Изменение стоимости проезда по системе Платон с 30 июня 2019 года
Добрый день, уважаемый читатель.
С 15 ноября 2015 года владельцы грузовых автомобилей, масса которых превышает 12 тонн, должны оплачивать проезд по федеральным автодорогам. Для контроля оплаты проезда создана специальная система Платон.
В этой статье речь пойдет об изменениях, которые внесены в постановление Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" с 30 июня 2019 года:
- Индексация стоимости проезда с 1 июля 2019 года.
- Стоимость проезда по системе Платон с 1 июля 2019 года.
- Стоимость проезда по системе Платон с 1 февраля 2020 года.
- Стоимость проезда по системе Платон с 1 февраля 2021 года.
Примечание. Документ с нововведениями был официально опубликован только 2 июля 2019 года, однако действовать он начал с 30 июня 2018 года. Такое иногда бывает.
Индексация стоимости проезда с 1 июля 2019 года
Для начала хочу напомнить, что изначально планировалось, что стоимость проезда по федеральным автодорогам будет увеличиваться ежегодно (в соответствии с инфляцией). Однако до 2019 года такая схема не применялась, а увеличение цен было "заморожено". Последний раз заморозка цен была продлена до 1 июля 2019 года. Этот вопрос рассмотрен в отдельной статье.
Предполагалось, что с 1 июля 2019 года цены будут скорректированы с учетом инфляции, которая произошла с 2015 по 2019 год. Однако в обновленном постановлении Правительства данная схема скорректирована:
2. Установить, что:
- к размеру платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, предусмотренному постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. №504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн", применяется коэффициент 0,51;
- по 30 июня 2019 г. к размеру платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, установленному пунктом 1 указанного постановления, ежегодная индексация в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен, предусмотренная пунктом 2 этого постановления, не применяется, а с 1 июля 2019 г. к указанному размеру платы ежегодная индексация применяется исходя из фактического изменения с 15 ноября 2015 г. индекса потребительских цен.
2. Установить, что:
а) к размеру платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, предусмотренному постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн", применяется коэффициент 0,51;
б) по 30 июня 2019 г. к размеру платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, установленному пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн", ежегодная индексация в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен, предусмотренная пунктом 2 этого постановления, не применяется. При этом к указанному размеру платы:
- с 1 июля 2019 г. применяется индексация исходя из фактического изменения индекса потребительских цен с 15 ноября 2015 г. по февраль 2017 г. включительно;
- с 1 февраля 2020 г. применяется индексация исходя из фактического изменения индекса потребительских цен с 15 ноября 2015 г. по февраль 2019 г. включительно;
- с 1 февраля 2021 г. применяется индексация исходя из фактического изменения индекса потребительских цен с 15 ноября 2015 г. по декабрь 2020 г. включительно;
- с 1 февраля 2022 г. применяется ежегодная индексация исходя из фактического изменения индекса потребительских цен с 15 ноября 2015 г. по декабрь года, предшествующего году осуществления индексации, включительно.
Итак, суть нововведений состоит в следующем:
1. Стоимость проезда будет скорректирована не за один раз, а за несколько этапов.
2. 1 июля 2019 года стоимость проезда, как и предполагалось, была увеличена. Однако при расчете учтена инфляция только до 2017 года.
3. Следующая корректировка произойдет 1 февраля 2020 года, когда будет учтена инфляция до 2019 года.
4. Начиная с 1 февраля 2021 года стоимость проезда будет увеличиваться ежегодно (1 февраля) с учетом инфляции за предшествующий год.
Стоимость проезда по системе Платон с 1 июля 2019 года
Давайте разберемся, какая стоимость проезда ожидает водителей тяжелых грузовиков.
Для расчета нам потребуется таблица индексов потребительских цен (на услуги), которую можно скачать на официальном сайте федеральной службы государственной статистики gks.ru.
Интересующая нас часть таблицы имеет следующий вид:
Примечание. Для получения итогового коэффициента все цифры таблицы нужно делить на 100.
Чтобы рассчитать инфляцию с ноября 2015 года по февраль 2017 года нужно перемножить:
Период | Значение |
ноябрь 2015 | 1.0016 |
декабрь 2015 | 1.0065 |
2016 год | 1.0489 |
январь 2017 | 1.0051 |
февраль 2017 | 1.0028 |
Итого (ноябрь 2015 - февраль 2017) | 1.0658 |
То есть стоимость проезда начиная с 1 июля 2019 года составляет:
Стоимость проезда по системе Платон с 1 февраля 2020 года
По аналогии проведем расчет стоимости, которая ожидает водителей большегрузов с 1 февраля 2020 года:
Период | Значение |
ноябрь 2015 | 1.0016 |
декабрь 2015 | 1.0065 |
2016 год | 1.0489 |
2017 год | 1.0435 |
2018 год | 1.0394 |
январь 2019 | 1.0113 |
февраль 2019 | 1.0020 |
Итого (ноябрь 2015 - февраль 2019) | 1.1622 |
То есть стоимость проезда с 1 февраля 2020 года составит:
Стоимость проезда по системе Платон с 1 февраля 2021 года
Для расчета стоимости проезда, которая будет использоваться начиная с 1 февраля 2021 года, нужно знать коэффициенты инфляции до конца 2020 года. Естественно, такие данные будут доступны только по завершению 2020 года. Поэтому точное значение рассчитать заранее невозможно.
Единственное, что можно сделать, это рассчитать коэффициент на основе уже имеющихся данных:
Период | Значение |
ноябрь 2015 | 1.0016 |
декабрь 2015 | 1.0065 |
2016 год | 1.0489 |
2017 год | 1.0435 |
2018 год | 1.0394 |
январь-июнь 2019 | 1.0268 |
Итого (ноябрь 2015 - июнь 2019) | 1.1776 |
1.91 * 1.1776 = 2.25 р/км
Примечание. Эта цифра примерная. На практике стоимость проезда будет выше, т.к. в ней должна быть учтена инфляция еще за 1,5 года.
После публикации Росстатом данных за 2019 и 2020 годы, можно почитать точную стоимость проезда по федеральным автодорогам с 1 февраля 2021 года:
Период | Значение |
ноябрь 2015 | 1.0016 |
декабрь 2015 | 1.0065 |
2016 год | 1.0489 |
2017 год | 1.0435 |
2018 год | 1.0394 |
2019 | 1.038 |
2020 | 1.023 |
Итого (ноябрь 2015 - декабрь 2020) | 1.2178 |
То есть стоимость проезда с 1 февраля 2021 года:
1.91 * 1.2178 = 2.33 р/км
В заключение хочу отметить, что, с одной стороны, стоимость проезда по федеральным автодорогам стала больше и это неприятно для водителей грузовиков. С другой стороны, до сих пор продолжает действовать понижающий коэффициент 0.53, так что стоимость проезда все еще остается почти в 2 раза меньше, чем предполагаемая изначально.
Удачи на дорогах!