О перекрёстках с круговым движением
У нас в стране, как известно, две беды: дураки и дороги. Иногда они встречаются...
Минул год, как в ПДД вторично за 10 лет внесены поправки, касающиеся проезда перекрёстков, где организовано круговое движение. Посмотрим, что же из этого получилось.
Для начала следует развеять массовое заблуждение о существовании неких "круговых перекрёстков" — этот расхожий термин является абсурдным даже с точки зрения русского языка. И такое определение отсутствует и в ПДД РФ, и в Венских конвенциях (их две — "О дорожном движении" и "О дорожных знаках и сигналах").
Кольцевая (круговая) проезжая часть сама по себе является дорогой и вполне оправданно представление о круговом движении как совокупности трёх или более Т-образных пересечений примыкающих (отходящих) дорог с кольцом.
При этом ничто не препятствует раздельной организации движения на каждом из пересечений, вплоть до установки светофорных объектов. Такой подход по крайней мере снимает вопрос о том, каким является "круговой перекрёсток" в случае, когда светофор установлен, например, лишь на одном из пересечений, в то время как остальные являются нерегулируемыми.
В одной из дискуссий, ведущейся в интернете, для выхода из ими же придуманного алогизма такому перекрёстку даже дали название "полурегулируемый".
Круговое движение в Венской конвенции
Итак, что же такое круговое движение и как его отличать? Обратимся к первоисточнику — Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах. Этой конвенции обязано отвечать и национальное законодательство стран-участниц, в число которых с 1974 года входил и СССР, а теперь входит и РФ.
Определение дано в Приложении 1 "Дорожные знаки", раздел D "Предписывающие знаки":
Знак D, 3 "Обязательное круговое движение" указывает водителям, что они обязаны следовать в направлении стрелок. Если перекресток с круговым движением обозначен знаком D, 3 в сочетании со знаком В, 1 или В, 2, то водитель, находящийся на перекрестке с круговым движением, пользуется преимущественным правом проезда.
Знак D, 3 в ПДД РФ носит обозначение 4.3, знаки B, 1 и B, 2 — это 2.4 "Уступите дорогу" и 2.5 "Движение без остановки запрещено" соответственно.
Никакого иного определения круговому движению в конвенциях нет. Отсюда следует первый важный вывод: При отсутствии знака D, 3 (4.3 в РФ) никакого кругового движения нет! Даже если Ваши глаза его видят, никакие правила, относящиеся к круговому движению, применяться не должны.
Круговое движение в России
Собственно говоря, именно так и было организовано движение до последней "реформы" 2017 года. Все пересечения, где было организовано круговое движение, обозначались знаком 4.3, а вопрос приоритета решался установкой соответствующих знаков. Причём при их отсутствии действовало правило "помехи справа" и круг был второстепенной дорогой.
Предыдущая "реформа" 2010 года добавила к этому лишь то, что прямо написано в Венской конвенции: установку знаков приоритета на пересечениях проезжих частей. Кому-то это не понравилось. То ли захотелось "единообразия", то ли ещё чего, но ПДД в очередной раз переписали. Хотя ту же задачу можно было решить простейшим способом: установкой знаков приоритета во всех случаях, где круг решили сделать главным (как в Венской конвенции и как во всём мире). Но у нас нашли свой, суверенный способ.
Что же мы имеем сегодня, после второй "реформы"? Для начала посмотрим на описание знака 4.3:
4.3 "Круговое движение". Разрешается движение в указанном стрелками направлении.
Эта формулировка вызовет полное недоумение у любого юриста. Спросите, почему? Да потому, что согласно этой формулировке знак вовсе не является предписывающим, хотя и находится в группе таковых.
Нормы, как известно, бывают императивные и диспозитивные. Императивные выражаются глаголами "следует, должен, обязан" и тому подобными словами, исключающими свободу действий лица, на которое нормы направлены. Именно так и сформулирован пункт в Венской конвенции: "Обязательное круговое движение".
Глагол "разрешается" предоставляет водителю свободу выбора: можно ехать так, а можно — иначе. То есть при въезде на круг поворачивать не направо, а налево. Можно лишь изумляться тому, что никто до сих пор не обратил на это внимание.
Это безусловная ошибка, к тому же — явное противоречие Венской конвенции, и она должна быть вне всякого сомнения срочно исправлена. Но статья не только об этом.
Посмотрим, как решён вопрос приоритета после поправок 2017 года. В ПДД, как известно, появился новый пункт:
13.111. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.
У меня, когда я впервые это прочёл, сразу возник совершенно естественный вопрос. А что, просто поставить знаки приоритета, как это предусмотрено Венской конвенцией и уже было реализовано на подавляющем большинстве таких перекрёстков, было нельзя? Знаки закончились или завод обанкротился?
Ну хорошо, не стану придираться. Как решили, так и решили. Водители ко всему привыкнут. А то, что это чисто наш "суверенный" подход — это, в конце концов, проблема иностранцев. Нашим соотечественникам, выезжающим за рубеж, проще: там везде стоят знаки.
Проблема возникла в другом. В ситуации, когда движение организовано таким образом, что круг или его часть не являются главными. Тут уж без знаков приоритета не обойтись никак.
А теперь ещё раз внимательно прочтём пункт 13.111 ПДД. Там что-либо говорится о знаках приоритета? Нет, ни слова. Чисто логически приходим к выводу, что либо знак 4.3 — тогда круг главный, либо знаки приоритета. Одно с другим несовместимо.
И во что же это вылилось на практике? А вылилось это в то, что на таких перекрёстках сняли знаки 4.3 (к счастью, не повсеместно) и в полном соответствии с действующими нормами (включая Венскую конвенцию) они перестали быть перекрёстками, на которых организовано круговое движение. Со всеми вытекающими из этого последствиями, из которых главных два:
- Нет обязанности при въезде на круг поворачивать направо, можно и налево. Строго говоря, исходя из описания знака 4.3 это можно было делать и ранее, но теперь это подчёркнуто дополнительно полным отсутствием предписывающего знака.
- При въезде на такой перекрёсток водитель обязан занять крайнее положение на проезжей части (пункт 8.5 ПДД), если знаками или разметкой не разрешено иное.
К счастью или к несчастью, но об этом не знают навигаторы, которые "помнят", что ранее это был перекрёсток с круговым движением и предупреждают об этом водителя. Знаки же не говорят о том, что движение круговое.
Понятно, что в сочетании со знаками приоритета обычно висит табличка 8.13, показывающая направление главной дороги, и она даёт какую-то информацию водителю. В частности, по схеме видно, что там есть кольцо. Но табличка — не предписывающий знак и наказать за невыполнение вышеуказанных требований нельзя.
В ряде случаев для разрешения этой искусственно созданной коллизии стали на въезде устанавливать знак 4.1.2 или же знаки особых предписаний 5.15.1. Либо наносить соответствующую разметку на проезжей части.
Поэтому каждый такой перекрёсток превратился в настоящий ребус для водителя, который обязан каждый раз его расшифровывать. И, спрашивается, чего ради?
Примеры перекрестков в России
Чтобы не быть голословным, приведу несколько фотографий.
Рисунок 1
Перекрёсток на улице Школьная в городе Видное до "реформы", весна 2017 года. Всё понятно: впереди — круговое движение.
Рисунок 2
Тот же перекрёсток в городе Видное (подъезд с противоположного направления) уже осенью 2018 года. Как видим, теперь там нет кругового движения (не верь глазам своим!). Можно спокойно поворачивать налево, а вот двигаться направо со второй полосы — нельзя! Водители трёх автомобилей на фото нарушают ПДД.
Рисунок 3
Егорьевское шоссе (Московская область). Год — 2018, то есть уже действует пункт 13.111 ПДД. Перед перекрёстком установлен знак 4.3 и водитель обязан уступить дорогу ТС, движущимся по кругу. А согласно знаку 2.1 у него главная дорога и приоритет. Приплыли...
Рисунок 4
Город Подольск. Согласно ПДД РФ и Венской конвенции здесь нет кругового движения. Въезд на круг со второй полосы запрещён, поворот налево хотя и неудобен, однако нарушением ПДД не является, достаточно лишь уступить дорогу. Представляю себе разбор ДТП вследствие такого маневра...
Рисунок 5
Тоже Подольск. Как говорится, без комментариев. Хотя, если перевернуть знак 2.4 в правильное положение, будет полное соответствие Венской конвенции.
Рисунок 6
Челябинск. Здесь тоже нет кругового движения, водители легковых автомобилей, въезжающих на пересечение проезжих частей, нарушают п. 8.5 ПДД.
Рисунок 7
Тот же перекрёсток в Челябинске с другого въезда. Здесь тоже нет знака 4.3 и не верьте своим глазам. Это не круг.
Рисунок 8
Третий въезд на тот же перекрёсток в Челябинске. Видимо, организаторы движения догадались, что круглое вовсе не является круглым, и хотя бы с одной стороны поставили знаки 5.15.1, разрешающие поворот со всех трёх полос. Заодно и поворот налево запретили. Ну хоть так...
Полагаю, достаточно. Думаю, подобных ребусов у каждого водителя в достатке.
Хуже, когда ребус заложен в нормативном документе. Не сомневаюсь, что авторы поправок хотели "как лучше", а получилось по В. С. Черномырдину — "как всегда".
Организация кругового движения в Европе
Если авторы хотели сделать "как в Европе", то есть устранить двоемыслие, то там его не было и нет. Там руководствуются Венской конвенцией.
Если угодно, вот выписка из Правил ФРГ (перевод мой):
§ 8 Преимущество
(1) На перекрестках и примыканиях преимущество имеет транспортное средство, приближающееся справа. Это правило не действует
(1а) Если на примыкании к круговому движению установлен знак 215 ("Круговое движение") под знаком 205 ("Уступите дорогу"), приоритет имеют транспортные средства, движущиеся по кругу. При въезде на такое круговое движение включать указатели поворота запрещено.
На указатели поворотов я тоже бы хотел обратить внимание. Практически во всех учебных пособиях и в автошколах насаждается правило: куда крутим руль, такой поворотник и включаем. Зачем это делать при въезде на круговое движение, если направо поворачивают все? Разумеется, если движение правильно организовано и в ПДД нет таких ребусов, какие появились у нас.
Любой европейский водитель, попав в нашу страну, воспримет включённый сигнал правого поворота при въезде на круг как подсказку о том, что водитель намерен покинуть круг на первом же съезде. Хотя водитель делать это вовсе и не собирался.
Съезд с круга не с крайней правой полосы в Европе — обычная практика, увеличивающая трафик. А в США закон прямо предписывает выезжать именно по той полосе, по которой водитель двигался по кругу.
Практически везде и всегда именно так и организуется движение. Примеры:
Рисунок 9. Германия, Дрезден.
Рисунок 10. Прага.
Рисунок 11. Болгария, Бургас.
Автор статьи: Тимофей Черепанов, преподаватель автошколы, к. т. н., г. Москва
Статья - крик души! Но почему автор упирает на запрет въезжать на "бывший круговым" перекресток с левого ряда?! Теперь на такой перекресток можно и въезжать, и выезжать с любого ряда, как на обычном четырехстороннем перекрестке (если знаками и разметкой не запрещено). Проезжаем обычный перекресток прямо, въехал с левого ряда, да так в нем и остался при выезде.
"Можно спокойно поворачивать налево, а вот двигаться направо со второй полосы — нельзя! Водители трёх автомобилей на фото нарушают ПДД."
Водители двигаясь направо не съезжают со своей полосы и не совершают поворот, следовательно, никаких ПДД они не нарушают
Теперь на такой перекресток можно и въезжать, и выезжать с любого ряда, как на обычном четырехстороннем перекрестке (если знаками и разметкой не запрещено)
Про п 8.5 ПДД забудем на время поворота, что-ли?
Добрый день!Прочитал статью.Спасибо.Она еще раз доказывает,что ПДД "пишут" те,кто плохо учился в школе,имеющие проблемы с логикой.Пункт 13.11прим.,"придуманный" ими,вершина их интеллектуальной деятельности.При въезде на перекресток,на котором организовано круговое движение,водитель обязан уступить дорогу ТС,движущимся по этому перекрестку("по кругу").Они что на Луне живут?У нас масса перекрестков с круговым движением,на которых въезды и "круг" пересекаются под углом не 90°,а проходят по касательной.Как пример,пересечение улиц Городецкая и Новокосинская.В этом случае о преимуществе водителя ВЫЕЗЖАЮЩЕГО с перекрестка,где организовано круговое движение,в ПДД ничего не сказано.Ведь "круг" не является главной дорогой.Как быть?
Ведь "круг" не является главной дорогой.
Формально не является. Но въезжающий обязан уступить движущемуся (в т.ч. "ВЫЕЗЖАЮЩЕМУ"). Причём не важно - под каким углом пересекаются въезд и круг.
Нет ли противоречия между утверждениями "вполне оправданно представление о круговом движении как совокупности трёх или более Т-образных пересечений примыкающих (отходящих) дорог с кольцом" и "Съезд с круга не с крайней правой полосы в Европе - обычная практика, увеличивающая трафик". Если пересечение кольца с примыкающей дорогой - обычный Т-образный перекресток, то на каком основании съезд с кольца - поворот направо на этом перекрестке - будет производиться не из крайнего правого положения?
Хм, я писал комментарий к статье Тимофея Черепанова "О перекрёстках с круговым движением" но похоже что-то пошло не так и комментарий оказался тут. Ну ладно, вопрос к статье всё равно остался в силе.
vas, я являюсь автором статьи. Фраза о представлении кругового движения в виде совокупности Т-образных пересечений относилась лишь к тезису о неправильности расхожего термина "круговой перекрёсток".
Что касается съезда с кольца, то я вовсе не утверждал, что по правилам РФ съезд возможен с любой полосы. На мой взгляд, это ещё один из недостатков российских ПДД. И это более чем наглядно демонстрирует практика вождения: почти никто из водителей требование съезжать только с крайнего правого положения не выполняет. Действительно, представьте себе типичную для мегаполиса ситуацию "маятникового" движения, когда весь транспортный поток движется в одном направлении, то есть выезжает с круга на одном и том же съезде. Если дорога трехполосная, то въезжать разрешается по всем трём, а выезжать - по одной? Водители исправляют эту глупость явочным порядком. Если уж кому-то хотелось бы всё зарегулировать, то разумнее было бы написать примерно так: "При движении по кругу, имеющему более одной полосы для движения, водитель не должен занимать крайнюю правую полосу, если он не намерен покинуть круг на ближайшем съезде". То есть чем дальше наш съезд, тем более левое положение на круге мы выбираем. Часто встречающийся совет начинающим водителям двигаться по кругу только в крайней правой полосе - это очевидная провокация к ДТП. Необходимость постоянно перестраиваться налево для продолжения движения по кругу реализована в самых современных т. н. "турбокольцевых" перекрёстках. Если водитель этого не сделает, то разметка на проезжей части сама "выбросит" его с кольца на ближайшем или следующем съезде. Такая схема движения организована, например, в Беларуси, в РФ минувшей осенью соответствующая схема движения была применена в Чебоксарах.
Ну и чтобы не ходить за примером далеко , посмотрим, что пишут по этому поводу ПДД США (конкретно - штата Калифорния, это официальный текст на русском). Там есть рисунок, но и так понятно:
На перекрёстке с круговым движением выберите полосу въезда или выезда, основываясь на расстоянии, которое вы должны проехать, как показано на рисунке.
Например:
[list:3vtsnrwl]• поворачивая направо (голубая машина) выберите крайнюю правую полосу и выезжайте по ней:
• проезжая прямо (красная машина) выберите любую из полос и выезжайте по ней:
• поворачивая налево (желтая машина) выберите крайнюю левую полосу и выезжайте по ней.[/list:u:3vtsnrwl]
И всё это написано дружелюбным текстом в расчёте на сознательность водителей. Излишние запреты, особенно бестолково сформулированные, только осложняют жизнь водителей и они начинают ездить не по этим дурацким правилам, а руководствуясь здравым смыслом. Правила имеют смысл лишь тогда, когда они безусловно выполняются всеми участниками дорожного движения. Достаточно постоять возле любого круга 10 минут, чтобы убедиться в сказанном.
Ветеран":1rao5qcs]Что касается съезда с кольца, то я вовсе не утверждал, что по правилам РФ съезд возможен с любой полосы. На мой взгляд, это ещё один из недостатков российских ПДД.
Вы видимо сути вопроса не поняли. Речь идет не про РФ, а про Европу и США. Вы писали, цитата: "Съезд с круга не с крайней правой полосы в Европе — обычная практика, увеличивающая трафик. А в США закон прямо предписывает выезжать именно по той полосе, по которой водитель двигался по кругу." Вот он и спрашивает
то на каком основании съезд с кольца - поворот направо на этом перекрестке - будет производиться не из крайнего правого положения?(мне кстати тоже не понятно, чтоб это разрешить, тогда крайний правый ряд нужно обязать двигаться только направо). А с США вообще путаница какая-то. Чуть выше в своей цитате из статьи вы утверждаете, что в США закон прямо предписывает выезжать именно с той полосы по которой водитель двигался по кругу, но из приведенного вами примера штата Калифорния вообще становится ни чего не понятно (Возможно потому, что отсутствует сам рисунок) Это как понимать: "Проезжая направо....Проезжая прямо....Проезжая на лево...." То-есть, на перекрёстке с круговым движением мы имеем выбор трех направлений для движения??? Получается "налево" можно на встечу потоку? При въезде на круговое движение или движение по самому кругу (а там ведь несколько Т-образных перекрёстков) не может быть трех направлений. В зависимости от конфигурации перекрестка в целом, на каждом из отдельно взятых, их может быть только 2, потому что с третьего направления мы движемся сами. И вы говорите что у них всё ясно и понятно.... Это возможно на конкретном рисунке всё будет ясно и понятно (опять-же повторюсь, что мне не понятно, возможно из-за отсутствия рисунка, хотя додуматься можно, что там стандартный круг с 4-мя въездами-выездами), а как быть если конфигурация перекрестка будет отличаться от стандарта? Будет не круг, а овал или треугольник, а выездов-въездом будет не 4, а 3,5 или 6? Такие-же непонятки будут.
А в принципе, сейчас, по моему мнению, в отношении "круга" всё сделано ясно и понятно, а вот всё остальное уже зависит от местных властей и местного ГИБДД, то как они организуют движение на каждом перекрёстке - установят соответствующие знаки, нанесут разметку. И создатели ПДД, тут абсолютно ни при чём, если местная власть и ГИБДД ни чего для этого не делает. У нас поставили соответствующие знаки, нанесли разметку и пожайлуста... поворачивай с круга со второго ряда... и всё в рамках закона.
Вы видимо сути вопроса не поняли. Речь идет не про РФ, а про Европу и США.
Я-то как раз всё понял, а вот вы не поняли сути статьи. Но раз вас интересует Европа и США, то для начала вынужден заметить, что надо различать требования и рекомендации ( на юридическом языке - императивные и диспозитивные нормы). Учебник водителя США содержит именно рекомендации и вовсе не обязывает водителя с правой полосы съезжать с круга, но разумный водитель и не станет вставать в эту полосу, если ему надо двигаться дальше. Цитату я привёл, но там есть ещё одна фраза, имеющая не меньшее значение:
Транспортные средства, въезжающие на перекресток с односторонним круговым движением или выезжающие с него, обязаны уступить дорогу другим транспортным средствам, велосипедистам и пешеходам.
Ключевые слова я выделил: дорогу следует уступать как при въезде на круг, так и при выезде с него. Всем без исключения. Именно этими словами обозначены так называемые "точки конфликта", где обычно и происходят ДТП. На выезде конфликт возникает между теми, кто выезжает по второй полосе, и теми, кто продолжает движение по кольцу по крайней правой. Согласно приведённой цитате, виноват в ДТП будет тот, кто съезжает со второй полосы, как и по нашим правилам (помеха справа, не занял крайнее правое положение). Но при этом правила США вовсе не обязывают водителя съезжать исключительно из крайнего правого положения, они обеспечивают безопасность движения иным способом и при этом, ради чего и устраивают круговое движение (не только, но в том числе), увеличивают трафик. Если все следуют рекомендациям и не лезут в крайнюю правую полосу до съезда, то и причин для конфликта нет. К слову, именно так я и проезжаю подобные перекрёстки, причём начал делать это задолго до того, как имел счастье прочесть учебник водителя штата Калифорния. И так, по моим наблюдениям, поступает большинство опытных водителей (в России, как и везде).
А с США вообще путаница какая-то.
Нет там никакой путаницы. наоборот, там чётким, понятным, и, главное, дружелюбным языком написано, как следует вести себя на перекрёстках с круговым движением. Можете сами - документ доступен. Там и рисунок есть, который вам чем-то непонятен. А то, что эти правила хороши и работают, видно по статистике ДТП.
А в принципе, сейчас, по моему мнению, в отношении "круга" всё сделано ясно и понятно, а вот всё остальное уже зависит от местных властей и местного ГИБДД, то как они организуют движение на каждом перекрёстке - установят соответствующие знаки, нанесут разметку.
Каждый имеет право на собственное мнение, но я не думаю. что ваше разделяет большинство водителей РФ. К слову, ГИБДД сейчас даже не согласует установку дорожных знаков и нанесение разметки. В процессе подготовки статьи на это мне было прямо указано той самой ГИБДД. Типа мы тут не при делах - все вопросы к ОМСУ. И что именно вам стало "ясно и понятно", если на половине перекрёстков, которые сконструированы именно для кругового движения и на которых до пресловутой "реформы" 2017 года стояли знаки 4.3, теперь нет кругового движения? Глаза водителя видят круг, о том же подсказывает навигатор, а правила проезда перекрёстков с круговым движением не действуют! Если вам опять что-то непонятно, тогда перечитайте статью ещё раз. Я уже не говорю о том, что пунктом 13.11(1) авторы прямо нарушили положения Венской конвенции. Нет знака 4.3 - нет никакого кругового движения! И теперь ГИБДД в ответах пишет, что это "перекрёстки со сложной организацией движения". Вот видите, как: была простая организация движения (как во всём мире), а теперь росчерком пера стала вдруг сложная. При подъезде к каждому такому перекрёстку водитель вынужден разгадывать по ходу движения ребусы, и не факт, что с этим справятся другие участники, так что и об их возможных действиях тоже надо догадываться. Внесение требований приоритета в текст ПДД, в то время как Венская конвенция предписывает делать это с помощью знаков, сделало невозможным совместную установку знака 4.3 "круговое движение" и знаков приоритета. Вот и перестали круги быть кругами (это в лучшем случае), в худшем - авторы "простоты и понятности" создали коллизию знака 4.3 и знаков приоритета (пример есть в статье).
И создатели ПДД, тут абсолютно ни при чём, если местная власть и ГИБДД ни чего для этого не делает.
Про ГИБДД я уже сказал, а местная власть нарушать ПДД не вправе. Так что создатели "при чём". Это они вынуждают создавать "перекрёстки со сложной организацией движения" вместо простых с круговым.
У нас поставили соответствующие знаки, нанесли разметку и пожайлуста... поворачивай с круга со второго ряда... и всё в рамках закона.
Да, не искать простых путей - это наше всё. В чём была главная цель реформ 2010 года и 2017? Единообразие алгоритма проезда кругового движения и унификация с Европой. Сделали с точностью до наоборот: каждый перекрёсток превратили в ребус. Конечно, если вы ежедневно проезжаете один и тот же перекрёсток, где мудрая местная власть натыкала знаков и разрисовала проезжую часть, то вам по прошествии недели станет всё "просто и понятно". Вот за тех, кто там оказался впервые, я бы ручаться не стал. А страна у нас большая и перекрёстков в ней много. А главное - не везде власть мудрая.
Водители двигаясь направо не съезжают со своей полосы и не совершают поворот, следовательно, никаких ПДД они не нарушают
А то, что они съезжают с одной дороги и поворачивают на другую (на кольцо), не считается? В п. 8.5 ПДД об этом прямо написано.
Ветеран Заканчиваем бестолковый разговор...чем дальше в лес, тем больше дров. Я вам про одно говорю, вы мне про другое. Не хочу углубляться в бестолковую болтовню, когда каждый говорит о своем.
vas, я являюсь автором статьи. Фраза о представлении кругового движения в виде совокупности Т-образных пересечений относилась лишь к тезису о неправильности расхожего термина "круговой перекрёсток".
Спасибо за ответ, Тимофей!
Ничего особо неправильного в этом термине я не вижу, тем более что в ПДД РФ он встречается в виде "перекресток, на котором организовано круговое движение". Один перекресток, стало быть. А если взять небольшой европейский roundabout, который представляет собой почти обычный перекресток с клумбой посредине, только очень предвзятый человек найдёт там совокупность Т-образных пересечений:
"Часто встречающийся совет начинающим водителям двигаться по кругу только в крайней правой полосе - это очевидная провокация к ДТП.
Почему это? При таком подходе как минимум никогда не будешь виноват в ДТП, поэтому такой совет и дают.
[А с США вообще путаница какая-то.
Посмотрите тут, Евгений. Очень толково:
Спасибо за ответ, Тимофей!
Пожалуйста, спасибо и Вам!
Ничего особо неправильного в этом термине я не вижу, тем более что в ПДД РФ он встречается в виде "перекресток, на котором организовано круговое движение". Один перекресток, стало быть. А если взять небольшой европейский roundabout, который представляет собой почти обычный перекресток с клумбой посредине, только очень предвзятый человек найдёт там совокупность Т-образных пересечений:
Всё же не могу с этим согласиться, хотя это вопрос терминологии и к практике имеет лишь косвенное отношение. Само слово "перекрёсток" образовано от корня "крест", там никакой круг не предполагается и речь идёт о пересечении дорог. А вот как именно организовано движение в месте пересечения - это отдельный разговор. На обычных перекрёстках проезжие части просто пересекаются между собой, отсюда и опасность таких перекрёстков. А вот термин roundabout, которым, собственно и обозначают перекрёстки с круговым движением в других странах, буквально означает что-то вроде "движение по касательной", и это уже далеко даже не обычный перекрёсток с круговым движением, а модернизированный, с иной организацией движения. Достаточно подробно это описано, например, тут: Как ни смотреть на эту схему, но круг - это отдельная дорога, именно для того и построенная, чтобы растащить одно сложное пересечение на несколько более простых. И это тоже не последнее слово в организации движения на пересечениях дорог, придуманы ещё и турбокольца. Минувшей осенью такой появился и в нашей стране, в Чебоксарах:
[youtube:3otcnxhw]Беларуси такие существуют уже давно, и они очень удобны: достаточно просто въехать на круг, уступив дорогу, и в дальнейшем никакие опасности водителя уже не поджидают. Впрочем, о них надо говорить отдельно.
Надо просто правила написать, наконец-то, грамотно, тогда и учить будет легко, и ездить тоже. Вот очень яркая иллюстрация к статье:
[youtube:3otcnxhw]ГИБДД в звании подполковника, объясняя нововведения, произносит: "Если иных знаков не установлено...". Но этих слов нет ни в одном пункте ПДД!!! П. 13.11.1 не делает различия между перекрёстками со знаками приоритета и без таковых, он говорит о всех без исключения перекрёстках, где установлен знак 4.3. И на том перекрёстке, который показан в видео (пересечение ул. Смирновская и Московская в Люберцах) возникла двусмысленность: знак 2.1 говорит о приоритете въезжающего на круг, а знак 4.3 - об обратном. Водители обязаны руководствоваться не роликами в YouTube, даже если там выступает подполковник, а ПДД РФ.
Почему это? При таком подходе как минимум никогда не будешь виноват в ДТП, поэтому такой совет и дают.
Так выше я объяснил, почему. Вы-то виноваты в ДТП не будете, с этим я совершенно согласен, поскольку таковы наши ПДД, но зачем это ДТП провоцировать? Вряд ли оно обрадует и правого тоже. И я тоже в автошколе рекомендую двигаться по крайней правой полосе, но это только начинающим водителям, и при проезде каждого съезда быть предельно внимательным, контролируя "помеху слева", да ещё и включить левый поворотник (то есть провоцирую на нарушение ПДД в целях безопасности, имея в виду включение поворотника при отсутствии маневра). А вот когда появится достаточный опыт, советую больше так не делать. А лучше, если человек грамотный и уверен в себе, не делать так с самого начала и уходить в крайнюю правую полосу только перед съездом. Если все будут "в целях безопасности" двигаться по крайней правой, то перекрёсток многополосных дорог встанет: нет никакого смысла в кольце, превращающем многополосную дорогу в однополосную.
Я правильно понимаю, что если я подъезжаю к круговому движению по левой полосе, то я обязан ("по возможности", как при повороте направо) занять правую полосу на кольце?
Все верно, пункт 8.6 ПДД в данном случае действует. Вопрос рассмотрен в этой статье.
Удачи на дорогах!
Не встречал более грамотную и содержательную статью на тему перекрёстков с круговым движением, чем приведённая на сайте статья Тимофея Черепанова.
если нет знака 4.3 - это не перекресток с круговым движением! Так?
Значит можно ехать с ЛЮБОЙ полосы не меняя направления движения,
просто дорого немного с изгибом!
если нет знака 4.3 - это не перекресток с круговым движением! Так?
Так. Включать поворотник необходимо не потому, что Вы въезжаете на кольцо, а потому что, при этом, поворачиваете (п 8.1 ПДД). Если въезд на кольцо не связан с поворотом направо - значит движетесь прямо. Бывают перекрёстки, где выезд с кольца - движение прямо.
Очень грамотно всё описано. Нужно писать Медведеву чтобы вернул всё на место.
...Ветерану.....одно то,что ты пишешь...при движении по кругу( нет такого термина в ПДД РФ)....однозначно дают понять все ...
Действительно новые поправки к ПДД пишут малообразованные люди.Это общая беда для всей России, пост 90-х.
Стоит начать с того , что теперь вообще не понятно , к каим же знакам теперь относится знак "Круговое движение".То ли к знакам приоритета , то ли к предписывающим знакам. Знаки приоритета устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги.
Знак "круговое движение" теперь вообще не понятно что указывает.
Вадим-105, мне кажется проблема принадлежности знака кругового движения надумана. Вас же не смущает принадлежность знака 1.6 "Пересечение равнозначных дорог" к предупреждающим, он же тоже в какой-то мере относится к знаку приоритета (что сделано, например, в Беларуси), или тот факт, что информационные знаки 6.3.1-6.3.2, обозначающие место или зону для разворота, запрещают поворот налево. И, как ни странно, эти знаки с именно таким значением были введены до появления РФ в принципе. Мне кажется легче просто понять, что принадлежность какого-либо знака к группе, означает его основное значение, но это не значит, что у него нет какого-либо дополнительного.
Когда совместно со знаком 4.3 "Круговое движение" установлен знак 2.4 "Уступи дорогу", перекрёсток остался равнозначным?
... сделало невозможным совместную установку знака 4.3 "круговое движение" и знаков приоритета.
...авторы "простоты и понятности" создали коллизию знака 4.3 и знаков приоритета (пример есть в статье).
Ветеран, п. 13.11(1) касается лишь перекрестков равнозначных дорог. Следовательно, нет никаких "коллизий".
Раскритиковал то, чего не понял.
Когда совместно со знаком 4.3 "Круговое движение" установлен знак 2.4 "Уступи дорогу", перекрёсток остался равнозначным?
Трудно сказать, что имеется ввиду, когда к знаку 4.3, ставят знак 2.4. Быстрее всего на всякий случай, что бы уж точно уступили дорогу при въезде на кольцо. Вряд ли он означает, что надо уступать кому-то уже будучи на кольце, т.к. непонятно кому, при имеющихся нескольких съездах-заездах, находящихся под разными, не всегда прямыми, углами. Что бы дать приоритет какому-либо заезду, ставят таблички 8.13, "главная дорога", с полукруглыми жирными кольцами, показывающими приоритет уже при движении по кольцу. Тогда , да, по плану таблички, надо уступать дорогу уже будучи на кольце, тому заезду, который обозначен жирным. У нас есть такое кольцо с такой табличкой. Заезжаешь на кольцо по правилам, уступая всем, но при движении по кольцу уже должен знать план его проезда, если пересекаешь по кругу жирный полукруг с жирным "заездом", то стоишь прям на кольце и уступаешь.
Водитель въезжает на перекрёсток с КД и видит знаки 4.3 и 2.4. Какой вывод он должен сделать - этот перекрёсток равнозначных или неравнозначных дорог?
Вряд ли он означает, что надо уступать кому-то уже будучи на кольце,
Обоснуйте.
Водитель въезжает на перекрёсток с КД и видит знаки 4.3 и 2.4. Какой вывод он должен сделать - этот перекрёсток равнозначных или неравнозначных дорог?
GDW nik, это перекресток неравнозначных дорог.
И какие дороги главные, а какие второстепенные, если имеем пять съездов, а кроме этих двух знаков, никаких табличек и уточнений?
И какие дороги главные, а какие второстепенные, если имеем пять съездов, а кроме этих двух знаков, никаких табличек и уточнений?
wow,очевидно, что второстепенной будет та, на которой установлен знак 2.4. Этого ведь достаточно, чтоб увидеть перекресток неравнозначных дорог?
Вот образец того, как должны быть установлены знаки на кольцевом пересечении при предоставлении преимущества транспортным средствам, движущимся по кольцу (из документа "Указания по применению дорожных знаков"):
А.К.С., Это что, актуальный документ? И где это Вы видели знаки 2.1 стоящие по кольцу? Я лично ни разу. Согласно правилу 13.11.1 полосы по кольцу не являются самостоятельной дорогой. Это перекресток, с такой организацией движения. Кто на нем находится имеет преимущество и для этого преимущества достаточно одного знака 4.3 и больше ничего, согласно тому же ПДД 13.11.1. А дальше, находясь на кольце (читай на таком особом перекрестке, водитель должен уже в голове держать, что он имеет преимущество без всяких знаков 2.1 .
Знак 4.3 совместно со знаком 2.4 это атавизм из этих устаревших документов. Я в предыдущем посте писал, что организация кольца (читай такого перекрестка) может быть иной, где на кольце надо уступать дорогу, для этого на всех заездах ставят таблички 8.13 с жирными и не жирными полукольцами обозначающих главные и второстепенные направления движения. Водитель при заезде должен держать в голове эту схему проезда т.к. далее придвижении по кольцу уже ни каких знаков 2.1 и 2.4 нет ( во всяком случае на том кольце, что у нас).
А.К.С., Это что, актуальный документ? И где это Вы видели знаки 2.1 стоящие по кольцу?
Видел в Набережных Челнах, в Чебоксарах...
Согласно правилу 13.11.1 полосы по кольцу не являются самостоятельной дорогой.
Причем тут п. 13.11(1)? Я ведь отвечал на вопрос про то, что там, если есть комбинация знаков 4.3 и 2.4.
и для этого преимущества достаточно одного знака 4.3 и больше ничего, согласно тому же ПДД 13.11.1.
ПДД не ограничивают организаторов движения в применении техсредств ОДД. Если понадобится использовать знаки приоритета совместно со знаком 4.3, то ПДД ничего не имеет против. Только тогда уже п. 13.11(1) не применим при определении очередности проезда.
далее придвижении по кольцу уже ни каких знаков 2.1 и 2.4 нет.
Где-то нет, а где-то есть.
Кольцевая (круговая) проезжая часть сама по себе является дорогой и вполне оправданно представление о круговом движении как совокупности трёх или более Т-образных пересечений примыкающих (отходящих) дорог с кольцом.
В Росавтодоровском документе "Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог" цитируемое представлено совершенно иначе:
1) кольцевая проезжая часть - это не дорога, а элемент кольцевого пересечения;
2) кольцевое пересечение - это пересечение дорог, а не примыкание дорог к кольцу.
а..