Время управления транспортом для физических лиц с 1 сентября 2023 года

Время управления транспортом для физических лиц с 1 сентября 2023 года

Добрый день, уважаемый читатель.

Всего несколько месяцев назад (с 1 марта 2023 года) начала действовать новая редакция правил дорожного движения, которая серьезно изменила текст правил. Речь о ней шла в серии статей "Новые правила дорожного движения с 1 марта 2023 года". Однако это далеко не все изменения правил в 2023 году.

Уже 1 сентября 2023 года правила дорожного движения будут еще раз обновлены, причем нововведения затронут большое количество пунктов. Так что самое время начать новую серию статей "Новые ПДД с 1 сентября 2023 года", в которой обновленные правила и будут рассматриваться.

Однако, забегая вперед, хочу сказать, что именно правила движения по дорогам изменятся незначительно. Большая часть нововведений пришлась на новый Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. То есть, с 1 сентября 2023 года вводится большое количество технических требований, несоблюдение которых приведет к запрещению эксплуатации ТС. Эти требования будут рассмотрены в следующих статьях серии.

Сегодня же речь пойдет об изменениях, относящихся к нормам времени управления транспортным средством для водителей.

Содержание статьи:

Информация о нормативном документе

2023.06.16 Постановление Правительства Российской Федерации от 02.06.2023 №908
"Об утверждении норм рабочего времени, времени отдыха, норм времени управления транспортным средством для физических лиц, Правил учета рабочего времени, времени отдыха, времени управления транспортным средством физическими лицами и о внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации" опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 2 июня 2023 года.

Документ вступает в силу 1 сентября 2023 года.

Перенос еженедельного отдыха на другую неделю

Первое изменение вносится в пункт 26.3 правил дорожного движения и затрагивает всех физических лиц, которые должны соблюдать нормы времени управления и отдыха. То есть оно относится к водителям грузовиков с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, к водителям автобусов, и к водителям легковых такси.

26.3. Отдых водителя от управления транспортным средством должен быть непрерывным и составлять:
...
не менее 45 часов, которые начинаются не позднее чем по окончании периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха (еженедельный отдых). Допускается сокращение этого времени до 24 часов, но не более одного раза в течение 2 подряд календарных недель. Разница времени, на которую сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть в течение 3 подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен, использована водителем на отдых от управления транспортным средством. Любой ежедневный отдых может быть заменен еженедельным.

не менее 45 часов, которые начинаются не позднее чем по окончании периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха (еженедельный отдых). Допускается сокращение этого времени до 24 часов, но не более одного раза в течение 2 подряд календарных недель. Разница времени, на которую сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть в течение 3 подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен, использована водителем на отдых от управления транспортным средством. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху продолжительностью не менее 9 часов или к очередному еженедельному отдыху. Любой ежедневный отдых может быть заменен еженедельным.

Основной смысл данного пункта сохранился. Еженедельный отдых должен составлять 45 часов или более, причем он может заменить собой ежедневный отдых продолжительностью 9 часов или более. Кроме того, в некоторых случаях еженедельный отдых может быть уменьшен до 24 часов, однако неизрасходованные часы отдыха должны быть "возвращены" водителем самому себе в течение следующих трех календарных недель.

А нововведение заключается в следующем. С 1 сентября 2023 года при "возврате" неиспользованных часов отдыха эти часы не могут заместить ежедневный отдых продолжительностью 9 часов. То есть, неизрасходованные часы должны быть добавлены к ежедневному или еженедельному отдыху.

Например, Андрей управляет собственным грузовиком как физическое лицо. С понедельника по субботу Андрей использовал грузовик по 9 часов, а остальное время отдыхал (ежедневный отдых). В воскресенье пришло время еженедельного отдыха, который должен составлять не менее 45 часов.

Если Андрей полностью использует это время, то для отдыха ему придется не пользоваться грузовиком все воскресенье и часть понедельника. Однако в понедельник грузовик вновь требуется Андрею для перевозки и он решает сократить время еженедельного отдыха. Причем время отдыха сокращается только на 9 часов и составляет 36 часов. То есть, Андрей "остается должен" самому себе 9 часов, которые и нужно вернуть в течение следующих трех недель.

Так вот, до 1 сентября 2023 года законодательство не требовало присоединять "задолженность" к другому времени отдыха. И получалось, что просто отдохнув ночь между понедельником и вторником Андрей "закрывал" долг. Фактически же время уходило в никуда.

С 1 сентября 2023 года такой вариант будет невозможен и придется израсходовать неиспользованное время отдыха полностью. Например, это можно будет сделать в ближайший выходной, то есть отдохнуть и в субботу, и в воскресенье. При таком раскладе общее время отдыха составит 62 часа и оно полностью покрывает и отдых этой недели (45 часов) и задолженность (9 часов).

Таким образом, законодательство закрывает "лазейку" для водителей, пытающихся провести за рулем грузовиков и автобусов максимальное время без отдыха.

Режим управления такси для самозанятого

В первую очередь напомню, что с 1 сентября 2023 года работать водителями такси смогут не только сотрудники юридических лиц и индивидуальные предприниматели, но и самозанятые физические лица. Данный вопрос рассмотрен в статье "Работа самозанятых в такси с 1 сентября 2023 года". Однако текущее законодательство не устанавливает ограничений на управление автомобилями для водителей легковых автомобилей.

С 1 сентября 2023 года ситуация будет исправлена:

Примечание. Положения настоящего раздела применяются в отношении физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов.

Примечание. Положения настоящего раздела применяются в отношении физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", не являющихся индивидуальными предпринимателями и которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Данный пункт говорит о том, что требования о соблюдении режима труда и отдыха из раздела 26 ПДД с 1 сентября будут распространяться в том числе и на самозанятых водителей легкового такси.

И здесь сразу же возникает вопрос, станут ли обязательными тахографы для автомобилей такси? Для ответа на него обратимся ко второй части примечания:

Указанные физические лица по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения, предоставляют доступ к тахографу и карте водителя, используемой совместно с тахографом, а также осуществляют по требованию этих должностных лиц вывод на печать информации из тахографа.

Указанные физические лица по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения, предоставляют доступ к тахографу и карте водителя, используемой совместно с тахографом, а также осуществляют по требованию этих должностных лиц вывод на печать информации из тахографа (при наличии тахографа и карты водителя, используемой совместно с тахографом).

Таким образом, далеко не всем самозанятым водителям такси придется установить тахограф. Забегая вперед, скажу, что для самозанятых водителей такси выпущен большой нормативный документ, описывающий особенности соблюдения нормативов и фиксации режима труда и отдыха. И этот документ предусматривает, что водитель сможет использовать специальный журнал, в который вручную будет вноситься информация об управлении автомобилем. Данный документ будет более подробно рассмотрен в одной из следующих статей на pddmaster.ru.

Возвращаясь же к тексту правил дорожного движения, еще раз напомню, что с 1 сентября 2023 года водителей ожидает большое количество нововведений, относящихся к техническому состоянию транспортного средства. Все они будут более подробно рассмотрены в следующих статьях серии "Новые ПДД с 1 сентября 2023 года".

А если Вам не терпится изучить обновленные правила прямо сейчас, то сделать это можно на следующей странице:

Удачи на дорогах!

Обновлено: 16 июня 2023
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Серия статей "Новые ПДД с 1 сентября 2023 года"Время управления транспортом для физических лиц с 1 сентября 2023 годаНеисправности тормозных систем, при которых запрещается эксплуатация автомобиля с 1 сентября 2023 годаНеисправности рулевого управления, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 годаНеисправности световых приборов, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 годаНеисправности ТС, влияющие на обзорность, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 годаНеисправности шин и колес, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 годаНеисправности сцепных устройств, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 годаНеисправности ремней безопасности, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 годаНеисправности двигателя, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 годаНеисправности ТС, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 годаНеисправности ТС, связанные с комплектностью, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 годаНеисправности тракторов и самоходных машин, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 года
14 августа 2023 11:31
Андрей-712

Т.е. для водителей по найму это постановление не действует? Т.е.. если водитель организации с 5-дневным графиком по 8 часов по служебной необходимости привлекается для работы в выходной день за двойную оплату, то ему эти часы компенсировать не надо?

6 сентября 2023 15:10
Максим

Андрей-712, для водителей организаций действует другой документ, подробно рассмотренный в этой статье. Рекомендую ее изучить.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев