Изменение минимального возраста для обучения вождению с 1 января 2020 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В данной статье речь пойдет про постановление Правительства РФ от 20 декабря 2019 года №1734, которое вносит изменения в правила дорожного движения и правила сдачи экзаменов в ГИБДД.
Постановление №1734 официально опубликовано 24 декабря 2019 года и начало действовать 1 января 2020 года. Начиная с этой даты применяются обновленные ПДД и некоторые изменения правил экзаменов. Вторая часть изменений вступит в силу позже - 1 апреля 2021 года.
Поскольку изменений много, они будут рассмотрены в рамках нескольких статей. Сегодня речь пойдет об изменениях ПДД с 1 января 2020 года:
- Новые понятия обучающий и обучающийся вождению.
- Отмена запрета на учебную езду на автомагистралях.
- Обучение первоначальным навыкам вождения.
- Учебная езда на дорогах.
- Место автоинструктора в учебном автомобиле.
- Минимальный возраст для обучающегося вождению.
Новые понятия обучающий и обучающийся вождению
Первое нововведение вносится в пункт 1.2 правил дорожного движения:
"Обучающий вождению" - педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, квалификация которого отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (при наличии), обучающий управлению транспортным средством.
Обучающий вождению - это автоинструтор.
Во-первых, автоинструктор является педагогическим работником. Во-вторых, он должен работать в автошколе. В-третьих, он должен иметь соответствующую квалификацию.
На самом деле в этом нет ничего нового. Вся указанная информация была известна и ранее, просто она не упоминалась в тексте ПДД и была "разбросана" по разным нормативным документам. Этот вопрос более подробно рассмотрен в следующей статье:
Из приведенного выше абзаца ПДД можно сделать вывод о том, что с 1 января 2020 года частных автоинструкторов на дорогах России быть не должно. Если человек не работает в автошколе, то обучающим вождению в соответствии с ПДД он не является. То есть человек, не работающий в автошколе, законно обучать вождению кандидатов в водители не сможет.
Примечание. Напомню, что с 5 ноября 2013 года самостоятельная подготовка к экзаменам в ГИБДД была отменена, то есть частные автоинструкторы потеряли значительную часть клиентов. У частников остались только ученики автошкол, которым стандартного обучения не хватило. Они брали дополнительные уроки.
Теперь же частные инструкторы смогут законно обучать только тех, кто уже имеет водительское удостоверение. То есть клиентов станет гораздо меньше и, скорее всего, значительно уменьшится и число самих частных автоинструкторов.
Это не очень хорошо, т.к. многие частные инструкторы готовили к экзаменам гораздо лучше, чем в автошколах. Это связано с тем, что частный инструктор работает на собственную репутацию. То есть от качества обучения напрямую зависит количество клиентов в будущем. В автошколе у инструктора подобного интереса нет.
"Обучающийся вождению" - лицо, проходящее в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, имеющее первоначальные навыки управления транспортным средством и освоившее требования Правил.
Второе новое понятие - обучающийся вождению (ученик или кандидат в водители).
Во-первых, сесть за руль может только человек, который оформлен в качестве ученика в автошколе. Во-вторых, обучающимся является только человек, который знает требования правил дорожного движения и имеет первоначальные навыки управления.
Примечание. Ранее аналогичные требования были перечислены в пункте 21.2 ПДД.
На первый взгляд кажется, что никаких особенных изменений не произошло и требования о знании ПДД и о наличии навыков управления просто перенесены в другое место правил. На самом деле это не совсем так.
Ранее, если кандидат в водители не знал требований правил, то это было всего лишь нарушение пункта 21.2. За него можно было получить наказание по статье 12.22 КоАП - предупреждение или 500 рублей.
В новой редакции от 1 января 2020 года дело обстоит так. Если человек не знает требований правил, то он не является обучающимся вождению. То есть когда он садится в учебный автомобиль, то речь не идет об учебной езде. Он просто садится за руль как человек, не имеющий прав. А штраф за управление автомобилем без прав гораздо более серьезный - 5 000 - 15 000 рублей (и 30 000 рублей для передавшего управление, в данном случае - инструктора).
Так что на первый взгляд изменение совсем небольшое, а на самом деле последствия довольно серьезные.
Отмена запрета на учебную езду на автомагистралях
16.1. На автомагистралях запрещается:
...
- учебная езда.
С 1 января 2020 года учебные автомобили могут выезжать на автомагистрали и на дороги для автомобилей. К каким последствиям это приведет?
В 2024 году автомагистралей в России совсем немного, их можно встретить лишь в некоторых регионах. Так что нет смысла говорить о том, что на автомагистралях теперь появится большое число учебных машин, едущих с небольшой скоростью. Этого не произойдет просто потому, что в часе езды от большинства автошкол России автомагистралей просто нет. А максимальная длительность занятий 2 часа (час - в одну сторону, час - в другую).
Кроме того, автоинструкторы получили право, а не обязанность выезжать на автомагистрали. И вряд ли кто-то специально погонит начинающего ученика на дорогу, где все едут со скоростью 110 км/ч.
С другой стороны, у данного нововведения есть и преимущества. Если офис автошколы расположен рядом с дорогой для автомобилей, отмеченной знаком 5.3 (в Москве некоторые магистрали отмечены таким знаком), то ученики автошколы смогут начинать вождение прямо от автошколы и это не будет нарушением.
Обучение первоначальным навыкам вождения
21.1. Первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводиться на закрытых площадках или автодромах.
21.1. Обучение первоначальным навыкам управления транспортным средством должно проводиться на закрытых площадках или автодромах.
Также, как и раньше, ученик автошколы должен получить первоначальные навыки управления на закрытой площадке или автодроме. Только после этого он станет обучаемым вождению (понятие рассмотрено выше) и сможет выехать на дорогу.
Изменение в пункте 21.1 кажется не существенным, однако это не так. Ранее пункт 21.1 можно было прочитать так: "первое занятие проводится на автодроме, затем можно выехать на дорогу". Теперь же он читается так: "пока ученик не усвоит первоначальные навыки управления, он будет ездить только на автодроме". То есть в старой редакции упор был сделан на очередность занятий, а в новой - на фактические навыки ученика.
Учебная езда на дорогах
21.2. Учебная езда на дорогах допускается только с обучающим и при наличии первоначальных навыков управления у обучаемого. Обучаемый обязан знать и выполнять требования Правил.
21.2. Учебная езда на дорогах допускается только с обучающим вождению.
Из данного пункта удалены упоминания про навыки первоначального вождения и про знание правил дорожного движения. Чуть выше речь шла о том, что теперь они включены в понятие "обучающийся вождению".
Место автоинструктора в учебном автомобиле
21.3. Обучающий должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.
21.3. При обучении управлению транспортным средством на дорогах обучающий вождению должен находиться на сиденье, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления этим транспортным средством, иметь при себе документ на право обучения управлению транспортным средством данной категории или подкатегории, а также водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.
Обновленный пункт 21.3 говорит о том, что автоинструктор должен находиться на месте, с которого есть доступ к дублирующим педалям автомобиля. То есть он должен сидеть на переднем пассажирском сиденье.
Минимальный возраст для обучающегося вождению
21.4. Обучаемому на автомобиле или мотоцикле должно быть не менее 16 лет.
21.4. К учебной езде на дорогах допускаются обучающиеся вождению, достигшие возраста:
- 16 лет - при обучении управлению транспортным средством категорий "В", "С" или подкатегории "С1";
- 20 лет - при обучении управлению транспортным средством категорий "D", "Tb", "Tm" или подкатегории "D1" (18 лет - для лиц, указанных в пункте 4 статьи 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", - при обучении управлению транспортным средством категории "D" или подкатегории "D1").
Для легковых и грузовых автомобилей (B, C, C1) возраст начала обучения остался неизменным - он составляет 16 лет.
Изменения затронули следующие транспортные средства:
- Автобусы, троллейбусы, трамваи (ранее можно было начать обучение в 21 год, в новой редакции - в 20 лет).
- Военные автобусы (было - 19 лет, стало - 18 лет).
Примечание. На первый взгляд кажется, что изменения затронули также и категорию А (мотоциклы). Однако это не так. Обучение вождению мотоциклом происходит на закрытой площадке, а новый пункт 21.4 относится к обучению вождению на дорогах. Поэтому мотоциклы и исключены из нового пункта.
В заключение предлагаю Вам самостоятельно изучить актуальный текст Правил дорожного движения:
Также хочу напомнить, что кроме правил дорожного движения с 1 января 2020 года изменятся и правила сдачи экзаменов в ГИБДД. Речь об этом документе идет в статье "Нотариальный перевод документов при замене прав с 1 января 2020 года".
Удачи на дорогах!
Изменения затронули следующие транспортные средства:
Мотоциклы категории А (ранее можно было начать обучение в 16 лет, в новой редакции - в 18 лет).
==============
Нет ли заблуждения? В изменениях говорится о "дорогах" (общего пользования?), а не о закрытых учебных площадках.
Обучение на "А" не предполагает город, только "городок". Потому и возраст обучения на "А" не может быть ограничен именно этим пунктом (ИМХО). Нет у мотоциклов "учебной езды по дорогам" в принципе, за ненадобностью подготовки к экзамену, так как нет экзамена на мотоцикле по городу.
а что насчет возраста для обучения управлению категории "М" , нигде не упоминается теперь?
Максим, добрый день.
Опечатка: Вторая часть изменений вступит в силу позже - 1 октября 2019 года.
curious, Добрый день.
С какой целью интересуетесь?
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О безопасности дорожного движения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2019);
Статья 26. Условия получения права на управление транспортными средствами.
1. К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста,
2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:
транспортными средствами категории "M" и подкатегории "A1" - лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;
Длительность программы обучения на категорию М составляет 122 часа. (Приложение N 10; Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "М" (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408))
Обучение категории М происходит в автошколе.
Алексей, спасибо за замечание! Соответствующие дополнения внесены в статью.
Удачи на дорогах!
Рифат, спасибо! Статья обновлена.
Удачи на дорогах!
curious, в ПДД категория М не упоминается, т.к. обучение вождению мопеда происходит на закрытой площадке (не на дороге).
Для всех транспортных средств, которые не указаны в пункте 21.4 ПДД, возраст начала обучения совпадает в возрастом сдачи экзаменов. Для категории М - 16 лет.
Удачи на дорогах!
Максим здравствуйте.
А право получения и начало вождения автомобиля с 18 лет, так и осталось или изменилось на 16 лет?
Денис-206,
Добрый вечер.
Постановление Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097;
26. Российские национальные водительские удостоверения выдаются лицам, достигшим установленного статьей 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" возраста,
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ; Статья 26. Условия получения права на управление транспортными средствами...
2. Право на управление транспортными средствами предоставляется: транспортными средствами категорий "A", "B", "C" и подкатегорий "B1", "C1" - лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;
Очень хорошая статья, только пару вопросов есть.
1. В правилах написано, что обучающий должен иметь при себе "корочки инструктора" и ВУ, а про другие документы там не говориться, которые например докажут что обучающийся учиться в автошколе и знает правила и имеет первоначальные навыки управления, а без этого он не считается обучаемым. Как и документ что инструктор работает в автошколе, тоже получается надо возить с собой, а иначе и не инструктор получается.
2. По поводу автомагистрали, по факту получается, что никто и не разрешал проводить обучение на автомагистрали, просто убрали из п.16.1 ПДД, запрет ну учебную езду, но в КоАП так штраф то и остался за учебную езду на автомагистрали по ч.2 ст.12.11 КоАП, штраф 1000р. И даже в обнавлёном Кодоксе, который будет с 21 года, так же учебная езда по автомагистрали наказывается штрафом, только уже по ч.2 ст.21.11 КоАП, ну там просто 12 глава переезжает в 21 главу кодекса.
Да и потом, даже если из КоАП всё же уберут эту часть про учебную езду, то всё равно например на КАД в Санкт-Петербурге, не заедешь с учеником, так как на дорогах выездах из города, запрещена учебная езда, а на КАД можно попасть только через них или на КАДе меняться с учеником местами, но это тоже запрещено там. Так что делаем вывод, что учебное вождение на автомагистрали, никто не разрешал.
Алексей-587:
1. Все верно. Ученик не должен иметь при себе дополнительных документов и проверять их сотрудники ГИБДД не должны. Штрафы для обучающегося вождению в КоАП не предусмотрены.
2. Действительно, штраф в КоАП остался. Однако наложить данный штраф не могут, т.к. в действиях водителя нет нарушения ПДД. Скорее всего этот штраф в будущем уберут.
на дорогах выездах из города, запрещена учебная езда
Разъясните подробнее, что за дороги Вы имеете в виду.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте, Максим! Поясните, пожалуйста, в приведённом в новой редакции пункте 21.4 ПДД сказано: "...достигшие возраста: 20 лет- при обучении управлению ТС категорий " D", "Tm", "Tb" и подкатегории "D1"..." Но в ссылке на 196-ФЗ, которую Вы приводите там же, статья 26 пункт 2 гласит: "...транспортными средствами категорий "D", "Tm", "Tb" и подкатегории "D1" - лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста;...". Изменения претерпели лишь пункт 3 [полностью изложен в новой редакции] и пункт 4 [изменён термин] статьи 15, и пункт 3 [изменён термин] статьи 16! По 26-й, вроде бы, никаких изменений не было: проверял на "Консультанте". Получается, что опять имеем разногласие в документах?
С ув., Дмитрий!
Добрый день! Сдавала 14.02.2020 внутренний экзамен теорию. Попался вопрос, разрешается ли обучение вождению на автомагистрали. Ответила: Разрешается....Экран загорелся красным, неправильно )))) В итоге сдала с 1 ошибкой, показала вашу статью...не помогла :)
Дмитрий-570,
Добрый вечер.
ПДД РФ; 21.4. К учебной езде на дорогах допускаются обучающиеся вождению, достигшие возраста:....
ФЗ № 196; Статья 26. Условия получения права на управление транспортными средствами...
Обучатся можно с 20 лет, а вот получить в/у только с 21 года.
Настасья-1, здравствуйте.
На официальном сайте ГИБДД уже больше месяца доступны новые билеты, в которых в качестве правильного ответа указан ответ "Разрешается". Вам нужно было сослаться на сайт ГИБДД, а затем написать жалобу по поводу несоответствия программного обеспечения текущему законодательству.
Обновленные вопросы рассмотрены в этой статье. А в подразделении, где Вы сдавали, судя по всему не обновили программное обеспечение. Теперь выкручиваются, как могут.
Удачи на дорогах!
Максим, добрый день.
...внутренний экзамен, теория...
Автошкола.
Рифат, спасибо за уточнение! Не заметил, что речь идет про внутренний экзамен.
Значит билеты не обновили в автошколе, а в ГИБДД все в порядке.
Удачи на дорогах!
То есть, согласно выше изложенному тексту, тот, кто не имеет первоначальных навыков, не является обучающимся и не имеет права садиться за руль (не сказано, что именно на дороге). Это означает, что и на площадке он не имеет права садиться за руль. ШТРАФ 5000-15000 ученику и 30000 инструктору.
Всё выше изложенное означает, что инспектор, принимая экзамены и НЕ ЯВЛЯЯСЬ педагогическим работником организации, реализующей основные и т.д. ..., не является обучающим вождению. А ПДД в данной редакции подразумевают нахождение за рулем человека без прав только в связке "обучающий - обучающийся" и не делает исключений для инспекторов. Это означает, что инспектор сажает за руль человека, не имеющего на это права. ШТРАФ 30 000 инспектору и 5000-15000 сдающему. ПДД в данной редакции - АБСУРД.
В представлении ситуации некоторыми высокими чинами ГИБДД, связанных с экзаменационной работой, ученик, закончивший автошколу и получивший свидетельство об окончании обучения, не является больше обучающимся и не имеет права садиться за руль. Это значит, что на экзамене в ГИБДД в том числе. По мнению этих чинов, человек не сдавший экзамен в ГИБДД, больше не имеет права брать какие-либо занятия по вождению даже в автошколе, так как он уже не обучающийся. Чтобы взять занятия он должен заключить договор на получение некого дополнительного профессионального образования. И не каждая автошкола имеет на это право. Это реальные слова чиновника ГИБДД. То есть ученик должен выходить на экзамен без дополнительной подготовки. ПОЛНЫЙ БРЕД.
Закон РФ об образовании гласит, что ИП должен получать лицензию только в том случае, если нанимает на работу работников. Если он проводит обучение лично, то никакой лицензии ему не требуется. В данной части ПДД противоречит законодательству РФ, исключая возможность образовательной деятельности ИП. В законе прямо сказано, что в этом случае подобные незаконные акты и постановления не имеют силы.
Статья 32. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность
Закон "Об образовании в РФ"
1. Индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников.
2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные ему полномочия Российской Федерации в сфере образования, о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, видом экономической деятельности которого является образовательная деятельность.
3. Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности или отстраняются от работы, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.
4. Индивидуальный предприниматель до начала оказания платных образовательных услуг предоставляет обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью и в случае привлечения им для осуществления образовательной деятельности педагогических работников информацию об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы.
5. При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников им также предоставляется информация о лицензии на осуществление образовательной деятельности
5. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
ст.4,Закон РФ "Об образовании" (273-ФЗ) 2020, 2019
Максим, добрый ещё раз, не заметил ваш ответ от 06.02.2020г.
1. По поводу штрафа ученику, вообще то предусмотрено законом, конечно за всё отвечает обучающий вождению и у него должны быть все документы на обучение, но если у обучающего не будет документов на это, то он не обучающий и ученик теряет свой статут обучающегося и может быть привлечён за езду без прав, так как это уже не учебная езда и в общем то привлечён и за другие нарушения правил, если они были.
2. Штраф за учебную езду по автомагистрали не то что не убрали пока из КоАП, но и в новой редакции остался, которая с 2021г. вступает в силу. И КоАП может и самостоятельно работать, а не только когда нарушаются ПДД, тем более из ПДД убрали запрет на учебное вождение по автомагистрали, но и при этом не разрешали этого.
3. По поводу дорог запрещённых для учебного вождения, в п.21.6 ПДД сказано про перечень таких дорог, сам перечень таких дорог написан в региональных законах каждого субъекта РФ, например в Питере, это закон о Санкт-Петербурге и там приводиться довольно обширный перечень дорог и магистралей, где запрещена учебная езда, в том числе и выезды из города, например трассы федерального значения, как Московское, Мурманское шоссе и другие, а что б с учеником добраться до КАДа, надо проехать по этим шоссе, что запрещено и получается что до КАДа, инструктор ведёт машину, а на КАД, вроде как можно и ученика посадить за руль, но как это сделать, ведь остановка на КАД запрещена, а на ходу меняться местами, это тоже не вариант.
Правда есть шоссе, выезды из города, которые не запрещены для учебного вождения, но опять жи с оговоркой, запрещается по ним учиться ездить, в пятницу, субботу и воскресенье, ну что б с потоком дачников не сталкиваться.
В Москве тоже есть список улиц запрещённых для учебной езды, а так же "кольца" и ксати там ещё по времени в часы пик вообще нельзя учиться, я точно не помню, но что то типо с 9 до 11 часов утра и 17 до 19 часов, запрещено учебное вождение на всей территории Москвы. Ну и в общем то в других городах РФ, такие же запреты есть, правда там списки улиц покороче и требований с ограничениями.
Вы пишите:
В новой редакции от 1 января 2020 года дело обстоит так. Если человек не знает требований правил, то он не является обучающимся вождению. То есть когда он садится в учебный автомобиль, то речь не идет об учебной езде. Он просто садится за руль как человек, не имеющий прав. А штраф за управление автомобилем без прав гораздо более серьезный - 5 000 - 15 000 рублей (и 30 000 рублей для передавшего управление, в данном случае - инструктора).
Вопрос: Разве инспектор ГИБДД при остановке учебного автомобиля имеет право экзаменовать ученика? Иначе как он узнает что ученик не знает ПДД?
Игорь-272, никто не будет специально экзаменовать ученика из учебного автомобиля. Однако если в случае каких-то проблем на дороге, например, при ДТП с жертвами, ученик сам заявит должностному лицу или судье о том, что он не знал правил, то этот факт может быть использован против него.
Удачи на дорогах!
Уважаемые автоюристы, хоть кто-нибудь внятно может объяснить по поводу обучения на автомагистралях? Обучаем или нет? каков регламент?
Александр-1090, на автомагистралях учебная езда разрешена с 2020 года.
Здравствуйте. C 1 января 2020 года на автомагистралях разрешена учебная езда. Однако, часть 2 ст. 12.11 КоАП гласит:
"Движение на грузовом автомобиле с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны по автомагистрали далее второй полосы, а равно учебная езда по автомагистрали - влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
То есть в КоАП есть наказание за не нарушение правил? Или я чего-то не понимаю, можете прокомментировать?
Степан-14, здравствуйте.
КоАП просто забыли обновить и появилась несогласованность. К сожалению, такое бывает с нормативными документами.
Удачи на дорогах!