Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств

Штамп о прохождении контроля

Добрый день, уважаемый читатель.

Начиная с 24 декабря 2017 года начинает действовать новый нормативный документ, регламентирующий порядок проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.

Напомню, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки, должны организовать проведение предрейсового осмотра, а отметка о прохождении должна быть проставлена в путевом листе.

Содержание статьи:

Приступим.

Кто может проводить предрейсовый технический осмотр?

4. Предрейсовый контроль осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее - контролер), на которого субъектом транспортной деятельности возложены обязанности по проведению такого контроля.

Технический контроль должен проводиться специальным сотрудником - контролером.

Подробные требования к контролерам приведены в отдельном нормативном документе (пункт 14.3):

ОбразованиеСпециальностьДополнительные требования
среднее профессиональное23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта-
не ниже среднего профессиональногопо специальностям группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспортастаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года
не ниже среднего профессиональноголюбая специальностьдиплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств

Обратите внимание на последнюю строку таблицы. Любой сотрудник организации, имеющий хотя бы среднее профессиональное образование, может пройти курсы повышения квалификации, после чего он сможет выполнять работу в качестве контролера.

Например, рассмотрим самый маленький вариант организации. Индивидуальный предприниматель занимается перевозками грузов, т.е. сам выступает в роли водителя. В этом случае он может пройти курсы повышения квалификации. После этого он получит право проверять автомобиль перед выездом и ставить отметку о прохождении котроля в путевой лист.

Тем не менее есть и другой вариант. Можно заключить договор с механиком, который будет ежедневно приходить в организацию, проверять транспортные средства, ставить отметки в путевые листы и заполнять соответствующий журнал.

При этом нужно учитывать следующий пункт:

3. Предрейсовый контроль проводится до выезда транспортного средства с места его постоянной стоянки.

Так что проводить проверки автомобиля нужно там, где он находится на стоянке. То есть нельзя заключить договор, в соответствии с которым автомобили будут ездить в другую организацию для прохождения предрейсового контроля. Все проверки должны проходить на месте.

Если организация крупная и автомобилей много, то имеет смысл взять в штат отдельного работника, который будет заниматься предрейсовыми проверками.

Если же автомобилей, занимающихся перевозками, всего несколько, то дешевле окажется заключить договор со специализированной организацией, сотрудник которой будет приезжать и выпускать автомобили в рейс.

Порядок проведения осмотра

Порядок проведения предрейсового контроля содержит полный список элементов автомобиля, которые нужно проверить (нажмите на картинку для её увеличения):

Список для проверки технического состояния

Таким образом, ничего сверхъестественного при проверке делать не придется. Нужно просто проверить, что автомобиль находится в полностью работоспособном состоянии.

Если Вы работаете контролером, то рекомендую распечатать приведенную выше таблицу и проверять транспортные средства в соответствии с ней.

Отдельно хочу обратить внимание на то, что контролер должен в том числе проверить, что в конструкцию автомобиля не внесены изменения. Например, что не установлено ГБО или не наращены борта грузовика.

Отметка в путевом листе

Если автомобиль полностью исправен, то контролер ставит в путевом листе отметку "прошел предрейсовый контроль технического состояния", ставит свою подпись, пишет фамилию и инициалы.

Кроме того, в путевом листе нужно указать дату и время проведения предрейсового контроля. Дополнительное поле для этого введено 15 декабря 2017 года.

Журнал регистрации результатов предрейсового контроля

Также отметка о прохождении контроля должна быть внесена в специальный журнал регистрации результатов предрейсового контроля (нажмите на картинку для увеличения):

Образец журнала

Журнал представляет собой обыкновенную таблицу, перечень столбцов которой приведен в нормативном документе. При желании Вы можете сделать такую таблицу самостоятельно. Также можете скачать следующий бланк и распечатать его в нужном количестве:

Бланк журнала

Основная часть журнала заполняется контролером. Единственное исключение - поле "Подпись водителя". Его должен заполнить сам водитель.

Штраф за отсутствие отметки о предрейсовом контроле

Штраф за нарушение правил прохождения предрейсового технического осмотра предусмотрен статьей 12.311 КоАП:

3. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.

Обратите внимание, наказание накладывается:

  • на водителя - 3 000 рублей,
  • на контролера - 5 000 рублей,
  • на юридическое лицо или ИП - 30 000 рублей.

Ну а в завершение предлагаю Вам самостоятельно ознакомиться с текстом нового нормативного документа:

Удачи на дорогах!

Автор: Максим Калашников
Опубликовано: 19 декабря 2017
Последнее обновление: 18 января 2018
Раздел: Автомобили
23 декабря 2017 15:54
Андрей-277

Спасибо за качественную и оперативную информацию. Спасибо за труд.

23 декабря 2017 15:56
Максим

Андрей, пожалуйста.

27 декабря 2017 14:57
Иван-8

Все правильно, вышел новый приказ Минтранса.

Но не следует забывать другие документы Минтранса, например:

- Приказ Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. N 152

"Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов"

п. 16.1. Дата и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

- Приказ Министерства транспорта РФ от 15 января 2014 г. N 7

п. 29. Сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах.

6 января 2018 05:50
Николай-140

Здравствуйте! Если рейс продолжается несколько дней, надо ли каждый день делать отметку о прохождении контроля?

6 января 2018 17:54
Максим

Николай, здравствуйте.

Контроль проводится только перед началом рейса, то есть 1 раз.

Удачи на дорогах!

10 января 2018 09:44
Виктор-114

Добрый день! Вопрос: Может ли механик выпускать ТС на линию имея удостоверение по программе "Повышение квалификации специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации", полученное в 2016 году и действительное по 2021 год?

11 января 2018 08:06
Роман-82

Здравствуйте, Максим. В 152 приказе нет указания, что у контролера должен быть штамп... Получается согласно приказа 141 должна быть отметка «прошел предрейсовый контроль технического состояния» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего предрейсовый контроль, даты и времени его проведения. Так как постановление 78 носит рекомендательный характер, можно внести изменения в путевом листе, т.е. заменить механика на контролера, вставить отметку о предрейсовом контроле. Соответственно штамп будет не нужен. Или я не правильно понял трактовку документа?!

11 января 2018 15:29
Антон-118

Если я не штатный водитель но использую а/м для выполнения служебных поездок, может ли мне организация выдать доверенность на право управления а/м или мне нужно получать ежедневный путевой лист?

15 января 2018 14:29
Алексей-369

Доброго времени суток! В приказе Минтранса №141 расписан порядок проведения предрейсового контроля технического состояния автотранспортных средств. Какой нормативный документ, регламентирует проведение послерейсового контроля? Нужно ли его вообще проводить? На кого возложена данная обязанность?

16 января 2018 14:20
ildar-1

Имеет ли право водитель самостоятельно проводить осмотр ТС с целью контроля исправности излагающих в документе механизмовфункций с дальнейшим обращением с путевым листом к контролеру АТС для получения права выпуска ТС на линию или в командировку?

18 января 2018 19:12
Максим

Виктор, здравствуйте.

В статье приведена таблица с требованиями к контролеру. Если механик соответствует требованиям хотя бы одной строки, то он может выпускать ТС на линию.

Удачи на дорогах!

18 января 2018 19:27
Максим

Роман, здравствуйте.

Все верно, достаточно отметки о прохождении предрейсового технического контроля.

Удачи на дорогах!

18 января 2018 19:31
Максим

Антон, если Вы не перевозите пассажиров или грузы, то путевой лист не является обязательным. Если у Вас будет доверенность на управление автомобилем, то её будет достаточно.

Удачи на дорогах!

18 января 2018 19:33
Максим

Алексей, здравствуйте.

В законе "О БДД" речь идет только о предрейсовом техническом контроле. Иные виды технического контроля не предусмотрены.

Почему Вы считаете, что должен проводиться послерейсовый контроль?

18 января 2018 19:37
Максим

ildar, в данном случае ответственность за выпуск на линию все равно будет нести контролёр. Грубо говоря, он может вообще ставить штампы не глядя на автомобиль, но в случае происшествия ответственность нести ему.

Кроме того, не исключено, что рано или поздно контролирующие органы узнают, что контроль проводится с нарушениями (ведь большинство водителей не имеют образования, необходимого для выполнения данных функций).

Удачи на дорогах!

20 января 2018 14:44
Дмитрий-348

Добрый день. Скажите, как организовать проведение предрейсового осмотра автомобилей если ежедневно надо выпустить на линию более 100 единиц до 8 утра?! У нас в штате 4 контролера, которые работают по графику день-ночь- 2 выходных(с функциями дипетчера предприятия). Если тратить хотя бы по 3 минуты на осмотр и оформление документов- выезд будет занимать половину рабочей смены! Заранее благодарен.

23 января 2018 16:52
Максим

Дмитрий, здравствуйте.

В данном случае нужно либо увеличить количество контролеров, одновременно находящихся на рабочем месте, либо развести начала рабочих смен водителей во времени.

Например, можно поискать в организации сотрудников, уровень образования которых позволяет занимать должность контролера. Они могут помочь с проверками транспортных средств за дополнительную оплату.

Удачи на дорогах!

30 января 2018 14:12
Константин-72

Здравствуйте ! Скажите пожалуйста говориться ли где -нибудь за какое время перед выездом транспортного средства должен проводиться предрейсовый контроль? Можно ли контроль провести вечером , а транспортное средство будет выезжать утром?

31 января 2018 09:36
igorgn

Доброго времени суток! В приказе Минтранса №141 расписан порядок проведения предрейсового контроля технического состояния автотранспортных средств. Какой нормативный документ, регламентирует проведение послерейсового контроля? Нужно ли его вообще проводить? На кого возложена данная обязанность?

То,что он обязателен, прописано в ст.20 196-ФЗ.

Вопрос, на который так и не смог найти ответа. С автотехникой всё ясно, существуют приказы Минтранса, где всё расписано по предрейсовому контролю технического состояния. Но есть техника, которая перемещается по дорогам общего пользования: тракторы, грейдеры и др. техника, которая состоит на учёте в органах Ростехнадзора России. Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. № 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте", утверждена Типовая межотраслевая форма № ЭСМ-2 путевого листа строительной машины. С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (информация Минфина России № ПЗ-10/2012). Т.е., форма путевого листа от Госкомстата носит рекомендательный характер, и служит в-основном для учёта материально-технических ценностей; приказа Ростехнадзора, подобного приказу № 152 Минтранса, в свободном доступе я не обнаружил. Также отсутствуют документы, регламентирующие саму необходимость выдачи путевого листа тракторной (и др. подобной техники), фактически получается, если у организации отсутствует необходимость строгого учёта ГСМ к списанию, то путевой лист может и не выдаваться, как в случаях для автотранспорта, если он не используется для перевозки пассажиров и грузов, что подтверждается множественной судебной практикой. Записи о пред/после рейсовых медосмотрах и технических осмотрах есть в журналах учёта, и в любой момент могут быть представлены к проверке.

Подобно, как и с автотранспортом, мною не найдены требования к должностным лицам, проводящим пред и после рейсовый контроль данного вида транспорта, как и сами установленная какими-то ни было нормативными актами требованиями к их проведению. В ст.20 Федерального закона 196-ФЗ говорится, что при осуществлении юрлицами и ИП деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств предъявляется требование обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения. Но конкретное требование организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств подпунктом 4 данной статьи предусмотрено только к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Может кто ответить на по следующим вопросам:

1. Существует ли необходимость юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям выдавать путевые листы на транспортные средства, поднадзорные органам Ростехнадзора, но осуществляющим движение по дорогам общественного пользования, (с ссылкой на нормативный акт, устанавливающий данное требование).

2. Обязаны ли владельцы организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств, поднадзорных органам Ростехнадзора (с ссылкой на нормативный акт, устанавливающий данное требование).

3. В случае, если будет установлена обязанность по проведению предрейсового контроля технического состояния вышеуказанных транспортных средств владельцами, то какие квалификационные требования предъявляются к специалистам, производящим данный контроль (с ссылкой на нормативный акт, устанавливающий данное требование).

Заранее благодарен.

10 февраля 2018 13:42
Михаил-153

Добрый день. Подскажите пожалуйста, за какое время до выезда в рейс автомобиль может пройти предрейсовый тех.осмотр? Заранее спасибо.

13 февраля 2018 16:24
Максим

Константин, Михаил, здравствуйте.

К сожалению, в нормативных документах не указано время, которое может пройти между техническим контролем и началом рейса.

Удачи на дорогах!

14 февраля 2018 20:41
igorgn

Если не перевозишь грузы и пассажиров, то он и нафиг не нужен. Но у гаишников извилина прямая.

13 марта 2018 14:09
Татьяна-134

профессия: организация перевозок и управление на автомобильном транспорте.Могу ли я выпускать автобус на линию-как механик-контролер?

13 марта 2018 17:15
Максим

Татьяна, насколько я понимаю, речь идет о специальности 23.02.01.

Если у Вас образование не ниже среднего профессионального, то Вам требуется стаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года.

Также подойдет и диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств.

Удачи на дорогах!

14 марта 2018 08:39
Татьяна-134

в общем, пройти переподготовку по БДД и получить допуск ,как контролер тех.состояния автотранспортных средств? Саму механизацию надо сдавать?

16 марта 2018 18:48
Роман-145

Я не пойму! Я взял у директора Газель отвезти картошки матери в деревню...и такая проблема что ли с выпусками на линию??? Машина одна на предприятии. штатных водителей нет

17 марта 2018 10:20
igorgn

Я не пойму! Я взял у директора Газель отвезти картошки матери в деревню...и такая проблема что ли с выпусками на линию??? Машина одна на предприятии. штатных водителей нет

Забей. И кури нормативную базу. До 21 декабря обязанность по предрейсовым только у перевозчиков. Мы руководствуемся ч.1 ст.20 Закона 196-ФЗ. С 21 декабря 2018 года в соответствии с Федеральным законом от 20.12.2017 г. № 398-ФЗ будем исполнять и ч.4 ст.20, которая к тому времени будет под номером 2. Не у всех работников ГАИ и УГАДН правильно извилины расположены. Некоторые считают, что раз мужик в форме, то лучше испугаться и всё выполнить. Так могут и к цвету трусов доковыряться. А чё, он же инспектор?

Сейчас обжалую предписание и 4 протокола. Кидаю ссылку на решения Верховного суда. Если арбитраж воспринимает судебную практику как должное (смотрят как арбитраж, так и горсуды), то суды общей юрисдикции болезненно реагируют на подсказки равнозначных судов, и могут послать. Решения Верховного нужно вклинивать аккуратно и ненавязчиво, чтобы судья не оскорбился и не привлёк за красные трусы по желанию необразованного гаишника. Решения Пленума, к сожалению нет. Тогда было бы как по маслу.

Перечислю решения, а там доводите до ума. Недели через 3, думаю, уже будет первая ласточка. Просрёшь первый суд - дальше ворон ворону глаз не выклюет. У меня обжалование каждой статьи на 5-6 страницах...

(определения от 22.04.2016 г. № 301-КГ16-3321 по делу № А28-7292/2015; от 27.05.2016 г. № 303-КГ16-5282 по делу № А37-1121/2015; от 28.07.2016 г. № 303-КГ16-10291 по делу № А51-25581/2015)

20 марта 2018 16:05
Максим

Татьяна, к сожалению, мне не известно, каким образом происходит профессиональная переподготовка и что именно нужно сдавать после ее прохождения. Рекомендую этот вопрос уточнить в организации, занимающейся обучением контролеров.

Удачи на дорогах!

20 марта 2018 16:07
Максим

Роман, заключите с организацией договор аренды транспортного средства (ООО - физическое лицо). Физическое лицо, эксплуатирующее автомобиль в собственных интересах, не обязано составлять путевые листы и проходить предрейсовый контроль технического состояния.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев