Новые правила оформления путевых листов с 1 сентября 2023 года
Добрый день, уважаемый читатель.
С 1 сентября 2023 года внесены изменения в нормативный документ, который носит название "Состав сведений, указанных в части 3 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. №259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", и порядок оформления или формирования путевого листа".
Этот документ определяет правила, в соответствии с которыми организации и индивидуальные предприниматели должны формировать бланки путевых листов. И хотя с 1 сентября 2023 года внесено не так уж и много изменений, всем организациям придется обновить бланки путевых листов.
Содержание статьи:
- Информация о нормативном документе
- Оформление путевых листов для самозанятых водителей такси
- Показания одометра в обновленном путевом листе
- СНИЛС и данные ВУ для водителя
- Оформление путевого листа на день или на рейс
Информация о нормативном документе
2023.09.04 Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 05.05.2023 №159 "О внесении изменений в состав сведений, указанных в части 3 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", и порядок оформления или формирования путевого листа, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2022 г. № 390" опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 30 мая 2023 года.
Документ вступил в силу 1 сентября 2023 года.
Оформление путевых листов для самозанятых водителей такси
С 1 сентября 2023 года законодательство ввело возможность для самозанятых физических лиц работать водителями такси. В связи с этим обновленный пункт 4 состава сведений содержит информацию о заполнении данных для самозанятого физического лица:
4. Сведения о лице, оформившем путевой лист, должны включать:
...
- для физического лица, которое не является индивидуальным предпринимателем и которому в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - физическое лицо) 1.1 - фамилию, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства, номер телефона, идентификационный номер налогоплательщика.
Самозанятое физическое лицо, которое оформляет путевой лист, должно включить в него следующие данные:
- ФИО;
- адрес места прописки;
- номер телефона;
- ИНН.
Данные те же самые, что и для путевого листа индивидуального предпринимателя. Единственное отличие состоит в том, что вместо ОГРИП самозанятое физическое лицо указывает ИНН.
Показания одометра в обновленном путевом листе
5. Сведения о транспортном средстве должны включать:
...
5) показания одометра (полные километры пробега):
- при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании рабочего дня (смены) водителя транспортного средства (далее - Парковка);
- при заезде транспортного средства на Парковку по окончании рабочего дня (смены) водителя;
- при приеме-сдаче транспортного средства последующему водителю по окончании рабочего дня (смены) предыдущего водителя (в случае оформления или формирования нескольких путевых листов на одно транспортное средство).
- при выпуске транспортного средства на линию;
- при возвращении транспортного средства с линии по завершении последнего рейса или при выполнении последнего заказа легкового такси физическими лицами;
- при приеме-сдаче транспортного средства последующему водителю по окончании рабочего дня (смены) предыдущего водителя (в случае оформления нескольких путевых листов на бумажных носителях на одно транспортное средство).
Важная особенность приведенного выше пункта состоит в том, что с 1 сентября 2023 года показания одометра фиксируются не при выезде с парковки и при заезде на парковку, а при выпуске автомобиля на линию и при его возвращении на линию.
Это нововведение позволяет решить существовавшую ранее проблему, заключающуюся в том, что в некоторых случаях транспортному средству требуется доехать от места парковки до места начала рабочего дня.
Например, индивидуальный предприниматель может оставлять автомобиль такси, на котором он работает, в собственном гараже. Очевидно, что в личном гараже полностью оформить путевой лист невозможно, т.к. там нет условий для проведения предрейсового технического контроля и предрейсового медицинского осмотра.
С 1 сентября 2023 года путевой лист может быть оформлен и заполнен в месте начала рабочего дня и это не будет нарушением требований законодательства.
СНИЛС и данные ВУ для водителя
6. Сведения о водителе (водителях) транспортного средства должны включать:
1) фамилию, имя, отчество (при наличии);
2) дату (число, месяц, год), время (часы, минуты), результат проведения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра (если обязательность проведения послерейсового, послесменного медицинского осмотра предусмотрена законодательством Российской Федерации).
6. Сведения о водителе (водителях) транспортного средства должны включать:
1) фамилию, имя, отчество (при наличии);
2) серию, номер и дату выдачи водительского удостоверения;
3) страховой номер индивидуального лицевого счета;
4) дату (число, месяц, год), время (часы, минуты), результат проведения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра (если обязательность проведения послерейсового, послесменного медицинского осмотра предусмотрена законодательством Российской Федерации).
С 1 сентября 2023 года при внесении данных водителя в путевой лист становится обязательных заполнение двух новых граф:
- данные водительского удостоверения (серия, номер, дата выдачи);
- СНИЛС.
А как Вы считаете, для чего в путевых листах понадобилась эта информация? Напишите об этом в комментариях к данной статье.
Оформление путевого листа на день или на рейс
11. Путевой лист должен быть оформлен или сформирован до выпуска транспортного средства на линию.
Допускается оформление или формирование нескольких путевых листов на одно транспортное средство раздельно на каждого водителя.
11. Путевой лист должен быть оформлен или сформирован до выпуска транспортного средства на линию.
Допускается:
- оформление или формирование одного путевого листа на один рейс, если длительность рейса превышает продолжительность рабочего дня (смены) водителя (водителей);
- оформление нескольких путевых листов на бумажных носителях на одно транспортное средство раздельно на каждого водителя, в том числе на каждого последующего водителя после выпуска транспортного средства на линию;
- оформление или формирование одного путевого листа на несколько рейсов, если в течение рабочего дня (смены) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов;
- внесение изменений в сведения о водителе (водителях) транспортного средства, а также о марках, моделях прицепов (полуприцепов) и их регистрационных номерах, в случае формирования электронного путевого листа.
Вместо размытой формулировки, касающейся сроков действия путевых листов, которая применялась до 1 сентября 2023 года, с 1 сентября законодатели решили расписать данный пункт очень подробно. Теперь в нем явно указано, что путевой лист может быть оформлен:
- на 1 рейс, если длительность рейса превышает продолжительность рабочего дня водителя (для многодневных поездок);
- на 1 день, если в течение рабочего дня совершаются несколько рейсов (для рабочих дней, включающих многочисленные поездки).
По сути, в данном пункте ничего не изменилось, смысл полностью сохранен. Просто формулировка стала более подробной.
Примечание. На всякий случай напомню, что до 1 марта 2023 года в законодательстве также применялась похожая подробная формулировка, но законодатели по каким-то причинам решили от нее отказаться. Судя по всему эксперимент оказался неудачным, поэтому в документ возвращена подробная формулировка.
Кроме того, с 1 сентября 2023 года в электронных путевых листам допускается изменять следующие поля:
- сведения о водителях;
- сведения о прицепах и полуприцепах.
Данное нововведение позволяет решить еще одну проблему, заключающуюся в том, что оформление электронного путевого листа начинается еще до прохождения водителем медицинского осмотра, а транспортным средством технического контроля. И на практике может случиться так, что водитель заболел и не может выйти в рейс. Либо прицеп оказался неисправным.
До 1 сентября 2023 года описанная ситуация приводила к тому, что в системе оставался "висеть" недозаполненный путевой лист, а сотрудники организаций ломали голову, как от него избавиться. С 1 сентября допускается заменить водителя или прицеп в путевом листе, так что подобных путевых листов должно стать меньше.
В заключение хочу еще раз напомнить, что рассмотренные в статье нововведения действуют с 1 сентября 2023 года. И, если путевые листы Вашей организации не учитывают последние изменения, то следует обновить их в кратчайшие сроки.
Полный текст нормативного документа, рассмотренного в данной статье, Вы можете найти на следующей странице:
Также рекомендую Вам изучить подробную статью, в которой рассмотрены особенности оформления путевых листов:
Удачи на дорогах!
Можно ли оформлчть один путевой лист на несколько многодневных поездок, например 1 рейс Москва- Краснодар, а 2 рейс на обратном пути Белогорск- Тверь. Или несколько рейсов 1: Москва- Кащань 2 : Москва- Казань, 3 Новгород- Москва
Ирина-323, если рейсов несколько и они многодневные, то путевые листы должны быть разными.
Если же оформить поездки как один рейс, то законодательство требует для него один путевой лист.
Удачи на дорогах!
Если ТС работает всю неделю на линии в трассовых условиях, не имея возможности ежедневно возвращаться на базу, а сам водитель приезжает и уезжает на вахтовом автобусе, можно ли в таком случае выписывать путевой лист на неделю?
Вячеслав-170, если поездка оформлена, как 1 рейс, то достаточно одного путевого листа.
Добрый день Максим.
Вопрос по СНИЛСу. По Вашему мнению для чего все же указывать номер в путевом листе. Если номер СНИЛС будет указан неверно каковы последствия? Кто и как будет его сверять?
Максим-354, добрый день.
Таковы требования законодательства, другие причины указания СНИЛС не известны.
Как будут проверять СНИЛС и будут ли это делать вообще - не известно.
Добрый день.
По внесению в путевой лист даты выдачи ВУ это лишняя писанина и трата времени, если это заносится вручную. Данные СНИЛС без согласия собственника разглашению не подлежат.
Работаю водителем в пассажирском автотранспортном предприятии. В путевом листе указывают мой номер СНИЛС, получается этот номер видит диспетчер, мед.работник, контрольный механик и так далее. Я не довал своего согласия на распространение своих персональных данных (СНИЛС) . Как быть в таких ситуациях, а что на счёт закона о распространении персональных данных третьим лицам?
Иван-326, Вы имеете в виду какую-то конкретную статью Федерального закона "О персональных данных", которая нарушается? Укажите ее номер.
Добрый день, а что указывать в путевых листах трактора, или иной сельскохозяйственной техники, там мото часы и показаний одометра нет, каким он должен быть, что обязательно прописывать в этом случае?
А6, добрый день.
В обязательное поле можно внести значение: "одометр отсутствует".
А6, с самоходной техникой вообще нет никаких проблем. Обязанность оформлять путевые листы в определённых случаях предусмотрена "Уставом автомобильного транспорта". Самоходная техника - не автомобильный транспорт. Чем и кем предусмотрены путевые листы данной категории нет ответа. Я в своё время писал запросы в Ростехнадзор и Гостехнадзор. Послали вежливо, что путёвки не в их компетенции. ГАИ дало ответ, как из "Устава...", - оформляются при перевозке пассажиров и груза. Круг замкнулся.
Ещё один прикол с самоходной техникой - предрейсовый техконтроль. Пункт 2 всеми любимого 9-го приказа говорит: "Порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями)". То есть, самоходными машинами (какими являются и тракторы) там и не пахнет. Есть только одно Постановление правительства по самоходным, которое вводит перечень неисправностей для этой категории, при которых эксплуатация запрещена. А по предрейсовому техконтролю нет ни одного документа. На сам вышеуказанный "Порядок" выводит один из абзацев ч.2 ст.20 196-ФЗ: "2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны:
организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта", - круг снова замыкается: этот порядок не для самоходных машин.
Прочитав ссылку на 196-ФЗ многие подумают, что я тупанул. Типа на тракторах не перевозят и не перемещают, и т.п. (см. выше). НО, указанное выше в части 2-й статьи 20-й относится не к технике, а именно к: "...Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели". Как бы не маразматично это не звучало, но дословно получается так: пока были только тракторы, то законом не требовалось проводить предрейсовый техконтроль; купил Газель возить запчасти к тракторам, - стал тем самым юридическим лицом, и теперь трактор пошёл прицепом для прохождения техконтроля, для которого нет никакой нормативной базы. Круг замыкается в третий раз.
Тут сейчас некоторые начнут утверждать, что путевые нужны для налоговой. Не только один я уже отвечал на этот вопрос. Вкратце: путевые листы налоговая в соответствии с НК не имеет права требовать. Она не правомочна распоряжаться путевыми, для этого есть Минтранс. А расходы можно подтвердить кучей других способов.
Теперь из всего вышемногонаписанного напрашивается вывод: на Ваш трактор по закону путевой не нужен. Если есть желание - придумываете любой бланк. Типа для контроля работы. Или просто Бортовой журнал разрабатываете, или...
Если возникнут вопросы по предрейсовому медосмотру, типа куда ставить, то тут снова всё пойдёт по кругу. По факту доказывать что Вы прошли его не Ваша проблема. Пусть ГАИшник едет и проверяет журнал. Чтобы меньше мозг выносили делайте фото журнала. Не поверят - пусть снова проверяют. Если путевой не положен, то и запись о предрейсовом медосмотре тоже не положена, т.к. она является обязательным реквизитом для путевого листа.
Понимаю, тому, кто не в теме, да ещё и живёт по понятиям "Консультанта Плюс", "Бухсофта" и ещё той "Формы 78 Госкомстата", тяжело переварить столько информации. Но читайте её внимательно. Если совсем тяжело - открывайте оригиналы нормативной базы и пытайтесь доказать, что я не прав. "Логика", "Понятия" и "Так заведено" тут не подходят.
Всем удачи.
Здравствуйте. У нас отсутствует графа Снил, где его указывать сотруднику в строке удостоверения или где ФИО водителя
Здравствуйте. У нас отсутствует графа Снил
Дарья-76, у Вас отсутствует клавиатура у компьютера?
Дарья-76, здравствуйте.
Если графа отсутствует, то просто добавьте ее в бланк путевого листа.
Либо, если бланк не редактируемый, обратитесь к поставщику бланков, чтобы он добавил эту графу.
Удачи на дорогах!
Данные снилс и в/у нужны для того чтобы при совместном рейде гибдд и приставов (или иных служб) быстро пробить водителя без его согласия на за должности или ограничения. И тут же на месте применить меры взыскания.
igorgn, ДОБРЫЙ ДЕНЬ .
Я тоже задавался таким же вопросом ,как и вы .. Тут с одним специалистом в области БДД списывался ,вот что он мне ответил ...
"Добрый день. Вы пытаетесь сравнить то что не сравнивается. Вы цитируете закон который относится к организациям занимающимися перевозочной деятельностью, который прямо указывает на наличие путевого листа. Вы пытаетесь найти то чего там и не может быть и не должно быть. На грейдерах вы же не оказываете услуги по перевозке пассажиров и грузов верно?
А значит вам по этому вопросу вообще не надо туда смотреть (даже на полглаза)))).
Я же вам писал, что есть прямая обязанность для перевозчиков и косвенная обязанность вести путевой лист на транспорт который эксплуатируется на дорогах общего пользования. Поэтому вы в эту тему заходите не через Устав, а через статью 20 ФЗ-196 "О БДД", цитирую:
"...Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров..."
Грейдер ездит по дорогам? Ездит. Он транспортное средство в определении ФЗ-196? Да. Значит надо проводить предрейсовый медосмотр. А как? Ответ в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н
"Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров", цитирую:
"...16. По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр...."
И опять я не должен смотреть в Устав автомобильного транспорта (я не перевозчик). Я ставлю такой вопрос, раз я должен ставить в путевой лист отметку то где мне взять форму листа?
Ответ в Постановлении Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации".
Вот и вся цепочка." конец цитаты.
Тоже одни непонятки ?
А вы Максим ,что поясните по этому поводу ?
Сергей-997, изучите статью про предрейсовый медосмотр, там описано, что является подтверждением его прохождения.