Нужно ли уступать дорогу при повороте на светофоре с сигналами в виде стрелок?

Светофор со стрелками

Добрый день, уважаемый читатель.

В данной статье речь пойдет о различных видах светофоров, сигналы которых выполнены в виде стрелок.

Дело в том, что далеко не каждый водитель помнит, что правила дорожного движения описывают несколько разновидностей светофоров со стрелками. И правила проезда перекрестков с такими светофорами различаются.

Среднестатистический водитель в большинстве случаев помнит лишь о том, что при движении под зеленую стрелку следует уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений. При этом тип светофора и сигналы, включенные в других секциях, в расчет не берутся. Если на перекрестке установлен стандартный светофор со стрелкой в дополнительной секции, то все работает именно так. Если же водитель встречает светофор со стрелками на основных сигналах, то у него появляются определенные вопросы по поводу проезда перекрестка.

Разберемся, в каких случаях нужно уступать дорогу при повороте на стрелку, а в каких - нет:

Примечание. В данной статье речь идет о приоритете транспортных средств при проезде перекрестков. Что касается пешеходов, то при повороте на перекрестке водитель должен уступить им дорогу не зависимо от сигналов светофора.

Светофоры со стрелками на основных и на дополнительных секциях

Для начала обратимся к пункту 6.3 правил дорожного движения:

6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

Итак, пункт 6.3 описывает 2 варианта применения стрелок на сигналах светофора:

  • на основной части светофора, состоящего из трех сигналов (красного, желтого и зеленого);
  • в дополнительной секции светофора, расположенной сбоку от основной части.

Правила дорожного движения описывают светофоры лишь текстом, поэтому обратимся к ГОСТ Р 52282-2004 для получения изображений для двух типов светофоров:

Светофор Т.1.л с дополнительной секцией:

Светофор с дополнительной секцией

Светофор Т.2 со стрелками на основной части светофора:

Светофор со стрелками на основной части

У приведенных выше светофоров есть сходство - на каждом из них направление налево регулируется секциями, на которых нанесены стрелки. Однако есть и различия, о которых речь пойдет ниже.

В каком случае нужно уступать дорогу при повороте на стрелку?

Обратимся к пункту 13.5 правил дорожного движения:

13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Таким образом, уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений, нужно только при одновременном выполнении двух условий:

  1. Зеленая стрелка включена в дополнительной секции светофора.
  2. В основной секции светофора включен желтый или красный сигнал.

Во всех остальных случаях транспортные средства, движущиеся с других направлений, приоритета не имеют.

Примечание. Кроме того, не нужно забывать про пункт 13.4 правил дорожного движения, относящийся только к повороту налево и развороту. При повороте налево и развороте следует уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо.

Зеленая стрелка в дополнительной секции светофора

СитуацияНужно ли уступить дорогуКомментарий
Зеленая стрелка и красный сигналнужно всем1. Зеленая стрелка в дополнительной секции
2. Красный сигнал в основной секции
Зеленая стрелка и желтый сигналнужно всем1. Зеленая стрелка в дополнительной секции
2. Желтый сигнал в основной секции
Зеленая стрелка и зеленый сигналне нужно всем, кроме движущихся со встречного направления при выполнении поворота налево или разворотаВ основной секции зеленый сигнал
Зеленая стрелкане нужно всем, кроме движущихся со встречного направления при выполнении поворота налево или разворотаВ основной секции не включен красный или желтый сигнал

Зеленая стрелка в основной секции светофора

СитуацияНужно ли уступить дорогуКомментарий
Зеленая стрелка в основной секциине нужно всем, кроме движущихся со встречного направления при выполнении поворота налево или разворотаСтрелка включена в основной части, а не в дополнительной секции

Таким образом, если на дороге Вы встретили светофор, на основной части которого нанесены стрелки, то при проезде перекрестка не нужно уступать дорогу транспортным средствам со всех остальных направлений. Единственной исключение - поворот под стрелку указывающую налево, при котором нужно уступить автомобилям со встречного направления, поворачивающим направо или едущим прямо.

Если же Вы встретили светофор со стрелкой в дополнительной секции, то уступить дорогу транспортным средствам с других направлений нужно только при наличии желтого или красного сигнала в основной части светофора.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 19 июля 2021
Раздел: Правила Дорожного Движения
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
6 июля 2021 10:49
Дмитрий-683

13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

Отсюда ВЫВОД: При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора в виде стрелки обязанность выполнения пункта 13.2 не пропадает и мы так же обязаны уступить дорогу встречным автомобилям двигающимся прямо или поворачивающим направо.

В отличии от ПДД Украины, где этот момент прописан и там действительно при повороте налево на включённый одновременно зеленый сигнал светофора и дополнительный сигнал светофора в виде стрелки водитель пользуется преимуществом. В России же есть много перекрестков где разрешается движение одновременно на зеленый сигнал светофора прямо и на сочетание доп секции налево с основным зеленым и поворачивая налево мы обязаны уступить. Левый поворот является опасным маневром, так как осуществляется с пересечением встречного потока транспортных средств.

9 июля 2021 12:33
Ян-5

Максим!

Спасибо за статьи. Толково объясняешь.

Ян

9 июля 2021 15:43
Ринат-24

Добрый день Максим, у меня есть вопрос,- что за ситуация с оформлением фаркопа (документов), теперь нужно обязательно регистрировать фаркоп на легковом авто, даже если он заводской и стоит в штатных местах ?!? Заранее спасибо за ответ.

19 июля 2021 16:25
Максим

Дмитрий-683, спасибо за информацию, соответствующие дополнения внесены в статью!

Удачи на дорогах!

19 июля 2021 16:26
Максим

Ян-5, спасибо за Ваш отзыв!

Удачи на дорогах!

19 июля 2021 16:28
Максим

Ринат-24, здравствуйте.

Рекомендую Вам изучить статью "Является ли установка фаркопа изменением конструкции автомобиля". В ней рассмотрено действующее законодательство по вопросам установки фаркопов и в последнее время никакие изменения в него не вносились.

Хотя жалобы от водителей, действительно, стали поступать чаще. Если Вы столкнулись с какими-то проблемами, опишите ситуацию подробнее.

Удачи на дорогах!

18 ноября 2021 11:58
Сергей-1101

ВАШЕ ВЫДЕЛЮ ".....",

"Таким образом, уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений, нужно только при одновременном выполнении двух условий:

1. Зеленая стрелка включена в дополнительной секции светофора.

2. В основной секции светофора включен желтый или красный сигнал.

Во всех остальных случаях транспортные средства, движущиеся с других направлений, приоритета не имеют."

Вопрос 1: А как же рисунок №3 ? Потом вернемся. Далее…

"Примечание. Кроме того, не нужно забывать про пункт 13.4 правил дорожного движения, относящийся только к повороту налево и развороту. При повороте налево и развороте следует уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо."

Вопрос №2: Какое отношение имеет примечание (выше) к светофору с доп. секцией?

НО! ТОЛЬКО по зеленому сигналу светофора, где про дополнительную стрелку и слова нет!

И если уж цитируете п.13.4, то цитируйте правильно, а не как Вам захочется: «13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.»

Вопрос 3: ВЕРН1МСЯ К РИСУНОК № 3: "не нужно всем, кроме движущихся со встречного направления при выполнении поворота налево или разворота"

Вы что-нибудь про ГОСТЫ читали?

Согласно п 7.5.1 ГОСТ 52289-2019 «Все светофоры, установленные на одном светофорном объекте (кроме светофоров Т.4 любых исполнений), должны работать во взаимосогласованных режимах.»

КАКОЕ ВСТРЕЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ? КАКОЙ РАЗВОРОТ?

Согласно п. 7.3.2 ГОСТ 52289-2019 « Светофоры Т.1 с дополнительной(ыми) секцией(ями) применяют для раздельного пропуска транспортных средств в определенных направлениях на данном подходе к перекрестку, если в соответствующей фазе светофорного регулирования предусмотрено слияние транспортных потоков различных направлений, пересечение транспортных средств и пешеходов, или при постоянном пропуске транспортных средств в определенном направлении на разрешающий сигнал дополнительной секции.»

18 ноября 2021 13:49
Александр-921

Сообщение Максим. И ещё про светофоры Т2.

Вы пишите про ситуацию №-5 и рисунок-5:

Таким образом, если на дороге Вы встретили светофор, на основной части которого нанесены стрелки, то при проезде перекрестка не нужно уступать дорогу транспортным средствам со всех остальных направлений. Единственной исключение - поворот под стрелку указывающую налево, при котором нужно уступить автомобилям со встречного направления, поворачивающим направо или едущим прямо.

Посмотрите п.7.3.3 ГОСТ Р 52289 про бесконфликтное регулирование.

Думается, что если на моей полосе горит Т2 с зелёной стрелкой налево, то поворачивать налево я могу с закрытыми глазами, т.к. такие же светофоры Т2 с других направлений не позволят никому пересечь мою траекторию. Для встречных стрелки их светофоров Т2 запретят и движение прямо, и поворот направо.

Т.е. никаких исключений быть не может, мне никому уступать уступать не придётся.

Хотя очевидно, что ваши выводы справедливы чисто формально.

Дело в том, что раздел 6 ПДД писал один полиционер, а раздел 13 - другой. А уж при составлении правил согласовать свои мысли с каким-то там нелепым ГОСТом, придуманным соседним Министерством - это вообще высший пилотаж.

==============

Кроме того, у вас на картинке-5 и светофор Т2 расположен неправильно - справа от ПЧ он не устанавливается. Но это моё личное ИМХО.

С уважением к вашему труду....

18 ноября 2021 22:34
Mishutka

КАКОЕ ВСТРЕЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ? КАКОЙ РАЗВОРОТ?

Бытует мнение, что даже если светофор "согласован", то встречный всё равно может появится:

а) он вылетел на классический перекресток на свой красный;

б) он вылетел на Т-образный перекресток напротив "ножки" с прилегающей территории (часто выезд из жилого массива делают непосредственно в зону перекрестка).

И типа "всё равно по 13.4 ему обязаны уступить".

Отсюда и примечание.

Я с таким мнением не согласен ни по а), ни по б). Верховный суд по этому поводу поддержал мою точку зрения, если не путаю, только по случаю а) - едущему на красный никто на дороге уступать не должен ни по какому пункту (не забываем только тормозить перед ним по 10.1, как перед опасностью). А вот выезжающих с прилегающей без светофора ВС не упомянул. Поэтому и остаются отдельные граждане, свято верящие, что тут едущий на зеленый по дороге обязан уступать по 13.4 выезжающему с прилегающей под знак 2.4. А если что - начнутся песни про то, что раз для ПДД могут быть разные толкования, значит "помеха справа" и никаких гвоздей.

ТОЛЬКО по зеленому сигналу светофора

Так он и есть "только зеленый", в смысле, что "поворот осуществляется по зеленому сигналу". Если зеленый сигнал поворота выполнен в отдельной секции - значит в отдельной. Про то, что зеленый для поворота должен быть именно в основной секции, нет ни слова.

Думается, что если на моей полосе горит Т2 с зелёной стрелкой налево, то поворачивать налево я могу с закрытыми глазами

Давайте не перегибать палку. Поворачивать налево Вы можете, если среди прочего при этом не будет создана опасность для движения, т.е. будет обеспечена безопасность маневра. Для того, чтобы в этом убедиться и обеспечить (даже в условиях нарушений ПДД другими), надо глаза держать открытыми. И если физически есть "встречные" (не важно по какой причине они там появились, то начинать поворот нельзя по 8.1 (и конечно, 13.4 тут юридически мимо кассы - его упоминание может только вред принести - создать иллюзию своей правоты у "встречных нарушителей").

29 ноября 2021 14:51
Максим

Сергей-1101, Александр-921, Mishutka, если вы предлагаете внести какие-то дополнения в текст статьи то, пожалуйста, напишите, что на что вы предлагаете заменить и почему.

Думается, что если на моей полосе горит Т2 с зелёной стрелкой налево, то поворачивать налево я могу с закрытыми глазами, т.к. такие же светофоры Т2 с других направлений не позволят никому пересечь мою траекторию. Для встречных стрелки их светофоров Т2 запретят и движение прямо, и поворот направо.

Александр-921, это не верно, не всегда светофоры согласованы так, чтобы траектории не пересекались. Пример перекрестка с иной организацией движения: панорама. На выбранном ракурсе видно, что автомобили с Московского шоссе поворачивают налево и разворачиваются при включенных одновременно основном зеленом сигнале и зеленой стрелке в дополнительной секции налево. Одновременно с ними с Мервинской улицы автомобили поворачивают направо на зеленую стрелку в дополнительной секции. Траектории разворачивающихся и поворачивающих направо автомобилей пересекаются - панорама (ауди и лада).

Удачи на дорогах!

30 ноября 2021 19:57
Александр-921

Александр-921, это не верно, не всегда светофоры согласованы так, чтобы траектории не пересекались.

- я конкретно про светофоры Т2 писал.

Про Т3 согласен с вами полностью.

10 января 2022 08:33
Дмитрий-714

29 ноября 2021 14:51

Максим

"...Траектории разворачивающихся и поворачивающих направо автомобилей пересекаются..."

Почему они пересекаются? Разворачивающийся должен занять крайний левый ряд, поворачивающий направо - крайний правый (и ширина ПЧ в этом месте позволяет это сделать - там даже 3 полосы). И уж потом перестраиваться, то есть - пересекать траектории друг друга. Поэтому светофоры так и настроены.

10 января 2022 10:40
GDW nik

Почему они пересекаются? Разворачивающийся должен занять крайний левый ряд,

Кому должен разворачивающийся? Если по ПДД, то он может занять любую попутную полосу.

14 февраля 2022 11:59
Олег-278

Светофор состоящий из стрелок направо проезжаю с осторожностью,для встреных установлен светофор с круглыми фонарями,вот они и прут не уступая.

23 февраля 2022 09:58
Анна-215

Это странно, потому что в экзамене ГИБДД есть вопрос с аналогичной конфигурацией сигналов светофора и Лада там имеет приоритет как при левом повороте, так и при развороте, а Ауди должен пропускать.

23 февраля 2022 16:25
Mishutka

Это странно.

Что конкретно странно?

в экзамене ГИБДД есть вопрос

Какой номер у этого билета/вопроса?

Лада там имеет приоритет... Ауди

Не уверен, что в билетах рекламируются автомобильные марки. Там либо "грузовик или легковой" или "красный и синий".

К официальным билетам традиционно есть комментарии. И там можно почитать, почему красный имеет приоритет на конкретном рисунке. Вполне вероятно - совсем по иной причине, нежели Вам кажется.

23 февраля 2022 20:29
GDW nik

Анна-215, скорее всего, Вы про Билет 29 Вопрос 13.

Создатели этого вопроса билета решили проверить знание п 13.5 ПДД.

Однако, забыли про пп 1.3 и 13.4 ПДД при этом.

А ещё вполне возможно, что они считают, что при основном зеленом и движении по зеленой доп секции - п 13.4 ПДД не работает:

13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо...

23 февраля 2022 21:53
Анна-215

Да, билет 29 вопрос 13, он самый. Судя по тому, что ГИБДД регулярно принимает экзамены, оно с ответом согласно. Наверное… В автошколе тоже объясняли, что основной зелёный + зелёная доп секция = едешь в направлении доп секции, не уступая. Сама каждый день проезжаю с работы такой перекрёсток налево под основной зелёный + доп стрелка зелёная налево, никто там не уступает поворачивающим направо со встречки (у них основной красный + зелёная стрелка направо).

23 февраля 2022 22:22
Mishutka

Да, билет 29 вопрос 13, он самый. .

Грузовик поворачивает направо на красный свет + зеленая стрелка.

Легковой едет налево на зеленый свет + зеленая стрелка.

Проверяется знание сигналов (ПДД 6.2, 6.3), "приоритетности траекторий" (мой термин для лучшего понимания сути ПДД 13.4) и понимание понятий "уступи дорогу" и "приоритет" (право на первоочередное движение).

Имеет ли автомобиль, обязанный уступать по сигналу светофора всем ТС c других направлений (обозначим этих всех с других направлений - множество Х), приоритет перед кем-то одним из этих "всех" (обозначим его "элемент х1") в силу формы (левоповоротной) траектории этого одного (т.е. его дополнительного свойства, не исключающего его из первоначального множества X, но формально понижающего приоритет).

Тут вопрос именно формальной логики, понятия множеств и истинности утверждения по отношению к любому элементу множества Х, если оно истинно для всего множества.

Такой вопрос, действительно, труден для неподготовленного водителя и даже для инспектора.

Но курс формальной логики преподается на философских и юридических специальностях, в каком-то виде преподается для будущих программистов. Видимо, составитель билетов имеет юридическое образование и не испытывает трудностей в логических рассуждениях.

Остальным можно порекомендовать просто запомнить, что по зеленой стрелке с основным красным уступаем всем другим ТС и не засоряем мозг тем, что на перекрестке имеется также взаимная приоритетность траекторий.

На месте едущего по зеленой стрелке при основном зеленом - не пытаемся "ванговать" наличие основного красного и обязанности уступить у встречных, а на 100% убеждаемся в том, что приоритет предоставлен. В противном случае - не ломаем голову над приоритетами, а отказываемся от выполнения маневра, так как не убедились в его безопасности по 8.1 или тормозим по 10.1, если опасность уже возникла.

Другими словами, готовимся к тому, что на практике при выполнении левого поворота по зеленой стрелке с основным зеленым мы не застрахованы от необходимости прерывать маневр. И в первую очередь должны следить не за "отблесками" из-за задней крышки встречного светофора (как на картинке), а за фактическим поведением встречных машин.

23 февраля 2022 22:55
Mishutka

Вот ролик про этот билет

23 февраля 2022 23:04
GDW nik

Да, билет 29 вопрос 13, он самый. Судя по тому, что ГИБДД регулярно принимает экзамены, оно с ответом согласно. Наверное… В автошколе тоже объясняли, что основной зелёный + зелёная доп секция = едешь в направлении доп секции, не уступая. Сама каждый день проезжаю с работы такой перекрёсток налево под основной зелёный + доп стрелка зелёная налево, никто там не уступает поворачивающим направо со встречки (у них основной красный + зелёная стрелка направо).

Анна-215, лично я также придерживаюсь именно такого трактования ситуации.

Если внимательно читать главу 13 ПДД, то можно увидеть что разрешающие сигналы светофора подразделяются на:

Разрешающий - то есть разрешает движение в определённом или в любом направлении - может быть как основной, так и доп секцией;

Зелёный сигнал светофора - надо понимать основной зелёный;

Стрелка, включенная в дополнительной секции - тут всё ясно.

Так вот в п 13.4 ПДД указан именно ОСНОВНОЙ ЗЕЛЁНЫЙ. Именно поэтому в автошколах учат, что сочетание основного зелёного и включенной зелёной доп секции - зеленее зелёного, уступать не надо, в том числе встречным.. Что и имеем в Б29В13 экзаменационных билетов. Они, кстати, никакой юридической силы не имеют.

Однако, и в обсуждаемой статье Максима, и на многих других ресурсах бытует иное мнение - что п 13.4 ПДД в этом случае "работает".

Ну а ссылаться на п 13.5 ПДД в обсуждаемом вопросе действий водителя легкового автомобиля или грузового (в билетах комплекта СДЕ) неправильно. Это противоречит п 1.3 ПДД. Возможно именно поэтому (из за неверного объяснения) возникают вопросы.

19 января 2023 20:27
Wowochka

Здравствуйте

непонятная ОДД в Самаре

есть светофор с допсекцией налево!

Знаков "Движение по полосам НЕТ"

вопрос

Можно ли на НЕ горящую секцию выехать на перекресток и СТОЯТ и ждать зеленого света в допсекции?

20 января 2023 06:55
GDW nik

Wowochka, здравствуйте.

Можно ли на НЕ горящую секцию выехать на перекресток и СТОЯТ и ждать зеленого света в допсекции?
Нельзя. Запрещающий сигнал доп секции запрещает движение по любой траектории в направлении налево на перекрёстке.

20 января 2023 13:05
Wowochka

Какой пункт ПДД запрещает ?

20 января 2023 13:15
Wowochka

GDW nik,

Налево поеду ПОСЛЕ того как секция разрешит, а дожидаться сигнала на ПЕРЕКРЕСТКЕ

какой пункт ПДД запрещает так сделать?

20 января 2023 14:55
orlov

Wowochka, второй абзац пункта 6.3 и пункт 6.13.

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев