Отмена знаков Главная дорога на перекрестках в новом ГОСТ с 1 января 2026 года

Отмена знаков Главная дорога на перекрестках в новом ГОСТ с 1 января 2026 года

Добрый день, уважаемый читатель.

В данной статье мы продолжим рассматривать обновленный ГОСТ 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", который вводится в действие с 1 января 2026 года.

Напомню, что ГОСТ устанавливает нормативы и правила, в соответствии с которыми должны устанавливаться дорожные знаки и светофоры, наноситься дорожная разметка. То есть, в первую очередь этот документ предназначен для сотрудников дорожных служб, занимающихся организацией дорожного движения.

Однако и обычному водителю следует ознакомиться с новой редакцией ГОСТ, т.к. обновленные правила установки знаков могут вызвать недопонимание.

Содержание статьи:

Информация о нормативном документе

2025.05.20 Приказ Росстандарта от 25.12.2024 N 2000-ст опубликован в ИУС "Национальные стандарты", N 4, 2025.

Документ вводится в действие 1 января 2026 года с правом досрочного применения.

Расстояние для установки знака "Дети"

В первую очередь рассмотрим изменения, внесенные в пункт 5.2.25 ГОСТ:

В населенных пунктах повторный знак 1.23 устанавливают на расстоянии от 20 до 30 м от опасного участка.

В населенных пунктах повторный знак 1.23 устанавливают на расстоянии не более 30 м от начала опасного участка.

В этом пункте рассматриваются правила установки предупреждающего знака "Дети":

Знак 1.23 Дети

Действующая редакция ГОСТ допускает установку этого знака на расстояние не менее 20 метров от опасного участка, в новой редакции знак может устанавливаться в любом месте до начала опасного участка. В том числе и в начале этого участка.

Это довольно важное изменение для водителей. Будьте готовы к тому, что сразу же после проезда предупреждающего знака "Дети" начинается опасный участок, где возможно появление детей на проезжей части.

Отмена уменьшенного знака "Дорожные работы"

Рассмотрим изменения, которые внесены в пункт 5.2.27:

При проведении краткосрочных работ по ГОСТ 32757 на дорогах с ограничением скоростного режима 40 км/ч и менее допускается установка одного знака без таблички 8.1.1 на переносной опоре на расстоянии от 10 до 15 м от места проведения работ, при этом допускается использовать знак уменьшенного размера по ГОСТ Р 52290.

При проведении краткосрочных работ по ГОСТ 32757 на дорогах с ограничением скоростного режима 40 км/ч и менее допускается установка одного знака без таблички 8.1.1 на переносной опоре на расстоянии от 10 до 15 м от места проведения работ.

В этом пункте речь идет про установку знака 1.25 "Дорожные работы" в местах проведения краткосрочных работ:

Знак 1.25 Дорожные работы

Действующая редакция ГОСТ в некоторых случаях допускает установку знака уменьшенного размера на переносной опоре. Начиная с 1 января 2026 года все знаки дорожные работы должны иметь стандартный размер. Их уменьшение допускаться не будет.

Отмена знака "главная дорога" на некоторых перекрестках

Рассмотрим изменения, внесенные в пункт 5.3.2 ГОСТ:

5.3.2 Знак 2.1 "Главная дорога" устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков.

В населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге. Перед нерегулируемыми перекрестками, на которых главная дорога проходит в прямом направлении, а пересекающая дорога имеет не более четырех полос, допускается устанавливать знак уменьшенного размера по ГОСТ Р 52290.

5.3.2 Знак 2.1 "Главная дорога" вне населенных пунктов устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков.

В населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге. Знак допускается не устанавливать перед перекрестком, где главная дорога проходит в прямом направлении, а второстепенная дорога с односторонним движением начинается от данного перекрестка, а также на противоположной примыканию стороне перед примыканием второстепенной дороги к главной.

В приведенном выше пункте речь идет про знак 2.1 "Главная дорога":

Знак 2.1 Главная дорога

При этом можно выделить следующие нововведения:

  • Знак "Главная дорога" больше не будет устанавливаться в населенных пунктах в начале участков дорог. В населенных пунктах он будет устанавливаться только перед перекрестками.
  • Знак "Главная дорога" уменьшенного размера перед перекрестками устанавливаться не будет.
  • В некоторых случаях допускается вообще не устанавливать знак "Главная дорога" перед перекрестком. Эта ситуация будет более подробно рассмотрена далее.

Формулировка пункта 5.3.2 позволяет не устанавливать знак "Главная дорога" перед Т-образными перекрестками, однако его формулировку понятной не назовешь. Признаюсь, чтобы разобраться в идеях законодателей, мне пришлось довольно долго анализировать приведенный выше текст, а также подготовить схемы для каждой из ситуаций. Лишь после этого суть нововведения стала понятна.

Ситуация 1:

Отсутствие знака Главная дорога на перекрестке

Главная дорога проходит через перекресток сверху-вниз, однако знаки приоритета не установлены. Что должны делать водители зеленого и белого автомобилей? Как они должны понять, что находятся на главной дороге?

Решение заключается в том, что оба водителя должны руководствоваться правилами проезда равнозначных перекрестков (уступить дорогу автомобилям, приближающимся справа). К зеленому автомобилю справа никто приближаться не может, т.к. одностороннее движение направлено в противоположную сторону. К белому автомобилю справа подъехать также никто не может, т.к. справа просто нет дороги.

Фактически получается, что правила проезда перекрестка остаются прежними, однако на установке знаков приоритета можно сэкономить. С точки зрения водителя такая экономия выглядит сомнительной, водители будут путаться и аварийность на перекрестке возрастет.

Ситуация 2:

Отсутствие знака Главная дорога на перекрестке

Главная дорога проходит через перекресток сверху вниз, при этом знак "Главная дорога" не установлен только для водителя белого автомобиля. Законодатели подразумевают, что водитель белого автомобиля будет считать, что он едет через перекресток неравнозначных дорог и уступать водителю розового автомобиля не будет.

Однако на практике возможен и другой исход. Водитель белого автомобиля заметит обратную сторону знаков приоритетна, установленных с других направлений, и призадумается о том, куда делись знаки с его направления. Их могли украсть хулиганы, их мог сломать грузовой автомобиль. Пока водитель белого автомобиля будет думать, розовый будет стоять и уступать ему дорогу.

После этого водитель белого автомобиля попытается по знакам с других направлений определить, в каком направлении идет главная дорога. Он посмотрит налево и увидит квадратный знак, установленный под треугольным. И в первую очередь подумает о том, что слева установлена такая комбинация:

Знак 2.4 Уступите дорогу
Знак 8.13 Направление главной дороги

Затем он попытается предугадать, куда может повернуть второстепенная дорога на Т-образном перекрестке. И так далее.

В общем, применение нового ГОСТ может привести к тому, что на перекрестках появятся новые заторы, обусловленные тем, что водители будут пытаться разобраться в организации дорожного движения.

Примечание. Данное нововведение выглядит не просто бесполезным, а откровенно вредным. Оно позволит сэкономить деньги на установке знаков, однако снизит пропускную способность перекрестков и вызовет всплеск аварийности. Мировой опыт подсказывает, что дорожное движение нужно организовать так, чтобы водителю не приходилось ни над чем задумываться. Это позволяет повысить пропускную способность дорог и уменьшить аварийность.

Отмена знаков "Конец главной дороги" перед перекрестками

Следующее важное изменение внесено в пункт 5.3.3 ГОСТ:

Если дорога, обозначенная знаком 2.1, оканчивается перед пересечением с дорогой, по которой предоставлено преимущественное право проезда данного перекрестка, то знак 2.2 вне населенных пунктов размещают на одной опоре со знаком 2.4, установленным предварительно с табличкой 8.1.1 или 8.1.2, в населенных пунктах - за 25 м от перекрестка либо со знаком 2.4 или 2.5. Вне населенных пунктов знак 2.2 допускается устанавливать повторно со знаком 2.4 или 2.5, а в населенных пунктах - предварительно с табличкой 8.1.1 на расстоянии от 50 до 100 м до основного знака.

Если дорога, обозначенная знаком 2.1, оканчивается перед пересечением с дорогой, по которой предоставлено преимущественное право проезда данного перекрестка, то знак 2.2 вне населенных пунктов размещают на одной опоре со знаком 2.4, установленным предварительно с табличкой 8.1.1 или 8.1.2, в населенных пунктах - за 25 м от перекрестка либо со знаком 2.4 или 2.5. В населенных пунктах дорожный знак 2.2 допускается не устанавливать при наличии знаков 2.4 или 2.5. Вне населенных пунктов знак 2.2 допускается устанавливать повторно со знаком 2.4 или 2.5, а в населенных пунктах - предварительно с табличкой 8.1.1 на расстоянии от 50 до 100 м до основного знака.

В данном пункте речь идет про следующие комбинации дорожных знаков, установленные в населенных пунктах:

Знак 2.4 Уступите дорогу   Знак 2.5 Движение без остановки запрещено
Знак 2.2 Конец главной дороги     Знак 2.2 Конец главной дороги

Обновленная редакция позволяет в населенных пунктах отказаться от использования знака "Конец главной дороги", и использовать только знаки приоритета 2.4 и 2.5:

Знак 2.4 Уступите дорогу   Знак 2.5 Движение без остановки запрещено

Данное нововведение выглядит оправданно и напрашивалось довольно давно. Дело в том, что знак "Конец главной дороги", установленный под знаком "Уступите дорогу", фактически не несет никакой дополнительной информации. Водитель итак понимает, что он въезжает на перекресток по второстепенной дороге.

В заключение можно сказать, что при составлении новой редакции ГОСТ законодатели преследовали цель уменьшить количество дорожных знаков на дорогах. При этом в некоторых случаях такие изменения могут оказаться оправданными, а в некоторых - нет.

А в следующей статье серии "Новый ГОСТ на дорожные знаки с 1 января 2026 года" речь пойдет о новых правилах установки запрещающих дорожных знаков.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 20 мая 2025
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев