Ещё раз о перекрёстках с круговым движением

Ну вот, наконец-то, дождались. С 1 марта 2023 года вступают в силу очередные поправки в ПДД РФ, которые касаются и правил проезда перекрёстков с круговым движением.

Поскольку за минувшие 12 лет это уже третья реформа указанных правил, нельзя не признать, что с ними явно что-то не так. В 2018 году я уже писал статью на эту тему (опубликована в 2019), поэтому мимо пройти никак не могу.

Я не просто ждал этих изменений, а был уверен, что они неизбежны, поскольку применительно к предыдущей слово "реформа" я не могу писать иначе, как в кавычках. Её нелепость отметил далеко не один я — критические статьи позже были опубликованы в ряде изданий, освещающих автомобильную тематику. И в конце концов уже Минтранс выступил с инициативой изменения ныне действующих ПДД в этой части. Остаётся лишь посочувствовать водителям, а также, далеко не в последнюю очередь, организаторам дорожного движения (ОДД), ставшими жертвами этого, не побоюсь слова, дурно написанного текста.

Казалось бы, есть повод порадоваться: хотя и спустя пять с половиной лет, но если подходить строго юридически, то те ошибки, о которых писал я и другие авторы, в новой редакции исправлены. Я ждал этого, хотя внутренний голос шептал, что если и когда это произойдёт, то сделано будет так же нелепо, как и в прошлый раз. К сожалению, внутренний голос оказался прав.

Чтобы критика стала понятной, придётся отчасти повторить сказанное в предыдущей статье и рассмотреть проблему, так сказать, в историческом плане — с учётом предыдущих реформ.

Содержание статьи:

Круговое движение до 2010 года

Не стоит забывать, что в России действуют НПА (нормативно-правовые акты) более высокого уровня, чем ПДД: Венская конвенция о дорожном движении и Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах. Обе от 1968 года. Характерно, что определения перекрёстков с круговым движением (кольцевых пересечений) нет ни в Конвенциях, ни в ПДД РФ. В Конвенции о дорожных знаках и сигналах есть описание знака D, 3, аналогичного знаку 4.3 в РФ:

Знак D, 3 "ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ КРУГОВОЕ ДВИЖЕНИЕ" указывает водителям, что они обязаны следовать в направлении стрелок. Если перекресток с круговым движением обозначен знаком D, 3 в сочетании со знаком В, 1 или В, 2, то водитель, находящийся на перекрестке с круговым движением, пользуется преимущественным правом проезда.

Знаки B, 1 и B, 2 — это знаки 2.4 и 2.5 в ПДД РФ соответственно.

Знак 4.3 Круговое движениеЗнак 2.4 Уступите дорогуЗнак 2.5 Движение без остановки запрещено

Из приведённой цитаты однозначно следует, что при отсутствии знаков приоритета кольцевое пересечение рассматривается как перекрёсток равнозначных дорог. Именно так и было организовано движение в СССР и РФ до 2010 года: кольцевые пересечения обозначались лишь знаком 4.3, а знаки приоритета отсутствовали. Соответственно, приоритет имели въезжающие на кольцо (автор в курсе, что это неофициальный термин, а правильно называть эту часть перекрёстка проезжей частью кольцевого пересечения).

Какая-либо неопределённость отсутствовала, и это в большей или меньшей степени всех устраивало, но лишь до тех пор, пока автомобилизация не достигла некоторого критического уровня и при такой ОДД кольцевые пересечения не стали запираться, поскольку движение по кольцу блокировали въезжающие.

Круговое движение с 2010 по 2017 год - первая реформа

Вот тогда и была проведена первая реформа, суть которой предельно понятно выражена вторым предложением из описания знака D, 3 в Венской конвенции. Собственно говоря, ПДД для этого можно было и не менять, а просто поставить, где это было необходимо, на въезде знаки 2.4 или 2.5. Значение этих знаков водителям прекрасно известно, тем не менее в ПДД РФ Постановлением Правительства от 10 мая 2010 г. № 316 было внесено следующее изменение:

12) пункт 13.9 дополнить абзацем следующего содержания:

"В случае если перед перекрестком с круговым движением установлен знак 4.3 в сочетании со знаком 2.4 или 2.5, водитель транспортного средства, находящегося на перекрестке, пользуется преимуществом перед выезжающими на такой перекресток транспортными средствами."

Короче говоря, привели текст ПДД в полное соответствие с Венской конвенцией, на основе которой написаны ПДД практически всех европейских стран.

Этот момент получил положительную оценку в отраслевом дорожном методическом документе ОДМ 218.2.071-2016 "Методические рекомендации по проектирования кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог":

Необходимость совершенствования нормативной базы проектирования кольцевых пересечений обусловлена также постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2010 г. № 316 г. "О правилах дорожного движения", в котором организация движения на кольцевых пересечениях приведена в соответствие с общепринятой международной практикой.

Автор полностью разделяет эту точку зрения, за одним исключением: поправки почему-то были внесены в п. 13.9 ПДД, касающийся пересечений неравнозначных дорог. Редакция этого пункта ПДД до 2010 года не отличалась от ныне действующей:

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.

Эти изменения широко освещались в СМИ. В частности, "Российская газета" опубликовала вкладку, на которой были представлены новые схемы движения всех кольцевых пересечений в Москве и даже некоторых в Московской области. И среди этих схем была, в частности, такая:

Схема движения на перекрестке с круговым движением

И что же мы видим на этой схеме? А видим, во-первых, то, что на этом перекрёстке ровным счётом ничего не поменялось. И, во-вторых, это перекрёсток равнозначных дорог со всеми вытекающими. Зачем в таком случае понадобилось вносить поправку в п. 13.9 ПДД, а не в п. 13.11, где речь о перекрёстках именно равнозначных дорог — это первая загадка.

Впрочем, водителей это не особенно взволновало, поскольку так глубоко они в ПДД не вчитываются, а неудобство, как видим, состояло в том, что реформа была подана в СМИ как "круг теперь всегда главный", чего в действительности не произошло. ОДД (организация дорожного движения) на некоторых перекрёстках с круговым движением осталась прежней.

По моим субъективным оценкам, таковых было не более 10 %, но теперь исчезло единообразие правил проезда, и водители стали часто ошибаться в приоритете.

Если это действительно негативно повлияло на безопасность дорожного движения, о чём автор не располагает сведениями, то проблему логично было бы решить простейшим способом: установить на всех таких перекрёстках знаки 2.4. Собственно говоря, "в Европе" так и поступают, иллюстрации чего есть в моей предыдущей статье:

Круговое движение с 2017 по 2023 год - вторая реформа

Но мы не ищем лёгких путей, и спустя лишь год после опубликования упомянутых "Методических рекомендаций", автором которых было Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), грянула вторая реформа 2017 года.

Её цель и суть выразил Д.А.Медведев, подписавший текст постановления Правительства в качестве его председателя (цитируется по видеозаписи с официального сайта Правительства РФ):

Постановление меняет приоритетность движения на перекрёстках с круговым движением. Теперь приоритет движения получает тот, кто движется по самому кругу, а въезжающим придётся уступать дорогу. Такая практика существует практически во всех европейских странах и доказала свою эффективность.

Эти слова способны вызвать недоумение даже у тех, кто ещё не прочёл текст самого постановления, ведь "приоритетность движения" уже была изменена в 2010 году! И про "европейскую практику" тоже было сказано на уровне профильного ведомства. Поэтому читаем текст Постановления Правительства РФ от 26 октября 2017 г. N 1300:

а) абзац третий пункта 13.9 признать утратившим силу;

б) абзац первый пункта 13.11 после слов "равнозначных дорог" дополнить словами ", за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11.1 Правил,";

в) дополнить пунктом 13.111 следующего содержания:

"13.111. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.".

Если перевести это с бюрократического языка на русский, то суть этой "реформы" можно выразить следующими словами:

а) "как в Европе" теперь не будет, поскольку абзац третий пункта 13.9, буквально списанный в 2010 году с Венской конвенции, утратил силу;

б) правила проезда перекрёстков с круговым движением теперь надо искать в пункте, где изложены правила для равнозначных дорог (13.11 вместо 13.9), что как раз согласуется с Венской конвенцией, однако именно для таких перекрёстков почему-то было сделано исключение, вынесенное в отдельный пункт 13.111;

в) пункт 13.111 гласит, что согласно ныне действующим правилам ОДД на перекрёстках с круговым движением следует понимать не "как в Европе", а с точностью до наоборот, то есть при отсутствии знаков приоритета дорогу должны уступать те, кто въезжает на круг.

Правила есть Правила, и в конце концов можно было бы и к этому привыкнуть, посочувствовав иностранцам и тем соотечественникам, кто выезжает в ту самую Европу — им приходится "перешивать мозги".

Однако главная засада, как я уже отметил в предыдущей статье, крылась в другом. На многих перекрёстках с круговым движением, если не на большинстве, движение было организовано таким образом, что главная дорога проходила через перекрёсток. И тут возникла правовая коллизия, поскольку п. 13.111 при буквальном прочтении не делает различий между равнозначными и неравнозначными дорогами. Поэтому согласно этому пункту приоритет имеют те, кто движется по кольцу, а согласно знакам приоритета — те, кто въезжает на кольцо по главной дороге.

Масла в этот огонь подлил ещё и Верховный суд РФ. Когда после внесения поправок в ПДД была сделана попытка оспорить это в суде, Верховный суд в Решении от 28 февраля 2018 г. N АКПИ17-1122 написал:

Пункт 13.111 Правил определяет действия водителя транспортного средства при въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение, и не допускает иного толкования.

Сейчас уже нет смысла спорить с оппонентами, которые в комментариях к предыдущей статье пытались утверждать, что п. 13.111 является подпунктом п. 13.11 и в силу этого не распространяет своё действие на пересечение неравнозначных дорог.

Нет смысла, потому что неправоту этих оппонентов убедительно доказала жизнь и теперь за моей спиной уже стоит Правительство РФ, вставшее с подачи Минтранса на ту же точку зрения. Но поправки в ПДД вступят в силу только лишь 1 марта 2023 года, а до этого дня мы будем продолжать наблюдать на таких перекрёстках "картину маслом".

Самое живописное, что можно увидеть на этих картинах — это снятые знаки 4.3. Тут уже речь идёт не только о приоритете, а и о понятийном аппарате ПДД: что же такое, в сущности, перекрёсток с круговым движением, и как его отличить водителю, ведь, как уже было сказано, определение такого перекрёстка в ПДД отсутствует? Оно есть в специальной литературе для проектировщиков и строителей дорог, то есть в ГОСТах, СНиПах, Методических рекомендациях и т. п., которые написаны не для водителей. Но даже и в действующем ныне ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ, РАЗМЕТКИ, СВЕТОФОРОВ, ДОРОЖНЫХ ОГРАЖДЕНИЙ И НАПРАВЛЯЮЩИХ УСТРОЙСТВ" сказано:

5.5.6 Знак 4.3 "Круговое движение" устанавливают на каждом въезде на перекресток (площадь), на котором организовано круговое движение. Знак не применяют, если одновременно с круговым движением допускается перекрестное движение транспортных средств, за исключением рельсовых.

Так что извините меня, уважаемые оппоненты, но, если нет знака 4.3, то нет и никакого кругового движения, что бы ни видели ваши глаза и ни подсказывал прежний опыт.

Примеров таких перекрёстков, переставших быть кольцевыми благодаря безымянным "реформаторам", более чем достаточно, и иллюстрации в предыдущей статье — лишь ничтожно малая часть подобных изменений, поэтому не буду повторяться.

И ничуть не лучше выглядит ребус, когда на перекрёстке установлены и знак 4.3, и знак 2.1 с табличкой 8.13. Таких осталось мало, но они всё же есть и сейчас. Например, в Севастополе:

Главная дорога через круговое движение

Круговое движение с 2023 года - третья реформа

Впрочем, "пинать дохлого осла" — занятие довольно бессмысленное, поэтому обратимся к последней реформе согласно Постановлению Правительства РФ от 6 октября 2022 г. № 1769, где в отношении изменений в ПДД, касающихся рассматриваемого вопроса, написано лишь следующее:

пункт 13.111 изложить в следующей редакции:

13.111. При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.".

Если продраться через всю юридическую казуистику и вспомнить, что сам пункт 13.111 является лишь исключением из правил проезда перекрёстков равнозначных дорог (п. 13.11 ПДД), то имеем три возможных варианта ОДД:

а) въезд на перекрёсток обозначен лишь знаком 4.3, то есть речь идёт о равнозначных дорогах и в этом случае приоритет имеют движущиеся по кольцу, что, как уже было отмечено, не согласуется с требованиями Венской конвенции;

Равнозначное круговое движение

б) въезд на перекрёсток обозначен знаком 4.3 совместно со знаками 2.4 или 2.5 (с табличкой 8.13 или без неё), то есть речь идёт уже о пересечении неравнозначных проезжих частей, однако приоритет по прежнему у движущихся по кольцу;

Въезд на круговое движение со второстепенной дороги

Примечание. Согласно п. 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2019 знак 2.4 "Уступите дорогу" применяют для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 – транспортным средствам, движущимся по главной дороге.

В данном же случае речь идёт не о дороге, а лишь о проезжей части кольцевого пересечения равнозначных дорог, то есть мы имеем дело с ещё одной нестыковкой в НПА, вследствие которой некоторые авторы и рассматривают кольцевую проезжую часть как самостоятельную дорогу. Оставим эту терминологическую проблему за рамками данной статьи, тем более, что Венская конвенция не видит в такой ОДД ничего необычного, да и водителей это тоже не смущает.

в) въезд на перекрёсток обозначен знаком 4.3 совместно со знаком 2.1 и табличкой 8.13, то есть это уже без всяких сомнений пересечение неравнозначных дорог.

Главная дорога через круговое движение

Внесёнными изменениями в п. 13.111 снимается коллизия между прежней редакцией этого пункта и знаками приоритета, поэтому п. 13.111 в данном случае неприменим и руководствоваться надо знаками приоритета, как это, собственно говоря, и было во все времена до "реформы" 2017 года.

Подведём итог. Полезна ли данная реформа? Безусловно, да. По крайней мере, очевидно, что на перекрёстки, с которых был демонтирован знак 4.3, его вернут. Вернут также и знаки 2.1 "Главная дорога" — там, где в них есть явная необходимость.

А вот что касается того, каким способом это сделано, я добрых слов, к сожалению, сказать не могу. Способ тот же, какой был применён в предыдущей "реформе": в исключение (п. 13.111) добавили ещё одно исключение, то есть первое исключение теперь действует только на дорогах, не являющихся главными. Здесь уместно вспомнить высказывание третьего Президента США Томаса Джефферсона:

Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла.

Вряд ли "обыкновенный водитель" способен продраться сквозь эту казуистику, написанную, как выразился один умный человек, по обычаю дьяков Ивана Грозного, писавших указы таким образом, чтобы их можно было понять по крайней мере в трёх разных смыслах. Ныне действующая редакция п. 13.111 именно так и написана, что мы наблюдаем и на дорогах, и даже в реакции правительства. А предложенная редакция написана по принципу "минус на минус даёт плюс".

Поэтому, у меня нет в этом сомнения, водителям придётся руководствоваться не текстом ПДД, а некими шпаргалками, которые надо ещё суметь написать. И можно ещё раз выразить сочувствие иностранцам, въезжающим в РФ, а также гражданам России, выезжающим в обратном направлении — им надо каждый раз "перешивать мозги".

Если же перечитать эту статью, то встаёт вполне законный вопрос: а к чему вообще эти реформы? Ведь всё написано одной фразой в Венской конвенции и было написано в ПДД РФ до 2017 года, то есть "плюс" там существует сам по себе, а не как произведение минуса на минус. Или у безымянных авторов этого документа нет заднего хода? У меня смутные подозрения, что они даже не водители… Поэтому… Поэтому я буду ждать следующей реформы. Если уж с русским языком никак, то могу даже помочь.

И это далеко не единственная проблема, касающаяся правил проезда перекрёстков с круговым движением. Достаточно почитать, что об этом пишут "обыкновенные водители" на многочисленных форумах и в пабликах. Если с приоритетом на въезде худо-бедно разобрались, то в части последующего движения специальных правил для таких перекрёстков нет, а попытки применять правила для обычных (не кольцевых) пересечений приводят лишь к тому, что водители их массово нарушают.

Если правила нарушает подавляющее большинство водителей, то, может, пора признать, что дело не в водителях, а в самих правилах? Тем более, что изобретать тут ничего не надо — мы в этой области являемся "страной догоняющего развития", всё уже давно придумано в других странах и, как справедливо высказался Д.А.Медведев, "доказало свою эффективность". Только переписывать их на русский язык желательно буквально, а не "как всегда". Но это уже тема следующей статьи.

Автор статьи: Тимофей Черепанов, преподаватель автошколы, к. т. н.

Автор: Тимофей Черепанов
Обновлено: 25 октября 2022
Раздел: Неоднозначности ПДД
23 октября 2022 18:02
Олег-75

Очень сложная для понимания статья.

Зачем водителям читать про то. что было раньше? Ему нужно понять, как действовать после 1 марта 20223 года.

Статья на этот вопрос не отвечает, к сожалению.

7 ноября 2022 18:48
Сергей-1154

К новой редакции п. 13.11.1, когда имеем только знак 4.3. Автор пишет:

"а) въезд на перекрёсток обозначен лишь знаком 4.3, то есть речь идёт о равнозначных дорогах и в этом случае приоритет имеют движущиеся по кольцу, что, как уже было отмечено, не согласуется с требованиями Венской конвенции;"

Вывод, имхо, не верный.

Приоритет будут иметь въезжающие на круг, поскольку нет явных указаний на то, что дорога с которой они въезжают является второстепенной по отношению к кругу, то есть она равнозначно кругу. Пункт 13.11 - круг уступает помехе с право.

8 ноября 2022 05:02
GDW nik

Сергей-1154, в том и неоднозначность.

п 13.11(1) обязывает въезжающего на перекрёсток под знак 4.3 - уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку. То есть знаку 4.3 пришпандорили ( ) значение знака приоритета 2.4.

НО. Перекрёсток как был перекрёстком равнозначных дорог - так и остался! То есть тот, кто двигается по кольцу - двигается НЕ НА ГЛАВНОЙ дороге (см. п 1.2 "Главная дорога"), хотя имеет приоритет перед въезжающими. Вот трамваю, который въезжает на КД он уступать всё таки должен. А водитель трамвая, при этом, чем руководствуется?

Неоднозначность (скорее, глупость) в том, что в 2017 году в ПДД введен новый вид приоритета. Он называется движение по перекрёстку, обозначенному знаком 4.3.

8 ноября 2022 06:30
GDW nik

Вот трамваю, который въезжает на КД он уступать всё таки должен. А водитель трамвая, при этом, чем руководствуется?

Не правильно написал.

На таком перекрёстке равнозначных дорог на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3 водитель ТС трамваю уступать не должен, что ломает стереотип проезда равнозначных перекрёстков.

9 ноября 2022 13:37
Сергей-1154

GDW nik, какая неоднозначность? Всё понятно.

С 01.03.2023 въезжающие на круг будут обязаны уступить дорогу тем, кто движется по кругу, только если по ходу их движения перед кругом совместно со знаком 4.3 будут стоять знаки 2.4 или 2.5 с табличкой 8.13 или без неё. Только в этом случае будет работать пункт 13.11(1) в новой редакции, так как становится ясно, что дорога по которой въезжают на круг НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНОЙ.

Если знаков 2.4 или 2.5 не будет - уступать должны будут те, кто движется по кругу, потому что получаем пересечение равнозначных дорог и, соответственно, помеху с право (пункт 13.11 без всяких исключений). Потому что ни как не возможно будет установить является ли дорога, по которой въезжают на круг, ГЛАВНОЙ или НЕТ!

Тоже самое и с трамваем если он въезжает на круг - есть передним знаки 4.3 и 2.4 или 2.5, то трамвай уступает тем кто на круге. Нет - круг уступает трамваю.

9 ноября 2022 19:18
GDW nik

Если знаков 2.4 или 2.5 не будет - уступать должны будут те, кто движется по кругу, потому что получаем пересечение равнозначных дорог и, соответственно, помеху с право (пункт 13.11 без всяких исключений). Потому что ни как не возможно будет установить является ли дорога, по которой въезжают на круг, ГЛАВНОЙ или НЕТ!

Возможно. На пересечении равнозначных дорог нет главных и нет второстепенных дорог по определению. Они все НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ГЛАВНЫМИ.

Да и п 1.2 ПДД "Главная дорога" остаётся без изменений. Вроде.

В любом случае - спасибо за разъяснение. Скучно не будет - это точно!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев