Дорожные знаки для средств индивидуальной мобильности

Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.

Внимание! С 1 марта 2023 года в текст ПДД введены понятие средство индивидуальной мобильности и правила движения СИМ, которые рассмотрены в следующих статьях: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5. Введенные правила существенно отличаются от рассмотренных ниже.

Дорожные знаки для СИМ

Добрый день, уважаемый читатель.

В третьей статье серии "Законопроект о СИМ" продолжим рассматривать изменения, которые могут быть внесены в правила дорожного движения.

Напомню, что к средствам индивидуальной мобильности относятся роликовые коньки, самокаты, скейтборды, а также электрические гироскутеры, моноколоеса, электросамокаты и другие подобные устройства (транспортными средствами они не являются).

В предшествующих статьях рассмотрены использование СИМ людьми разного возраста и особенности движения СИМ в разных дорожных условиях. Сегодня же речь пойдет о следующих проблемах:

Информация о законопроекте

17.04.2020 Законодатели отказались от дальнейшей разработки законопроекта 01/01/10-19/00096588.

Приоритет СИМ перед транспортными средствами

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

Во-первых, водитель должен уступить дорогу СИМ при въезде на прилегающую территорию и при выезде с такой территории.

Например, если водитель автомобиля выезжает с парковки супермаркета, а по дороге в этот момент едет электросамокат, то автомобиль должен уступить дорогу.

Обратите внимание, в пункте 8.3 речь идет обо всех водителях, в том числе о водителях велосипедов (они также уступают дорогу СИМ). Однако в этом пункте не идет речь о том, что сами СИМ должны уступать дорогу при въезде и выезде.

Например, получается, что выезжая на электросамокате с парковки супермаркета (или любой другой прилегающей территории, кроме двора) необязательно уступать дорогу автомобилям, едущим по дороге. С другой стороны автомобили, едущие по дороге, также не обязаны уступать дорогу выезжающим с прилегающей территории.

В данном случае возникает противоречие, которое в итоге может привести к неприятным ДТП.

Естественно, адекватный владелец СИМ не будет бросаться под колеса автомобилей. Однако будет гораздо лучше, если в итоговой редакции данный пункт доработают.

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Во-вторых, водители уступают дорогу СИМ при повороте на перекрестке.

При этом возникает точно такое же противоречие, как и рассмотренное выше:

Если электросамокат, едущий по проезжей части, поворачивает направо на перекрестке, то он не обязан уступать дорогу пешеходам (если нет пешеходного перехода), велосипедистам и другим СИМ.

Приоритет пешеходов перед СИМ

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

24.6. Если движение велосипедиста или лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, по тротуару, пешеходной дорожке или обочине подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов, а лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов.

Пешеходы имеют приоритетное право движения по:

  • тротуарам;
  • пешеходным дорожкам;
  • обочинам.

Если интересы пешехода и человека на СИМ пересекаются, то владелец СИМ должен либо спешиться, либо уменьшить скорость до скорости движения пешеходов.

Примечание. Велосипедист в аналогичной ситуации должен спешиться, правила не позволяют ему ехать со скоростью пешехода.

Кроме того, еще одно важное замечание есть в новом пункте 24.5.1 ПДД:

Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средство индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.

Этот абзац говорит о том, что если пешеходам, СИМ и велосипедистам разрешено совместное движение, то пешеходы имеют приоритет.

Новые знаки и таблички для СИМ

3.35 "Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено".

Знак 3.35 Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено

8.27 "Лица на средствах индивидуальной мобильности".

Знак 8.27 Лица на средствах индивидуальной мобильности

8.28 Кроме лиц на средствах индивидуальной мобильности.

Знак 8.28 Кроме лиц на средствах индивидуальной мобильности

Перечисленные знаки имеют следующее значение:

  • 3.35 - запрещает движение только СИМ;
  • 8.27 - показывает, что установленный над табличкой знак распространяется только на СИМ;
  • 8.28 - показывает, что знак над табличкой распространяется на всех, кроме СИМ.

Напомню, что в предшествующей статье речь шла о том, что некоторые из существующих запрещающих знаков также распространяются на СИМ:

Знак 3.1 Въезд запрещенЗнак 3.2 Движение запрещеноЗнак 3.9 Движение на велосипедах запрещено

Светофоры для средств индивидуальной мобильности

6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода и (или) велосипеда, то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).

6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода и (или) велосипеда, то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов, лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов, лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности).

Выше речь шла о том, что для средств индивидуальной мобильности предполагается ввести специальные дорожные знаки. Что касается светофоров, то специальные светофоры для СИМ разрабатываться и устанавливаться не будут.

"Водители" самокатов, сигвеев, гироскутеров и других подобных устройств будут соблюдать требования светофоров для велосипедистов (с изображением велосипеда).

Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 x 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.

Для регулирования движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 x 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.

Кроме того, на СИМ действует и второй вариант светофора для велосипедистов (под которым установлена квадратная табличка с изображением велосипеда).

Примечание. Если СИМ движется по проезжей части (такой вариант рассмотрен в предшествующей статье), то человек, управляющий этим СИМ, должен в том числе соблюдать требования обычных сигналов светофора.

Скорость движения СИМ

24.5.1. Скорость движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средство индивидуальной мобильности, во всех случаях совмещенного движения с пешеходами, а также в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях не должна превышать 20 км/ч.

Скорость СИМ и велосипедистов не может превышать 20 км/ч:

  • при совместном движении с пешеходами;
  • в жилых зонах;
  • в велосипедных зонах;
  • на дворовых территориях.

В иных случаях ограничения не накладываются.

Буксировка средств индивидуальной мобильности

24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

24.9. Запрещается буксировка велосипедов, средств индивидуальной мобильности и мопедов, а также буксировка велосипедами, средствами индивидуальной мобильности и мопедами, кроме буксировки велосипедом или мопедом прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

СИМ не могут участвовать в буксировке ни в роли буксирующего (тянущего), ни в роли буксируемого (которого тянут).

Световозвращатели для средств индивидуальной мобильности

24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

Пункт 24.10 носит рекомендательный характер, то есть нарушить его требования невозможно. Тем не менее владельцам СИМ рекомендуют иметь световозвращатели при движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.

Запрет на использование СИМ в состоянии опьянения

24.12. Запрещается использование для передвижения средства индивидуальной мобильности лицу, находящемуся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

Данный пункт полностью повторяет второй абзац из пункта 2.7 ПДД, который запрещает управление транспортными средствами в состоянии опьянения. То есть в состоянии опьянения нельзя ни садиться за руль автомобиля или велосипеда, ни пользоваться средствами индивидуальной мобильности (роликовыми коньками, скейтбордами, самокатами, электросамокатами и т.п.).

Примечание. В этой статье рассматриваются изменения только в ПДД, поэтому нельзя ничего сказать по поводу того, как именно может быть наказан человек на СИМ за управление в состоянии опьянения.

Напомню, что для водителей транспортных средств за такое нарушение накладывается штраф 30 000 рублей и лишение прав на срок от 18 до 24 месяцев. Для велосипедистов штраф гораздо меньше - 1 000 - 1 500 рублей.

Особенности обгона СИМ

3.20 "Обгон запрещен". Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа.

3.20 "Обгон запрещен". Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа, а также лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.

Знак 3.20 Обгон запрещен

Описание знака 3.20 говорит о том, что в зоне его действия водитель автомобиля может обогнать человека, управляющего средством индивидуальной мобильности.

Давайте подведем некоторые итоги первых трех статей серии "Законопроект о СИМ". В данном случае бросается в глаза тот факт, что средства индивидуальной мобильности с точки зрения ПДД не являются транспортными средствами, а люди, использующие СИМ, не являются водителями. Как Вы думаете, для чего это сделано? Напишите свое мнение в комментариях к данной статье.

Ведь если бы СИМ являлись транспортными средствами, а управляющие СИМ - водителями, то в правила пришлось бы вносить гораздо меньше новых пунктов. Например, тот же пункт 24.12 про управление в состоянии опьянения вообще бы не потребовался, ведь он полностью дублирует существующий пункт для транспортных средств.

Что касается трех первых статей серии, то все они посвящены именно пунктам ПДД, связанным со средствами индивидуальной мобильности. Однако кроме них законопроект предполагает и множество нововведений, относящихся к традиционным транспортным средствам. Речь о них должна была пойти в следующих статьях данной серии. Однако 17.04.2020 законодатели отказались от продолжения работы над рассматриваемым законопроектом, т.е. он отложен в "долгий ящик". Если работа будет возобновлена, то данная серия статей будет продолжена.

Еще раз напоминаю, что сегодня рассматривался законопроект, то есть данный документ пока что не действует и неизвестно, будет ли он когда-нибудь принят. Что касается текста действующих правил дорожного движения, то с ним Вы можете ознакомиться здесь:

Удачи на дорогах!

Обновлено: 21 декабря 2022
Раздел: Законы в разработке
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
30 декабря 2019 12:13
АвтоКомп

Всё это усложняет и запутывает ПДД, где уже есть термины, охватывающие СИМ и лиц, ими управляющих (Транспортное средство, водитель и т.д.) Под термин "велосипед" подходят все СИМ без двигателя (в т.ч. обычный самокат неэлектро), а под новый термин "электромобиль" все с электродвигателем(ями), даже моноколесо.

На мой взгляд, надо установить правила движения и поведения в зависимости от фактической скорости перемещения лица:

1. до 10 км/час - пешеходы (на чём бы они не передвигались),

2. 10-25 км/час - "СИМщики" (на чём бы они не передвигались),

3. 25-50 км/час - "мопедисты" (на чём бы они не передвигались),

4. свыше 50 км/ч - "мотоциклисты" (на чём бы они не передвигались).

Каждой группе определить их права и обязанности, а каждое изобретенное ТС (какой-нибудь "бла-бла-кат") относить к уже имеющейся группе. Соответственно, 1-е (пешеходы) имеют максимальный приоритет; 3-и ("мопедисты") уступают СИМщикам и пешеходам, но имеют приоритет перед мотоциклистами. Кроме того, если "СИМщик" или "мопедист" превысили порог разрешенной для их группы скорости, их надо рассматривать как соответствующую группу по ответственности и наказанию. Т.е. если "скутерист" поменял ЦПГ на cвоём скутере на 125-кубовую и гоняет под 80 км/ч, тто будь добр отвечать как "мотоциклист" за езду без прав, отсутствие номеров, нетрезвое вождение и т.д.

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев