Отмена знаков на железнодорожных переездах в новом ГОСТ с 1 января 2026 года

Отмена знаков на железнодорожных переездах в новом ГОСТ

Добрый день, уважаемый читатель.

В данной статье мы продолжим рассматривать новую редакцию ГОСТ 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", которая вводится в действие с 1 января 2026 года.

Напомню, что указанный ГОСТ является довольно объемным документом, который описывает правила установки дорожных знаков. И не смотря на то, что основным документом для водителя являются правила дорожного движения, особенности установки дорожных знаков также имеет смысл знать.

Содержание статьи:

Информация о нормативном документе

2025.05.25 Приказ Росстандарта от 25.12.2024 N 2000-ст опубликован в ИУС "Национальные стандарты", N 4, 2025.

Документ вводится в действие 1 января 2026 года с правом досрочного применения.

Размещение нескольких знаков на одной опоре

В первую очередь рассмотрим изменение, которое внесено в пункт 5.1.8 ГОСТ:

Очередность размещения знаков одной группы на одной опоре (сверху вниз, слева направо), за исключением знаков дополнительной информации (табличек), рекомендуется определять порядковым номером знака в группе.

Суть изменения заключается в том, что данный пункт упорядочивает размещение знаков одной группы на одной опоре. Знаки должны размещаться по номерам.

Например, если требуется разместить на одной опоре знак 3.10 "Движение пешеходов запрещено" и знак 3.20 "Обгон запрещен", то они должны располагаться в следующем порядке:

Знак 3.10 Движение пешеходов запрещено
Знак 3.20 Обгон запрещен

Использование световозвращающих щитов для установки знаков

Следующее важное изменение внесено в пункт 5.1.17 ГОСТ:

На щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знаки 1.1, 1.2, 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2. Другие знаки (кроме знаков по 5.1.19 и знаков 2.1, 2.2, 2.4, 2.5) допускается применять на таких щитах в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и для профилактики их возникновения на опасных участках.

На дорогах вне населенных пунктов знаки 1.1, 1.2, 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2, а в населенных пунктах знаки 1.1, 1.2, а также знаки 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2 на участках дорог, проходящих вдоль территории детских учреждений*, следует применять на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета. Любые знаки на таких щитах (кроме знаков по 5.1.19 и знаков 2.1, 2.2, 2.4, 2.5) допускается применять в местах концентрации ДТП и для профилактики их возникновения на опасных участках.

* Здесь и далее под детскими учреждениями следует понимать объекты социальной инфраструктуры для детей: здания, строения, сооружения, необходимые для жизнеобеспечения детей, а также организации, деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

Изменение данного пункта затрагивает следующие дорожные знаки:

Знак 1.22 Пешеходный переходЗнак 1.23 ДетиЗнак 5.19.1 Пешеходный переходЗнак 5.19.2 Пешеходный переход

Предыдущая версия ГОСТ говорила о том, что указанные знаки устанавливаются на светоотражающих щитах во всех случаях.

В новой редакции речь идет о том, что светоотражающие щиты для установки приведенных выше знаков используются в следующих случаях:

  • вне населенных пунктов;
  • в населенных пунктах на дорогах, проходящих вдоль детских учреждений.

Таким образом изменение заключается в том, что с 1 января 2026 года световозвращающие щиты не будут применяться с указанными знаками в населенных пунктах на дорогах, не проходящих вдоль детских учреждений.

Установка знаков приближения к железнодорожному переезду

5.2.7 Знаки 1.4.1 - 1.4.6 "Приближение к железнодорожному переезду" устанавливают перед каждым железнодорожным переездом.

5.2.7 Знаки 1.4.1 - 1.4.6 "Приближение к железнодорожному переезду" устанавливают вне населенных пунктов перед каждым железнодорожным переездом. В населенных пунктах знаки 1.4.1 - 1.4.6 допускается устанавливать в случае установки дублирующих и повторных знаков 1.1 или 1.2 по 5.1.6, 5.2.5 и 5.2.3 соответственно.

В пункте 5.2.7 речь идет про установку следующих дорожных знаков:

Знак 1.4.1 Приближение к железнодорожному переездуЗнак 1.4.2 Приближение к железнодорожному переездуЗнак 1.4.3 Приближение к железнодорожному переездуЗнак 1.4.4 Приближение к железнодорожному переездуЗнак 1.4.5 Приближение к железнодорожному переездуЗнак 1.4.6 Приближение к железнодорожному переезду

Предшествующая редакция ГОСТ требовала, чтобы указанные знаки устанавливались перед каждым железнодорожным переездом.

Новая редакция требует установки указанных знаков только перед переездами, расположенными вне населенных пунктов.

В населенных пунктах знаки приближения к железнодорожным переездам допускается не устанавливать.

Знаки приближения к переезду

Напомню, что указанные дорожные знаки помогают водителю понять, на каком расстоянии от железнодорожного переезда он находится. Этот вопрос более подробно рассмотрен в следующей статье:

Установка знака искусственная неровность

5.2.19 Знак 1.17 "Искусственная неровность" устанавливают перед искусственной неровностью по ГОСТ Р 52605.

В случаях, если расстояние между последовательно расположенными неровностями составляет не более 100 м, знак устанавливают перед первой искусственной неровностью с табличкой 8.2.1.

5.2.19 Знак 1.17 "Искусственная неровность" устанавливают перед искусственной неровностью по ГОСТ Р 52605.

В случаях, если расстояние между последовательно расположенными неровностями составляет не более 100 м, знак устанавливают перед первой искусственной неровностью с табличкой 8.2.1.

В населенных пунктах при наличии знака 5.20 или 6.2.1 и разметки 1.25 знак 1.17 допускается не устанавливать.

В приведенном выше пункте речь идет про установку следующего предупреждающего дорожного знака:

Знак 1.17 Искусственная неровность

Новая редакция ГОСТ позволяет не устанавливать этот знак в населенных пунктах, если на дороге есть одна из следующих комбинаций:

Знак 5.20 Искусственная неровность
Разметка 1.25
Знак 6.2.1 Рекомендуемая скорость при проезде искусственной неровности
Разметка 1.25

Обратите внимание, на рисунке выше изображен новый дорожный знак 6.2.1 "Рекомендуемая скорость при проезде искусственной неровности". В действующих правилах дорожного движения такого знака нет. Он впервые появился в рассматриваемой редакции ГОСТ.

Подводя итоги данной статьи можно сказать, что законодатели решили оптимизировать установку знаков. А изменения направлены на то, что некоторые дорожные знаки, которые сейчас являются обязательными, с 1 января 2026 года устанавливаться на будут. Однако первые выводы о том, как именно указанные нововведения повлияют на безопасность дорожного движения, можно будет сделать только в начале следующего года.

А в следующей статье серии "Новый ГОСТ на дорожные знаки с 1 января 2026 года" мы продолжим рассматривать обновленные правила применения дорожных знаков и поговорим об установке знаков приоритетов. Не пропустите!

Удачи на дорогах!

Обновлено: 5 мая 2025
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев