Как меняется КБМ после ДТП?
Добрый день, уважаемый читатель.
КБМ или коэффициент бонус-малус - это один из коэффициентов, используемых при расчете стоимости ОСАГО. Чем меньше этот коэффициент, тем дешевле водителю обходится покупка очередного страхового полиса.
Размер КБМ связан с безаварийной ездой водителя. Если водитель не попадает в ДТП, то коэффициент с каждым годом становится немного меньше. Если же водитель становится виновником ДТП, то его КБМ увеличивается, причем довольно резко.
В этой статье речь пойдет о том, как изменяется КБМ в случае ДТП:
- В каком случае КБМ увеличивается?
- На сколько повышается КБМ после ДТП (таблица)?
- Как изменится КБМ в случае регрессного требования?
- Как обнулить КБМ после ДТП?
- Когда восстановится КБМ после ДТП?
В каком случае КБМ увеличивается?
Обратимся к пункту 2 приложения 2 к Указанию Банка России "О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств":
2. Коэффициент КБМ устанавливается в зависимости от класса КБМ, который определяется в зависимости от количества произведенных страховщиками страховых возмещений при осуществлении обязательного страхования в период с 1 апреля предыдущего года по 31 марта следующего за ним года (далее - период КБМ) в соответствии со следующей таблицей:
Очевидно, что размер коэффициента КБМ зависит от количества ДТП, в которых поучаствовал водитель за предшествующий год. При этом учитываются далеко не все ДТП:
1. Если водитель попал в ДТП, виновником которого является водитель другого автомобиля, то такое ДТП не влияет на размер коэффициента КБМ.
2. Если же водитель стал виновником ДТП и его страховая возместила ущерб пострадавшему, то КБМ должен измениться (увеличиться).
Примечание. Важно понимать, что изменение КБМ напрямую не связано с виной водителя в конкретном ДТП. То есть, есть еще и третий вариант.
3. Водитель попал в ДТП и не является его виновником, однако страховая компания возмещает причиненный ущерб потерпевшему. В этом случае КБМ водителя становится больше.
Например, такое возможно при столкновении с животным.
Если водитель едет без нарушения правил, а ему под колеса бросается лось, то стоимость лося в любом случае придется возместить. И сделает это страховая компания по ОСАГО.
То есть, хотя водитель и не виновен, страховая возмещает ущерб, а КБМ водителя увеличивается.
Таким образом, изменение КБМ связано только с выплатами потерпевшим и напрямую не связано с виновностью в ДТП.
На сколько повышается КБМ после ДТП (таблица)?
Рассмотрим таблицу, по которой можно вычислить новое значение КБМ, которое будет присвоено водителю со следующего 1 апреля:
N п / п | Класс КБМ на период КБМ | Коэффициент КБМ на период КБМ | Класс КБМ | ||||
отсутствие страховых возмещений за период КБМ | одно страховое возмещение за период КБМ | два страховых возмещения за период КБМ | три страховых возмещения за период КБМ | более трех страховых возмещений за период КБМ | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | М | 3,92 | 0 | М | М | М | М |
2 | 0 | 2,94 | 1 | М | М | М | М |
3 | 1 | 2,25 | 2 | М | М | М | М |
4 | 2 | 1,76 | 3 | 1 | М | М | М |
5 | 3 | 1,17 | 4 | 1 | М | М | М |
6 | 4 | 1 | 5 | 2 | 1 | М | М |
7 | 5 | 0,91 | 6 | 3 | 1 | М | М |
8 | 6 | 0,83 | 7 | 4 | 2 | М | М |
9 | 7 | 0,78 | 8 | 4 | 2 | М | М |
10 | 8 | 0,74 | 9 | 5 | 2 | М | М |
11 | 9 | 0,68 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
12 | 10 | 0,63 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 11 | 0,57 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
14 | 12 | 0,52 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
15 | 13 | 0,46 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
Пользоваться данной таблицей очень просто:
Шаг 1. Узнайте текущий КБМ водителя. Для этого есть несколько способов.
Способ 1. Если у Вас есть страховой полис, в который вписан только водитель, для которого нужно узнать КБМ, то возьмите в руки этот страховой полис. В нижней части полиса найдите табличку, в которой и будет указан КБМ:
Способ 2. Этот способ более универсальный. Нужно ввести данные водителя на сайте Российского союза автостраховщиков и получить точное значение КБМ.
Шаг 2. В третьем столбце приведенной выше таблицы найдите текущее значение КБМ. Запомните выбранную строку.
Примечание. Если полис приобретен до 1 апреля 2022 года, то соответствие КБМ и класса водителя определяется по другой таблице, приведенной в отдельной статье.
Шаг 3. Выберите столбец, соответствующий количеству страховых возмещений, которые были сделаны страховой компанией водителя.
Примечание. Если несколько возмещений были сделаны пострадавшим в одном и том же ДТП, то все эти возмещения рассматриваются, как одно.
Шаг 4. Найдите ячейку на пересечении строки из шага 2 и столбца из шага 3. Именно в ней находится новое значение класса водителя, которое будет присвоено водителю после ДТП.
Шаг 5. Найдите во втором столбце таблицы ячейку, в которой указано значение класса из шага 4. Именно в строке, содержащей данную ячейку, находится значение КБМ, которое будет присвоено водителю в следующем году (в столбце номер 3).
Например, рассмотрим, на сколько увеличивается КБМ после одного ДТП.
Пусть КБМ Андрея, присвоенный 1 апреля 2022 года, составляет 0,78. В сентября 2022 года Андрей становится виновником ДТП и его страховая возмещает ущерб водителю другого автомобиля.
В этом случае 1 апреля 2023 года Андрею будет присвоен новый коэффициент КБМ, равный 1. То есть стоимость страхового полиса в следующем году возрастет примерно на 28%.
Однако 28% - это не самая большая цифра. Самое серьезное увеличение стоимости ОСАГО ждет водителя, у которого до ДТП КБМ был равен 0,46. В этом случае стоимость страховки на следующий год увеличится аж на 59 процентов.
Как изменится КБМ в случае регрессного требования?
Для начала напомню, что означает понятие регрессное требование. Если в момент ДТП или непосредственно после ДТП водитель допустил одно из серьезных нарушений, то впоследствии страховая компания получает право потребовать от нарушителя возместить причиненный ущерб. То есть фактически получается, что все затраты на ремонт чужого автомобиля ложатся на самого водителя. Это и есть регрессное требование.
Например, регрессное требование применяется, если водитель оставил место ДТП, то есть скрылся.
Не смотря на то, что фактически водитель оплачивает ущерб из собственного кармана, его КБМ все равно увеличивается. Это связано с тем, что сначала страховая компания выплачивает деньги пострадавшим, то есть страховая выплата имеет место. А именно страховая выплата влияет на размер коэффициента КБМ.
Кроме того, в нормативных документах нет никаких исключений, которые бы говорили о том, что в случае регрессного требования КБМ не меняется. Так что получается, что в случае оставления места ДТП КБМ все равно увеличивается.
Как обнулить КБМ после ДТП?
У водителей, которые стали виновниками дорожно-транспортных происшествий, довольно часто возникает следующий вопрос: "Можно ли восстановить или обнулить КБМ после ДТП?".
Еще несколько лет назад это было возможным. Достаточно было в течение года не покупать страховку, где данный водитель указан в качестве водителя. После этого КБМ становился равным 1.
В 2025 году такой вариант невозможен, т.к. нормативные документы не предусматривают обнуление КБМ. Так что сбросить значение КБМ нельзя.
Когда восстановится КБМ после ДТП?
Также довольно часто можно услышать и вопросы по поводу того, сколько времени после ДТП действует повышенный КБМ? В данном случае все зависит от того, какой КБМ был у водителя до ДТП.
Например, если до ДТП у водителя КБМ был минимальным (0,46), то повышенный коэффициент будет применяться в течение 6 лет.
Если же до ДТП КБМ водителя был равен 1.17, то вновь к значению 1.17 коэффициент вернется всего через 2 года. Однако до минимального значения 0,46 водителю придется ждать 12 лет.
Так что все зависит от того, что именно считать за "нормальный КБМ". Если за нормальное значение считать размер КБМ, который был до ДТП, то для его достижения потребуется от 2-х до 6-ти лет безаварийной езды.
Если же за нормальное значение считать минимальное значение 0.5, то для его достижения потребуется от 6-ти до 15-ти лет.
Удачи на дорогах!
Считаю не правильным при повышении КБМ ориентироваться только на факт «произошедшего ДТП» . ДТП бывают разными, мелкими и крупными». Наказывать безаварийного водителя (который минимум 10 лет аккуратно ездит) за мелкое дтп (например тихо сдавая назад нечаянно въехал в припаркованное авто) сразу на 6 пунктов (на 6 лет чтоб вернуть коэффициент 0,46) - это неприемлемо! Сумма выплат или характер ДТП должны так же учитываться при повышении КБМ особенно для безаварийного водителя! А так получается, что РСА так и ждёт, чтоб безаварийщик наконец-то накосячил, чтоб сразу содрать с него 3 шкуры. Страховым выгодна именно аварийная езда, так как именно с неё они хорошо зарабатывают. Жду более лояльного отношения со стороны автостраховщиков к безаварийному вождению!!!
2 вопроса по статье:
1) Как повысится КБМ у виновника, если в аварии пострадали 3 или более автомобиля?
2) Потерпевший обратился в СК по ОСАГО, но получил отказ, и страховая не производила выплаты, но при это в следующем году повысился КБМ у виновника. Почему?
ДенисК:
1. По первому столбцу таблицы, как за 1 ДТП.
2. Следует уточнить вопрос в страховой, при отсутствии выплат КБМ не должен меняться.
Согласен с мнением Ирина-307. В аналогичной ситуации задел чужой автомобиль, в результате мелкие потертости на задних бамперах обоих авто, которые легко убираются полировкой. Стоимость ущерба не более 3-5 тыс.рублей. Решить вопрос на месте без привлечения ГИБДД не удалось - второй участник оказался ооочень принципиальным. Виновником признали меня. Как следствие слетел КБМ с 0,46 на 0,78 ,что выяснилось только сейчас, когда возникла необходимость приобретения полиса на очередной период. Если в страховку вписать только водителя с КБМ 0,46 стоимость составляет чуть меньше 8 тыс.рублей, если вторым водителем вписать меня с КБМ 0,78 цена вопроса увеличивается до 13.5 -14 тыс.руб. по предложениям СК. Если уж такие хитрые методики разработали в ЦБ не мешало бы довести их до более высокого уровня - привязать к стажу безаварийной езды и размеру выплат страховых возмещений, к примеру, с шагом в 100 тыс.руб., а не к их количеству. Такой подход был бы более справедливым.
Здравствуйте. Вопрос: собственник ТС (Филимонов) купил полис ОСАГО без ограничения по допуску к управлению его ТС. Водитель (Сидоров) этого ТС совершил ДТП по своей вине. Уменьшится ли КБМ (Сидорова) из-за этого ДТП. Если уменьшится, то на каком основании?. Разъясните, пожалуста, подробнее с ссылкой на конкретные пункты. Спасибо
Здравствуйте, "обнуляется" ли КБМ ОСАГО в случае перерыва в страховании боле чем на один год?
Роман-47, добрый день.
Нет, коэффициент остается прежним.
Роман-47, здравствуйте.
В настоящее время значение КБМ не обнуляется. Оно пересчитывается ежегодно не зависимо от того, был ли водитель вписан в ОСАГО.
Удачи на дорогах!
Добрый день! Очень полезная статья. спасибо! Очень согласна с Ириной-307. все верно!
А вопрос такой: сама виновница ДТП. ГАИ аварию зафисксировали. Полис ОСАГО у меня отсутствовал (штраф оплатила), возмещала ущерб самостоятельно. Соответственно никаких страховых выплат не было. Повысится ли мой КБМ в будущем?
Наталия-52, здравствуйте.
Спасибо за Ваш отзыв!
КБМ не долен измениться, т.к. страховая компания не производила выплат за причиненный ущерб.
Удачи на дорогах!
Также согласен с Ириной-307. была такая же ситуация, просил пострадавший 4000р. я отказался, сказал у меня страховка есть, за что я им плачу. Оказалось зря я так подумал. Цена увеличилась на 5 тысяч. А машин где я вписан - 3 шт. Кроме того, возник вопрос - если у меня одна попа, почему я обязан платить (за машины и литраж отдельно в каждой страховке это понятно) за свою попу три раза везде, и везде с повышенным коэф-том. В итоге- страховая обязаловка стала ярмом на шее, ничего полезного от нее не стало.
Здравствуйте. Повышение КБМ зависит от даты аварии или даты выплаты за неё?
ДТП произошло в марте 2022 г., но КБМ за него страховая решила поднять 1 апреля 2023 г.хотя за этот год (период с 01.04.22 по 01.04.2023) аварий не было, ссылаясь на то, что выплата произошла якобы после 1 апреля 2022 г., хотя агенты о точной дате выплаты информации не имеют. В какой статье закона это написано?
Оксана-100, добрый день.
Пункт 2 этого документа. Значение имеют выплаты за ДТП и их даты.
Здравствуйте.
Подскажите, пожалуйста, если полис на год куплен в феврале по старому кбм и не будет продлен в страховой период с 1.04 по 31.03 (или куплен новый), то кбм не изменится на следующий период? То есть по действующему кбм для его изменения нужно купить полис или достаточно проездить старый и дождаться апреля? И если нужно купить полис, то достаточно ли, например, транзитного или трёхмесячного для изменения кбм?
Спасибо.
Сергей-1248, добрый день.
В нормативном документе не установлена связь между изменением КБМ и наличием страховки. То есть, КБМ должен меняться даже при отсутствии полиса.
В истории КБМ вышло 2 года подряд один и тот же коэффициент 2021-КБМ -1(ДТП-0), 2022г.-КБМ -1(ДТП -0),2023- КБМ 1,76(авария была в январе 2022г.).Хорошо, коэффициент повысился вместо 2022г в 2023г,но почему он не снизился в 2022г -2 раза подряд ставят коэффициент 1, по идее он тогда в 2022г он должен снизиться до 0,95,а отсюда уже и коэффициент в 2023г -тоже другой будет
Ольга-416, изучите эту статью.
В 2022 году менялись таблицы расчета КБМ, то есть значение 1 сохранилось правильно.
Здравствуйте.помогите пожалуйста разобраться.01.04.2020 кбм 1(класс кбм 3).01.04.2021 кбм 1(класс кбм 1.55).дтп от 02.02.2021.01.04.2022 кбм 3.92(класс кбм М).Дтп от 18.03.2021.01.04.2023 кбм 2.92 Класс кбм 0.Подскажите,правильно ли произведен расчет кбм.
Павел-262, добрый день.
Где-то в Ваших данных допущена ошибка, т.к. класс (1.55) не может быть числом с дробной частью. Также для точного расчета нужно знать, в каком году учтены ДТП, т.к. выплаты могут быть сделаны в следующем периоде.