Правила объезда. Объезд препятствия через сплошную линию разметки.
Добрый день, уважаемый читатель.
Каждый водитель транспортного средства хотя бы раз в жизни попадал в ситуацию, когда попутная сторона проезжей части по тем или иным причинам оказывалась заблокирована.
Причиной блокировки может послужить как неожиданное дорожно-транспортное происшествие, так и неудачно остановившийся на остановке общественного транспорта автобус или троллейбус. В описанной ситуации водителю приходится делать весьма сложный выбор: дожидаться ли освобождения проезжей части или сразу же выполнить объезд препятствия по встречной полосе дороги.
При этом далеко не каждый знает различия объезда и обгона, поэтому достаточно часто расторопные автовладельцы оказываются в руках сотрудников ГИБДД, которые на вполне законных основаниях лишают их водительских удостоверений. Либо на не вполне законных основаниях решают вопрос на месте.
В этой статье речь пойдет о том, что такое объезд препятствия и чем он отличается от обгона транспортного средства:
- Что такое объезд?
- Где запрещается выполнять объезд?
- Штрафы при объезде.
- Объезд препятствия по встречной полосе.
- Объезд препятствия через сплошную линию разметки.
Что такое объезд?
К сожалению, действующие правила дорожного движения не расшифровывают понятие объезд, поэтому следует обратиться к статье 12.15 кодекса об административных правонарушениях.
На основе части 3 статьи 12.15 КоАП, а также на основе пунктов 9.2 и 15.3 правил дорожного движения можно сделать вывод, что объезд - это некий маневр, связанный с выездом из занимаемой полосы, если дальнейшее движение по первоначальной полосе невозможно:
9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.
15.3. Запрещается выезжать на переезд:
...
- объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;
Таким образом, если транспортное средство выполняет смену полосы движения в связи с тем, что полоса чем-то или кем-то заблокирована, то его маневр может рассматриваться как объезд. Во всех остальных случаях, т.е. если на полосе движения присутствует какая-то активность в виде движущегося транспортного средства, маневр можно расценивать как опережение или как обгон.
Обратите внимание на тот факт, что наказание за неправильный обгон более суровое, чем наказание за неправильный объезд.
Где запрещается выполнять объезд?
Существуют лишь 3 ситуации, в которых правила дорожного движения запрещают выполнять объезд:
- Объезд с выездом на полосу встречного движения на 4-х или более полосной дороге.
- Объезд на 3-х полосной дороге с выездом на крайнюю левую полосу.
- Объезд с выездом на полосу встречного движения перед железнодорожным переездом. Отмечу, что объезд перед железнодорожным переездом запрещен не только на 4-х полосных дорогах, но и на дорогах имеющих 3 или 2 полосы для движения.
Во всех остальных ситуациях объезд разрешен. К этим ситуациям относятся:
- Объезд без выезда на полосу встречного движения.
- Объезд с выездом на полосу встречного движения на 2-х полосной дороге или на центральную полосу движения на 3-х полосной дороге, который выполняется не перед железнодорожным переездом.
Штрафы при объезде в 2024 году
Как уже отмечалось ранее, правила дорожного движения запрещают выполнять объезд только в том случае, когда во время объезда автомобиль оказывается на полосе встречного движения. Поэтому наказание за неправильный объезд уместилось лишь в одну часть статьи 12.15 КоАП:
3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Хотя штраф за неправильный объезд и велик, его размер не идет ни в какое сравнение со штрафом за неправильный обгон (лишение прав на 4-6 месяцев).
Рассмотрим ситуации, в которых чаще всего возникают вопросы по поводу выполнения объезда.
Объезд препятствия по встречной полосе
Понятие препятствие приводится в пункте 1.2 ПДД:
"Препятствие" - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
Итак, при выезде автомобиля на встречную полосу могут возникнуть 3 типа наказания для водителя:
1. Нет нарушения
Отсутствие наказания. Для того, чтобы не получить наказание за объезд по встречной полосе, необходимо выполнять этот маневр только на 2-х или 3-х полосной дороге, не выезжая при этом дальше второй полосы. Кроме того необходимо, чтобы на попутной полосе движения находилось какое-либо препятствие.
В качестве препятствия может выступать, например, открытый колодец на проезжей части или дорожно-транспортное происшествие. Однако имейте в виду, что объезд автобуса, остановившегося для посадки пассажиров, по встречной полосе не является объездом препятствия. Этот маневр является объездом транспортного средства, не являющегося препятствием. Наказание за его выполнение рассмотрено ниже.
2. Часть 3 статьи 12.15 КоАП
Наказание за неправильный объезд (1 000 - 1 500 рублей). Объезд препятствия по встречной полосе наказывается штрафом в том случае, если маневр выполняется либо на четырехполосной дороге, либо на трехполосной дороге с выездом на левую полосу движения, либо перед железнодорожным переездом.
При этом также нужно учитывать, что попытка объехать по встречной полосе пробку или затор, также как и в случае с автобусом, не будет являться объездом препятствия.
3. Часть 4 статьи 12.15 КоАП
Наказание за объезд не препятствия (лишение прав на 4 - 6 месяцев или штраф 5 000 рублей). Наказание в виде лишения прав может быть наложено в том случае, если выполняется объезд с выездом на встречную полосу транспортного средства, не являющегося препятствием (остановившегося в соответствии с требованиями ПДД).
Примечание. Повторный выезд на встречную полосу влечет более серьезное наказание, вплоть до уголовного в виде лишения свободы на срок до 3-х лет с лишением прав на срок до 6-ти лет.
Объезд препятствия через сплошную линию разметки
Объезд препятствия через сплошную линию разметки 1.1 в любом случае является нарушением правил дорожного движения. В данном случае возможны 3 типа наказания.
1. Часть 1 статьи 12.16 КоАП
Предупреждение или административный штраф в размере 500 рублей, в случае выполнения объезда без выезда на полосу встречного движения. При этом не имеет значения, объезжаете ли Вы препятствие или остановившийся по правилам автобус, который препятствием не является. В любом случае штраф будет наложен за несоблюдение требований дорожной разметки.
2. Часть 3 статьи 12.15 КоАП
Штраф в размере 1 000 - 1 500 рублей может быть наложен при объезде препятствия в случае пересечения сплошной линии разметки, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
Например, этот штраф может быть наложен при объезде ДТП на двухполосной дороге, в центре которой нанесена сплошная линия разметки.
3. Часть 4 статьи 12.15 КоАП
Лишение прав на 4-6 месяцев (или штраф 5 000 рублей) водитель получит в том случае, если он выполнит объезд не препятствия (автобуса на остановке), при котором будет пересечена сплошная линия разметки и произойдет выезд на встречную полосу.
Примечание. Повторный выезд на встречную полосу влечет более серьезное наказание, вплоть до уголовного в виде лишения свободы на срок до 3-х лет с лишением прав на срок до 6-ти лет.
Надеюсь, Вам удалось разобраться в разных типах наказаний за неправильное выполнение объезда. Теперь у Вас есть возможность выполнять объезд только в том случае, если этот маневр не является нарушением правил дорожного движения. Кроме того, если Вам попадется сотрудник ГИБДД-мошенник, который попытается лишить Вас водительского удостоверения за объезд через сплошную линию разметки, Вы сможете оказать ему достойный отпор.
Удачи на дорогах!
Остановиться (создав препятствие) и включить (не включить) аварийку водитель может и без поломки. И по п 1.2 ПДД "Препятствие" это неподвижный объект на полосе движения. Сделано лишь два исключения для этого неподвижного объекта - затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил. Например, пропустить пешехода перед пеш переходом.
С затором всё ясно, а вот остановившееся так, что для его объезда Вы вынуждены выезжать на встречку через сплошную - это всяко не в соответствии с ПДД, поэтому считаем препятствием.
Ну и пусть считаем препятствием. А за его объезд штраф. От этого легче?
Безусловно. Сравните наказание по 12.15.3 и по 12.15.4.
… хотя, если Вы под словом "легче" о моральной стороне вопроса, то стыдно должно быть в любом случае
Интересовался даже у гаишников: едешь по двухстороннему, сплошная; на твоей полосе лежит выпавшее бревно. Что делать. Ответы сводятся к одному: или все задом уезжают, или соглашаются на штраф, или бросают машину и приходят позже.
В приведенном вами примере бревно, равно как и дорожные работы, например, будут являться препятствием, соотв-но при объезде его через встречную полосу нарушения ПДД не будет.
В случае если нельзя объехать без вменения 12.15.4, можно просто развернуться через двойную сплошную чтобы уехать. В этом случае это будет нарушение разметки и штраф 1000-1500 р. Либо объезд по обочине, равно как и по тротуару - 1500 р. Если не ошибаюсь.
А если почитать внимательно? Зачем тут свои домыслы преподносить как требование законодательства?
"Препятствие" - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
А Вы прочитайте внимательно о чём в статье: "3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия". Теперь обоснуйте на основании какого нормативного акта "нарушения ПДД не будет".В приведенном вами примере бревно, равно как и дорожные работы, например, будут являться препятствием, соотв-но при объезде его через встречную полосу нарушения ПДД не будет.
В случае если нельзя объехать без вменения 12.15.4, можно просто развернуться через двойную сплошную чтобы уехать. В этом случае это будет нарушение разметки и штраф 1000-1500 р. Либо объезд по обочине, равно как и по тротуару - 1500 р. Если не ошибаюсь.
А я о чём распинаюсь?
По-идее тут нужно оперативно реагировать дорожникам и гаишникам. Установить временные знаки "Знак 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3 "Объезд препятствия". Но это из раздела фантастики.
igorgn, существует другой вариант решения проблемы - регулировщик. Если регулировщик показывает, что препятствие можно объехать, то нарушением маневр не будет (пункт 6.15 ПДД).
То есть неделю ждать не обязательно, достаточно позвонить в ГИБДД и дождаться приезда регулировщика.
Удачи на дорогах!
Ну это из разряда фантастики. Тут по 15 часов на ДТП приехать не могут. 1 экипаж на город с пригородами.То есть неделю ждать не обязательно, достаточно позвонить в ГИБДД и дождаться приезда регулировщика.
То есть неделю ждать не обязательно, достаточно позвонить в ГИБДД и дождаться приезда регулировщика.
Видимо, мы никогда не будем жить как люди. Если простейшую задачу решаем так долго и сложно. Придёт ли в голову мысль, наконец, что водителя в данном случае вообще наказывать не нужно (общественно опасным деянием объезд может считать только больной) и считать его действия "в состоянии крайней необходимости"?
Увы. Даже судебная практика не в пользу граждан.
Всё сложно. Придется всётаки платить штраф. Я думаю, что на все такие ситуации регулировщиков не хватит.
Я не ПОЛУЧИЛ ОТВЕТА К А К мне все-таки объехать препятствие и НЕ ЗАРАБОТАТЬ ШТРАФ!? Взлететь перед препятствием НЕ СМОГУ! А у вас здесь на фото сплошные кресты! Ваш заголовок гласит "Правила объезда. Объезд препятствия через сплошную линию разметки." НО абсолютно непонятно как ЭТО СДЕЛАТЬ!!!
К7,
Добрый день.
Официально разрешить пересечь сплошную линию разметки может только регулировщик. Либо временные знаки/дорожная разметка.
Других вариантов пересечь сплошную линию разметки и не получить штраф нет.
Автобус на остановке. Каким образом он не препятствие?
От автобуса до сплошной нет 3 метров.
К по правилам остановки должно быть. То есть следуя логике. Автобус остановился не в соответствии с Правилами, следовательно он препятствие.
Превосходно.
Сначала пишем про то, в каких случаях объезд запрещен:
"Существуют лишь 3 ситуации, в которых правила дорожного движения запрещают выполнять объезд:
1.Объезд с выездом на полосу встречного движения на 4-х или более полосной дороге.
2.Объезд на 3-х полосной дороге с выездом на крайнюю левую полосу.
3.Объезд с выездом на полосу встречного движения перед железнодорожным переездом. Отмечу, что объезд перед железнодорожным переездом запрещен не только на 4-х полосных дорогах, но и на дорогах имеющих 3 или 2 полосы для движения."
Но потом внизу лепим:
"2. Часть 3 статьи 12.15 КоАП
Штраф в размере 1 000 - 1 500 рублей может быть наложен при объезде препятствия в случае пересечения сплошной линии разметки, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
Например, этот штраф может быть наложен при объезде ДТП на двухполосной дороге, в центре которой нанесена сплошная линия разметки."
Это просто превосходно. Объяснение как прямо и создают правила.
Оракул, может подробнее объяснить попробуете? Всё верно в статье.
Существуют лишь 3 ситуации, когда запрещено, а штраф наложат и тогда, когда не запрещено.
Так я вижу цитаты выше.
Существуют лишь 3 ситуации,
А ещё запрещено объезжать одно препятствие (попавший в аварию автомобиль), переезжая через другое (раненного пассажира, который ползет по дороге).
А на самом деле, есть запрет объезда, а есть запрет пересечения сплошной, а есть запрет движения по встречке слева от сплошной.
В описанном "четвертом варианте" наказывают не за объезд, а за движение по встречке слева от сплошной при объезде, так как оно "дороже" пересечения сплошной.
Никто не будет стоять на трассе ожидать полицию, если его полоса перекрыта.
Он просто объедет по встречке и дальше поедет.
Никто не захочет стоять в пробке пару дней, пока полицейские приедут разруливать ДТП на трассе.
Я про случай, если ДТП произошло в месте, где есть сплошная в зоне обгон запрещен.
Оракул, добрый вечер.
Все правильно. Все так и делают. Вопрос в другом, что де юро за это могут оштрафовать. А чтобы не попасть на штраф надо дождаться регулировщика.
Добрый день.
Помогите пожалуйста поставить точку в вопросе:
Автомобиль А, поворачивая с главной дороги, сразу же на повороте врезается в стоящий автомобиль Б, уступающий ему дорогу.
При этом дорога, на которой стоял авто Б, не имеет абсолютно никакой разметки и вся разбита (безопасный проезд возможен только по условной встречной полосе). Таким образом автомобиль Б в момент удара находился как бы на встречной полосе (разметки нет совсем).
Правильно ли я понимаю, что в данной ситуации виновник ДТП водитель автомобиля А?
Правильно ли я понимаю, что местонахождение автомобиля Б в данной ситуации не имеет значения и к данному водителю не будет применено никаких санкций?
Спасибо.
Степан-15, здравствуйте.
Должно быть именно так, как Вы написали.
Автомобиль Б до столкновения стоит, то есть он уже выполняет требование "уступить дорогу" и ничего дополнительного водитель сделать не может.
Водитель автомобиля А нарушает требования пунктов 8.6 и 10.1 ПДД.
Удачи на дорогах!
Максим, большое спасибо
Очень рад, что мои знания в области ПДД меня не подводят
Таким образом автомобиль Б в момент удара находился как бы на встречной полосе (разметки нет совсем).
Почему "как бы"? На встречной и находился - п 9.1 ПДД.
Нахождение на встречной полосе рассматривается таковым, если "встречная" - левая относительно направления автомобиля Б. Что-там и где стояло, однозначно из описания не понять. Автор вопроса вполне мог "встречной" назвать "свою встречную", а для автомобиля Б она могла быть и попутной. Без схемы тут всё "как бы" и обсуждать чью-то вину большого смысла не имеет. Что бесспорно, так это то, что начинать маневр, траектория которого предполагает удары по встречным, поперечным и даже попутным - запрещено пунктами ПДД 8.1 и 1.5.
Что-там и где стояло, однозначно из описания не понять. Автор вопроса вполне мог "встречной" назвать "свою встречную", а для автомобиля Б она могла быть и попутной.
Русский язык не родной что ли?
Да хоть китайский. Если поперечная дорога разбита и проехать там можно только по встречной стороне, то какая сторона поперечной дороги является встречной? Та самая, которая считается встречной в пункте 8.6 ПДД или наоборот? А "как бы встречная" - она та же, что встречная по 8.6 или наоборот? Без схемы такие "рассказы" вообще неинтересны. Хоть бы гугл-панорамы и указание на "четную/нечетную" стророну. А так, даже если "наоборот", кто бы где ни стоял, закладывать вираж в лоб/борт/корму стоящему (а значит выполнившему "уступи дорогу") автомобилю, ПДД 8.1 и 1.5 категорически запрещают.
Если что, на узкой дороге без разметки двигаться можно с любой стороны. И сторону дороги, где надлежит "не продолжать движение" по требованию "уступи дорогу" , тоже ПДД не ограничивают. Типичная аналогия - межквартальный проезд, где с одной стороны вместо "глубоких ям" - припаркованные автомобили. Вот стоишь ты на выезде, возле границы пересечения ПЧ, пропуская главную дорогу. А тут некто "слепошарый" с главной закладывает вираж и тебе в лоб прилетает. И что, хоть какое-то значение будет иметь, какую сторону заняли припаркованные? Если только тому же поворачивающему попробуют 8.6 вписать в добавок к 8.1, 1.5 и 10.1. Но и без 8.6 там вполне достаточно.
При напряжённом трафике на дорогах при наличии препятствия будут километровые пробки. В тоже время, некоторые эксперты считают, что согласно п.11.7 ПДД объезжать препятствия можно, уступив дорогу встречному транспортному средству. Разве они не правы?
Будут. В подавляющем большинстве - по вине нарушителей ПДД. Но и заметная доля "объективных причин" - несоответствие общего количества и ширины дорог объемам трафика (как локально, так и глобально) в этом тоже присутствуют.При напряжённом трафике на дорогах при наличии препятствия будут километровые пробки.
Нарушители ПДД - проблема не ПДД, а "семьи, школы и КоАП". Количество дорог - тоже не к ПДД вопросы.
В тоже время, некоторые эксперты считают, что согласно п.11.7 ПДД объезжать препятствия можно, уступив дорогу встречному транспортному средству. Разве они не правы?
Что-то Вы всё вывернули наизнанку. 11.7 не разрешает и не запрещает объезд препятствия. Он определяет приоритеты транспортных средств, движущихся в определенных дорожных ситуациях с соблюдением ПДД. Движение по "запрещенной траектории" через действующую сплошную автоматически вычеркивает такое ТС из списка тех, про кого ПДД 11.7, и включает в список тех, про кого КоАП 12.15 п.3.
Mishutka, Это комментарий не к вашему посту. Извините, неудачно разместил. Хотел выяснить, какое есть разумное и логическое обоснование к запрещению объезда по встречке в безвыходной ситуации (например обвал или провал дороги). Ведь возможна ситуация, когда вынужденное стояние на дороге в соответствии с требованиями ПДД, может привести к фатальным последствиям или большому экономическому ущербу. Почему ПДД ставит нас в положение без вины виноватых.
Владимир-504, для исключения "фатальных" последствий - КоАП РФ Статья 2.7. Крайняя необходимость.
GDW nik, Да есть такое слабое утешение. Но выглядеть в своих глазах честным и законопослушным гражданином невозможно: сколько раз за день приходится пересекать сплошную, объезжая неправильно припаркованные автомобили? Каждый раз вызывать ГИБДД или эвакуатор? Вся жизнь уйдет на это. Или есть люди, которые сообщают о своих правонарушениях и просят наказать их? Вот так нас всех сделали правонарушителями, и в рай мы не попадём (шутка).
Я думаю пункт 11.7 ПДД подойдёт на все случаи описанные выше (со сплошной) - 11.7. В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу...Т.е если кроме встречки других вариантов нет - главное уступить дорогу, а есть разметка или нет не важно.
А инспектор должен не выписывать штрафы, пользуясь неоднозначной дорожной ситуацией, а грамотно организовать безопасность дорожного движения на данном участке.
Сергей-1104, п 11.7 ПДД не отменяет требования разметки 1.1 или 1.3, а также п 9.1(1) ПДД.
А существует ли какое либо разумное объяснение запрета объезда препятствия через сплошные линии? С точки зрения здравого смысла запрет объезда это абсурд.
Существует. Запрет даже на относительно краткосрочное движение по встречке (вне зависимости от причины, которая сподвигла на его осуществление) действует, в частности в местах, где такое движение приводит к недопустимому увеличению угрозы ДТП. В качество примера - крутой поворот. Влетающему в него по встречке по барабану по какой причине Вы решили выехать на встречку. Вас там быть не должно от слова "совсем" или сотрудники ДПС должны, например, выставить некие барьеры, и регулировать реверсивный режим движения на этом участке на свободной стороне дороги.
Вообще то летящий на крутом повороте авто должен улететь в кювет. Водитель может устроить ДТП даже со стоящим на обочине автомобиле. А вот сотни, тысячи, миллионы автомобилей ежедневно объезжают неправильно припаркованные автомобили через сплошные линии и ничего, все слава богу обходится без ДТП.
А вот сотни, тысячи, миллионы автомобилей ежедневно объезжают неправильно припаркованные автомобили через сплошные линии и ничего, все слава богу обходится без ДТП.
1) Я, например, сегодня через двойную сплошную проезжал, чтобы фуру объехать, стоявшую с аварийками вторым рядом.
2) А на углу Московского и Фонтанки весь поток левой крайней полосы на глазах у двух-трех постоянно дежурящих экипажей ДПС прёт на поворот через двойную сплошную, так как влом ехать до её конца и поворачивать уже там.
3) Ну, и парочка машин на каждом цикле на упомянутом углу делает это уже при погашенной зеленой стрелке (т.е. уже пересекает стоп-линиию на запрещающий). И при этом никого за эти фокусы на том углу не тормозят. А если и тормозят, то для проверки документов.
Но это не означает, что 1, 2 и 3 - это не нарушения
Из всего сказанного абсолютно непонятно, что делать автомобилистам в ситуации при объезде ДТП на двухполосной дороге, в центре которой нанесена сплошная линия разметки (Часть 3 статьи 12.15 КоАП). Эта абсолютно житейска ситуация на дороге, в которой законодатель не даёт никаких шансов законопослушному водителю не подвергнуться штрафу. Это в корне неправильно. Потому что выполнение требований законе (ехать нельзя, иначе будет наказание штрафом 1-1,5 тр) мгновенно вызовет коллапс на дороге. Непонятно почему законодатель не даёт никакого выхода из этого положения. И разумеется это относится и к яме на дороге, и к брошенному авто, когда его нельзя объехать без наезда на сплошную линию.
Из всего сказанного абсолютно непонятно, что делать автомобилистам в ситуации при объезде ДТП на двухполосной дороге, в центре которой нанесена сплошная линия разметки
Не путайте "непонятно" с "не хочется".
Григорий-36, "коллапс на дороге" возникнет именно после того, как сделают хоть какое то исключение при пересечении сплошной.
Эта абсолютно житейска ситуация на дороге, в которой законодатель не даёт никаких шансов законопослушному водителю не подвергнуться штрафу. Это в корне неправильно.
Вам известен такой случай? Можете привести хотя бы одно решение суда об лишении ВУ, когда пересечение сплошной вызвано ДТП, например?
При объезде препятствия через сплошную разметку (когда реально ехать больше негде) - прямо на глазах инспекторов ГИБДД - ни разу не был даже остановлен, впрочем, как и все остальные водители.
Григорий-36, если нарушение ПДД неизбежно, то целесообразно выбрать такой вариант нарушения, при котором наказание будет минимальным. Более подробно ситуация рассмотрена в этой статье.
Удачи на дорогах!