Пересечение проезжих частей на перекрестке

Пересечение проезжих частей

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будут рассмотрены понятия перекресток и пересечение проезжих частей, используемые в правилах дорожного движения.

В большинстве случаев границы перекрестка не совпадают с границами пересечения проезжих частей. Кроме того, перекресток может включать в себя несколько пересечений.

На стандартных "квадратных" перекрестках поиск границ не составляет труда. Однако на сложном пересечении дорог ориентирование становится весьма непростой задачей.

Однако водитель должен уметь находить и границы перекрестка, и пересечение проезжих частей, т.к. в пределах указанных зон действуют различные требования правил дорожного движения.

Содержание статьи:

Понятия перекресток и проезжая часть

Понятия перекресток и проезжая часть приведены в пункте 1.2 ПДД:

"Перекресток" - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

"Проезжая часть" - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Границы перекрестка

Чтобы определить границы перекрестка, нужно в первую очередь найти его центр.

Обратите внимание, понятие центр перекрестка не расшифровывается в правилах дорожного движения, поэтому на практике при поиске этой точки могут возникнуть трудности.

Если перекресток стандартный (квадратный), то центр его находится в центре квадрата. С этим проблем не возникает. Если же перекресток имеет сложную конфигурацию (например, большая площадь, где соединяются несколько дорог под разными углами), то однозначно определить центр не получится. Что делать в данном случае, правила не объясняют.

Далее необходимо соединить противоположные, наиболее удаленные от центра начала закруглений проезжих частей. Эту фразу далеко не каждый водитель может понять с первого раза, поэтому разберем ее поподробнее.

Выберите одну из проезжих частей, примыкающих к перекрестку. Найдите закругления проезжих частей, относящиеся к этой дороге (их будет 2). У каждого из закруглений есть 2 начала (это точки, где закругление переходит в прямую). Нужно взять по одной точке от каждого закругления. И это должны быть точки, которые находятся на границах выбранной проезжей части.

В общем, посмотрите на картинку ниже. Перекресток выделен желтым цветом, а его граница - синей линией.

Границы перекрестка

Пересечение проезжих частей

Данное понятие в правилах дорожного движения 2024 года не расшифровывается. При обучении правилам дорожного движения пересечение проезжих частей понимается следующим образом. Возьмите каждую из проезжих частей, примыкающих к перекрестку. Продолжите их на перекресток. Найдите места, где пересекаются 2 или более проезжих частей. Это и будет пересечением.

На рисунке выше пересечение проезжих частей обозначено синим цветом.

Примечание. В экзаменационных билетах ГИБДД под пересечением проезжих частей понимается именно эта фигура.

В рамках всех статей на pddmaster.ru также используется именно это значение.

Однако существует и альтернативное понимание определения "пересечение проезжих частей". Оно будет рассмотрено в конце данной статьи.

Примеры перекрестков

Рассмотрим несколько перекрестков и найдем на них пересечения проезжих частей.

Квадратный перекресток без закруглений

Первый на очереди - "самый простой перекресток" без закруглений:

Простой перекресток

Границы данного перекрестка совпадают с границами пересечения проезжих частей.

Такой вариант на практике встретить довольно сложно, т.к. для удобства выполнения поворотов перекрестки снабжаются закруглениями.

Перекресток с разделительной полосой

Еще один достаточно популярный вариант - одна из дорог имеет 2 проезжие части:

2 пересечения проезжих частей

Похожее изображение можно встретить в экзаменационных билетах. Вопрос при этом звучит следующим образом: "Сколько пересечений проезжих частей имеет этот перекресток?". В данном случае ответ очевиден - 2 пересечения проезжих частей (выделены синим).

Однако на практике у водителей зачастую возникает вопрос выбора правильной траектории для разворота на таком перекрестке. Этот вопрос подробно рассмотрен в рамках отдельной статьи:

Выше были рассмотрены простые перекрестки, на которых водители могут сориентироваться без проблем. Перейдем к более сложным.

Разделительная полоса на одной из дорог

Итак, на данном перекрестке только одна из дорог имеет разделительную полосу перед перекрестком:

Разделительная полоса на одной дороге

Определить границы перекрестка в данном случае несложно. А вот с пересечением проезжих частей возникают трудности.

Вариант 1:

Одно пересечение проезжих частей

Вариант 2:

Два пересечения проезжих частей

С точки зрения ПДД может иметь место любой из этих вариантов. Что же делать водителю на практике?

Исходите из того варианта, который является наихудшим для Вас в данной ситуации.

Например, при повороте на перекрестке используйте вариант 2, т.е. с каждого из пересечений проезжих частей выезжайте на попутную полосу движения.

Если же Вы паркуете автомобиль рядом с перекрестком, то используйте вариант 1. И отсчитывайте 5 метров от "большого" пересечения проезжих частей.

Подобный подход позволит Вам в любом случае избежать штрафов ГИБДД.

Перекресток нескольких дорог

Еще один интересный перекресток - пересечение пяти дорог:

Пересечение пяти дорог

Этот перекресток интересен тем, что границы пересечения проезжих частей выходят за пределы перекрестка:

Пересечение пяти дорог

Обратите внимание, по рисунку кажется, что здесь только одно пересечение проезжих частей. Если же рассмотреть ситуацию с другой стороны, то можно понять, что здесь 3 пересечения проезжих частей, границы которых сливаются.

Еще раз напоминаю, что на практике нужно исходить из наихудшего варианта. Т.е. с каждого из пересечений проезжих частей нужно выезжать на попутную сторону движения.

Выше были рассмотрены несколько перекрестков. Для наглядности все дороги на рисунках пересекаются под прямыми углами, а сами рисунки симметричные. Т.е. границы перекрестков и пересечения проезжих частей при желании можно найти.

На практике некоторые перекрестки имеют более сложную конфигурацию. Например, дороги могут пересекаться под острыми углами. Образуются пересечения одновременно трех и более проезжих частей. Закругления проезжих частей могут иметь разный радиус. Все это создает сложности для участников дорожного движения.

Несмотря на все перечисленное, водитель должен уметь находить границы перекрестка и пересечения проезжих частей, так как многие пункты правил связаны с этими понятиями.

Правила для пересечения проезжих частей

  • При выезде оказаться на стороне попутного движения (8.6).
  • При въезде на дорогу с реверсивным движением оказаться на крайней правой полосе (9.8).
  • Остановка и стоянка запрещены ближе, чем в 5 метрах от пересечения (12.4, 12.5).
  • Знаки 3.18.1, 3.12.2, 4.1.1-4.1.6 действуют на пересечение проезжих частей.

Знак 3.18.1 Поворот направо запрещенЗнак 3.18.2 Поворот налево запрещенЗнак 4.1.1 Движение прямоЗнак 4.1.2 Движение направо
Знак 4.1.3 Движение налевоЗнак 4.1.4 Движение прямо или направоЗнак 4.1.5 Движение прямо или налевоЗнак 4.1.6 Движение направо или налево

Правила для перекрестка

  • Пешеходы должны переходить дорогу на перекрестке по линии тротуаров или обочин (4.3).
  • Запрещено движение задним ходом (8.12).
  • Нужно выехать с перекрестка, независимо от сигнала светофора (13.7).
  • Уступить дорогу участникам дорожного движения при включении разрешающего сигнала светофора (13.8).
  • Знаки 5.15.1, 5.15.2 действуют на весь перекресток.

Знак 5.15.1 Направления движения по полосамЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосе

Правила и для перекрестка, и для пересечения проезжих частей:

  • Запрещается въезжать, если образовался затор.
  • При запрещающем сигнале светофора нужно остановиться на перекрестке перед пересекаемой проезжей частью.

Альтернативное понимание пересечения проезжих частей

В завершение данной статьи предлагаю рассмотреть альтернативный вариант понимания понятия "пересечение проезжих частей":

Пересечение проезжих частей

Обратите внимание на розовые уголки. Они предназначены для движения автомобилей, т.е. они либо являются самостоятельными проезжими частями, либо относятся к проезжим частям одной из пересекающихся дорог (понятие "проезжая часть" приведено выше).

При таком подходе получается, что границы перекрестка совпадают с границами пересечения проезжих частей. А это ведет к тому, что водители по-другому выполняют требования приведенных выше пунктов правил.

Еще раз подчеркну, что данная точка зрения является альтернативной. Не нужно опираться на нее при сдача экзаменов на права или спорах с сотрудниками ГИБДД.

Сколько пересечений проезжих частей имеет этот перекресток?

Ну а чтобы закрепить полученные знания, предлагаю Вам самостоятельно решить пару вопросов из экзаменационных билетов:

Сколько пересечений проезжих частей имеет этот перекресток?

Билет 23, вопрос 1 (комплекты ABM и CD).

  • Одно.
  • Два.
  • Четыре.

Комментарий:

Ситуация регламентирована пунктом 1.2 ПДД:

"Проезжая часть" - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

"Разделительная полоса" - элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, проезжую часть и трамвайные пути либо отделяющий полосы для маршрутных транспортных средств и (или) полосы для велосипедистов от остальных полос движения в пределах одной проезжей части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

На дороге справа есть разделительная полоса, разделяющая дорогу на 2 проезжие части. На перекрестке образуется 2 пересечения проезжих частей.

Сколько пересечений проезжих частей имеет этот перекресток?

Билет 38, вопрос 1 (комплекты ABM и CD).

  • Одно.
  • Два.
  • Четыре.

Комментарий:

Ситуация регламентирована пунктом 1.2 ПДД:

"Разделительная полоса" - элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, проезжую часть и трамвайные пути либо отделяющий полосы для маршрутных транспортных средств и (или) полосы для велосипедистов от остальных полос движения в пределах одной проезжей части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

На одной из дорог есть разделительная полоса. Поэтому дорога имеет две проезжие части. Соответственно, на перекрестке образуются два пересечения проезжих частей.

Если Вы хотите повторить и другие правила дорожного движения, то рекомендую Вам самостоятельно прорешать экзаменационные вопросы:

Удачи на дорогах!

Обновлено: 27 июля 2023
Раздел: Правила Дорожного Движения
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
17 июня 2016 09:43
1

Определение перекресток в наших ПДД не выдерживает никакой критики, например где сказано что началы закруглений нужно соединять по радиусу проезжей части!?, я вот считаю что нужно по прямой соединять, т.к. дорога это не только проезжая часть но и разделительные полосы, тротуары и т.д., а перекресток это прежде всего пересечение дорог, а не проезжих частей. И потом как определение перекрестка может в себе содержать само понятие перекресток...это все равно что "Перекресток - это бла бла бла перекресток..."! тупизм составителей налицо. Собственно где понятие пересечения проезжих частей? столько пунктов правил с ним связанно, а определения нет! Элементарно остановка на перекрестке перед пересекаемой проезжей частью не создавая помех пешеходам, дак на некоторых перекрестках можно уехать метров на двадцать от светофора и стоять тупить если вдруг дублирующего нет. Или вообще не останавливаться на перекрестке на красный с большими радиусами под правый поворот, пересечения же нет перед о мной вот и еду дальше.

Но конечно ГИБДД и суды придерживаются тому что написано в ваше статье, чем и создают пагубную практику

21 января 2017 23:00
Yurets

Самое интересное в этой статье, что альтернативное понимании не противоречит и полностью соответствует Правилам.

В традиционной же версии есть нешуточные разногласия с ПДД.

16 октября 2017 09:04
Владимир-120

Здравствуйте. А почему на представленных Вами схемах на перекрестке отсутствуют закругления проезжих частей??? Согласно определения "Перекресток" они должны быть.

24 октября 2017 18:33
Максим

Владимир, здравствуйте.

Если Вы имеете в виду "самый простой перекресток", то можно считать, что закругления на нем имеют минимальный радиус. Эта картинка приведена для лучшего понимания ситуации.

Удачи на дорогах!

1 ноября 2017 19:58
Wowochka

"Проезжая часть" - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

никаких двух и более пересечений не может быть по определению)

оно одно

2 ноября 2017 10:22
vektorv

Wowochka, ну как же не может, когда исходя из определения, вот они:

6 июля 2018 14:30
Vladimir-6

Можно ли наносить разметку на проезжей части (перекресток). В данном случае на перекрестке нанесли разметку в 2 сплошные. Повороты разрешены при этом. Но объезжать эти 2 сплошные не удобно, и аварийно опасно.

9 июля 2018 19:32
Максим

Владимир, в целом такое возможно.

Как правило, если водители сначала доезжают по прямой до нужной полосы, а затем поворачивают налево, разметка проблем не вызывает.

Удачи на дорогах!

8 октября 2018 14:05
Евгений-256

Хороший вопрос: а почему мы аргумент в конце статьи не должны использовать в спорах с сотрудниками ГИБДД? Использовать его можно и даже нужно!

Ведь определение проезжих частей отсутствует в ПДД, соответственно любой водитель волен трактовать его так, как считает нужным.

Для экзаменов на ВУ, понятное дело, что такую трактовку можно пропустить.

Однако, на дороге (не на экзамене) действуют все же законы, а не билеты.

8 октября 2018 18:35
GDW nik

Ведь определение проезжих частей отсутствует в ПДД

Присутствует - п 1.2 ПДД.

"Розовые уголки" не предназначены для движения ТС. Они предназначены для выполнения манёвра - поворота. Считайте их местным уширением ПЧ и руководствуйтесь п 9.1 ПДД.

8 октября 2018 22:44
vektorv

"Розовые уголки" не предназначены для движения ТС.

Давно ли авто летают через эти закругления?!

ПДД п.8.6. ...При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

Видимо, поворачивая, требуется ехать максимально под прямым углом, оставляя справа""розовые уголки" не предназначенные для движения ТС"!

...не предназначены для движения ТС. Они предназначены для выполнения манёвра - поворота.

Вообще-то манёвр-поворот нельзя сделать без движения ТС! Сам себе противоречишь. Ну хоть немного то думай, прежде чем фигню писать.

Умные люди давно поняли, что проезжие части на перекрестках - расширяются до его границ. И внесли это в свои ПДД. Ну, например, Эстония.

А данная статья просто лишний раз подтверждает эту очевидность.

9 октября 2018 04:07
GDW nik

Хорошо. Они (розовые уголки) предназначены для движения ТС при выполнении манёвра.

9 октября 2018 12:44
vektorv

Да.

ПЧ на перекрестке расширилась (на величину закруглений и пространства между ними), это позволило выполнять плавный поворот, более широко разворачиваться, объезжать препятствие...

9 октября 2018 20:16
GDW nik

Интересный вопрос - учитывать или нет "розовые уголки" при определении стороны встречного движения (или количества полос) - по п 9.1 ПДД. Или это местные уширения ПЧ: ...не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

Если в скобках указано - пример местных уширений, то уголки не учитываем;

Если в скобках указано - какие именно уширения считать местными, то уголки учитываем.

Считаю, что уголки учитывать не нужно и в скобках указаны именно примеры, а не полный список.

9 октября 2018 22:05
vektorv

Согласен. Едешь, одна полоса вперед, другая встречка. Впереди перекресток, с одной стороны закругления метров десять, с другой три. Но ведь как ехал вдоль осевой на своей дороге, так и едешь, не шарахаешься в ту сторону где на перекрестке стало шире.

10 октября 2018 04:10
GDW nik

Видимо, далеко не все так считают. Месяца два-три назад на форуме задавался вопрос на эту тему. Поворот налево на перекрёстке выполнялся под тупым углом и водитель не учитывал "розовые уголки", а делил пополам продолжение проезжей части дороги, на которую поворачивал. Его оштрафовали, грозили права забрать по 12.15.4. - в нарушение п 8.6 ПДД.

10 октября 2018 09:51
vektorv

Это наверно случай, когда он поворачивал налево, а та дорога подходила под углом и закругления были огромные, и он поехал левее выезжающих оттуда машин.

Но в его-то случае, даже если те машины и выехали несколько правее относительно его (т.е. частично на его будущую полосу), ему надо было объехать их справа, тем более там места было дофига, а он поехал явно через встречку.

3 октября 2019 23:43
сэр

Добрый вечер. Сколько будет ППЧ на перекрнстке ,с ТП на одном уровне с ПЧ?

7 октября 2019 20:47
GDW nik

Здравствуйте. ПЧ делит на две только РП. ТП - не делит. Несложно посчитать - сколько получается ППЧ.

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев