Режим труда и отдыха водителей

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о режиме труда и отдыха водителей, регламентированном законодательством. Дело в том, что уже несколько лет на территории России можно получить не только штраф за отсутствие тахографа (устройства, контролирующего режим работы водителя), но и штраф за нарушение режима труда и отдыха.

Однако до сих пор многие водители автомобилей не имеют информации о том, что представляет из себя "правильный" режим работы за рулем. В этой статье будет рассмотрено положение "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", которое содержит информацию о времени работы водителя в разных ситуациях:

Приступим.

Графики работы водителей

В первую очередь нужно обратить внимание, что для всех водителей должны быть составлены специальные графики работы.

Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.

Существует 2 типа учета рабочего времени:

  • Ежедневный учет рабочего времени. Длительность каждого рабочего дня находится в пределах, установленных законодательствомю
  • Суммированный учет рабочего времени. Длительность рабочих дней может отличаться. Есть длинные дни, которые не укладываются в нормативы. Однако количество рабочих часов за месяц находится в пределах нормы.

Каждый из этих типов ниже будет рассмотрен подробнее.

Рабочее время водителя

Рассмотрим, из чего состоит рабочее время водителя:

15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Обратите внимание, здесь перечислены 10 различных пунктов. Это свидетельствует о том, что водитель не должен управлять автомобилем в течение всего рабочего времени.

Например, если у водителя 8-часовой рабочий день, то в эти 8 часов должно войти также время на предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры, время перерывов для отдыха, время, когда автомобилем управляет второй водитель и т.д.

Обратите внимание, некоторые организации могут предложить водителю делать перерывы для отдыха за счет уменьшения времени обеденного перерыва. Это неправильно.

Еще одно важное замечание. Время охраны груза может засчитываться в рабочее время не полностью (однако засчитываться должны не менее 30 процентов).

Например, пусть водитель имеет стандартный 8-часовой рабочий день. В середине дня водитель в течение 3-х часов охраняет автомобиль и груз на стоянке. Время охраны может быть зачтено как полностью, так и на 30 процентов. Если время будет зачтено на 30 процентов, то из 3-х часов фактической охраны в рабочее время войдет только один час. В этом случае общая продолжительность рабочего дня составит 10 часов.

Действия водителя
Фактическое время
Рабочее время
Управление автомобилем
3 часа
3 часа
Охрана груза
3 часа
1 час (зачтено только 33%)
Управление автомобилем
4 часа
4 часа
Итого
10 часов
8 часов

Обратите внимание, использование времени охраны груза позволяет вполне законно увеличить фактическую продолжительность стандартного рабочего времени. Эту информацию можно использовать, чтобы избежать штрафа за нарушение режима труда и отдыха. Однако позаботиться об этом нужно заранее, т.к. время охраны груза должно быть внесено в график работы водителя.

То же самое касается и времени присутствия водителя на рабочем месте, когда он не управляет автомобилем (если в рейс отправляются одновременно 2 водителя). Это время засчитывается в рабочее, причем не менее 50 процентов.

Ежедневный учет рабочего времени

При ежедневном учете рабочего времени водитель работает по стандартной 40-часовой неделе. При этом если у него 5 рабочих дней, то длительность каждого из них не должна превышать 8 часов. Если у водителя 6 рабочих дней, то каждый из них должен быть не длиннее 7 часов.

Еще раз напомню, что в это время входит не только время управления автомобилем.

Суммированный учет рабочего времени

Суммированный учет рабочего времени - более сложная схема. При такой схеме рассчитывается рабочее время водителя не в течение 1 дня, а в течение месяца. В некоторых случаях общее рабочее время может рассчитываться в течение сезона:

8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Например, в течение месяца, состоящего из 31 дня есть 23 рабочих дня. В этом случае общее время работы водителя не должно превышать 23*8 = 184 часа. При этом могут быть рабочие дни, в течение которых водитель работает больше 8 часов.

Однако и тут есть свои особенности. При суммированном учете длительность рабочего дня не может превышать 10 часов.

Есть несколько исключений, когда длительность рабочего дня может быть увеличена до 12 часов:

  • При осуществлении междугородной перевозки, чтобы дать водителю возможность доехать до места отдыха.
  • Для водителей автобусов, работающих на городских и пригородных маршрутах.
  • Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских автомобилях.

Разделение рабочего времени для водителей автобусов

Существует возможность разделения рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах на 2 части. При этом перерыв назначается не позже, чем через пять часов после начала рабочего времени. Длительность перерыва составляет не более трех часов.

При этом время отдыха и питания в перерыв не включается.

Например, на практике может иметь место следующий рабочий день водителя городского автобуса:

Действия водителя
Фактическое время
Рабочее время
Управление автобусом
4 часа
4 часа
Перерыв
2 часа

Обед
2 часа

Управление автобусом
4 часа
4 часа
Итого
12 часов
8 часов

Данная схема может использоваться, например, чтобы водитель автобуса привозил работников предприятия и развозил их по домам. При этом первая часть рабочего времени с 7:30 до 11:30, чтобы доставить работников к 9 часам, а вторая часть рабочего времени с 15:30 до 19:30, чтобы развезти работников, окончивших смену в 18 часов.

Ненормированный рабочий день

Также законодательно предусмотрена возможность ненормированного рабочего дня для водителей:

14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

Ненормированные рабочие дни могут иметь любую продолжительность. При этом общее количество рабочих часов не должно превышать 40 в неделю.

Время управления автомобилем

Выше рассматривалась длительность рабочего времени водителя, далее речь пойдет непосредственно о времени управления автомобилем, которое занимает лишь часть рабочего дня.

Время управления автомобилем в течение рабочего дня не должно превышать 9 часов.

Кроме того, при работе в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов максимальное время управления автомобилем не должно превышать 8 часов.

Также есть 2 ситуации, в которых время управления автомобилем может быть увеличено:

  • До 10 часов при суммированном учете рабочего времени не более 2-х раз в неделю. При этом за календарную неделю у водителя должно быть не более 56 часов управления автомобилем, а за 2 недели - не более 90 часов.
  • При управлении городскими и пригородными автобусами допускается ведение суммированного учета времени управления автобусом.

Таким образом, у водителей городских и пригородных автобусов могут быть самые загруженные рабочие дни, т.к. верхнего предела по времени управления автобусом для них не установлено.

Например, при продолжительности рабочего дня 12 часов, время управления автобусом может составлять 11 часов.

Специальные перерывы, включающиеся во время работы

Существуют специальные перерывы для отдыха, которые включены во время работы водителя. Они предоставляются всем водителям.

Примечание. До 5 июня 2018 года такие перерывы предоставлялись только водителям, осуществляющим междугородные перевозки.

Длительность перерыва составляет 15 минут. Первый перерыв назначается через 4 часа непрерывного управления автомобилем. Следующие перерывы назначаются через каждые 2 часа. При этом если время перерыва совпадает со временем обеда, то перерыв не предоставляется.

Например, 8 часовой рабочий день водителя должен выглядеть следующим образом:

Действия водителя
Фактическое время
Рабочее время
Предрейсовый медицинский осмотр
15 минут
15 минут
Управление автомобилем
4 часа
4 часа
Обед
30 минут

Управление автомобилем
2 часа
2 часа
Специальный перерыв для отдыха
15 минут
15 минут
Управление автомобилем
1 час 30 минут
1 час 30 минут
Итого
8 часов 30 минут
8 часов

Выше мы рассматривали рабочее время водителей. Его продолжительность не должна превышать установленных законодательством величин. Ниже речь пойдет о времени отдыха, которое должно быть не меньше, чем установлено законодательством.

Режим отдыха водителей в 2019 году

Что касается отдыха водителей, то он состоит из следующих составных частей:

  • Перерыв для отдыха и питания (обед);
  • Ежедневный (междусменный отдых);
  • Еженедельный непрерывный отдых (выходной);

Для каждого из видов устанавливаются собственные нормативы. Рассмотрим их подробнее.

Перерыв для отдыха и питания

Продолжительность перерыва для отдыха и питания составляет от 30 минут до 2-х часов.

Если длительность рабочего времени превышает 8 часов, то могут предоставляться 2 перерыва на обед. При этом их суммарная длительность составляет от 30 минут до 2-х часов.

Ежедневный (междусменный отдых)

При стандартной схеме учета времени длительность ежедневного отдыха должна быть в 2 раза больше, чем длительность рабочей смены. При этом во время ежедневного отдыха включается также и время обеда.

Например. Пусть в понедельник водитель работает с 8 до 17 часов (перерыв на обед 1 час). В этом случае время отдыха между сменами должно составлять 15 часов. Т.е. следующий рабочий день должен начаться не раньше, чем в 8 часов.

При 7 часовом рабочем дне следующий рабочий день может начаться на 2 часа раньше чем предыдущий.

При суммированном учете рабочего времени длительность ежедневного отдыха должна быть не меньше 12 часов.

Кроме того, есть исключения, при которых время междусменного отдыха может быть уменьшено:

1. До 9 часов на городских и пригородных регулярных перевозках. При этом после окончания второй рабочей смены водитель должен получить междусменный отдых не менее 48 часов.

2. До 11 часов на междугородних перевозках. Кроме того, время отдыха может быть уменьшено до 9 часов, но не больше 3-х раз за неделю. При этом до конца следующей недели водителю должен быть предоставлен дополнительный отдых, соответствующий "потерянному" количеству часов.

Кроме того, на междугородних перевозках междусменный отдых может быть разбит на две или три части. Одна из этих частей должна быть не менее 8 часов. Общее время отдыха должно быть не менее 12 часов.

Еженедельный непрерывный отдых

Еженедельный непрерывный отдых должен составлять не менее 42 часов. При этом в данный вид отдыха не включается междусменный отдых.

Таким образом, при стандартной 5-дневной рабочей неделе продолжительность отдыха в выходной должна быть не меньше, чем 42+15 = 57 часов.

При суммированном режиме учета рабочего времени выходные назначаются в различные дни. При этом количество выходных должно быть не меньше, чем количество полных недель месяца. Т.е. должен быть хотя бы один выходной в каждую из недель.

Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса

В завершение предлагаю Вам рассмотреть пример. Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса, работающего по суммированному учету рабочего времени:

Действия водителя
Пн
Вт

Чт
Пт
Сб
Вс
Предрейсовый медицинский осмотр
7:30
6:00

17:00
14:00

14:00
Управление автобусом
7:45
6:15

17:15
14:15

14:15
Специальный перерыв для отдыха




17:00


Управление автобусом




17:15


Перерыв
11:45






Обед
13:45
10:00

21:00
19:00

17:00
Управление автобусом
14:45
11:00

22:00
20:00

18:00
Специальный перерыв для отдыха
16:45
13:00

00:00
22:00

19:15
Управление автобусом
17:00
13:15

00:15
22:15

19:30
Специальный перерыв для отдыха
19:00
15:15


00:15


Управление автобусом
19:15
15:30


00:30


Послерейсовый осмотр
20:45
16:45

01:45
01:45

20:45
Междусменный отдых
21:00
17:00

02:00
02:00

21:00
Еженедельный отдых





14:00

Рабочее время, ч
10,5
10
0
8
11
0
6

Данная таблица составлена таким образом, чтобы показать различные возможные варианты планирования рабочих дней:

  1. В понедельник (с 12 до 14) водитель имеет перерыв, который не включается в рабочее время.
  2. Время управления автобусом в понедельник 9,5 часов. В пригородных автобусах это допускается.
  3. Время междусменного отдыха между понедельником и вторником составляет 9 часов. Поскольку это меньше положенных 12 часов, то во вторник водитель получает междусменный отдых длиной 48 часов (в 17:00 вторника). Обратите внимание, фактически это выходной день, однако он не является еженедельным отдыхом.
  4. Междусменный отдых в пятницу составляет 12 часов. Он заканчивается в 14:00 субботы. Только после этого начинается выходной день.
  5. Еженедельный отдых (выходной день) на этой неделе только 1. Он начинается в 14:00 субботы и заканчивается в 14:00 воскресенья.
  6. Водитель отработал за неделю 45,5 рабочих часов. Поскольку график составляется на месяц, в дальнейшем у водителя появится возможность дополнительного отдыха (за счет другого расписания).

В настоящее время для контроля режима труда и отдыха водителей используются специальные приборы - тахографы. За нарушение режима предусмотрен административный штраф от 1 000 до 3 000 рублей.

Оснащаться тахографами должны только транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозками. Т.е. на водителей личных автомобилей установленный законодательством режим труда и отдыха не распространяется. Тем не менее я не рекомендую проводить чересчур много времени за рулем, т.к. усталость может стать причиной дорожно-транспортного происшествия.

Кроме того, если Вы хотите составить графики работы водителей без нарушения законодательства, то рекомендую Вам самостоятельно изучить соответствующий нормативный документ:

Исключения для водителей

Существуют несколько категорий водителей, режим работы которых может не соответствовать требованиям, рассмотренным выше. Речь идет о водителях:

  • пожарных автомобилей;
  • аварийно-спасательных автомобилей;
  • занятых на международных перевозках;
  • работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

Удачи на дорогах!

Автор: Максим Калашников
Последнее обновление: 12 октября 2018
Раздел: Автомобили
Читать все комментарии
22 января 2019 16:19
Максим

Анатолий, здравствуйте.

Это серьезное нарушение.

А что именно Вы хотите получить в данной ситуации?

31 января 2019 14:41
Роман92

Доброго времени суток! Хотел бы задать такой вопрос: Работаю в маленькой транспортной компании, занимающейся перевозкой начальства (4 машины/ 4 водителя), режим работы 5 рабочих 2 выходных. Водители возят начальство с утра (2 часа рабочего времени) и вечером ( 3 часа рабочего времени), в общей сложности не более 5-6 часов, но разрыв между поездками колоссальный и по графикам и путевым у них выходит переработка по 10-16 часов в день, можно ли как то привести рабочий день в норму, чтобы все было по букве закона?

31 января 2019 19:16
Евгений-272

Что вам не нравится? Работаете по 5-6 часов, оплачивают по путёвкам 16? Я понимаю когда все 16 работают, а тут езжай домой, занимайся своими делами. Лучше вам ваше начальство не сделает. Будете жаловаться, вы-же крайними и останетесь. На вас и отыграются. Если начальству нужно, чтоб их возили только утром и вечером по 2-3 часа, значит так и будете возить. Пешком они ходить не будут. Дополнительный штат набирать тоже наврят-ли. А если и наберут, то запомните, "ведро" (образно) с зарплатой оно одно, два "ведра" зарплаты вам ни кто не даст. Наберут ещё водителей - будете тогда это "ведро" делить не на 4 человека, а на 8. Я давно не читал КЗОТ, но раньше было такое понятие как разрывной график работы. Автобусы так работали, только в часы пик. Утром людей на работу увезли и вечером с работы привезли. А вот то время, между утром и вечером, то, что они находятся дома им оплачивалось только 25% от тарифной ставки. Всё согласно КЗОТ. Вот и вам так сделают, в табель будут ставить "восьмёрки, а всё остальное 25%. Могут простой по вине работодателя поставить, он тоже в норму времени не входит и оплачивается, то-ли 1/3 то-ли 1/4 от тарифа. Соответственно всё это может отразится на зарплате. Но это так, только предположение. Если есть грамотные юристы, то они найдут как это оформить законно без ущерба организации. В таких случаях страдают только водители.

6 февраля 2019 16:49
Максим

Роман, здравствуйте.

Приведите пример времени работы/управления автомобилем для одного водителя (с указанием времени начала/окончания).

13 февраля 2019 11:30
Андрей-450

В нашей организации согласно ШР 4 единицы – «Водитель» при наличии трех автомобилей. Водители работают посменно круглосуточно, в т.ч. в субботу и воскресенье. При отсутствии одного из водителей нет возможности обеспечения норм труда и отдыха.

Необходимо дополнительно ввести должность водителя по пятидневной рабочей неделе, с целью подмены в период отсутствия одного из водителей.

Как сделать обоснование в служебной записке на введение штатной единицы?

13 февраля 2019 17:18
Максим

Андрей, так и укажите: "При отсутствии одного из водителей нет возможности соблюдения режима труда и отдыха водителей, установленного положением "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей"". И приведите пример, показывающий, что даже при максимальном использовании времени каждого из водителей сутки (несколько суток подряд) полностью не покрываются, т.е. остается время, когда никто из водителей не работает.

Удачи на дорогах!

14 февраля 2019 09:23
Андрей-450

Спасибо!

21 февраля 2019 16:31
Илья-109

Добрый день. Сегодня появились новости о готовящихся поправках в ПДД, которые установят максимальное время управления ТС для водителей автобусов и грузовых а/м не более 9 часов, и два раза в неделю - до 10 часов. Эти требования будут распространяться на водителей автобусов городских и пригородных маршрутов? Как тогда быть с Приказом от 20.08.2004 №15, который допускает до 12 часов для городского и пригородного пассажирского транспорта, ведь эти нормы противоречат друг другу?

21 февраля 2019 16:37
Евгений-272

Как правило, когда издается приказ (или указ) о внесении изменений куда-либо, то в конце этого приказа делается приписка, насчет того, что в связи с изменениями, считать такие-то и такие-то (номера, даты) приказы не действительными (или утратившими силу).

20 марта 2019 03:41
Евгений-293

Максим, добрый день!

Подскажите, где можно найти информацию, регламентирующую работу водителей вахтовым методом. Спасибо.

20 марта 2019 07:29
Юрий-196

Здравствуйте, Максим. У нас в организации (перевозки на тер-рии карьера) на данный момент построена работа с 4 водителями и графиком с 8 до 20 два дня, два дня выходных, с 20 до 8 два дня, два дня выходных. На данный момент, с увеличением автопарка хотим перейти на работу с 3 водителями, но никак не можем подобрать график, соответствующий соблюдению режима труда и отдыха. Подскажите возможно ли вообще построить работу с 3 водителями на 1 машину, если да, то подскажите предположительные варианты или же от действующего графика не уйти? З

24 марта 2019 17:13
Максим

Евгений, здравствуйте.

А какую именно проблему Вы хотите решить?

Положение "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" при вахтовом методе не применяется, другие аналогичные документы для водителей мне не известны.

Удачи на дорогах!

24 марта 2019 17:21
Максим

Юрий, здравствуйте.

Возьмем за основу одну неделю. Количество часов - 24 * 7 = 168. Если поделить это число на троих водителей получится по 56 часов на человека. То есть при суммированном учете рабочего времени за одну неделю теоретическим можно соблюсти требование пункта 17 Положения:

17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд - 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).

Однако во вторую неделю график уже не удастся составить даже теоретически, т.к. на каждого водителя остается 90-56 = 34 часа управления автомобилем.

То есть график для 3-х водителей составить не получится.

Удачи на дорогах!

24 марта 2019 20:02
Евгений-272

Хотелось-бы знать, что подразумевает в себя понятие "управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены)".

Дело в том, что у меня суммированный учёт рабочего времени. Работаю на спец-технике. Если брать выражение "управление автомобилем" в прямом его понимании, то само управление у меня занимает в среднем 3-6 часов в день (смену), это дорога до места проведения работы и обратно. Между этой дорогой туда и обратно происходит само выполнение работы, которое занимает ещё 4-6 часов. Общая протяженность рабочей смены составляет 8 - 12 часов. То-есть, автомобиль в это время не движется, но я в это время работаю верхним оборудованием установленным на этом автомобиле. Я не сплю, не отдыхаю, а именно работаю. Вот это время считается "управлением автомобиля" или нет?

24 марта 2019 21:57
Максим

Евгений, изучите пункт 15 этого документа. Приведу часть из него:

15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

...

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

...

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В данном случае получается, что все, что не попадает в пункты б-к может быть отнесено к пукнту а (к управлению автомобилем).

Если Ваш автомобиль специальный, то время стояки в месте его использования (пункт д) не является временем управления автомобилем.

Удачи на дорогах!

25 марта 2019 00:02
Евгений-272

Его не используют, его использую я сам, и опять-же, что значит "специальный"? Есть спец:техника (автомобили оборудованные дополнительным верхним оборудованием) в которой водитель не участвует (либо почти не участвует) в работе этого верхнего оборудования, допустим такие как установка А-50М, на ней работает буровая бригада, или "Арок", на нём водитель привез сварщика, слесаря, вот они и могут весь день работать, а водитель, в худшем случае просто будет сидеть в кабине, в лучшем - может поспать там-же или отойти не далеко. У меня-же я всю работу выполняю сам (агрегат ЦА-320, если это о чём-то говорит). Я это к тому говорю, что по окончании выполнения работы усталость скапливается даже больше чем при просто управлении автомобилем, так как кроме внимательности нужна еще и чисто физическая работа. Это даже не погрузка - разгрузка, где водитель сидит и ждёт пока его разгрузят, может и пол-дня, просидеть (или проспать), зато время управления у него идёт и ни какой усталости.

25 марта 2019 01:35
Евгений-293

Максим, добрый день!

Хочу понять, какими зак.актами регламентируется работа водителя на вахте?

Максимальное кол-во часов за рулём или на смене? Время отдыха, обед, отдых между сменами...

25 марта 2019 17:40
Максим

Евгений-272, а какую задачу Вы хотите решить в данном случае? Хотите заставить работодателя уменьшить продолжительность смены?

25 марта 2019 17:41
Максим

Евгений-293, здравствуйте.

К сожалению, подобные документы мне не известны и найти их мне не удалось. Я не могу исключать, что такие документы существуют, но у меня информации по ним нет.

Удачи на дорогах!

25 марта 2019 18:09
Евгений-272

Евгений-272, а какую задачу Вы хотите решить в данном случае? Хотите заставить работодателя уменьшить продолжительность смены?

Смену мы ни как не уменьшим. Пока идет работа верхнего оборудования - идёт непрерывный процесс, и его по технологии производства останавливать нельзя до окончания. Время на дорогу туда и обратно тоже ни как не уменьшить. А вот количество этих смен, хотелось-бы уменьшить. Вот я и пытаюсь понять, в каких случаях я могу отказаться от дальнейшей работы, а в каких нет (как-то примерно так...сложно всё это объяснить, слишком много и долго нужно рассказывать).

25 марта 2019 22:49
Максим

Евгений, попробуйте оттолкнуться от того, что работа верхнего оборудования входит в управление автомобилем. Никак не обосновывайте данный факт, просто составьте обращение/претензию исходя из него. То есть рассчитайте время управления автомобилем (за неделю и за две недели) с учетом времени работы на оборудовании и укажите работодателю, что оно превышает нормативы. Попросите уменьшить количество смен.

Удачи на дорогах!

3 апреля 2019 03:14
Олег-194

Здравствуйте, работаю в фирме на легковом автомобиле неделя через неделю по 14 часов кроме выходных. В месяц получается 140 часов, а руководство говорит что у меня не хватает часов. Руководство берёт в среднем 168 часов делит на две недели получает, что я должен отработать за две недели каждый день по 12 часов и выходные тоже по 12 часов. Но так как выходные не работает фирма значит у меня не хватает часов и з.п. соответственно меньше. Это правильно?

3 апреля 2019 05:01
Евгений-272

Олег-194 Ежемесячная норма часов высчитывается по следующему принципу. Берется общее количество дней в данном месяце (допустим 31) , из них вычитаются все субботы и воскресенья, которые есть в данном месяце по календарю (пусть будет 9 дней; бывает 8 или 10 в зависимости от месяца), вычитаются праздники, которые официально объявлены выходными днями типа 1 мая, 8 марта и т.д. (пусть будет ещё 1 день), даже если он и выпадает на субботы или воскресенья, так выходной потом переносится на рабочий день. Итого в месяце, согласно календаря 10 выходных (9+1=10). Дальше из общих дней в месяце вычитаем всё что мы отдыхаем 31 - 10 = 21 рабочий день остается. 21 умножаем на 8, так как если у вас нет ни каких льгот, то рабочий день считается восьмичасовым. Итого 168 часов. Если предпраздничный день бывает рабочим, то вычитаем ещё 1 час, так как он на час должен быть короче, если выпадает на выходной день, то ни чего не вычитаем. Вот это и будет ваша норма часов в этом месяце. Таким-же образом высчитывается норма на каждый месяц. Вся ежемесячная норма суммируется и получается годовая норма времени. Годовая норма времени используется у многих, тех кто не работает стандартно 5×2 и восьмичасовом рабочем дне, а работает, посуточно, вахтовым методом, по сменно по 12 часов, по скользящему графику и т.д. У них эту годовую норму просто делят на 12 месяцев и получается среднемесячная норма. Это можете сами высчитать. Она как раз и получится в районе 170 часов, так как есть длинные месяцы с малым количеством выходных и отсутствием праздников, в которых норма часов доходит до 184, а есть короткие месяцы в которых норма часов составляет 150-160 часов. Меньше бывает только в январе. Там очень много выходных. В принципе, даже меньше 160 часов не часто встречается.

P.S. Существуют специальные производственные календари, которые можно найти в интернете. Там смотрим, что ваша годовая норма составляет 1970 часов. Делим на 12 месяцев, получаем 164 с "копейками" часов, в среднем в месяц. Выходит вы не дорабатываете...Так что руководство ненамного ошиблось.

2 мая 2019 06:49
Радмир-3

Здравствуйте, работаю на автобусе необщего пользования, смена 15 часов после отдых в лучшем случае 5 часов и опять на смену , в задании указано завоз вахты или перевозка рабочих, за 2 недели выходит 110 часов рабочего времени это допустимо или нет, судя по прочитанной статье я нарушаю все что можно?

4 мая 2019 13:27
Максим

Радмир, здравствуйте.

Судя по Вашему описанию имеют место нарушение длительности рабочего дня и нарушение по количеству отработанных часов за 2 недели. Такой график не допустим.

Удачи на дорогах!

15 мая 2019 20:13
Евгений-311

Здравствуйте, работаю на фуре,выехал в 8:00,проехал 3часа потом простоял на отдыхе 6часов ,могу ли я продолжить движение оставшиеся 6…7часов?не будет ли это нарушением

30 мая 2019 18:26
Максим

Евгений, здравствуйте.

А как именно оформлен перерыв?

Например, если он оформлен как охрана груза, то в рабочее время вместо 6 часов включены 2 часа. То есть использованы 5 часов рабочего времени и можно продолжить движение (еще 5 часов рабочего времени доступны).

31 мая 2019 10:06
Вера-15

Добрый день! У водителя разъездной характер работы указан в трудовом договоре ,8 часовой рабочий день при графике работы 5/2. Командировки 2- 3 раза в месяц, за пределы области,в этот период работа по 12 часов. Иногда междугородняя поездка по доставке груза составляет 5 дней. Поездка как командировка не оформляется. Могу ли я установить водителю суммированный учет рабочего времени? Или данные поездки должна оформляться как командировка ? Спасибо…

5 июня 2019 18:03
Максим

Вера, здравствуйте.

Суммированный учет рабочего времени может быть введен работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Если это требуется, то можно использовать суммированный учет.

Удачи на дорогах!

13 июня 2019 10:35
Ольга-243

Добрый день! Подскажите как оформить поездку водителя-экспедитора, если он в ней находится более 2-х дней?

14 июня 2019 14:43
Максим

Ольга, здравствуйте.

А в чем именно заключается проблема?

16 июня 2019 20:19
Анна-София

Здравствуйте. Как разобраться с работой экскурсионного автобусами? Если тургруппа выезжает из Москвы примернов 08.00. Через 4 часа приезжает в нужный город, 1 час перерыва, часа 2 ездит по городу, потом стоит 3 часа, пока гуляют туристы и 4 едет обратно. Рабочий день получается 13-14 часов. Это нарушение или нет?

19 июня 2019 15:26
Максим

Анна-София, здравствуйте.

Рассматриваем время работы с 8:00 до 22:00. Всего - 14 часов.

Выделим водителю двухчасовой обед (или 2 обеда по часу), они в рабочее время не включаются, осталось 12 часов.

12 часовой рабочий день может быть в случае междугородней перевозки:

10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, если не превышается время управления автомобилем, предусмотренное пунктами 16 и 17 настоящего Положения.

То есть, если перевозка междугородняя, то общая продолжительность рабочего времени находится в пределах нормы.

Осталось проверить время управления автобусом. Всего Вы указали 10 часов.

17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд - 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).

То есть 10 часов управления автомобилем возможны, но такие смены не могут быть ежедневными.

В целом, если грамотно составить график работы водителя, то указанная Вами поездка может быть проведена без нарушения требований режима труда и отдыха.

Удачи на дорогах!

25 июня 2019 08:56
Сергей-776

Добрый день, скажите пожалуйста, входит ли предсменные осмотр в рабочее время водителя работающего вахтовым методом

25 июня 2019 13:20
igorgn

А если внимательно начинать читать с самого начала Положение любимого 15-го приказа?

"2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ)..."

3 июля 2019 00:07
Алексей-539

Здравствуйте. Как правильно составить график работы водителя автобуса?

Выезд автобуса с рабочим в 7:30, высадка в 8:30. Далее ожидание рабочих до 12:30, их посадка и везем на обед. Потом с обеда везем их обратно на место работы и ожидание до 18:30, везем домой. Бывают дни, когда нужно встретить или отвезти рабочих на вокзал или по другим делам, после рабочего времени, например с 20:00-22:00,23:00.

1) как правильно в данном случае можно составить рабочий график водителя автобуса

2) простои входят в рабочую смену водителя? как их правильно учитывать?

3 июля 2019 15:01
Екатерина-126

Добрый день! Мой муж работает водителем бензовоза с разъездным характером работы. Раньше он работал два через два,а теперь в связи с сокращением его заставляют работать сутки через сутки. Правомерно ли это?за неделю он отрабатывает 70-80 часов

5 июля 2019 14:07
Максим

Алексей, здравствуйте.

Насколько я понял, общее время работы водителя составляет 12 часов (с 7:30 до 19:30). Такая длительность возможна только в некоторых сферах деятельности, а Вы не указали, чем занимается организация.

При суммированном учете рабочего времени длительность рабочего дня не может превышать 10 часов. То есть если из указанных 12 часов выделить 2 часа на обед, то как раз получатся допустимые 10 часов.

Кроме того, простои можно оформить как время охраны автомобиля на конечном пункте, то есть зачесть в рабочее время только 30 процентов.

Например, график может выглядеть так:

7:15 - предрейсовый медосмотр - 15 минут

7:30 - управление автомобилем - 1 час

8:30 - охрана автомобиля - 3 часа (в рабочее время - 1 час)

11:30 - обед - 1 час (в рабочее время - 0)

12:30 - управление автомобилем - 2 часа

14:30 - обед - 1 час (в рабочее время - 0)

15:30 - охрана автомобиля - 3 часа (в рабочее время - 1 час)

18:30 - управление автомобилем - 1 час

Получается общее рабочее время 6 часов 15 минут. Подумайте в этом направлении и составьте график, руководствуясь положением "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей".

Удачи на дорогах!

5 июля 2019 14:09
Максим

Екатерина, здравствуйте.

Предоставленной информации не достаточно, чтобы выявить конкретные нарушения. Рекомендую Вам взять график работы мужа и проверить его на соответствие всем пунктам положения "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей".

Удачи на дорогах!

18 июля 2019 10:17
Юрий-203

Водитель работает на топливозаправщике в аэропорту. Рабочая неделя составляет 36 часов ( пятидневка). Работать иногда приходится и в выходные оба дня ( за двойную оплату).Т.е получается: водитель работает 5 дней, потом работает 2 выходных, потом работает 5 дней и отдыхает 2 дня. При это водитель не каждый день выезжает на машине, т.е он может два дня ездить, а два дня быть на базе невыездным. Является такой график нарушением ? Как быть если невозможно установить конкретные промежутки работы и перерывов на отдых и питание, т.к. заправка воздушных судов может потребоваться в любой момент ?

22 июля 2019 15:03
Максим

Юрий:

1. Выбран ежедневный или суммированный учет рабочего времени?

2. В плане обеда важны не теоретические графики, а фактическое предоставление перерыва. Мало кто из водителей может остановиться ровно в 13:00 и ровно до 14:00 обедать. Главное - чтобы по факту обеденные перерывы были в каждый рабочий день, имели необходимую продолжительность и были внесены в тахограф.

Удачи на дорогах!

23 июля 2019 10:17
Юрий-203

Максим, выбран ежедневный учет

23 июля 2019 19:01
Максим

Юрий, положение "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей":

28. Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях - с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.

То есть, если водитель согласен (письменно), то он может работать в выходные дни, установленные графиком. Это не будет нарушением.

Удачи на дорогах!

24 июля 2019 10:53
Юрий-203

Максим, как быть с выходными днями. Допустим водитель работает пять дней (пн-пт), потом за оплату выходные (сб и вс), потом опять пять дней и отдыхает (сб и вс). Является такой график нарушением ? Ведь работодатель должен предоставить еженедельный отдых работнику, хотя бы один день

25 июля 2019 12:04
Максим

Юрий, в данном случае есть изначально составленный график (пятидневный). В нем присутствуют необходимые дни для еженедельного непрерывного отдыха. То есть график составлен без нарушения.

После этого водителю предлагается работа в выходной день и только если водитель согласен (письменно), то он выходит на работу. Об этом говорит пункт 28, приведенный выше. То есть сам график соответствует требованиям положения и работа в выходные дни допускается.

В случае необходимости Вы можете составить график с суммированным учетом рабочего времени.

27. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

То есть, если в месяце 4 недели, то за месяц должно быть 4 выходных дня или больше.

Удачи на дорогах!

31 июля 2019 18:33
Евгений-319

Добрый день!!! У меня вопрос такой . Какой должен быть график если водитель выходит на смену в 6.00 и после этого на протяжении делает 4 рейса по 2,5 часа в каждую сторону без перерыва на обед,то есть с разворотом и так каждый день на протяжении 8 дней,а ему дают только 2 выходных. Какой должен быть в целом график труда и отдыха при таком движение!?! Общий ежедневный пробег 760-780 км.в день

7 августа 2019 19:05
Алексей-546

Работаю по графику: день-ночь два выходных. 4 водителя на одной машине. Сколько часов я могу находиться на рабочем месте? Осуществляем доставку своей продукции в пределах одного города (Москва). В основном стоишь на месте, на разгрузке или погрузке. Даже поспать получается. Некоторые водители работают 2 через два. Сколько в таком случае можно находиться на работе?

Спасибо.

13 августа 2019 22:12
Максим

Евгений, здравствуйте.

Теоретически график может быть любым. Просто он либо составлен без нарушений, либо с нарушениями.

Укажите, используется ежедневный или суммированный учет рабочего времени.

13 августа 2019 22:14
Максим

Алексей, опишите более подробно, что Вы подразумеваете под "день-ночь". Водитель работает сутки, или день и ночь приходятся на разные даты.

Добавить комментарий
В настоящее время комментарии и вопросы по статьям принимаются на форуме ПДД клуб.
Если Вы хотите задать вопрос или просто поделиться своим мнением, то обязательно зарегистрируйтесь на форуме и сделайте это.