Перекрёстки с круговым движением — итоги реформы 2017 и 2023 года
Не отпускает меня эта тема — пишу уже четвёртую статью. И делать это вынужден не по собственной прихоти, а вследствие очередного "причинения добра" авторами ПДД РФ. Хотя, как я уже отметил в одной из предыдущих статей, на сей раз причинили действительно добро, вопрос лишь в том, каким образом это сделано. Ну и никуда не делись извечные российские вопросы "кто виноват" и "что делать".
Поправки в ПДД действуют уже полгода (вступили в силу с 1 марта 2023 года), есть уже возможность посмотреть на результаты.
- Разъяснения поправок от ГИБДД
- Как восприняли изменения ПДД в обществе?
- Отражение новых правил в экзаменационных вопросах ГИБДД
Разъяснения поправок от ГИБДД
Для начала посмотрим, как объяснили суть поправки в пункт 13.111 ПДД сами авторы или их начальники. Цитирую по профильному журналу:
Как отметил начальник научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Митрошин, в ГИБДД провели "редакционную подчистку" текста правил для исключения неоднозначности толкований формулировок.
"Дело в том, что ранее существовавшая формулировка многими не вполне адекватно воспринималась. Люди исключали иной порядок проезда круговых перекрестков, кроме тех, когда круг является главным", — сказал Митрошин на пресс-конференции.
Как видим, исправление того, что поставило всю страну "на уши", названо "редакционной подчисткой". Ну а в неадекватности обвиняются "многие люди", но отнюдь не авторы существовавшей формулировки.
Если кому-то моя оценка представляется излишне категоричной, предлагаю посмотреть, как эта формулировка была воспринята, к примеру, в Ульяновске.
И воспринята не только обычными водителями, но и теми, кто непосредственно отвечает за безопасность дорожного движения. Причём случилось это не только в Ульяновске, но и по всей стране.
Реформа 2017 года не только запутала водителей, но и имела гораздо более серьёзные последствия: практически на всех кольцевых пересечениях, где главная дорога проходит через такой перекрёсток, организаторы дорожного движения (ОДД) были вынуждены снять знак 4.3, то есть превратить кольцевое пересечение в совокупность обычных пересечений проезжих частей.
К примеру, в Воронеже таких перекрёстков примерно треть от общего числа.
Как я уже отмечал в предыдущих статьях, определение перекрёстка с круговым движением (ПКД) в ПДД РФ отсутствует, поэтому демонтаж знака 4.3 означает, что такой перекрёсток перестаёт быть перекрестком с круговым движением и все относящиеся к таким перекрёсткам правила, в частности, пункт 8.5 ПДД, также не могут быть применимы.
В Воронеже для таких перекрёстков даже придумали специальный термин, отсутствующий в ПДД: "перекрёсток со сложной организацией движения". Не позавидуешь воронежским водителям (впрочем, как и тем, кто вынужден придумывать новые термины для объяснения необъяснимого).
Послушаем, что ещё сказал на пресс-конференции господин Митрошин:
Новой формулировкой ГИБДД, по сути, разъяснили водителям порядок проезда по кругу. "В любом случае правила дорожного движения содержат общий порядок, а если мы хотим изменить этот порядок, то применяются специальные нормы. Вот эти специальные нормы реализуются с помощью технических средств, к которым относится установка знаков приоритета", — добавил Митрошин.
Интересно, на кого рассчитано это лукавство? Явно не на тех организаторов дорожного движения (ОДД), которые вначале были вынуждены демонтировать знаки 4.3, а теперь побежали их возвращать на место, где им и положено стоять. И не на тех водителей, которым вначале премьер-министр заявил, что "теперь преимущество всегда будут иметь те, кто движется по кольцу", а потом они "вдруг" увидели, что перекрёсток, через который они десятки лет ездили, перестал быть перекрестком с круговым движением, а превратился в "перекрёсток со сложной организацией движения". Был простым, а стал сложным…
Перед этим они к тому же некоторое время вынуждены были решать ребус, когда знак 4.3 говорил о приоритете движения по кольцу, а знак 2.1 — о прямо противоположном.
При этом им так же точно "разъясняли", что в этом нет ничего необычного и они просто "не вполне адекватно воспринимают" глубокий смысл, заложенный в Постановлении Правительства РФ от 26 октября 2017 г. № 1300.
Впрочем, я не собираюсь играть в прокурора и кого-либо обвинять, для этого есть специальные люди. Хорошо уже то, что явный казус наконец-то устранён.
Как восприняли изменения ПДД в обществе?
Посмотрим теперь, как эти разъяснения восприняли те самые "многие люди", которых, очевидно, имел в виду господин Митрошин. Тут картина, как я и предсказывал, гораздо живописнее.
Если кому-либо покажется, что я специально подбирал цитаты, то, уверяю, это отнюдь не так. Я цитирую источники, которые мне любезно подбросил Яндекс в пределах первой страницы поиска, который работает, как известно, по принципу релевантности.
Пример 1. СМИ, Воронеж
Раз уж я упомянул Воронеж, с него и начнём. Вот что пишет о реформе областной сайт газеты "Комсомольская правда":
С 1 марта 2023 года в России изменились правила проезда перекрестков с кольцевым движением. Если раньше кольцо всегда (если другой порядок движения не установлен знаками) было главным по отношению к входящим дорогам, то теперь приоритеты будут определяться на каждом перекрестке индивидуально в зависимости от главенства пересекающихся дорог. В случае, когда одна из них имеет статус главной, все движущиеся по ней машины при въезде на кольцо будут иметь преимущество перед теми, кто уже находится на "круге". Для примера возьмем перекресток улиц Ворошилова, Космонавтов и Колесниченко у памятника летчикам, где приоритет имеют те, кто движется по Ворошилова.
Во-первых, слов "если другой порядок движения не установлен знаками" до 1 марта в пункте 13.111 ПДД не было, чем, собственно, и вызвана реформа.
Во-вторых, автору не кажется странным, что в качестве иллюстрации ею (это дама) приведено фото перекрестка с круговым движением, при въезде на который помимо знака 4.3 установлен также и знак 2.4? Ведь эта организация дорожного движения приводит к тому же результату, что и при отсутствии знака приоритета.
Ну и, наконец, где автор увидела перекрёсток с круговым движением у памятника лётчикам, если там отсутствует знак 4.3? Вот этот перекрёсток в 2021 году:
К слову, что бы мне ни говорили оппоненты, ничто не запрещает водителю повернуть налево по кругу, о чём я тоже упоминал ранее, критикуя реформу 2017 года. Кроме разве что здравого смысла…
Надеюсь, теперь предписывающий знак 4.3 на перекресток вернули, поскольку в доступных мне местах это произошло вскоре после 1 марта. И это называется "редакционной подчисткой"?
Оказывается, в Воронеже тоже не посчитали поправки простой "подчисткой":
Однако с момента вступления в силу новых правил прошел почти месяц, а воронежцы проезжают кольца по-старому. Почему? Этот вопрос мы задали в управлении ГИБДД. Оказывается, просто так взять и в одночасье поменять правила нельзя. Водитель должен руководствоваться знаками, даже, если правила изменились. То есть, пока перед въездом на кольцевых перекрестках стоят знаки "Уступи дорогу", то приоритетом пользуются те водители, которые находятся на кольце, не зависимо от "статуса" дороги.
Как видим, автор окончательно запуталась. Уж не знаю, что на самом деле ей разъяснили в ГИБДД, но как раз правила-то поменяли именно в одночасье: в 0 часов 1 марта 2023 года. И почему упоминается знак 2.4 "Уступите дорогу", когда он в данном случае вообще ничего не меняет, а не знак 2.1, который сама же автор приводит в качестве примера?
Вот ниже ещё один пример организации дорожного движения в Воронеже, которую пришлось "подчищать":
Честно, если бы я не увидел это фото своими глазами, ни за что бы не поверил, что такое вообще возможно. Хотя, это же не перекресток с круговым движением, а "перекрёсток со сложной организацией движения", какие могут быть претензии? Как говорится, "не стреляйте в пианиста…". На въездах, кстати, вообще никаких знаков, судя по панорамам, не было установлено.
По-видимому, ответ ГИБДД тоже не в полной мере удовлетворил автора заметки, и она отправилась за дальнейшими разъяснениями к тем, кто, собственно, и занимается организацией дорожного движения:
Смена знаков и внедрение новой схемы дорожного движения — зона ответственности городской администрации. Мы поинтересовались у чиновников, когда на улицах города начнут действовать новые правила.
— Этот вопрос сейчас находится на стадии проработки. Когда появляются нововведения, нужно какое-то время, чтобы они могли быть применены. В это время изучается и обновленная база, и опыт других городов, проводится анализ существующей ситуации и другие исследования, — рассказали в пресс-службе мэрии.
Обычно на это уходит пара месяцев, уточнили наши собеседники. Значит, пока воронежцам нужно руководствоваться старыми правилами, но при этом не забывать следить за знаками. А "Комсомолка" обещает рассказать о грядущих изменениях, как только станут известны подробности.
О каких "старых правилах" речь, если, по мнению начальника научного центра МВД "общий порядок" не изменился, а речь идёт лишь об установке знаков приоритета? Не хватило у него мужества признать, что именно "общий порядок", зафиксированный в корявом тексте Постановления 2017 года, и лишил ОДД возможности устанавливать те самые знаки.
К чести воронежцев, они пошли дальше, и теперь показанное выше кольцо на улице Димитрова перестроено на турбоперекрёсток:
На главном сайте "Комсомолки" реформе посвящена более обширная статья. Не буду её комментировать, любопытные могут сами прочесть ее — узнают ещё много интересного. Я, например, узнал, что бывают пересечения, когда обе дороги второстепенные, и при этом действует правило "помехи справа". Автор, видимо, не в курсе, что в этом случае дороги называются равнозначными и по российскому "общему правилу" на перекрестке с круговым движением в этом случае всё наоборот: преимущество у того, кто приближается слева, по кольцу.
Пример 2. СМИ, Свердловская область
Если уж солидные издания допускают такие вольности в "разъяснениях", то читать некоторых блогеров (именующих себя не иначе как экспертами) можно лишь в качестве развлечения. Вот как, к примеру, оценивают результаты реформы безымянные авторы на одном из сайтов в Свердловской области: "Кольцу подрезали приоритет".
У них почему-то создалось впечатление, что именно в 2017 году "долго тянущуюся реформу" наконец-таки довели до логического конца и "круговое движение стало главной дорогой даже при отсутствии знаков приоритета". А теперь, мол, "правила делают откат на полшага назад, и снова возможна комбинация знаков, с которой боролись все эти годы", то есть наличие на въезде знака 2.1 "главная дорога". А то, что на таких перекрёстках исчезал вовсе не знак 2.1, а знак 4.3 "круговое движение", авторы не заметили. И вот как они пытаются объяснить смысл внесённой поправки:
Новая редакция пункта 13.111 нужна в основном для некоторых турбоперекрестков, на которых машины беспрепятственно въезжают на кольцо, а затем распределяются внутри него разметкой хитрой формы. При этом большинство существующих сейчас турбоперекрестков имеют классическую схему, на которой круговое движение является главной дорогой. Но иногда удобнее отдать приоритет одному из направлений, и поправки в ПДД легализуют такой подход.
Нельзя читать этот пассаж без улыбки, особенно в части описания турбокольцевого перекрёстка. Впрочем, удивляться этому тоже не стоит, ведь водителем считается тот, кто успешно сдал квалификационный экзамен в ГИБДД, а экзамен сдаётся по билетам, составленным по тем самым ПДД, где о таких перекрёстках нет ни слова.
Более того, турбоперекрестки уже фигурировали в предварительных и временных стандартах, однако из действующего с декабря минувшего года ГОСТ Р 70555-2022 их исключили именно по инициативе ГИБДД, о чём я писал в предыдущей статье. Тем не менее их строят и будут строить, о чём свидетельствует, в частности, приведённый выше свежий пример из Воронежа. Этим занимаются местные органы власти. Именно они решают практические задачи организации дорожного движения. Иными словами, реализуют те самые "специальные нормы", о которых говорил господин Митрошин.
При этом "общие нормы" принимаются уже на федеральном уровне. Если что-то идёт не так, то вину на это возлагают, естественно, на низовой уровень — такая позиция также не редкость среди экспертов. В конечном счёте виновным оказывается водитель, который "не вполне адекватно" понял нормы. Удобно также возложить вину на автошколы, которые "неправильно научили". А то, что в экзаменационных билетах отсутствуют не только турбокольца, но даже и схема кругового движения со знаком 2.1 "главная дорога", из-за которой весь сыр-бор, это нормально.
Отражение новых правил в экзаменационных вопросах ГИБДД
Вначале мне показалось, что после 1 марта этого года в билетах в части перекрестков с круговым движением не изменилось ничего. Однако при более внимательном изучении обнаружилось, что изменения всё же произошли. Вот на них стоит остановиться особо.
Ниже приведены два рисунка из билетов в актуальной редакции (билет 10, вопрос 7 и билет 32, вопрос 17).
Как видим, на них изображён один и тот же перекрёсток. Но если до 1 марта на въезде стоял только знак 4.3, то теперь на одном из рисунков добавили знак 2.4. Что авторы хотели сказать этим? Очевидно, что это абсолютно одна и та же схема движения (в пункте 13.111 ПДД это звучит как "въезд по дороге, не являющейся главной").
Мне неизвестно, где работают те сотрудники, которые составляют билеты, но по логике упомянутый выше Научный центр безопасности дорожного движения МВД России явно к этому причастен. И эти безымянные авторы не заметили, как своими правками они дезавуировали то, что было заявлено начальником этого центра в части общего и специального порядка. Ни о каком общем порядке речь идти в принципе не может, если один и тот же результат достигается двумя разными способами. Один из них явно избыточен, осталось лишь выяснить, который.
Ответ, в общем-то, лежит на поверхности, и я его дал ещё в самой первой статье по теме, написанной сразу после реформы 2017 года. Ошибкой была сама реформа, и никакие "редакционные подчистки" её не исправили и не исправят.
Посудите сами: единственной схемой ОДД, которая благополучно пережила как реформу, так и её "подчистку", и благополучно существует по сей день — это схема, изображённая в билете № 32, когда при въезде на перекресток с круговым движением стоят знаки 4.3 и 2.4.
Они могут дополняться также табличкой 8.13 с хорошо знакомой водителям "баранкой".
Выше есть фото из Воронежа, где такая табличка в сочетании со знаком 2.1 даёт, по сути, единственную информацию водителям о том, что впереди круговое движение, а не какой-то там "перекрёсток со сложной организацией движения". Хотя, кабы не реформа, так и знак 4.3 там бы стоял…
Могу привести множество примеров, где вместо схемы с одним лишь знаком 4.3 используется именно это сочетание знаков 4.3 и 2.4.
Например, в городе Волоколамске (26 тыс. жителей) всего два перекрестка с круговым движением, и на обоих такая схема.
Такая же ситуация в Твери, где населения в 15 раз больше, а перекрестков с круговым движением тоже лишь два и с такой же схемой.
Как следует из цитированной выше статьи в "Комсомолке", и в Воронеже так же. В Пскове…
Но это схемы ещё дореформенные, есть и свежие. Так, в июле этого года начальник управления стратегической оптимизации дорожного движения ЦОДД города Москвы, Андрей Мухортиков, опубликовал в своём Телеграм-канале пост: Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области пригласило его в качестве эксперта именно по теме оптимизации организации дорожного движения на перекрёстках. Это управление ЦОДД активно строит перекрестки с круговым движением, в том числе и турбокольца, в Москве. С таким предложением он вышел и в область. Как пишет Мухортиков: "Коллеги из Подмосковья вошли во вкус: всего в 2023 г. организуют 15 круговых перекрестков, 6 из них уже построены". Заканчивает пост он такими словами: "Отличный опыт. Заслуживает поддержки и тиражирования по всей России".
Не могу не присоединиться к словам уважаемого эксперта. А теперь посмотрим, как именно выглядят схемы ОДД на таких перекрёстках в Московской области. Ниже — пример из города Лыткарино.
Видим мы ту же самую комбинацию знаков 2.4 и 4.3, они на схеме даже подписаны.
Я большую часть жизни занимался научной деятельностью, и мне хорошо известен один из основных принципов методологии, сформулированный ещё во времена Аристотеля и позже получивший название "бритва Оккама". Суть его в том, что не следует выдумывать лишние сущности без крайней на то необходимости.
Напомню, как озвучил цель реформы 2017 года бывший тогда премьер-министром Д. А. Медведев:
Теперь приоритет движения получает тот, кто движется по самому кругу, а въезжающим придётся уступать дорогу. Такая практика существует практически во всех европейских странах и доказала свою эффективность.
Оглядываясь назад, сейчас уже можно точно утверждать, что цель эта не достигнута даже после "подчистки". И приоритетность движения по факту не изменилась, и как "практически во всех европейских странах" тоже не стало. Если точнее, то на большинстве перекрёстков, где после реформы 2010 года на въезде были установлены знаки 2.4, всё так и осталось, "как в Европе", а вот где их демонтировали, по отношению к "большинству европейских стран" получилось ровно наоборот.
Там ведь действуют Венские конвенции, согласно которым на равнозначных дорогах действует правило "помехи справа", а исключения из этого общего (на сей раз без кавычек) правила обеспечиваются именно так, как сказал господин Митрошин: установкой знаков приоритета.
У нас же пунктом 13.111 ввели на перекрестках с круговым движением правило "помехи слева".
Это можно было бы принять, если бы озвученная Медведевым цель "единообразия" была реально достигнута, но мы видим, что этого не случилось. По факту у нас фигурируют три схемы, из которых две вдобавок ко всему абсолютно тождественны.
К слову, нет этого единообразия и в Европе, о чём я тоже писал ранее, хотя исключения и весьма редки. Даже в самом центре Берлина, в Тиргартене, есть кольцевое пересечение, где приоритет у въезжающих.
Правда, этот перекрёсток регулируется светофорами, но знаки приоритета говорят о том, что при выключенных светофорах дорогу уступают движущиеся по кольцу.
Давайте посмотрим на ситуацию в логике ГИБДД, озвученной господином Митрошиным. Он утверждает, что есть некий общий порядок, установленный ПДД, а всё остальное — это специальные нормы. Однако пункт 13.111 ПДД, который устанавливает тот самый "общий порядок" для перекрёстков с круговым движением, сам является исключением из более общего правила, установленного пунктом 13.11, то есть правила "помехи справа".
А на дороге, как следует из примеров выше, водитель чаще всего видит как раз "специальные нормы", обозначенные знаками приоритета 2.1 или 2.4, то есть исключения из правила, которое, в свою очередь, само является исключением. При этом, как вишенка на торте, пункт 13.111 тоже сформулирован как исключение из некоего общего принципа: "При въезде по дороге, не являющейся главной…", и предусматривает два варианта, один из которых обозначен знаками приоритета и прямо отсылает к пункту 13.9 ПДД, а другой — к исключению из пункта 13.11.
Так о каком "общем правиле" в таком случае может идти речь, если движение регулируется в общем случае двумя пунктами ПДД 13.9 и 13.111? При этом последний является к тому же лишь исключением из правила, сформулированного в пункте 13.11. И водителю надо продраться через всю эту казуистику. При этом на принятие решения в условиях реального дорожного движения в его распоряжении лишь считанные секунды.
Да что говорить о водителе, если в этом путаются многие "эксперты", которых никто не торопит, а организаторы дорожного движения просто игнорируют это несуществующее "общее правило" и устанавливают понятные каждому водителю знаки приоритета!
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять очевидное: нарушен тот самый принцип методологии, который назван "бритвой Оккама". Уберите из ПДД всё, что натворили авторы как "реформы" 2017 года, так и "редакционной подчистки" 2022 года, и всё встанет на свои места. Знак 4.3 будет означать лишь то, для чего он и предназначен: впереди перекрёсток с круговым движением, двигаться по которому следует в направлении стрелок, и более ничего. А приоритет будет во всех случаях обозначаться знаками приоритета, либо, если вдруг возникнет такая необходимость, пунктом 13.11 ПДД без каких-либо исключений.
И тогда будет так, как и заявил в 2017 году премьер-министр, то есть "как в Европе". Он ведь ещё отметил, что такая схема уже доказала свою эффективность. А наша "реформа", как видим, доказала обратное.
Водители, конечно же, вздрогнут от ещё одной "редакционной правки", но потом, я уверен, скажут спасибо. Да и правила станут короче, когда из них уберут излишние сущности.
Автор статьи: Тимофей Черепанов, преподаватель автошколы, к. т. н.