Особенности оформления полисов ОСАГО с 1 сентября 2014 года

Прицеп

Добрый день, уважаемый читатель.

В очередной статье серии "Изменения закона об ОСАГО в 2014 году" речь пойдет об особенностях оформления полисов обязательного страхования начиная с 1 сентября 2014 года.

В этой статье Вы узнаете:

- на какие транспортные средства не требуется покупать полис ОСАГО;
- каким образом страховать прицепы к автомобилям;
- как вернуть деньги при досрочном расторжении договора ОСАГО;
- что нужно сделать, чтобы воспользоваться правом на страховую выплату.

Напомню, что в рамках данной серии статей рассматриваются только самые интересные для водителей изменения. Поэтому рекомендую Вам прочитать полный текст обновленного закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

На какие транспортные средства не требуется полис ОСАГО?

Итак, первое интересное изменение от 1 сентября 2014 года. Расширен список транспортных средств, на которые не требуется оформлять полис ОСАГО:

3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:

е) транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним.

Теперь в данный список входят также транспортные средства, имеющие неколесные движители (например, гусеничные тракторы).

Напомню, что также как и ранее полис ОСАГО не нужно покупать на:

  • транспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость менее 20 км/ч;
  • транспортные средства, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;
  • транспортные средства Вооруженных сил и других войск;
  • иностранные автомобили, если они застрахованы за рубежом;
  • прицепы к легковым автомобилям, принадлежащие гражданам.

Обязательное страхование прицепов

Выше уже было сказано, что принадлежащие гражданам прицепы к легковым автомобилям страховать не требуется. Однако все остальные прицепы (например, принадлежащие организациям, или прицепы к грузовикам) требуется страховать:

7. Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.

При этом отдельный полис ОСАГО покупать не придется, информация о возможности управления автомобилем с прицепом вносится в полис автомобиля. При этом возрастает и стоимость покупки полиса ОСАГО:

2. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:

в1) наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему;

Обратите внимание, если в организации есть прицеп, используемый поочередно с разными транспортными средствами, то возможность управления автомобилем с прицепом нужно будет предусмотреть в полисе ОСАГО каждого транспортного средства. Т.е. стоимость ОСАГО подрастет для всех автомобилей, хотя прицеп всего лишь один.

Примечание. С 24 августа 2020 года условия, влияющие на выбор размера базовой ставки страхового тарифа, обновлены.

Возврат денег при досрочном расторжении договора ОСАГО

Еще одно нововведение закона об ОСАГО - закрепление возможности возврата части страховой суммы при досрочном расторжении договора:

4. При досрочном прекращении договора обязательного страхования в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере доли страховой премии, предназначенной для осуществления страховых выплат и приходящейся на неистекший срок действия договора обязательного страхования или неистекший срок сезонного использования транспортного средства.

Такая возможность у владельца автомобиля появляется, например, в случае продажи автомобиля. Обратите внимание, что вернуть в любом случае удастся только часть изначальной стоимости ОСАГО.

Как воспользоваться страховой выплатой

Еще одно нововведение затронуло требования к потерпевшему, пожелавшему воспользоваться правом на страховую выплату:

3. Если потерпевший намерен воспользоваться своим правом на страховую выплату, он обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая.

3. Если потерпевший намерен воспользоваться своим правом на страховую выплату, он обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая и в сроки, установленные правилами обязательного страхования, направить страховщику заявление о страховой выплате и документы, предусмотренные правилами обязательного страхования.

Теперь в законе четко определено, что потерпевший должен направить страховщику заявление и документы не позднее 15 рабочих дней после ДТП:

42. Заполненные водителями - участниками дорожно-транспортного происшествия извещения о дорожно-транспортном происшествии, оформленные в соответствии с пунктом 41 настоящих Правил, должны быть в кратчайший срок, но не позднее 15 рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия вручены или направлены любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки, страховщику или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего либо в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие.

Ну а в следующей статье серии речь пойдет о том, каким образом страховщик должен оплачивать ущерб, в каких случаях он может отказать в выплате, когда должна проводиться независимая техническая экзспертиза и т.д. Не пропустите!

Удачи на дорогах!

Обновлено: 2 сентября 2020
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
11 сентября 2014 03:38
Алексей-28

Спасибо, за комментарии, подробно объясняющие нововведения!

13 октября 2014 18:39
Марина-6

Ситуация: так как раньше седельный тягач страховался отдельно, а полуприцеп отдельно, то сроки страхования не совпадают. Теперь дело обстоит так: полис у полуприцепа заканчивается в ноябре 2014 года, а у тягача только в мае 2015 года. Полуприцеп я застраховать не могу, т.к. страховка отдельно на него сейчас не предусмотрена, а в полисе на тягач нет записи, что он используется с полуприцепом. Как быть в данной ситуации?

15 октября 2014 18:00
Максим

Марина, описанная ситуация законом не регламентирована. Обратитесь в свою страховую. Возможно они допишут полуприцеп в Ваш старый полис до мая 2015 года (с доплатой) или выдадут новый полис на машину с полуприцепом (с учетом стоимость старого).

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев