Изменения режима труда и отдыха водителей с 1 марта 2023 года

Управление автобусом ночью

Добрый день, уважаемый читатель.

С 1 января 2020 года в России введена редакция правил дорожного движения, в которой ограничивается максимальное время, которое водитель может провести за рулем грузового автомобиля или автобуса.

Данный документ подробно рассмотрен в статье "Режим управления личными грузовиками и автобусами".

Сегодня же речь пойдет об изменениях, которые будут внесены в раздел 26 правил дорожного движения с 1 марта 2023 года.

Содержание статьи:

Информация о нормативном документе

2022.12.16 Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 №1769 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 7 октября 2022 года.

Документ вступает в силу 1 марта 2023 года.

Особенности расчета ограничений по времени управления

Для начала рассмотрим изменения, внесенный в пункты 26.1 и 26.2 ПДД:

26.1. Не позднее 4 часов 30 минут с момента начала управления транспортным средством или с момента начала очередного периода управления транспортным средством водитель обязан сделать перерыв для отдыха от управления транспортным средством продолжительностью не менее 45 минут, после которого этим водителем может быть начат очередной период управления транспортным средством. Указанный перерыв для отдыха может быть разделен на 2 части или более, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя - не менее 30 минут.

26.1. Не позднее 4 часов 30 минут времени управления с момента завершения предшествующего отдыха или с момента завершения перерыва для отдыха водитель обязан сделать перерыв для отдыха от управления транспортным средством продолжительностью не менее 45 минут, после которого этим водителем может быть начат очередной период управления транспортным средством. Указанный перерыв для отдыха может быть разделен на 2 части или более, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя - не менее 30 минут.

Смысл данного пункта в целом сохранился - водитель обязан делать перерывы для отдыха длительностью 45 минут как минимум 1 раз в 4,5 часа. А что касается формулировки, то в новой редакции она стала более простой для понимания.

26.2. Время управления транспортным средством не должно превышать:

9 часов в течение периода, не превышающего 24 часов с момента начала управления транспортным средством, после завершения ежедневного или еженедельного отдыха. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более 2 раз в течение календарной недели;

9 часов в течение периода, не превышающего 24 часов с момента завершения ежедневного или еженедельного отдыха. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более 2 раз в течение календарной недели;

В пункте 26.2 нововведения также затонули только формулировку и она стала проще для понимания.

Новые правила расчета времени ежедневного и еженедельного отдыха

26.3. Отдых водителя от управления транспортным средством должен быть непрерывным и составлять:

не менее 11 часов в течение периода, не превышающего 24 часов (ежедневный отдых). Допускается сокращение этого времени до 9 часов, но не более 3 раз в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха;

не менее 45 часов в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха (еженедельный отдых). Допускается сокращение этого времени до 24 часов, но не более одного раза в течение 2 подряд календарных недель. Разница времени, на которую сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть в течение 3 подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен, использована водителем на отдых от управления транспортным средством.

26.3. Отдых водителя от управления транспортным средством должен быть непрерывным и составлять:

не менее 11 часов в течение периода, не превышающего 24 часов с момента завершения предшествующего отдыха (ежедневный отдых). Допускается сокращение этого времени до 9 часов, но не более 3 раз в течение периода между двумя последовательными периодами еженедельного отдыха;

не менее 45 часов, которые начинаются не позднее чем по окончании периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха (еженедельный отдых). Допускается сокращение этого времени до 24 часов, но не более одного раза в течение 2 подряд календарных недель. Разница времени, на которую сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть в течение 3 подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен, использована водителем на отдых от управления транспортным средством. Любой ежедневный отдых может быть заменен еженедельным.

В данном пункте сразу же несколько важных нововведений, рассмотрим их по порядку:

1. Любой ежедневный отдых может быть заменен еженедельным. Это означает, что если у водителя в середине недели выдалось несколько дней (45 часов подряд), когда ему не требуется выезжать на автобусе или грузовике, то он может использовать эти дни как еженедельный отдых. А после отдыха отсчет недельных нормативов начнется заново.

2. Ежедневный отдых может быть уменьшен с 11 до 9 часов три раза в течение "рабочей недели" между двумя еженедельными периодами отдыха, а не в течение шести последовательных суток.

А это означает, что на практике теперь возможна такая ситуация. Водитель хочет работать каждый день по максимуму, то есть он управляет автомобилем 9 часов (с перерывом 45 минут), затем делает короткий ежедневный перерыв (9 часов вместо 11), затем вновь управляет автомобилем. Эту последовательность он выполняет 3 раза подряд, после чего "объявляет себе" еженедельный отдых. А после завершения этого отдыха последовательность с максимальным использованием времени можно вновь повторить.

Например, график управления грузовиком или автобусом может выглядеть так:

День 1
(поне-
дельник)
День 2
(вторник)
День 3
(вторник,
среда)
День 4
(среда,
четверг)
Дни 5-6
(четверг -
пятница)
Управление автомобилем8:00 - 12:302:45 - 7:1521:30 - 2:0016:15 - 20:45
Перерыв12:30 - 13:157:15 - 8:0012:00 - 2:4520:45 - 21:30
Управление автомобилем13:15 - 17:458:00 - 12:302:45 - 7:1521:30 - 2:00
Ежедневный отдых17:45 - 2:4512:30 - 21:307:15 - 16:15
Еженедельный отдых2:00 - 23:00

Суть примера заключается в том, что сначала водитель пытается по максимуму использовать время управления и за 3 календарных дня (понедельник - среда) фактически делает 4 смены управления автомобилем по 9 часов. Затем он делает выходной на два календарных дня (четверг - пятница) и уже начиная с субботы может еще раз начать такую "бешеную" схему.

Подобный вариант можно использовать при перегоне грузовика или автобуса на дальнее расстояние. А если управлять грузовиком или автобусом могут 2 водителя по очереди, то описанная схема обеспечивает практически непрерывное движение в течение 3-х суток подряд.

3. Еженедельный отдых вынесен за пределы периода, состоящего из шести календарных суток.

Напомню, что до 1 марта 2023 года водитель личного грузовика или автобуса не может использовать это транспортное средство по будням ежедневно. Это связано с тем, что если расчетная неделя водителя началась в 8 утра понедельника, то еженедельный отдых должен начаться не позже, чем 11 утра пятницы.

С 1 марта 2023 года ситуация серьезно изменится. Если провести расчет для аналогичной ситуации по новым правилам, то водитель, который начал рабочую неделю в 8 утра понедельника, должен сделать выходной не позже, чем 8 утра воскресенья.

Таким образом, с 1 марта 2023 года использование личных грузовиков и автобусов станет возможным в течение 6 дней подряд. Естественно, при этом должны быть учтены прочие ограничения (не более 56 часов управления в течение календарной недели, не более 90 часов в течение двух календарных недель).

Например, если взять одну конкретную календарную неделю, когда нужно использовать личный грузовик по максимуму, то по новым правилам водитель может управлять им:

День неделиЧасы управления
Понедельник10
Вторник10
Среда9
Четверг9
Пятница9
Суббота9

Важно понимать, что нельзя 2 недели подряд работать по такому графику, т.к., во-первых, выходной водителя начинается только вечером субботы и заканчивается в середине дня в понедельник. А во-вторых, на вторую последовательную неделю у водителя остается только 34 рабочих часа.

Кроме рассмотренных выше изменение в главу 26 правил дорожного движения, также немного обновлено и примечание к данной главе. Однако изменения там минимальные, добавлено единственное слово "контроля". На смысл оно не влияет, поэтому останавливаться на нем не будем.

Напомню, что изменения правил дорожного движения от 1 марта 2023 года рассматриваются в рамках серии статей "Новые ПДД с 1 марта 2023 года". Содержание данной серии доступно на следующей странице:

Кроме того, рекомендую Вам изучить обновленный текст правил дорожного движения:

Ну а в следующей статье речь пойдет про новые правила проезда перекрестков с круговым движением. Не пропустите!

Удачи на дорогах!

Обновлено: 27 декабря 2022
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Серия статей "Новые ПДД с 1 марта 2023 года"Новые правила дорожного движения с 1 марта 2023 годаСредства индивидуальной мобильности в ПДД с 1 марта 2023 годаГде должны ездить средства индивидуальной мобильности с 1 марта 2023 годаПравила движения средств индивидуальной мобильности с 1 марта 2023 годаСигналы светофоров для средств индивидуальной мобильности с 1 марта 2023 годаДорожные знаки для средств индивидуальной мобильности с 1 марта 2023 годаЗапрет на парковку велосипедов на тротуарах с 1 марта 2023 годаПриоритет велосипедистов в ПДД с 1 марта 2023 годаПравила дорожного движения для пешеходов с 1 марта 2023 годаНовые правила для автомобилей инвалидов с 1 марта 2023 годаНовые правила дорожного движения для автобусов с 1 марта 2023 годаНовые сигналы светофора с 1 марта 2023 годаОсобенности проверки документов водителя с 1 марта 2023 годаНовая нумерация дорожных знаков с 1 марта 2023 годаИзменения запрещающих дорожных знаков с 1 марта 2023 годаНовое время перестановки на парковке с 1 марта 2023 годаОформление временных дорожных знаков с 1 марта 2023 годаСиняя дорожная разметка с 1 марта 2023 годаНовая разметка для пешеходных переходов, велополос и остановок с 1 марта 2023 годаИзменения режима труда и отдыха водителей с 1 марта 2023 годаНовые правила не перекрестках с круговым движением с 1 марта 2023 годаЗапрет остановки на направляющих островках с 1 марта 2023 годаНовые знаки при перевозке опасных грузов с 1 марта 2023 годаНовые правила на дорогах с разделительной полосой с 1 марта 2023 годаЗапрет перевозки пассажиров на мопедах с 1 марта 2023 годаСамые важные изменения ПДД от 1 марта 2023 года
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев