Новые штрафные баллы на экзамене в ГИБДД с 1 апреля 2021 года

Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.

Экзамен в городе

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье мы продолжим рассматривать проект Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений.

Напомню, что первая часть нововведений, которая относится к сдаче теоретического экзамена, рассмотрена в предшествующей статье.

Сегодня речь пойдет об особенностях сдачи практического экзамена для различных категорий транспортных средств:

Информация о проекте документа

2020.10.02 Проект приказа МВД России "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений" прошел общественное обсуждение на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Время проведения практического экзамена

118.2. Проведение экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения - в срок до 30 минут при условии выполнения кандидатом в водители на маршруте всех маневров и действий.

172.2. Проведение практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий "B", "C", "D" и подкатегорий "C1", "D1" – в срок не более 30 минут, на право управления транспортными средствами категорий "BE", "CE", "DE" и подкатегорий "C1E", "D1E" – в срок не более 40 минут, при условии выполнения кандидатом в водители на маршруте всех маневров, предусмотренных пунктом 14 Правил.

Первое важное нововведение затронуло максимальное время, в течение которого может проводиться практический экзамен:

  • Для категорий B, C, D и подкатегорий C1, D1, то есть для транспортных средств без прицепов, время проведения экзамена осталось прежним - до 30 минут.
  • Для категорий BE, CE, DE и подкатегорий C1E, D1E, то есть для транспортных средств с прицепами, время проведения экзаменов увеличено до 40 минут.

Новая ошибка для мототранспортных средств (категории A, M, A1, B1)

161. Проведение экзамена прекращается и выставляется оценка "НЕ СДАЛ", если кандидат в водители при сдаче экзамена:
...
161.11. Пользовался телефоном либо иным техническим устройством, позволяющим вести переговоры.

Проект административного регламента предусматривает новую ошибку, которая автоматически приводит к прекращению экзамена. Речь идет об использовании телефона или другого устройства для ведения переговоров во время экзамена на автодроме.

Проверка автомобиля перед практическим экзаменом

173. При подготовке к проведению экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения экзаменатором осуществляется проверка:

173.3. Транспортного средства (состава транспортных средств) на соответствие:

173.3.1. Требованиям к транспортным средствам, используемым для проведения практических экзаменов, согласно приложению № 3 к Правилам.

173.3.2. Технического состояния требованиям безопасности.

Действующий административный регламент предусматривает только проверку автомобиля на соответствие требованиям приложения №3 к правилам проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений (пункт 173.3.1):

Например, экзаменатор должен проверить, что экзаменационный автомобиль оборудован дополнительными педалями сцепления и тормоза.

Однако на практике некоторым кандидатам в водители пришлось столкнуться с тем, что автомобиль для проведения экзамена является неисправным и сдать на нем экзамен не представляется возможным.

Например, можно услышать жалобы на то, что стояночный тормоз автомобиля неисправен и не позволяет зафиксировать автомобиль на наклонной поверхности (при выполнении упражнения эстакада).

Чтобы исключить подобные проблемы в будущем, проект нового регламента содержит пункт 173.3.2, который требует от экзаменатора произвести проверку автомобиля на соответствие требованиям безопасности.

Дополнительные пассажиры в экзаменационном автомобиле

176. При проведении экзамена в экзаменационном транспортном средстве находятся кандидат в водители и экзаменатор. При наличии мест для сидения, не считая мест кандидата в водители и экзаменатора, допускается нахождение должностных лиц организации, осуществляющей образовательную деятельность, других кандидатов в водители, сдающих соответствующий экзамен, представителей общественных советов при территориальных органах МВД России на региональном и (или) районном уровнях и (или) иных должностных лиц органов внутренних дел.

Важное нововведение содержит пункт 176 нового проекта административного регламента. Он говорит о том, что кандидаты в водители, ожидающие очереди для сдачи экзамена, смогут находиться прямо в экзаменационном автомобиле. Естественно, если в этом автомобиле остались свободные места.

Напомню, что в настоящее время за экзаменационным автомобилем, как правило, едет один или несколько дополнительных автомобилей, перевозящих учебную группу автошколы. Введение пункта 176 позволит разместить несколько сдающих прямо в экзаменационном транспортном средстве.

С одной стороны, это позволит автошколам сэкономить на дополнительных автомобилях для перевозки учащихся. С другой стороны, дополнительные пассажиры могут специально или случайно помешать кандидату в водители сдать экзамен.

Фиксация кандидата в водители на видеозапись

178. По команде экзаменатора кандидат в водители занимает водительское место, после чего экзаменатор с помощью средств аудио- и видеорегистрации процесса проведения практического экзамена фиксирует тождественность лица кандидата в водители с лицом, изображенным на фотографии в документе, удостоверяющем личность кандидата в водители, произносит вслух его фамилию, имя, отчество (при наличии), подает команду о подготовке к сдаче экзамена.

Суть данного пункта сводится к тому, что после того, как кандидат в водители занял место в экзаменационном автомобиле, экзаменатор должен на видеорегистратор снять лицо кандидата в водители и его паспорт. Затем экзаменатор должен вслух произнести фамилию, имя и отчество экзаменуемого, то есть они также должны сохраниться на видео.

Судя по всему, нововведение направлено на то, чтобы исключить сдачу экзамена за другого кандидата в водители по договоренности с сотрудником ГИБДД. То есть теперь экзаменатор не только сам проверит, что кандидат в водители сдает экзамен от своего имени, но и зафиксирует эту информацию на видео.

Новые ошибки на практическом экзамене для категорий B, C, D

182. За совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляются штрафные баллы: за ошибки (нарушения), предусмотренные пунктами 3.1 – 3.8 экзаменационного листа – 3 балла, пунктами 4.1 – 4.10 экзаменационного листа – 2 балла, пунктами 5.1 – 5.4 экзаменационного листа – 1 балл.

183. Проведение экзамена прекращается и выставляется оценка "НЕ СДАЛ", если кандидат в водители:

183.1. Допустил 1 нарушение, предусмотренное одним из пунктов 2.1 – 2.19 экзаменационного листа.

183.2. Допустил ошибки (нарушения), предусмотренные пунктами 3 – 5 экзаменационного листа, сумма штрафных баллов которых составляет 5 и более баллов.

В целом система оценки экзамена остается прежней. Если кандидат в водители, набрал 5 штрафных баллов, то экзамен для него прекращается с результатом "НЕ СДАЛ".

Однако сами таблицы штрафных штрафных баллов изменились довольно сильно. В первую очередь нужно отметить, что проект административного регламента вводит новую группа ошибок, за которые можно получить 2 штрафных балла. В то время как действующие нормативные документы подразумевают только 1, 3 или 5 штрафных баллов за ошибку:

Рассмотрим нарушения, которые обновлены в проекте нового регламента:

В действующем регламентеВ проекте нового регламента
1.13. Не принял возможных мер к снижению скорости вплоть до полной остановки транспортного средства при возникновении опасности для движения552.3. Допустил наезд на бордюр, препятствие
1.15. Выполнил обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, либо сопровождаемого им транспортного средства5
52.19. Использовал передачи заднего хода 3 и более раза при демонстрации навыков предусмотренных п.п. 1.1. – 1.5, 1.18.
2.6. Не пристегнул ремень безопасности352.1. Не пристегнул ремень безопасности
2.8. Использовал во время движения телефон352.17. Использовал во время движения телефон и (или) иное средство связи, пользовался подсказками других лиц
3.3. Выбрал скорость движения без учета дорожных и метеорологических условий133.4. Выбрал скорость движения без учета дорожных и метеорологических условий
2.3. Не выполнил требования дорожной разметки (кроме разметки 1.1, 1.3 и 1.12)324.1. Не выполнил требования дорожной разметки (кроме разметки 1.1, 1.3, 1.12)
24.5. Не обеспечил контроль отката стояночным или рабочим тормозом
24.6. Не соблюдает правило преимущественного проезда
3.2. Нарушил правила расположения транспортного средства на проезжей части124.2. Нарушил правила расположения ТС на проезжей части
3.4. Двигался без необходимости со слишком малой скоростью, создавая помехи другим транспортным средствам124.3. Двигался без необходимости со слишком малой скоростью, создавая помехи другим ТС
3.6. Нарушил правила пользования внешними световыми приборами и звуковым сигналом124.4. Нарушил правила пользования внешними световыми приборами и звуковым сигналом
3.9. Не пользовался зеркалами заднего вида124.8. Не пользуется зеркалами заднего вида
15.2. При начале движения допустил резкий старт (рывок, пробуксовка)
15.4. Неправильно оценил дорожную обстановку

На основе таблицы можно сделать выводы о следующем:

  • за 7 ошибок в проекте регламента предусмотрено больше штрафных баллов, чем раньше;
  • за 1 ошибку предусмотрено меньше штрафных баллов, чем раньше;
  • в проекте регламента появились 5 новых ошибок и из него исключена одна старая ошибка.

Остановимся более подробно на самых интересных нововведениях:

2.19. Использовал передачи заднего хода 3 и более раза при демонстрации навыков предусмотренных п.п. 1.1. – 1.5, 1.18.

Данный пункт предусматривает 5 штрафных баллов для кандидата в водители, который 3 или более раз использовал задний ход при выполнении следующих элементов:

1.1. Постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов

1.2. Постановка транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом

1.3. Прямолинейное движение задним ходом и парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе) (для транспортных средств категорий "C" и "CE" и подкатегорий "C1" и "C1E")

1.4. Сцепление и расцепление или расцепление и повторное сцепление прицепа с тягачом (для транспортных средств категорий "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1E" и "D1E", за исключением сочлененных автобусов)

1.5. Разворот транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом

1.18. Разворот на перекрестке и вне перекрестка (для транспортных средств категорий "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1E" и "D1E" при наличии возможности осуществления разворота)

В пунктах 1.1, 1.2, 1.5 речь идет об упражнениях, которые ранее сдавались на автодроме:

С одной стороны, эти упражнения становятся проще, т.к. при сдаче на автодроме передачу заднего хода можно использовать только один раз. А проект регламента позволяет включить задний ход дважды на каждом упражнении.

С другой стороны, выполнение упражнения в условиях дорожного движения сложнее, т.к. кандидату в водители могут помешать другие автомобили.

4.6. Не соблюдает правило преимущественного проезда

Еще один интересный пункт, заслуживающий внимания. Что именно законодатели подразумевают под несоблюдением правила преимущественного проезда? Ошибка, заключающаяся в непредоставлении преимущества, описана в другом пункте и влечет 5 штрафных баллов.

Возможно, речь идет о том, что 2 штрафных балла водитель получит в том случае, если при движении по главной дороге он решит пропустить автомобиль, едущий по второстепенной и не имеющий преимущества. Хотя такое наказание выглядит немного странно в ситуации, когда другой автомобиль нагло выезжает со второстепенной не уступая дорогу. На практике лучше пропустить его, чем допустить столкновение.

Сохранение результатов упражнения сцепление с тягачом

Рассмотрим еще одно интересное нововведение проекта регламента, относящиеся к сдаче практического экзамена на транспортном средстве с прицепом (категории BE, CE, DE):

187. При проведении повторного практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий "BE", "CE", "DE" и подкатегорий "C1E", "D1E" кандидату в водители, успешно выполнившему маневр, предусмотренный подпунктом "у" пункта 14 Правил, проверка выполнения данного маневра не проводится в течение 6-месячного срока со дня сдачи теоретического экзамена.

В подпункте у пункта 14 Правил проведения экзаменов описано упражнение, предусматривающее сцепление и расцепление прицепа с тягачом. Если кандидат в водители успешно выполнит данный элемент, то ему не нужно будет заново выполнять сцепление с прицепом в течение полугода с момента успешной сдачи теории. То есть результат упражнения будет сохраняться ровно до того момента, как кандидат в водители придет заново сдавать теоретическую часть экзамена.

В данной статье рассмотрены нововведения, относящиеся к сдаче практического экзамена в ГИБДД. Однако кроме них проект регламента предусматривает введение нескольких абсолютно новых административных процедур. Речь о них пойдет в одной из следующих статей на pddmaster.ru.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 2 октября 2020
Раздел: Законы в разработке
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
14 октября 2020 17:11
Александр-839

Если автомобиль нагло лезет со второстепенной это наверно опасность для движения?

19 октября 2020 17:37
Максим

Александр-839, ситуация может рассматривать и так, и в этом случае штрафные баллы на кандидата в водители накладываться не должны.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев