Обжалование штрафа за управление автомобилем с иностранными правами
Добрый день, уважаемый читатель.
До 2024 года российское законодательство разрешало управлять транспортными средствами в том числе и водителям, которые имеют иностранное водительское удостоверение. Данный вопрос подробно разобран в рамках отдельной статьи "Иностранные водительские права у гражданина РФ".
Однако далеко не все сотрудники ГИБДД и судьи правильно трактовали данную проблему, поэтому можно было нередко услышать о штрафах, наложенных на водителей, являющихся гражданами РФ и имеющими только иностранные водительские права. Читатели pddmaster.ru неоднократно писали о претензиях со стороны сотрудников ГИБДД, а также присылали примеры дел "в пользу" ГИБДД.
В данной статье рассмотрен пример успешного обжалования штрафов за управление автомобилем с иностранными правами (часть 1 статьи 12.7 КоАП - 5 000 рублей) и за передачу управления лицу с иностранными правами (часть 3 статьи 12.7 КоАП - 30 000 рублей).
Все материалы, используемые в данной статье, предоставлены читателями pddmaster.ru и публикуются с их разрешения. По просьбе авторов все личные данные (ФИО участников, адреса, реквизиты дел и т.п.) в материалах документов заменены, однако содержательная часть документов сохранена без изменений. Данная статья пригодится водителям, которые планируют обжалование штрафов за управление автомобилем с иностранными правами.
Примечание. В 2025 году рассматриваемый вопрос стал менее актуальным, т.к. с 1 апреля 2024 года замена иностранных прав гражданами России стала обязательной.
Содержание статьи:
- Хронология обжалования.
- Обжалование штрафа водителя - районный суд (часть 1 статьи 12.7).
- Жалоба начальника ГИБДД в областной суд (часть 1 статьи 12.7).
- Обжалование штрафа владельца автомобиля - районный суд (часть 3 статьи 12.7).
- Обжалование штрафа владельца автомобиля - областной суд (часть 3 статьи 12.7).
Хронология обжалования
В рамках данной статьи водителя, который управлял автомобилем с иностранными правами при наличии гражданства РФ, я буду называть Дмитрием. Владельцем автомобиля является его супруга Ангелина.
Дмитрий и Ангелина с самого начала решили, что вопрос принципиальный и они будут заниматься обжалованием до победного конца, а в случае необходимости дойдут до Верховного суда. На практике разбирательство завершилось несколько быстрее, а хронология событий выглядела так:
Дата | Статья 12.7 Часть 1 | Статья 12.7 Часть 3 |
26.06.2018 | Начальник ГИБДД наложил штраф на водителя по части 1 статьи 12.7 | |
27.06.2018 | Начальник ГИБДД наложил штраф на владельца автомобиля по части 3 статьи 12.7 | |
23.07.2018 | Районный суд оставил постановление в силе | |
13.08.2018 | Районный суд отменил постановление о наложении штрафа | |
05.09.2018 | Областной суд отменил постановление по части 3 статьи 12.7 и решение районного суда | |
05.09.2018 | Начальник ГИБДД подал жалобу в областной суд, однако областной суд принял сторону водителя |
Данная таблица приведена для того, чтобы Вы лучше могли понять последовательность событий. Далее в тексте этой статьи дела из таблицы будут рассматриваться по очереди, а не в хронологическом порядке.
Обжалование штрафа водителя - районный суд (часть 1 статьи 12.7)
Если говорить коротко, то судья согласился с доводами водителя и прекратил производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Жалоба начальника ГИБДД в областной суд (часть 1 статьи 12.7)
Выше речь шла о том, что районный суд принял сторону водителя. И дело могло бы на этом закончиться, однако начальник ГИБДД продолжил гнуть свою линию и написал жалобу в вышестоящий областной суд.
Областной суд оставил в силе решение районного суда и не удовлетворил жалобу сотрудника ГИБДД. В качестве причины в деле указано истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
Обжалование штрафа владельца автомобиля - районный суд (часть 3 статьи 12.7)
Суд не согласился с доводами водителя и владельца автомобиля и оставил постановление о наложения штрафа в силе.
Обратите внимание, этот суд проходил самым первым. То есть во время заседания еще не было известно о том, что штраф для водителя отменен.
Обжалование штрафа владельца автомобиля - областной суд (часть 3 статьи 12.7)
В списке выше присутствует ходатайство владельца автомобиля, в котором он просит приобщить к материалам дела решение районного суда, в результате которого водитель был признан невиновным.
Областной суд отменил постановление о наложении штрафа на владельца автомобиля в связи с тем, что ранее водитель был признан невиновным.
Подведем итоги данной статьи:
1. Выше приведены документы, которые использовались при обжаловании штрафов. Если Вы попали в аналогичную ситуацию, то по аналогии с имеющимися документами Вы можете составить собственные жалобы и ходатайства.
2. Если Вы являетесь гражданином РФ и имеете иностранное водительское удостоверение, то в 2024 году следует заменить его на российское, т.к. замена стала обязательной.
В заключение хочу поблагодарить Дмитрия и Ангелину за предоставленные материалы. В ходе данного дела они получили прекрасный опыт и в случае необходимости смогут оспорить любой незаконный штраф. Ну а Вы можете воспользоваться результатами их трудов в случае необходимости.
Кстати, если у Вас есть опыт обжалования дел об управлении автомобилем с иностранными правами, то напишите свои результаты в комментариях к данной статье.
Удачи на дорогах!
Спасибо за труд, Максим.
Было бы полезно еще добавить ссылки на реальные решения судов в пользу водителей.
И небольшая ремарка по вопросу замены прав. За полдня и 2 тысячи рублей никак не получится.
Вот процесс для самого простого и дешевого случая - категория В и в МРЭО есть в наличии автомобиль:
1. Идете в психдиспансер и в наркодиспансер, получаете там справки. Всем показываете свой российский военный билет, в котором вы признаны годным к службе. Если билета нет - справки тоже не будет. Цена вопроса - по 350 рублей в каждом месте, один день на стояние в очередях.
2. Идете в поликлинику на водительскую медкомиссию. Проходится быстро, за пару часов, цена вопроса тоже что-то около 350 рублей.
3. Делаете нотариально заверенный перевод на русский язык своего иностранного водительского удостоверения. Цена вопроса - около 1000 рублей.
4. Едете в МРЭО (с самого утра, пока все на месте), со всеми справками, заполняете заявление на проведение экспертизы с целью замены ВУ. Платите госпошлину (2000 рублей) за выдачу ВУ. Если всё нормально с документами - вас запишут на теоретический экзамен. Очередь может быть в несколько дней.
5. В назначенный день приезжаете в МРЭО сдавать теорию. Сдаете. Записываетесь на сдачу автодрома. Очередь - от пары недель до месяца.
6. В назначенный день приезжаете сдавать автодром. Сдаете.
Записываетесь на сдачу города. Очередь - снова от пары недель до месяца.
7. Приезжаете в МРЭО на сдачу города. Сдаете.
8. На следующий день приезжаете в МРЭО. Вас фотографируют и выдают российское ВУ. Мои поздравления!
Рекомендация - можно через автошколу, чтобы сдавать на их машине, так будет быстрее. Цена вопроса - дополнительно от 4 до 10 тысяч рублей (за обязательные практические занятия, организацию экзамена и прочее).
Итак, самый просто случай замены ВУ на российское в городе Тула занимает около месяца, много беготни, и немало денег.
Так что, если у вас есть свободное время и еще нет российского ВУ, рекомендую заняться этим вопросом, не откладывая на потом.
Дмитрий, спасибо за информацию!
Действительно, замена прав может занять чуть больше времени.
Если кандидат в водители с первого раза сдает теорию и практику, то удостоверение должно быть выдано в течение 30 дней. Это вопрос регламентирован регламентом по сдаче экзаменов (пункт 17.2).
В остальных организациях все зависит от очередей на текущий момент.
Удачи на дорогах!
В славном городе Тула возможно иностранное ВУ и обменяют так быстро и просто. В Московской области (Одинцово) обмен практически невозможен, т.к. ссылаются на приказ МВД №707 от 06.09.2017 и обязательным условием обмена называют наличие ответа от МВД Украины о факте выдачи прав. При этом сами работники РЭО говорят, что ни разу ответ не получали.
Андрей, рекомендую Вам изучить статью про запрос ГИБДД при замене водительских прав.
Если говорить коротко, то запрос не является обязательным. В некоторых подразделениях его делают, а в некоторых - нет. Поищите подразделение, где права заменят без запроса.
Удачи на дорогах!
Всем добрый день!
Прочитал. Очень доходчиво...Только не могу понять...если иностранное ВУ для гражданина РФ действует без ограничений, то зачем их вообще менять? Замена ВУ тот еще геморрой...
Я например гражданин РФ. Получил ВУ в России в 90г. По работе жил на Украине 96-2015, пришлось заменить на ВУ Украины...Теперь вернулся домой...ВУ действуют до 2060г. Зачем менять??? Прошу пояснить...
Андрей, здравствуйте.
К сожалению, далеко не всем водителям удается достичь тех же результатов, что приведены в статье. Некоторым удается оспорить штраф, а некоторым - нет. Так что не стоит рассчитывать, что в случае претензии ГИБДД вопрос удастся разрешить легко.
Вы можете прикинуть, "какой геморрой" - обжалование штрафа в нескольких судах. После этого решите, что проще - один раз поменять права или оспаривать возможные штрафы (многократно).
Удачи на дорогах!
Приведенные материалы датированы сентябрем 2018 г. При этом, в декабре 2018 года Верховный Суд РФ вынес постановление от 27.12.2018 г. N 38-АД18-8 по аналогичному делу.
В решении суд стал на сторону ГИБДД и признал незаконным управление ТС гражданином РФ с иностранным ВУ.
Есть ли смысл обжаловать подобные действия сотрудников ГИБДД в районных судах? Ведь при принятии решения суды изучают правоприменительную практику верховного суда.
Александр, тем не менее, судья не обязан руководствоваться решениями других судов (в России право не прецедентное). Так что попробовать в любом случае стоит.
P.S. Совсем недавно (25 июня 2019 года) Верховный Суд выпустил новое постановление Пленума, в котором рассказал, как судьям следует трактовать различные вопросы, связанные с дорожным движением. В нем ничего не говорится про иностранные права. Это ничего не гарантирует, однако если бы Верховный суд хотел поставить точку в данном вопросе, то он бы дал разъяснения на эту тему.
Удачи на дорогах!
Добрый день! Столкнулись с аналогичной ситуацией: составлен протокол об административном нарушении, инспектор ссылается на Пункт 2.b ст. 41 Венской Конвенции, и пункт 6.b ст. 41. Отстранил от управления транспортным средством. Постановления еще нет. Изучаю Венскую конвенцию, статью 41, и немножко запуталась. В приведенных выше материалах об обжаловании штрафа "автор" ссылается на п.2b. ст. 41 и п.7 ст. 41, но если я правильно понимаю пункт 7 исключен, а в п. 2 внесены изменения. Очень хочу разобраться, чтобы на встрече с начальником ОГБДД знать чем аргументировать свою правоту. Прошу помочь разобраться с действующей редакцией Венской конвенции. Всем откликнувшимся заранее спасибо.
Марина, здравствуйте.
Нужно руководствоваться действующей редакцией Венской конвенции (с изменениями от 29 марта 2011 года). В ней нет пункта 7, а в пункт 2 внесены изменения.
Удачи на дорогах!
Добрый день Максим! Если я правильно понимаю теперь п. 2 ст. 17 гласит следующее: b) водительские удостоверения, выданные одной Договаривающейся Стороной, должны признаваться на территории другой Договаривающейся Стороны до момента, с которого данная территория становится обычным местожительством владельца удостоверения; И согласно этому пункту Граждане РФ обязаны управлять транспортным средством по в/у российского образца? ("Наш инспектор" именно на него и ссылается) П. 7 исключен, он стал 6. Смысл остался тот же. Судебное разбирательство в приведенном примере было в 2018г., соответственно изменения в Конвенции уже были, но тем не менее получается, что ответчик ссылался на недействующие нормы и суд их принял.
Я ни в коем случае не хочу умничать, наоборот хочу получить совет опытных "товарищей" как правильно построить линию собственной защиты при встрече с начальником ГИБДД в надежде ограничиться предупреждением.
Марина, здравствуйте.
1. По ситуации в целом. К сожалению, в конце прошлого года Верховный суд по одному из дел решил, что гражданин РФ с иностранными правами управлять автомобилем не может. Сейчас многие суды и должностные лица ориентируются на то дело (хотя право у нас не прецедентное) и принимают аналогичные решения. То есть в целом оспорить штраф стало сложнее.
2. По пункту 2 b.
b) водительские удостоверения, выданные одной Договаривающейся Стороной, должны признаваться на территории другой Договаривающейся Стороны до момента, с которого данная территория становится обычным местожительством владельца удостоверения;
Этот пункт не говорит о том, что после того, как территория становится обычным местожительством владельца удостоверения, его права не должны признаваться. Этот вопрос в законодательстве каждого государства решается индивидуально. В России законодательство позволяет использовать иностранные права.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте. Сам недавно столкнулся с такой проблемой(гражданин РФ, водительское удостоверение Белоруссии). Два суда проиграл, не могу понять если у нас не прецедентное право, то почему районный и областной суд встали на сторону ГИБДД? Так же хотелось узнать почему верховный суд вынес такое решение, если ГИБДД в 15ом году дал разъяснения на эту тему, и на сайте гибдд вполне исчерпывающий ответ на этот вопрос.
Максим здравствуйте! Спасибо Вам. Буду надеяться на лояльность начальника ГИБДД при решении вопроса.
Доброго времени суток! У меня похожая ситуация, забрали машину на штраф площадку, наложили штраф по 12.7 п.1, были узбекские права, был предоставлен нот.заверенный перевод, была показана распечатка с сайта ГИБДД с разъяснениями по вопросу езды с иностранными правами будучи гражданином РФ, но сотрудник ГИБДД был убежден что Верховный Суд РФ вынес постановление от 27.12.2018 г. N 38-АД18-8 и это постановление имеет намного выше юридическую силу, чем 196 ФЗ с его 25 статьей, содержащими п.12,13 и 15, которые разрешают использовать иностранные ВУ до того момента, пока не обменяешь его на российское! Мной подано уже 5 обращений на сайте ГИБДД, было подано обращение в Прокуратуру с просьбой провести проверку на законность действий сотрудников ГИБДД. Пока получаю одинаковые ответы от 1Б1П ДПС по ос. области, которые и выписали постановление, с отпиской "Нарушений в правильности составления протокола об административном правонарушении в действиях сотрудников ДПС не усматривается"! И Прокуратура также перенаправила мое обращение опять в 1Б1П ДПС, и ответили что в Том самом постановлении Верховного суда дана правовая позиция по иностранным ВУ и что могу оспорить постановление в суде. В Общем права давно поменял на российские, но буду идти до конца, следующие письма пойдут еще раз в прокуратуру, начальнику 1Б1П ДПС и в администрацию президента когда получу положительный ответ на обращение с центрального ГИБДД, в котором прямо спросил, является ли 196 ФЗ главнее постановления суда (в РФ нет претендентного права) и имею ли я право управлять своим личным ТС по иностранным ВУ, сопровождаемым нот.заверенным переводом.
Всем удачи на дорогах!
Павел, спасибо за информацию! Прошу сообщить сюда о любых результатах данного дела.
Удачи на дорогах!
Ну что мужики как успехи?
Я проиграл районный суд. Но судья сослался на конвенцию дорожного движения от 2004года)))
Данила-2,
Добрый вечер.
А что именно судья привел из конвенции? На какой пункт ссылается?
Есть еще и разъяснение от ГИБДД; <Информация> МВД России от 13.04.2015;
...В настоящее время все лица (как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства), постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений....
При этом необходимо учитывать, что к иностранным национальным водительским удостоверениям, соответствующим требованиям международных договоров Российской Федерации, на основании которых граждане допускаются к управлению транспортными средствами, с учетом положений статей 41 и 43 Венской конвенции о дорожном движении 1968 года, относятся:
- иностранные национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с новой редакцией приложения 6 к Венской конвенции;
- иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с прежней редакцией приложения 6 к Венской конвенции, в том числе водительские удостоверения с отличительным знаком "SU" (СССР), выданные в республиках бывшего Союза ССР с 1 января 1992 года;
- иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 41 Венской конвенции в прежней редакции (составленные на русском языке либо сопровождаемые заверенным в установленном порядке переводом на русский язык).
Складывается ощущение что он просто постановление верховного суда скопировал.
И ещё замети что пункт 7 ст.41 конвенции дорожного движения, что Верховный суд от декабря 2018, что мой районный, который закопипастил. Использовали старье. Короче они пользовались недействующим пунктом, он сейчас 6.
Вот что конвенция говорит: Статья 41. Водительские удостоверения
В соответствии с переходными положениями статья 41 может применяться с 28 марта 2006, но не позднее 29 марта 2011 г.
Данила-2,
Добрый вечер.
В конвенции указанно что: 7. Положения настоящей статьи не обязывают Договаривающиеся Стороны:
a) признавать действительными национальные или международные водительские удостоверения, выданные на территории другой Договаривающейся Стороны лицам, которые имели на их территории обычное местожительство в момент выдачи этого водительского удостоверения или которые перенесли свое обычное местожительство на их территорию после выдачи этого удостоверения;
ФЗ № 196 о БДД: 12. Лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 настоящей статьи.
Федеральный закон не распределяет между гражданами РФ и иностранными гражданами. Любой имеет право на управление т/с с иностранным в/у.
Подавайте жалобу выше. Дело выиграете, но в/у рекомендую поменять.
Я задавал вопрос у главного управления дорожной безопасности можно ли управлять потому что ссылается ГИБДД на Верховный суд и могли бы вы разъяснить мне .документы в регионы отправить на что они мне ответили что до допускается управление согласно 196 закону в регионы мы отправили разъяснение о допуске чтобы вы можете обжаловать в суд
Всем доброго времени суток...
Редко когда пишу комментарии, но здесь решил отписать... Скорее в целях попробовать помочь тем, кто только недавно столкнулся с такой ситуацией. У меня ситуация такая же, гражданин РФ, права другого государства, долгое время разбирался и позволю себе объяснить некоторые вещи и прокомментировать ряд высказываний. Повторюсь, не в целях поучить, а направить мыслительный процесс ищущих ответ водителей в нужное русло.
Первое: это само понятие "иностранное национальное водительское удостоверение", удостоверение - удостоверению - рознь...:
смотрим Приложение № 6 к Венской конвенции, а после него ст.25 и ст. 32 Федерального Закона "О безопасности дорожного движения". В принципе, это два основных документа в этой ситуации. Основной момент: государства, подписавшие Венскую конвенцию, обязуются выдавать своим гражданам водительские удостоверения, соответствующие требованиям, указанным в Приложении № 6 к ней. А вот далее начинаются бюрократические нюансы и практика применения, а именно: РФ стало выдавать такие ВУ в 2011 году, Казахстан только в 2015, Киргизия, Узбекистан и Белоруссия: их права до сих пор не соответствуют этой Конвенции. То есть есть еще и нюанс, когда вам выдавалось ваше удостоверение...Как то так...Поэтому если у гражданина РФ киргизские права, то оформляя его по 12.7 КОАП сотрудник ГИБДД полностью прав (хотя я далек от мысли что он, сотрудник, так поступает из-за того, что хорошо разбирается в вопросах права, обычно он просто реагирует на несоответствие гражданства самого гражданина и имеющихся у него прав).
В моей ситуации, допустим, я по закону имею право управлять автомобилем на основании своих иностранных прав, однако это тоже не ограждает меня от подобной ситуации, и придется тратить время и нервы, доказывая свое право. Поэтому имеет конечно же смысл заменить свое иностранное водительское удостоверение на российское (где, кстати, тоже нюансов хватает, некоторым придется все пройти по полной, т.е. еще и учиться в автошколе)...
Есть еще, кстати, разъяснение официальное от МВД, на эту же тему, оно хоть и 2015 года, но актуальности не потеряло и сегодня. И про применяемость иностранных удостоверений там вполне подробно пояснено. И, кстати, довольно грамотно, а главное, в соответствии с буквой закона.
Что же касается упоминаемого в комментариях постановления Верховного Суда РФ от 27.12.2018 г. N 38-АД18-8, то есть ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ НЮАНС при его применении, как ГИБДД, так и водителями. Вкратце: в той ситуации у гражданина РФ были узбекистанские права, которые не соответствовали Приложению № 6 Венской конвенции!!! Именно поэтому! суд вынес решение не в пользу водителя. И в настоящее время те сотрудники ГИБДД, которые применяют данное постановление, как правило, попросту выдирают то что им нужно, из контекста, умышленно или заблуждаясь.
Будьте внимательнее и спокойно и грамотно отстаивайте свои права. Буду рад, если кому-нибудь поможет все то, что написал. Удачи!
P.S. Так как торопился, да и статья задела за живое, , забыл поблагодарить автора за объективно рассмотренный предмет обсуждения статьи, отдельное спасибо супругам-автолюбителям за грамотную хронологию событий и образцы, да и команду сайта за хороший и информативный сайт и качественный, полезный форум. Жаль, обнаружил Вас на просторах ИНТЕРНЕТА совсем недавно. Всех благ!
nerezident, спасибо за Ваш отзыв и предоставленные пояснения!
А Вы уверены, что права из постановления N 38-АД18-8, которые выданы в Узбекистане, действительно не соответствуют требованиям Венской конвенции? Мне такая информация не попадалась и в самом постановлении на это никакой упор не делается. Если бы там речь шла именно о том, что права не соответствуют Конвенции, то это бы в корне поменяло дело.
Удачи на дорогах!
Максим, здравствуйте! Отвечая на Ваш вопрос, вот именно в этой ситуации, которая повлекла рождение на свет вышеупомянутого Постановления ВС РФ, очень важно изучить, с чего именно все начиналось...
А именно: "В феврале 2018 года Панкратов В.Н., был привлечен к административной ответственности по ст. 12.7 КоАП, за то что будучи гражданином России управлял автомобилем по водительскому удостоверению, выданному в Республике Узбекистан..." (это взято из контекста решения суда первой инстанции)
Изучим решение судьи первой инстанции Новомосковского городского суда Тульской области от 3 апреля 2018 года 12-24/2018: "... Статьей 41 Конвенции о дорожном движении определены критерии действительности национальных и международных водительских удостоверений, выданных на территории иностранного государства – участника Конвенции.
Подпунктом 4 Приложения 6 установлено, что в удостоверении в обязательном порядке указываются перечисленные ниже сведения; эти сведения нумеруются цифрами от 1 до 11, в том числе цифра 5 – орган, выдавший удостоверение, цифра 6 – дата и место выдачи удостоверения.
Представленное Панкратовым В.Н. национальное удостоверение не отвечает предписаниям Приложения 6 к Конвенции, поскольку в нем отсутствует указание на орган, выдавший удостоверение (цифра 5).
Иностранные национальные водительские удостоверения, не отвечающие вышеуказанным требованиям, признаются недействительными на территории Российской Федерации, а граждане, управляющие транспортными средствами на основании таких водительских удостоверений, приравниваются к лицам, не имеющим права управления транспортными средствами..."
Вот как-то так...
Сейчас нет возможности прочитать (в очередной раз) данноеПостановление ВС РФ, есть ли именно в нем ссылки на то что узбекистанские права не соответствуют Венской конвенции, или нет, но оно и не важно.
Объясню, почему... Все дело в том, что Верховный Суд, рассматривая оспариваемое решение нижестоящих судов (как в принципе и любой другой, выносит решение: "...исходя из представленных в суд доказательств...")
И больше этого, представленного в суд, он ничего не будет выяснять, ему это не надо, он рассматривает предмет КОНКРЕТНОГО, данного, спора.... И ТОЛЬКО по тем условиям, которые известны и определены... И не более...
Таким образом, изначально в условии задачи был гражданин РФ с иностранным водительским удостоверением, не соответствующим т.н. Венской конвенции (смотрим решение суда первой инстанции)...
А это в свою очередь значит, что перспективы получить решение суда в свою пользу у Панкратова, к сожалению - не было, даже с оооочень квалифицированной юридической помощью...
И еще уточню один момент, тоже важный... В Постановлении Верховного Суда РФ от 27.12.2018 N 38-АД18-8 сказано:
"...Вместе с тем в материалах дела имеются сведения о том, что 13 марта 2015 года отделом УФМС России по г. ННН Панкратову В.Н. был выдан паспорт гражданина Российской Федерации..."
Смотрим период времени, в котором произошло само событие, далее сопоставляем правовые нормы по времени их действия и получаем: Панкратов приобрел гражданство РФ в период действия Приказа МВД России от 20.07.2000 N 782 (в настоящее время кстати недействующего).
Соответственно иностранное водительское удостоверение на имя Панкратова, в полном соответствии с Законом, действовавшим на момент рассматриваемого события, признано недействительным для управления в России через 60 дней после приобретения гражданства. В данных условиях изначально была проигрышная перспектива оспаривать решение даже суда первой инстанции...Всем удачи на дорогах и скорейшего окончания всех этих карантинов.
nerezident, спасибо за информацию!
Здравствуйте,я с Новосибирска,во первых спасибо за вашу статью,за письмо прокурора,очень много полезной информации,к сожалению у нас в городе в последнее время очень обострилась ситуация с иностранными правами,гаишники как с цепи сорвались,хотел бы узнать не было ли ответа от мвд прокурору,у меня права Казахстана,2018 года,я с декабря 2019 стал гражданином РФ,полгода всего,и вот недавно столкнулся с ГИБДД. Авто слава Богу на штрафстоянку не забрали и штраф не ввписали но предупредили,что в следующий раз оформим. Вот хотелось бы уточниться по этому вопросу.
Александр-972, добрый день.
Если Вы готовы отстаивать свою правоту в суде (возможно и во второй инстанции) то можете продолжать управление т/с с данным в/у.
Но я советую Вам обменять в/у на Российские.
Да это понятно,на замену я уже записался,мед комиссия и тд. уже есть,просто надоело управлять авто с оглядкой,хочется ездить смело,и законно. Потому что некоторые гаишники сами закона не знают.
Александр-972, в настоящее время использование иностранных прав гражданами РФ - это проблемный вопрос. На мой взгляд - самый проблемный в сфере автомобильного законодательства. И проблема исчезнет только после того, как этот вопрос будет разрешен законодателями в ту или иную сторону.
На практике лучше поменять права и не нервничать по поводу возможных проблем.
Удачи на дорогах!
Всем здравствуйте! Очень поверхностно звучат советы о замене ВУ иностранных на российские... У меня вот например стаж по украинским 22 года... И я обратился за заменой, сказали что старого образца и не меняют.. НО! Ездить можно, как и ездил (личный ответ от начальника международного ГАИ в г. Москве), потому как они у меня бессрочные...
В условиях пандемии, хотел устроиться водителем... нигде не берут, требуют российские ВУ...
Решил идти в автошколу.. и тут новый камень!!! А опыт переносить не желают.. даже тот который был уже на территории РФ...
Получается что опытный водитель превращается в "чайника"...
Может была у кого то такая практика? Поспрашивая через знакомых, посоветовали идти в суд, но я в этом деле ноль, даже заявление не знаю как написать(((
Евгений-370, Проще пойти в автошколу, объяснить ситуацию, они сунут Вас в выпускную группу задним числом, сдадите на права. Так нервы будут целее. Работодателям при устройстве объяснять ситуацию, показывать старые права, если им нужен опытный водитель, то тоже думаю проблем не будет.
Будут. Для работы в такси нужен стаж по в/у три года
Евгений-370, здравствуйте.
Если Вы хотите сохранить стаж, то единственный вариант такой:
1. Замените удостоверение на украинское современное в Украине.
2. Замените новое украинское удостоверение на российское. В этом случае стаж сохранится. В иных случаях - нет.
Удачи на дорогах!
Максим, добрый день! Очень интересные и полезные статьи, наткнулась на вашу статью не по любопытству, а по надобности! Ситуацию описала, когда обратилась к юристам фирмы, которые дают консультации на платной основе в нашем учреждении! Сейчас скопирую и задам вопрос!
Добрый день! С праздниками прошедшими Вас! На новогодние праздники возникла такая проблема! Прошу дать правовую оценку действий сотрудников ГИБДД и возможность обжалования их действий! Муж управляет транспортным средством, личным транспортным средством, передвигался по городу в своих личных целях в праздничные дни.
03 января 2021 года его останавливают сотрудники ГИБДД, проверяют документы и выписывают штраф по ст. 12.7. управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством КоАП РФ.
Муж является гражданином РФ с 2017 года, до 2017 года являлся гражданином Республики Азербайджан, права на управление транспортным средством получил в 2016 году в Республике Азербайджан.
Речь идет о том, что человек сначала получил иностранное водительское удостоверение, а лишь затем получил гражданство РФ.
Возможность использования удостоверения, полученного в другом государстве, регламентируется пунктом 12 статьи 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения": «лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 настоящей статьи, где указано: не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.
Предпринимательскую деятельность и трудовую, связанную с управлением автотранспортного средства он не осуществлял.
При этом вышеуказанный Федеральный закон не предусматривает обязанности лиц, а том числе граждан Российской Федерации, осуществлять обмен иностранных национальных или международных водительских удостоверений на российские водительские удостоверения.
Т.е. до тех пор, пока гражданин России не получил российские водительские права, он может использовать иностранное удостоверение.
Возможность использования иностранных водительских удостоверений гражданами РФ подтверждается также и ответом Генеральной прокуратуры, который датирован октябрем 2019 года, где Генеральная прокуратура говорит о том, что использование иностранных прав гражданами РФ разрешено. Это соответствует действующему законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 41 Конвенции о дорожном движении от 08.11.1968 года договаривающиеся стороны признают любое национальное водительское удостоверение, соответствующее ее требованиям, действительным на своей территории для управления транспортным средством при условии легитимности его получения. Положения Конвенции не содержат запрет на признание иностранного водительского удостоверения после момента, когда территория одной из договаривающихся сторон становится обычным местом жительства его владельца.
03 июля 2002 года Республика Азербайджан присоединилась к Венской конвенции о дорожном движении от 08 ноября 1968 года (по состоянию на 2018 года в списке стран Республика Азербайджан).
Выпускал ли Верховный суд какие – либо разъяснения по данному вопросу на 11 января 2021 года???
И вот, в протоколе сотрудник ГИБДД ссылается на Пленум Верховного суда от 09.12.2020 года № 31-АД20-6 !!!!!!!!!!!!
Что скажите по этому поводу!?
И еще вопрос, если все таки нужно менять национальное водительское удостоверение на российское водительское удостоверение, порядок замены, необходимо ли сдавать экзамены в ГИБДД!? Заранее благодарю!!
Анастасия-126, здравствуйте.
9 декабря 2020 года постановления Пленума Верховного суда не выпускались. Есть постановление 38 от 19 ноября и постановление 39 от 10 декабря.
Возможно, Вы имеете в виду постановление Верховного суда (не Пленума) по административному делу № 31-АД20-6. Это решение по конкретному делу, которое к Вашему делу отношения не имеет и нормативным документом не является. Аналогичный документ рассмотрен в этой статье.
Удостоверение имеет смысл заменить на российское, т.к. это проще и дешевле, чем обжаловать возможные штрафы. При замене требуется сдача экзамена.
Удачи на дорогах!
Всем привет. Остановили в Старице Тверской области, всё было нормально, но инспектор начал сомневаться после того как увидел украинское ВУ, оно у меня выданное в 2012 году, а гражданство РФ я получил в сентябре 2015 года.
Он долго там с кем-то совещался по телефону, потом сказал, что у него такая ситуация уже была, у гражданина РФ были ВУ Молдавии, начал всё оформлять и в итоге эвакуатор забрал на площадку в Ржев (удовольствие стоит 9 000 рублей).
У меня всё заняло 14 часов, но они в итоге мне всё выписали, я написал, что не согласен и прошу рассматривать дело по месту жительства с защитником, но они клали на это всё.
Сейчас буду подавать в суд, во первых у меня действующий украинский паспорт, как бы получается двойное гражданство, во вторых живу не в Ржеве, мне до Ржева 300 км.
Может кто-то что-то посоветует, кроме того чтобы я поменял ВУ на РФ
Стас-15, здравствуйте.
В статье приведены примеры документов для обжалования, действуйте по аналогии с ними.
Результат в любом случае не гарантирован, т.к. разные суды выносят разные решения. Но попытаться имеет смысл.
Удачи на дорогах!
Добрый день! В 2016 году получила гражданство России. Водительское удостоверение осталось Республики Казахстан. Удостоверение получено в марте 2015 года и соответствует Венской конвенции. Никогда не возникало проблем с сотрудниками ГИБДД до настоящего момента. 19 мая остановили меня и вменили 12.7.1. Составили протокол, на 25 мая назначили комиссию. В этот же день на сайте ГИБДД я отправила обращение в областное управление, с просьбой разъяснить имею я все-таки право управлять транспортным средством по иностранному удостоверению, являясь гражданкой РФ или нет. 24 мая мне пришёл ответ, что да, имею право. В соответствии с частью 25 п. 12 ФЗ о безопасности дорожного движения. И обменивать эти права до окончания срока их действия не является моей обязанностью. На следующий день 25 числа в 16 часов я пришла на комиссию к начальнику ГИБДД г. Боровичи, которому и показала ответ с области. Он же ссылаясь на решение верховного суда от 09.12.2020 выписал мне постановление о признании вины. В тот же день в 18:40 с области приходит дополнение к ответу на моё обращение. В котором уже написано(опять же ссылкой на решение Верховного суда), что я не имею право управления.. Есть ли смысл дальнейшего обжалования. Суд скорее всего тоже будет руководствоваться решением Верховного суда. И можно ли как-то сослаться на первый ответ областного ГИБДД? Ещё есть вариант, сейчас законом не установлен срок обмена прав. Раньше он был четко регламентирован 60 дней. Может как-то на это сделать упор? Во вложении ответы на моё обращение.
Анна-206, добрый день.
Обжаловать можно. Результат не гарантирован. Каждый судья решает по своему.
Анна-206, здравствуйте.
Дальнейшее обжалование имеет смысл. Суды не обязаны принимать во внимание решение Верховного суда по конкретному делу, которое к Вам отношения не имеет. Они выносят свои решения в соответствии с действующим законодательством. Данный вопрос подробно рассмотрен в этой статье.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте. У меня ситуация немного другая, страна, выдавшая водительское удостоверение не подписала и не ратифицировала ни Женевскую ни Венскую конвенцию. Решение суда как под копирку взято, только убрали о Венской Конвенции положения. Есть ли смысл обжаловать и у кого-нибудь есть такая ситуация? Так же указано, что нужно обменять права в разумный срок, хотя если подходить формально, то надо получать с прохождением школы, а не обменивать и что значит разумный срок, когда как мы все время в разумный срок - раз в год спрашиваем ГУ по безопасности движения, можем ли мы управлять согласно п 12 и 15 статьи 25 закона о безопасности движения. Они говорят, что можем...
Юлии, здравствуйте.
А само удостоверение фактически соответствует требованиям Венской конвенции?
Весьма любопытный форум. Из дебатов возникает вопрос. Получается, что все получившие на территории ДНР, ЛНР российское гражданство автоматически лишаются права вождения по территории России? Получите робяты гражданство, но в Расею ни ногой на личном авто? И что значит " данная территория становится обычным местожительством владельца удостоверения " в Венской конвенции? Я, к примеру гражданин РФ из ДНР, работаю по контракту и занимаю муниципальное жилье. В итоге для меня это что, "территория обычного местожительства"? Но ведь я живу здесь временно, до истечения контракта! У кого какие мысли? Лопачу тему ввиду отстранения от вождения. Хочу пободаться с дрянными гайцами.
ЕвгКлю1, добрый день.
"Бодаться" придется не с "гайцами" а доказывать свою правоту в суде. Причем результат не гарантирован. Проще получить российское в/у. Национальное в/у после обмена останется у Вас.
ЗЫ: даже в случае успешного разбирательства и вынесения вердикта в вашу пользу нет никакой гарантии что при следующей встрече с сотрудником ДПС история не повторится.
Максиму и всем ребятам в форуме огромное спасибо! Отдельное восхищение семье первопроходцев Ивановых.Хочу порадовать всех положительным результатом без суда. Езжу с 2014г по украинским правам. И тут на тебе на орехи! Пытались забрать машину эвакуатором, не получилось. Составили протокол. Явка через 5дней, а я пришел на 2 дня раньше, настоял чтобы приняли. Принес ответ из обласного ГИБДД (он у меня с 2017г), где ясно указано на 25 ст Федзакона 1995г. Меня пожурили и я ушел дальше готовиться. А в день явки сегодня приташшыл все кратенькие вырезки из вашего форума: ответ из прокуратуры, обоснование ответа о венской декларации, обоснование пунктов 12 и 14 25ст закона 1995г, а также скрин из сайта МВД. А мой оппонент (надо отдать ему должное) сделал запрос в генпрокуратуру и в область. Ответ генпрокуратуры один в один как в 2015г, из области тоже подтвердили такой же бумагой,что я прав. Но на 5 тышш (читай 2,5) оштрафовали. Потому как украинцы, как я не протестовал, записали меня Евгеном. И хотя дублировано латиницей- не соответствует истине. Нужен нотариальный перевод и - вуаля, счастливого пути!!! Могу управлять. Российские права получать тоже надо. Мне сейгод они без техосмотра в 8900 обошлись (лада2010). Но это уже будет без спешки. Подсудимые, задавайте вопросы.
ЕвгКлю1, спасибо за информацию!
Удачи на дорогах!
Подсудимые, задавайте вопросы.
Евгений, добрый день!
Это в какой области Вам удалось такое?