмена нормативов рабочего времени для автомобилей медицинской помощи с 19 ноября 2019 года

Режим труда и отдыха с 19 ноября 2019 года

Добрый день, уважаемый читатель.

С 19 ноября 2019 года обновлено положение "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей". Напомню, что данный документ устанавливает различные нормативы времени, в соответствии с которыми должен быть организован рабочий день водителя.

Нововведения от 19 ноября 2019 года позволяют более гибко составлять рабочие графики для некоторых категорий водителей:

Автомобили для оказания медицинской помощи

Первое изменение внесено в пункт 2 положения:

2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее - водители).

2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе эвакуации пострадавших при чрезвычайных ситуациях, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее - водители).

Суть его заключается в том, что перечень водителей-исключений, которые могут не соблюдать нормативы труда и отдыха, уточнен. Теперь в документе прямо говорится, что в исключения попадают автомобили для оказания медицинской помощи гражданам и автомобили, предназначенные для эвакуации пострадавших при чрезвычайных ситуациях.

Однако у организаций могут возникнуть вопросы по поводу того, что именно может быть отнесено к группе аварийно-спасательных автомобилей. К сожалению, ответ на этот вопрос в документе не дается. Если у Вас есть какие-то мысли по данному поводу (как провести грань между медицинскими аварийно-спасательными и другими медицинскими автомобилями), то напишите об этом в комментариях к статье.

Служебные легковые автомобили органов государственной власти

Второе нововведение связано с тем, что вводится возможность разделения рабочего дня на несколько частей для водителей легковых автомобилей органов государственной власти:

13.1. Водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации с персональным закреплением за этими лицами таких автомобилей с экипажем, с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две и более частей. В случае получения согласия водителя на разделение рабочего дня (смены), такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с иным представительным органом работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.

При разделении рабочего дня (смены) на две и более частей один из перерывов должен быть не менее двух часов, а суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать 5 часов.

Перерыв между частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения или графиком работы и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между частями смены в рабочее время не включается.

При применении норм настоящего пункта при регулировании режима труда и отдыха водителей условия оплаты труда водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не могут быть ухудшены.

Рассмотрим особенности нового пункта по частям:

1. Нововведение распространяется на водителей, работающих только в федеральных или региональных (субъекты РФ) органах власти.

Например, рабочий день водителя в администрации Владимирской области (региональный орган власти) может быть организован по новым правилам.

Если же водитель работает в администрации города Владимира (местный орган власти), то по новым правилам рабочий день организован быть не может.

2. Водитель должен работать на служебном легковом автомобиле и перевозить только одного сотрудника органа госусадрственной власти. То есть речь идет о работе личным водителем.

Например, если водитель не "привязан" к одному пассажиру и может перевозить любого из сотрудников, которому нужно ехать в данный момент, то к такому водителю новые правила организации рабочего дня не применяются.

3. Рабочий день может быть разделен только с согласия водителя.

4. Рабочий день водителя может быть разделен на несколько частей. Напомню, что до 19 ноября 2019 года мог быть разделен только рабочий день водителей автобусов и только на 2 части. У водителей легковых автомобилей рабочий день может быть разделен на сколько угодно частей.

5. Суммарное время всех перерывов не может превышать 5 часов (при этом хотя бы один перерыв должен быть длиннее, чем 2 часа).

Напомню, что пункт 12 Положения разрешает увеличить продолжительность рабочего времени водителя органа государственной власти до 12 часов. Если добавить к этому числу обед длиной 2 часа и перерыв между частями рабочей смены длиной 5 часов, то получится, что время меду началом и концом рабочей смены составит 19 часов.

С одной стороны, это дает возможность гибко составлять графики работы водителей. С другой стороны, будем надеяться, что водителям не будут навязывать 19-часовые смены.

6. При разделении рабочей смены на части перерывы должны предоставляться таким образом, чтобы водитель мог использовать время по своему усмотрению.

7. Кроме всего сказанного выше нужно учитывать, что разделение времени не должно приводить к ухудшению условий оплаты труда (уменьшению заработной платы).

Рассмотрим пример, который показывает, в каких ситуациях можно использовать новый вариант разделения рабочего дня:

Предположим, водитель перевозит губернатора Тверской области. Он работает по стандартному 8-часовому рабочему дню.

В понедельник губернатора нужно отвезти в командировку в Москву. Время в пути в одну сторону - 3,5 часа. В Москве губернатор посетит совещание, длительность которого 4 часа. То есть при стандартной схеме расчета (без перерыва) не получается организовать 8 часовой рабочий день без нарушения (3,5 + 4 + 3,5 = 11 часов).

По новым правилам рабочий день водителя можно организовать так:

6:45Предрейсовый медицинский осмотр
7:00Дорога из Твери в Москву
10:30Перерыв для отдыха и питания (обед)
Совещание
11:30Перерыв между частями рабочего дня
Совещание
14:30Дорога из Москвы в Тверь
16:30Специальный перерыв для отдыха
16:45Дорога из Москвы в Тверь
18:15Конец рабочего дня

Хочу обратить внимание на еще один абзац пункта 13.1, который выше в этой статье не разбирался:

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.

Формулировка этого абзаца не вполне понятна. Если рабочий день состоит всего из двух частей, то все в порядке - единственный перерыв между частями должен начинаться не позже, чем через 5 часов после начала работы.

А что делать, если рабочий день разделен на большее количество частей? Например, на 3. В этом случае не понятно, относится ли ограничение про 5 часов только к первому перерыву или одновременно ко всем перерывам.

Если бы в данном абзаце было написано "первый перерыв" или "каждый перерыв", то никаких проблем с пониманием не было бы.

Примечание. Можно предположить, что разработчики документа просто скопировали данный абзац из соседнего пункта 13 (там есть точно такой же абзац) и не доработали его под вариант с несколькими перерывами.

Работа в промежутке между частями рабочего дня

Еще одно дополнение внесено в пункт 23:

При привлечении водителя, осуществляющего перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с производственной необходимостью к выполнению работ в период перерыва между частями рабочего дня с учетом максимальной продолжительности, данная работа (осуществляемая за пределами рабочего времени) является сверхурочной.

Суть этого пункта сводится к тому, что если по каким-то причинам водителю пришлось работать в промежутке между частями рабочего дня, то такая работа является сверхурочной.

То есть должны соблюдаться все требования, относящиеся к сверхурочным работам. Например, в течение двух дней подряд не может быть больше 4-х часов сверхурочных работ, а в течение года не может быть больше 120 часов.

В заключение предлагаю Вам самостоятельно изучить обновленный текст рассматриваемого нормативного документа:

Удачи на дорогах!

Автор: Максим Калашников
Опубликовано: 19 ноября 2019
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев