Новый ГОСТ на дорожные знаки с 1 января 2026 года
Добрый день, уважаемый читатель.
Основной нормативный документ для водителей транспортных средств - это правила дорожного движения. Именно текст ПДД устанавливает правила применения дорожных знаков и описывает их значения. И в большинстве случае водителю достаточно знать только текст правил.
Однако правила дорожного движения содержат далеко не всю необходимую информацию. Прямо в тексте ПДД есть ссылки на дополнительные нормативные документы, в том числе на ГОСТ Р 52289-2019.
В данной статье речь пойдет об изменениях, которые будут внесены в ГОСТ 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" с 1 января 2026 года.
Содержание статьи:
- Информация о нормативном документе
- Что главнее, ГОСТ или текст ПДД?
- Зачехление дорожных знаков и светофоров
- Места размещения дорожных знаков
- Дублирование знака "Ограничение скорости"
- Дублирование знака "Пешеходный переход"
Информация о нормативном документе
2025.04.28 Приказ Росстандарта от 25.12.2024 N 2000-ст опубликован в ИУС "Национальные стандарты", N 4, 2025.
Документ вводится в действие 1 января 2026 года с правом досрочного применения.
Что главнее, ГОСТ или текст ПДД?
Для начала немного общей информации. Правила дорожного движения - это постановление Правительства, которое описывает, как должны действовать водители на дороге. Это основной документ для водителей.
ГОСТ - это государственный стандарт, описывающий правила, по которым должны устанавливаться дорожные знаки и наноситься разметка. То есть, этот документ предназначен, в первую очередь, для работников дорожных служб, занимающихся установкой знаков и разметки.
Тем не менее, информация из ГОСТ в некоторых случаях может оказаться полезной и для водителя. Например, при обжаловании штрафов, полученных в зоне действия знаков, установленных без соблюдения требований стандартов.
Отсюда можно сделать следующий вывод. В первую очередь всегда ориентируйтесь на текст ПДД. Но и требования ГОСТ имейте в виду, они могут пригодиться.
Что касается изменений от 1 января 2026 года, то их довольно много - более 150 штук. В связи с этим их рассмотрение будет разбито на несколько статей серии "Новый ГОСТ на дорожные знаки с 1 января 2026 года".
Примечание. В данной серии статей будут рассматриваться только те нововведения, которые представляют интерес для водителей. То есть, некоторые незначительные изменения будут пропущены.
А теперь перейдем непосредственно к рассмотрению обновленного ГОСТ.
Зачехление дорожных знаков и светофоров
4.4 Временные и стационарные знаки и светофоры, не предназначенные для действующей схемы организации движения, допускается закрывать чехлами, исключающими возможность прочтения изображения знаков, сигналов светофора.
4.4 Временные и стационарные знаки и светофоры или их части, не предназначенные для действующей схемы организации движения, допускается закрывать чехлами, исключающими возможность прочтения изображения знаков, сигналов светофора.
На знаках 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1 - 6.12 зачехление надписей и/или их частей допускается способом перечеркивания двумя диагональными пересекающимися в центре зачехляемой информации красными полосами. Ширину красных полос при этом принимают равной половине высоты прописной буквы, но не менее 100 мм (рисунок В.31).
В приведенном выше пункте речь идет о зачехлении дорожных знаков и светофоров. При этом не смотря на то, что слово "зачехлении" можно расшифровать, как "скрытие чехлом", способы зачехления могут быть разными.
Во-первых, с 1 января 2026 года дорожники могут закрывать чехлами не только знаки и светофоры, но и их части.
Например, если в текущий момент времени дополнительная секция светофора не используется, то разрешается закрыть чехлом только ее.
Во-вторых, допускается зачехление надписей или их частей путем перечеркивания диагональными красными полосами. Перечеркивание может применяться только на следующих дорожных знаках:
А выглядит перечеркивание следующим образом:
Места размещения дорожных знаков
5.1.2 Знаки, в том числе временные, устанавливаемые на дороге, должны соответствовать требованиям ГОСТ 32945 или ГОСТ Р 52290, размещаться на опорах по ГОСТ 32948 и в процессе эксплуатации отвечать требованиям ГОСТ 33220 и ГОСТ Р 50597.
Допускается размещать знаки на опорах освещения при соблюдении расстояний по 5.1.7.
5.1.2 Все устанавливаемые на дороге знаки, в том числе отображаемые на знаках переменной информации или табло переменной информации, должны соответствовать требованиям ГОСТ 32945 или ГОСТ Р 52290, размещаться на опорах по ГОСТ 32948, светофорных колонках или стойках и в процессе эксплуатации отвечать требованиям ГОСТ 33220 и ГОСТ Р 50597.
Допускается размещать знаки на опорах освещения и иных стационарных объектах при соблюдении расстояний по 5.1.7.
Данный пункт содержит 2 важных нововведения:
- Обновленный ГОСТ прямо говорит о том, что знаки переменной информации и табло переменной информации (табло, на которых могут меняться изображения знаков) должны соответствовать требованиям ГОСТ.
- Вводятся новые места, в которых допускается установка дорожных знаков. Речь идет о светофорных колонках или стойках, а также об иных стационарных объектах.
Дублирование знака "Ограничение скорости"
Рассмотрим новый абзац, который добавлен в пункт 5.1.6 ГОСТ:
Вне населенных пунктов знак 3.24 допускается дублировать на дорогах с одной полосой для движения в каждом направлении в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и для профилактики их возникновения на опасных участках.
В этом абзаце рассматривается знак 3.24 "Ограничение скорости":
Суть пункта заключается в следующем. В приведенном выше абзаце речь идет о двухполосных дорогах с двухсторонним движением. Обновленный ГОСТ позволяет дублировать знак ограничения скорости на таких дорогах в местах, где часто происходят дорожно-транспортные происшествия. Схема установки знака может быть такой:
Примечание. Данное нововведение выглядит довольно полезным. Оно помогает решить следующую проблему. Водитель автомобиля начинает обгон длинного грузовика, маневр занимает около 20 секунд. Во время обгона водитель легкового автомобиля не видит правую обочину, на которой установлен дорожный знак, ограничивающий максимальную скорость. Установка дублирующего знака на левой стороне дороги поможет водителю вовремя снизить скорость.
Дублирование знака "Пешеходный переход"
В населенных пунктах на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами, и вне населенных пунктов на всех дорогах знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью. Знак 5.19.1 над проезжей частью размещают не ближе оси крайней правой полосы движения относительно края проезжей части.
В населенных пунктах знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью на дорогах:
- с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении;
- с односторонним движением с тремя и более полосами.
Вне населенных пунктов знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью на всех дорогах.
Знак 5.19.1 над проезжей частью размещают не ближе оси крайней правой полосы движения относительно края проезжей части. При необходимости на оборотной стороне дублирующего знака 5.19.1 допускается размещать знак 5.19.2.
В населенных пунктах на регулируемых пешеходных переходах знак 5.19.1 допускается не дублировать. На нерегулируемых пешеходных переходах знак 5.19.1 допускается не дублировать при наличии устроенных искусственных неровностей, в том числе совмещенных с пешеходным переходом.
Приведенные выше абзацы пункта 5.1.6 описывают условия, при которых знак 5.19.1 "Пешеходный переход" должен быть продублирован над проезжей частью:
При этом сами условия дублирования лишь перефразированы, их смысл полностью сохранился.
Нововведение же заключается в том, что появились исключения, при которых знак пешеходный переход допускается не дублировать:
- в населенных пунктах на регулируемых переходах;
- на любых дорогах на нерегулируемых переходах при наличии лежачих полицейских.
Подводя итоги первой статьи серии можно еще раз отметить, что рассматриваемый ГОСТ предназначен в первую очередь для сотрудников организаций, занимающихся организацией дорожного движения. Однако и для обычного водителя ознакомиться с правилами установки дорожных знаков лишним не будет.
А в следующей статье серии "Новый ГОСТ на дорожные знаки с 1 января 2026 года" речь пойдет про новые правила установки дорожных знаков на железнодорожных переездах.
Удачи на дорогах!






