Режим труда и отдыха водителей

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о режиме труда и отдыха водителей, регламентированном законодательством. Дело в том, что уже несколько лет на территории России можно получить не только штраф за отсутствие тахографа (устройства, контролирующего режим работы водителя), но и штраф за нарушение режима труда и отдыха.

Однако до сих пор многие водители автомобилей не имеют информации о том, что представляет из себя "правильный" режим работы за рулем. В этой статье будет рассмотрено положение "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", которое содержит информацию о времени работы водителя в разных ситуациях:

Приступим.

Графики работы водителей

В первую очередь нужно обратить внимание, что для всех водителей должны быть составлены специальные графики работы.

Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.

Существует 2 типа учета рабочего времени:

  • Ежедневный учет рабочего времени. Длительность каждого рабочего дня находится в пределах, установленных законодательствомю
  • Суммированный учет рабочего времени. Длительность рабочих дней может отличаться. Есть длинные дни, которые не укладываются в нормативы. Однако количество рабочих часов за месяц находится в пределах нормы.

Каждый из этих типов ниже будет рассмотрен подробнее.

Рабочее время водителя

Рассмотрим, из чего состоит рабочее рабочее время водителя:

15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Обратите внимание, здесь перечислены 10 различных пунктов. Это свидетельствует о том, что водитель не должен управлять автомобилем в течение всего рабочего времени.

Например, если у водителя 8-часовой рабочий день, то в эти 8 часов должно войти также время на предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры, время перерывов для отдыха, время, когда автомобилем управляет второй водитель и т.д.

Обратите внимание, некоторые организации могут предложить водителю делать перерывы для отдыха за счет уменьшения времени обеденного перерыва. Это неправильно.

Еще одно важное замечание. Время охраны груза может засчитываться в рабочее время не полностью (однако засчитываться должны не менее 30 процентов).

Например, пусть водитель имеет стандартный 8-часовой рабочий день. В середине дня водитель в течение 3-х часов охраняет автомобиль и груз на стоянке. Время охраны может быть зачтено как полностью, так и на 30 процентов. Если время будет зачтено на 30 процентов, то из 3-х часов фактической охраны в рабочее время войдет только один час. В этом случае общая продолжительность рабочего дня составит 10 часов.

Действия водителя
Фактическое время
Рабочее время
Управление автомобилем
3 часа
3 часа
Охрана груза
3 часа
1 час (зачтено только 33%)
Управление автомобилем
4 часа
4 часа
Итого
10 часов
8 часов

Обратите внимание, использование времени охраны груза позволяет вполне законно увеличить фактическую продолжительность стандартного рабочего времени. Эту информацию можно использовать, чтобы избежать штрафа за нарушение режима труда и отдыха. Однако позаботиться об этом нужно заранее, т.к. время охраны груза должно быть внесено в график работы водителя.

То же самое касается и времени присутствия водителя на рабочем месте, когда он не управляет автомобилем (если в рейс отправляются одновременно 2 водителя). Это время засчитывается в рабочее, причем не менее 50 процентов.

Ежедневный учет рабочего времени

При ежедневном учете рабочего времени водитель работает по стандартной 40-часовой неделе. При этом если у него 5 рабочих дней, то длительность каждого из них не должна превышать 8 часов. Если у водителя 6 рабочих дней, то каждый из них должен быть не длиннее 7 часов.

Еще раз напомню, что в это время входит не только время управления автомобилем.

Суммированный учет рабочего времени

Суммированный учет рабочего времени - более сложная схема. При такой схеме рассчитывается рабочее время водителя не в течение 1 дня, а в течение месяца. В некоторых случаях общее рабочее время может рассчитываться в течение сезона:

8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Например, в течение месяца, состоящего из 31 дня есть 23 рабочих дня. В этом случае общее время работы водителя не должно превышать 23*8 = 184 часа. При этом могут быть рабочие дни, в течение которых водитель работает больше 8 часов.

Однако и тут есть свои особенности. При суммированном учете длительность рабочего дня не может превышать 10 часов.

Есть несколько исключений, когда длительность рабочего дня может быть увеличена до 12 часов:

  • При осуществлении междугородной перевозки, чтобы дать водителю возможность доехать до места отдыха.
  • Для водителей автобусов, работающих на городских и пригородных маршрутах.
  • Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях.

Разделение рабочего времени для водителей автобусов

Существует возможность разделения рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах на 2 части. При этом перерыв назначается не позже, чем через пять часов после начала рабочего времени. Длительность перерыва составляет не более трех часов.

При этом время отдыха и питания в перерыв не включается.

Например, на практике может иметь место следующий рабочий день водителя городского автобуса:

Действия водителя
Фактическое время
Рабочее время
Управление автобусом
4 часа
4 часа
Перерыв
2 часа

Обед
2 часа

Управление автобусом
4 часа
4 часа
Итого
12 часов
8 часов

Данная схема может использоваться, например, чтобы водитель автобуса привозил работников предприятия и развозил их по домам. При этом первая часть рабочего времени с 7:30 до 11:30, чтобы доставить работников к 9 часам, а вторая часть рабочего времени с 15:30 до 19:30, чтобы развезти работников, окончивших смену в 18 часов.

Ненормированный рабочий день

Также законодательно предусмотрена возможность ненормированного рабочего дня для водителей:

14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

Ненормированные рабочие дни могут иметь любую продолжительность. При этом общее количество рабочих часов не должно превышать 40 в неделю.

Время управления автомобилем

Выше рассматривалась длительность рабочего времени водителя, далее речь пойдет непосредственно о времени управления автомобилем, которое занимает лишь часть рабочего дня.

Время управления автомобилем в течение рабочего дня не должно превышать 9 часов.

Кроме того, при работе в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов максимальное время управления автомобилем не должно превышать 8 часов.

Также есть 2 ситуации, в которых время управления автомобилем может быть увеличено:

  • До 10 часов при суммированном учете рабочего времени не более 2-х раз в неделю. При этом за 2 недели у водителя должно быть не более 90 часов управления автомобилем.
  • При управлении городскими и пригородными автобусами допускается ведение суммированного учета времени управления автобусом.

Таким образом, у водителей городских и пригородных автобусов могут быть самые загруженные рабочие дни, т.к. верхнего предела по времени управления автобусом для них не установлено.

Например, при продолжительности рабочего дня 12 часов, время управления автобусом может составлять 11 часов.

Специальные перерывы, включающиеся во время работы

Существуют специальные перерывы для отдыха, которые включены во время работы водителя. Они предоставляются водителям, осуществляющим междугородные перевозки. Длительность перерыва составляет 15 минут. Первый перерыв назначается через 4 часа непрерывного управления автомобилем. Следующие перерывы назначаются через каждые 2 часа. При этом если время перерыва совпадает со временем обеда, то перерыв не предоставляется.

Например, 8 часовой рабочий день водителя должен выглядеть следующим образом:

Действия водителя
Фактическое время
Рабочее время
Предрейсовый медицинский осмотр
15 минут
15 минут
Управление автомобилем
4 часа
4 часа
Обед
30 минут

Управление автомобилем
2 часа
2 часа
Специальный перерыв для отдыха
15 минут
15 минут
Управление автомобилем
1 час 30 минут
1 час 30 минут
Итого
8 часов 30 минут
8 часов

Выше мы рассматривали рабочее время водителей. Его продолжительность не должна превышать установленных законодательством величин. Ниже речь пойдет о времени отдыха, которое должно быть не меньше, чем установлено законодательством.

Режим отдыха водителей в 2018 году

Что касается отдыха водителей, то он состоит из следующих составных частей:

  • Перерыв для отдыха и питания (обед);
  • Ежедневный (междусменный отдых);
  • Еженедельный непрерывный отдых (выходной);

Для каждого из видов устанавливаются собственные нормативы. Рассмотрим их подробнее.

Перерыв для отдыха и питания

Продолжительность перерыва для отдыха и питания составляет от 30 минут до 2-х часов.

Если длительность рабочего времени превышает 8 часов, то могут предоставлять 2 перерыва на обед. При этом их суммарная длительность составляет от 30 минут до 2-х часов.

Ежедневный (междусменный отдых)

При стандартной схеме учета времени длительность ежедневного отдыха должна быть в 2 раза больше, чем длительность рабочей смены. При этом во время ежедневного отдыха включается также и время обеда.

Например. Пусть в понедельник водитель работает с 8 до 17 часов (перерыв на обед 1 час). В этом случае время отдыха между сменами должно составлять 15 часов. Т.е. следующий рабочий день должен начаться не раньше, чем в 8 часов.

При 7 часовом рабочем дне следующий рабочий день может начаться на 2 часа раньше чем предыдущий.

При суммированном учете рабочего времени длительность ежедневного отдыха должна быть не меньше 12 часов.

Кроме того, есть исключения, при которых время междусменного отдыха может быть уменьшено:

1. До 9 часов на городских и пригородных регулярных перевозках. При этом после окончания второй рабочей смены водитель должен получить междусменный отдых не менее 48 часов.

2. До 11 часов на междугородних перевозках. Кроме того, время отдыха может быть уменьшено до 9 часов, но не больше 3-х раз за неделю. При этом до конца следующей недели водителю должен быть предоставлен дополнительный отдых, соответствующий "потерянному" количеству часов.

Кроме того, на междугородних перевозках междусменный отдых может быть разбит на две или три части. Одна из этих частей должна быть не менее 8 часов. Общее время отдыха должно быть не менее 12 часов.

Еженедельный непрерывный отдых

Еженедельный непрерывный отдых должен составлять не менее 42 часов. При этом в данный вид отдыха не включается междусменный отдых.

Таким образом, при стандартной 5-дневной рабочей неделе продолжительность отдыха в выходной должна быть не меньше, чем 42+15 = 57 часов.

При суммированном режиме учета рабочего времени выходные назначаются в различные дни. При этом количество выходных должно быть не меньше, чем количество полных недель месяца. Т.е. должен быть хотя бы один выходной в каждую из недель.

Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса

В завершение предлагаю Вам рассмотреть пример. Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса, работающего по суммированному учету рабочего времени:

Действия водителя
Пн
Вт

Чт
Пт
Сб
Вс
Предрейсовый медицинский осмотр
8:00
6:00

17:00
14:00

14:00
Управление автобусом
8:15
6:15

17:15
14:15

14:15
Перерыв
12:00






Обед
14:00
10:00

21:00
19:00

17:00
Управление автобусом
15:00
11:00

22:00
20:00

18:00
Послерейсовый осмотр
20:45
16:45

01:45
01:45

20:45
Междусменный отдых
21:00
17:00

02:00
02:00

21:00
Еженедельный отдых





14:00

Рабочее время, ч
10
10
0
8
11
0
6

Данная таблица составлена таким образом, чтобы показать различные возможные варианты планирования рабочих дней:

  1. В понедельник (с 12 до 14) водитель имеет перерыв, который не включается в рабочее время.
  2. Время управления автобусом в понедельник 9,5 часов. В пригородных автобусах это допускается.
  3. Время междусменного отдыха между понедельником и вторником составляет 9 часов. Поскольку это меньше положенных 12 часов, то во вторник водитель получает междусменный отдых длиной 48 часов (в 17:00 вторника). Обратите внимание, фактически это выходной день, однако он не является еженедельным отдыхом.
  4. Междусменный отдых в пятницу составляет 12 часов. Он заканчивается в 14:00 субботы. Только после этого начинается выходной день.
  5. Ежедневный отдых (выходной день) на этой неделе только 1. Он начинается в 14:00 субботы и заканчивается в 14:00 воскресенья.
  6. Водитель отработал за неделю 45 рабочих часов. Поскольку график составляется на месяц, в дальнейшем у водителя появится возможность дополнительного отдыха (за счет другого расписания).

В настоящее время для контроля режима труда и отдыха водителей используются специальные приборы - тахографы. За нарушение режима предусмотрен административный штраф от 1 000 до 3 000 рублей.

Оснащаться тахографами должны только транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозками. Т.е. на водителей личных автомобилей установленный законодательством режим труда и отдыха не распространяется. Тем не менее я не рекомендую проводить чересчур много времени за рулем, т.к. усталость может стать причиной дорожно-транспортного происшествия.

Кроме того, если Вы хотите составить графики работы водителей без нарушения законодательства, то рекомендую Вам самостоятельно изучить соответствующий нормативный документ:

Удачи на дорогах!

Автор: Максим Калашников
Опубликовано: 12 октября 2015
Последнее обновление: 6 марта 2018
Раздел: Автомобили
Читать все комментарии
4 февраля 2017 12:34
Максим

Борис, здравствуйте.

Вопросы, связанные с использованием тахографов, рассмотрены в отдельной статье.

Насколько я понял, указанные Вами автомобили в список исключений не попадают, т.е. тахографы на них нужно установить. Тем не менее рекомендую Вам просмотреть список исключений самостоятельно.

Удачи на дорогах!

4 февраля 2017 12:37
Максим

Александр, здравствуйте.

В данном случае имеет место нарушение режима труда и отдыха водителей. Обратитесь к работодателю для исправления данной ситуации.

Удачи на дорогах!

5 февраля 2017 18:25
alb.loginov

Александр, здравствуйте.

В данном случае имеет место нарушение режима труда и отдыха водителей. Обратитесь к работодателю для исправления данной ситуации.

Удачи на дорогах!

А если не найдете понимания- в инспекцию по труду.

19 марта 2017 22:07
Роман-85

Для Геннадия. Ставят время правильно, вы ведь не работаете это время!?Есть смысл похлапотать по процентам - за разрывной рабочий день аж до 40%!

26 апреля 2017 22:00
Анна-76

Поясните, законно ли работать сутки через сутки в ночную смену на протяжении недели водителем по доставке хим.веществ на спецбочке.

9 мая 2017 22:11
Максим

Анна, водитель работает 24 часа через 24 часа?

16 мая 2017 18:54
Эдуард-21

Работаю в аварийной службе по обслуживанию лифтов , на автомобиле Нива , Работаем по 12 часов . Нас четверо , график работы такой , День , ночь , двое дома , но когда кто то из нас уходит в отпуск приходится работать сутки через сутки . Заставляет руководство . И никакой управы на них нет . И переработку не платят .

5 июня 2017 00:37
Сергей-354

Добрый день Максим. Вопрос о еженедельном непрерывном отдыхе, у водителя 8 часовой рабочий день, за рулем фактически находится мало (в среднем до 40 км). Выходные как у всех, но раз в месяц привлекаем к перевозке пассажиров на длительные расстояния до 500-700 км. Допустим в субботу 300км, и в воскресенье назад. время в пути до 5 ч. Как правильно в графике указать часы работы? Допустим в будни на 2 недели по 7 ч., а в выходные по 5. Фактически в месяц получается 6 выходных, но в другие недели, что больше чем 4.

17 июня 2017 21:32
Андрей-265

Спасибо за статью.

Но остались вопросы

Каким образом должен быть выстроен график двух водителей при междугородних перевозках,

22 июня 2017 23:39
Максим

Сергей, здравствуйте.

В данном случае не получается учесть требование о еженедельном непрерывном отдыхе. Он должен быть на каждой неделе и его продолжительность должна быть не меньше 42 часов.

Если Вы хотите привлекать водителя к работе в выходные, то нужно дать еду дополнительный выходной в будний день, чтобы требование о непрерывном отдыхе соблюдалось.

Удачи на дорогах!

22 июня 2017 23:40
Максим

Андрей, все зависит от Ваших условий. Однако в любом случае нужно учесть требования, перечисленные в тексте статьи для каждого из водителей.

Удачи на дорогах!

10 июля 2017 11:54
Александр-133

Здравствуйте Максим! Может проконсультируете по вопросу режима труда водителей пожарного или аварийно-спасательного автомобиля? Как правило водители указанных автомобилей работают сутки через трое, т.е. в неделю две смены по 24 часа, итого 48 часов соответственно, переработка 8 часов в неделю, 32 часа переработки - в месяц, в год, а точнее за 11 месяцев - 352 часа, т.е. годовая переработка почти 15 суточных дежурств. 12-й месяц - отпуск - 28 календарных дней. Да , не каждые сутки случаются аварийные или выезды на пожар, но тем не менее на работе находишься 24 часа. Никаких компенсаций, есть мизерная доплата за ночное время. На сколько это законно, и что можно сделать?

С уважением.

13 июля 2017 15:30
Максим

Александр, здравствуйте.

Положение "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей":

12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

Рекомендую Вам изучить документы Вашей организации, из которых будет понятно, каким образом засчитывается время, проведенное на рабочем месте. Если там указано, что ежедневная смена превышает 12 часов, то это незаконно.

Удачи на дорогах!

14 августа 2017 13:09
Наталья-129

Добрый день! если автобус едет по заказанному маршруту, межгород. Выезд в пятницу в 23,00, ночь в дороге. В субботу запланирована обзорная экскурсия по городу и возвращается в воскресенье в ночь, и если едет 1 водитель. Правильно я понимаю, по времени он 4ч управляет автобусом, потом 15-30 мин перерыв, снова 2ч -управление автобусом перерыв 15 мин, снова 2 часа за рулем (это получается 8 часов), потом отдых ? и в ночь в таком же порядке домой. Пожалуйста, если не так поправьте, как правильно рассчитать рабочее время водителя при таких поездках?

18 августа 2017 18:05
Антон-102

Здравствуйте Максим. Хочу уточнить. Работаю на грузоперевозке в ОАО. При суммированном режиме, по городу больше 10 часов рабочий день, штраф от 1000 до 3000? Водителя штрафуют?

20 августа 2017 01:52
Элеонора-1

О чем вы здесь пишете? Вся Москва и не только,и в регионах тоже-водители такси работают сутки через сутки. И при этом,не дай бог водитель приспит где то между заказами,считай остался без заработка. Невозможно просто, такие рабские условия труда. Разговаривала с водителями-в основном все сидят на легких наркотиках,иначе невозможно. В такси страшно садиться. Водители спят с открытыыми глазами. И мы ещё удивляемся,что так много аварий. Когда уже Трудовая инспекция наведет порядок. и не надо удивляться сходите попробуйте устроится на работу в такси-да просто позвоните с целью трудоустройства. и такой же беспредел во всех автомобильных компаниях Москвы.

22 августа 2017 21:23
Максим

Наталья, здравствуйте.

В описанной Вами схеме нарушений я не вижу. Получается, что водитель работает по стандартному рабочему дню, только начинается он в 23:00. Естественно, нужно учесть, что если в другие дни водитель работает днем, то междусменный отдых должен иметь место в достаточном количестве.

Удачи на дорогах!

22 августа 2017 21:27
Максим

Антон, здравствуйте.

Нарушение режима труда и отдыха наказывается по части 2 статьи 11.23 КоАП:

2. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Штраф накладывается на водителя.

Удачи на дорогах!

27 августа 2017 17:50
Роман-119

Здравствуйте. Работаю два через два. Рабочий день "12" часов, закрывают 11 часов, по факту рабочий день не менее 14 часов. Работаю водителем на малотонажном грузовике. Пробег за рабочий день составляет 700 км+разгрузка товара. Как быть!?

30 сентября 2017 14:10
Максим

Роман, здравствуйте.

Для начала попробуйте обратиться к работодателю по вопросу соблюдения режима труда и отдыха.

Удачи на дорогах!

27 октября 2017 13:46
Олег-119

Здравствуйте Максим! Пассажирские перевозки 1300 км в одну сторону. Время в пути 24 часа. Межсменный отдых 24 часа. Как на Ваш взгляд должна быть организована работа водителей без нарушений?

31 октября 2017 23:46
Максим

Олег, здравствуйте.

Самый простой вариант, который обеспечит быструю доставку пассажиров, - это 3 водителя. Первый участок едет первый водитель (он один в автобусе), затем он выходит в промежуточном пункте, садится второй водителей. Первый водитель остается на отдых в этом промежуточном пункте. То же самое и с третьим водителем. Второй выходит на отдых, третий садится за руль.

Удачи на дорогах!

3 ноября 2017 13:37
Евгений-181

Работаю водителем в органах гос власти,из гаража выезжаю в 7:00 и еду за руководителем,а затем на работу. В течении дня осуществляю выезды по заданиям,а после трудового дня с 9:00-18:00 (для кабинетных работников) и перерывом на обед везу руководителя домой,после чего возвращаюсь в гараж к 19:30 это происходит ежедневно из месяца в месяц,из года в год,но мне закрывают смену как 8ми часовой день.(в трудовом договоре ненормированный день и за это дается 3 дня к основному отпуску.вопрос: правомерно ли это,основания,статья?

2 декабря 2017 12:54
Максим

Евгений, насколько я понял, Вы систематически привлекаетесь к дополнительной работе. Рекомендую Вам по этому вопросу обратиться в местную трудовую инспекцию. Это контролирующий орган, который может провести проверку по поводу того, насколько законным являются действия работодателя.

Удачи на дорогах!

11 января 2018 13:41
Great_Guru

Здравствуйте Максим. Подскажите что нибудь в данном случае, он чем то схож с топиком выше (от Сергея). Водитель руководителя, по факту работает с 7 ( медосмотр, техконтроль и т.п.) потом к 8 везет начальника. Рабочий день в организации с 8 до 17, обед с 12 до 13. До обеда и после периодически выезжает с разными структурными подразделениями по городу. Сам обедает с 13 до 14. После окончания трудового дня ждет начальника и везет домой. Возвращается допустим в 18:30 пока медосмотр, постановка на стоянку. А в табеле говорят ставить по 8 часов. Как бы водитель не против. У него 20% оплата ненормированного дня и к отпуску 3 дня дополнительно. Как будет логичнее составить график рабочего времени водителя чтоб время совпадало и было 8 часов. Что то я запутался. Может ли ему ввести разрывной рабочий день, но тогда он не имеет права в это время ездить, не дай Бог что случиться в это время, но можно опять же будет сослаться что ненормированный день? Спасибо. Надеюсь понятно выразился.

18 января 2018 23:31
Максим

Здравствуйте.

Насколько я понимаю, Вы хотите, чтобы водитель работал 5 дней в неделю с 7 до 18:30 (обед с 13 до 14). Получается 10 часов 30 минут рабочего времени в день.

1. Если рассмотреть вариант ненормированного рабочего дня, то:

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

В данном случае общая продолжительность рабочей недели не должна превышать 40 часов. То есть водитель может отработать за неделю только примерно 4 рабочих дня.

2. Можно рассмотреть вариант с водителем руководителя:

12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

Однако в этом случае не понятно, может ли водитель руководителя возить других сотрудников.

3. При суммированном учете длительность рабочего времени не должна превышать 10 часов, то есть почти подходит. Однако все равно в пределах месяца нужно уложиться в установленный законодательством норматив по времени (40 часов в неделю). То есть какие-то дни оказываются дополнительными выходными.

В общем, идеального варианта в данном случае я не вижу. Попробуйте модифицировать какой-нибудь из предложенных.

Удачи на дорогах!

31 января 2018 19:42
Сергей-531

Здравствуйте, Максим. Работаю в ОАО, езжу межгород. 4 часа погрузка разгрузка, за рулем 8 часов(Хотя иногда бывает и 5 часов погрузка разгрузка и за рулем 10 часов). Это нарушение? Если да, что должен делать водитель? Будет ли трудовая инспекция наказывать водителя за не соблюдение режима труда и отдыха? Графики работы не составляются работодателем.

7 февраля 2018 20:41
Аля-1

Водители заботают на городском маршруте, выезжают на маршрут 5:30-6:00 и заезжают в гараж 21:00-23:00. Имеется отстой на конечных останлвках в течении 30-60 минут. Как организовать им работу, чтобы не быть аштрафованными?

9 февраля 2018 22:28
Максим

Сергей, здравствуйте.

1. Время управления автомобилем не может быть больше 9 часов (возможно увеличение до 10 часов не больше 2-х раз в неделю при суммированном учете). Т.е. если бы Вы просто управляли автомобилем (без погрузки), то режим можно было бы соблюсти.

2. Время погрузки входит в рабочее время. При этом рабочее время не должно превышать 10 часов. Пункты 10,11,12 положения в некоторых случаях позволяют увеличить это время. Однако не до 15 часов.

При такой продолжительности рабочего дня у контролирующих органов определенно возникнут вопросы.

Удачи на дорогах!

9 февраля 2018 22:31
Максим

Аля, если Вы хотите, чтобы водитель ежедневно работал с 6 до 23 (17 часов), то без нарушения режима труда и отдыха сделать это невозможно.

Организовать работу, например, можно так. На одном автобусе работают 2 водителя. Первый - в первую смену (с 6 до 14:30), второй - во вторую (с 14:30 до 23). В этом случае рабочее время и время управления ТС сможет уложиться в нормативы, предусмотренные законодательством.

Удачи на дорогах!

12 февраля 2018 18:59
Игорь-167

Здраствуйте работаю в патп.беда в том что работаю на одном маршруте и время выезда 5:57заезда10:45.потом разрыв след выезд 12:53-14:28потом опять разрыв и снова 15:53-19,03 время заезда.работаю постоянно 4-2.ставят 9,56 минут.вопрос в том правильно ли мне ставят время и могу ли я работать так по такому графику .сколько должно даватся на предрейсовый и послерейсовый осмотр,прохождения медика,получение путевки,заправки топлива,прохождения механика.положены ли мне ночные минуты.просто бывает что невысыпаюсь и на последний день оч.тяжело работать.хочу

14 февраля 2018 16:41
Максим

Игорь, здравствуйте.

Изучил Ваше расписание. Явных нарушений я не нашел.

Если рассматривать что рабочий день разделен на 2 части. Первая часть - первый выезд. Вторая часть - второй и третий выезды. Общая продолжительность рабочего дня получается 10 часов 48 минут. (пункт 11 позволяет увеличить ее до 12 часов).

Отдых между сменами составляет чуть меньше 11 часов. (пункт 13 позволяет уменьшить его до 9 часов).

В любом случае рекомендую Вам обратиться к работодателю с просьбой изменения рабочего графика. Просто потому, что Вы не высыпаетесь.

Удачи на дорогах!

18 февраля 2018 05:49
Николай-147

Добрый день. А как обстоят дела с водителями школьных автобусов? Иногда выезды бывают после обеда. 8 часов считать считать с времени выезда? Иногда заявляют что след рейс в 4-5 утра(межгород) есть ли в данном случае нарушения?

1 марта 2018 15:03
Максим

Николай, здравствуйте.

В данном случае представленной Вами информации не достаточно, чтобы найти нарушения в режиме труда и отдыха. Могу порекомендовать Вам изучить этот нормативный документ и сравнить его с условиями работы.

Удачи на дорогах!

3 марта 2018 08:07
Маша-3

Добрый день помогите пожалуйста, у меня два вопроса. Первый сколько часов нужно записать водителю если он едет с Волгограда в Астрахань, км 900-1000, в одних путевых у нас ставится 1 день время фактическое с 8 до 23:40, а в других поездка длится 2 дня и время ставится 8 ч. утра одного дня и 7 ч. утра следующего, правильно ли это? И второй вопрос, сколько нужно записывать времени в путевой лист фактически если водитель едет два дня напр. правильно если будет записано 22 вечера выехал из базы и вернулся в базу в 16:40. Проехав при этом 900 км. Большое Спасибо, если вы мне поможете

5 марта 2018 12:47
Максим

Маша, здравствуйте.

В путевом листе должно быть указано время, которое фактически необходимо транспортному средству на преодоление указанного расстояния.

P.S. Режим труда и отдыха у Вас в организации в любом случае не соблюдается, т.к. водитель не может работать 15 часов 40 минут за смену. На данный маршрут водителю должно отводиться как минимум 2 рабочих дня с перерывом на междусменный отдых.

Удачи на дорогах!

13 марта 2018 03:55
Юлия-116

Здравствуйте.Подскажите пожалуйста, как отразить в трудовом договоре график:водитель перевозит людей с 6 до 8 и далее вечерний рейс с 17 до 19 это всегда, плюс в течении дня занят на хоз работах , иногда бывают выезды дополнительные.

13 марта 2018 17:09
Максим

Юлия, здравствуйте.

На каком транспортном средстве работает водитель?

Если на автобусе, то автобус работает на регулярных городских, пригородных или междугородных автобусных маршрутах?

14 марта 2018 01:10
Юлия-116

Здравствуйте.Водитель работает на микроавтобусе предприятия приобретенный специально для доставки сотрудников на работу и обратно.Населенный пункт рядом, думаю это пригород ,адрес звучит так: город ХХХХ микрорайон ХХХХ.

16 марта 2018 13:14
Максим

Юлия:

13. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.

Данный пункт к ситуации не относится, т.е. разделить рабочее время не получится.

То есть остается единый рабочий день продолжительностью 13 часов. Если сделать двухчасовой обеденный перерыв, то останется 11 часов.

Однако максимальная продолжительность смены - 10 часов:

9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

Пункты 10,11,12 к ситуации не относятся. В данном случае я не вижу варианта, как сделать график работы соответствующим законодательству.

Удачи на дорогах!

19 марта 2018 03:02
Юлия-116

Здравствуйте Максим ,а если сделать: с 6 до 10 (4часа работы), с 10 до 11 перерыв на обед , с 11 до 13 работает (2 часа) с 13 до 14 обед час. с 14 до 17 перерыв между работой - разделение дня, с 17 до 19 (2 часа)работает.Или разрыв в три часа ни как нельзя? Помогите плиз!

19 марта 2018 09:39
Юлия-116

или еще вариант с 6 до 10 работа на автобусе(4часа) ,с 10 до 12 перерыв как разделение рабочего дня и 12 -14 это 2 часа на обед. С 14-15 работа автобусе (1час), 15 до 17 хоз работы которые учитываются как 30 %т.е приблизительно 40минут. С 17до 19- работа на автобусе - 2 часа.Итого 4 +1+40мин +2ч=7,4часа

19 марта 2018 10:08
vektorv

Юлия-116,

не дай бог такого работодателя. Находиться на рабочем месте более 13 часов в сутки, которые обсчитывают всего в 7,5 часов, а часть работы оценивая в 30%. ((

Вы сами-то хотели бы так работать? Или за то что практически не видят семью, детей - они там у вас получают приличную денежную компенсацию?

P.S. Кстати, 40 минут это не 0,4 часа, а 2/3, т.е. примерно 0,67 часа.

20 марта 2018 08:52
Юлия-116

я ищу варианты как сделать правильно. Хорошо, тогда можно ли указать два варианта в договоре :с 6 до 10 ,4 часа перерыв и с 14 до 18 час и в случае отсутствии заявок обычный день с 8 до 17 с перерывом час на обед,но здесь проблемы с возможностью уведомления работника письменно

20 марта 2018 17:40
Максим

Юлия, здравствуйте.

Разделить рабочий день в любом случае не получится, т.к. маршрут не относится к регулярному городскому, пригородному или междугороднему.

26 марта 2018 22:00
Олег-149

Добрый вечер. Скажите пожалуйста. в экстренной службе водители работают по сменному графику работы (12 часов). Из них за рулем водители находятся в общей сложности по 2-4 часа за смену а то и вовсе не выезжают. Возможно ли водителей перевести на суточный режим работы? Спасибо.

31 марта 2018 03:16
fordec537

подскажите, работаю уже 8лет водителем на городских пассажирских перевозках водителем автобуса по графику пятидневка трехсменка во вторую смену примерно с 15-00 до 02-00(на нашем предприятии это один сменщик в первой половине дня, второй сменщик во второй половине дня). С недавнего времени, при составлении графика на месяц вперед, без учета мнения моего профсоюзного комитета и моего желания, только лишь меня именно заставляют работать неделю в утро/неделю вечер. график подписывать я отказался, указав невозможность работы в первую смену по личным и семейным причинам, а также учитывая сформировавшийся и привыкший к работе и жизни организм во второй половине дня, я сова). однако это руководителей не смущает. в коллдоговоре не прописано обязательное чередование смен и все работают как им и их сменщикам удобно. никакой производственной необходимости в чередовании только меня нет. как можно с этим бороться? это же огромная нагрузка на организм и безопасность пассажиров.

единственный пока вариант подсказали коллеги, предоставлявшие справки от участкового терапевта о рекомендации работы в одну конкретную смену по причине здоровья, организма, пика активности и тому подобное. но в моей поликлинике насчет этого никто ничего не знает. а контакта с ними и образца подобной справки не могу найти. спасибо

4 апреля 2018 17:31
Максим

Олег, здравствуйте.

Положение "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" не предусматривает возможность увеличения рабочей смены водителя более чем до 12 часов. Т.е. суточный режим будет нарушением законодательства.

Удачи на дорогах!

4 апреля 2018 17:44
Максим

fordec357, единственное нарушение, которое допустил работодатель (судя по Вашему описанию), относится к пункту 4:

4. Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха. Графики работы (сменности) утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей.

Рекомендую по данному вопросу проконсультироваться в местной трудовой инспекции и при необходимости написать жалобу.

Удачи на дорогах!

Добавить комментарий
В настоящее время комментарии и вопросы по статьям принимаются на форуме ПДД клуб.
Если Вы хотите задать вопрос или просто поделиться своим мнением, то обязательно зарегистрируйтесь на форуме и сделайте это.