Отмена знаков на железнодорожных переездах в новом ГОСТ с 1 января 2026 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В данной статье мы продолжим рассматривать новую редакцию ГОСТ 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", которая вводится в действие с 1 января 2026 года.
Напомню, что указанный ГОСТ является довольно объемным документом, который описывает правила установки дорожных знаков. И не смотря на то, что основным документом для водителя являются правила дорожного движения, особенности установки дорожных знаков также имеет смысл знать.
Содержание статьи:
- Информация о нормативном документе
- Размещение нескольких знаков на одной опоре
- Использование световозвращающих щитов для установки знаков
- Установка знаков приближения к железнодорожному переезду
- Установка знака искусственная неровность
Информация о нормативном документе
2025.05.25 Приказ Росстандарта от 25.12.2024 N 2000-ст опубликован в ИУС "Национальные стандарты", N 4, 2025.
Документ вводится в действие 1 января 2026 года с правом досрочного применения.
Размещение нескольких знаков на одной опоре
В первую очередь рассмотрим изменение, которое внесено в пункт 5.1.8 ГОСТ:
Очередность размещения знаков одной группы на одной опоре (сверху вниз, слева направо), за исключением знаков дополнительной информации (табличек), рекомендуется определять порядковым номером знака в группе.
Суть изменения заключается в том, что данный пункт упорядочивает размещение знаков одной группы на одной опоре. Знаки должны размещаться по номерам.
Например, если требуется разместить на одной опоре знак 3.10 "Движение пешеходов запрещено" и знак 3.20 "Обгон запрещен", то они должны располагаться в следующем порядке:
Использование световозвращающих щитов для установки знаков
Следующее важное изменение внесено в пункт 5.1.17 ГОСТ:
На щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знаки 1.1, 1.2, 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2. Другие знаки (кроме знаков по 5.1.19 и знаков 2.1, 2.2, 2.4, 2.5) допускается применять на таких щитах в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и для профилактики их возникновения на опасных участках.
На дорогах вне населенных пунктов знаки 1.1, 1.2, 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2, а в населенных пунктах знаки 1.1, 1.2, а также знаки 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2 на участках дорог, проходящих вдоль территории детских учреждений*, следует применять на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета. Любые знаки на таких щитах (кроме знаков по 5.1.19 и знаков 2.1, 2.2, 2.4, 2.5) допускается применять в местах концентрации ДТП и для профилактики их возникновения на опасных участках.
* Здесь и далее под детскими учреждениями следует понимать объекты социальной инфраструктуры для детей: здания, строения, сооружения, необходимые для жизнеобеспечения детей, а также организации, деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Изменение данного пункта затрагивает следующие дорожные знаки:
Предыдущая версия ГОСТ говорила о том, что указанные знаки устанавливаются на светоотражающих щитах во всех случаях.
В новой редакции речь идет о том, что светоотражающие щиты для установки приведенных выше знаков используются в следующих случаях:
- вне населенных пунктов;
- в населенных пунктах на дорогах, проходящих вдоль детских учреждений.
Таким образом изменение заключается в том, что с 1 января 2026 года световозвращающие щиты не будут применяться с указанными знаками в населенных пунктах на дорогах, не проходящих вдоль детских учреждений.
Установка знаков приближения к железнодорожному переезду
5.2.7 Знаки 1.4.1 - 1.4.6 "Приближение к железнодорожному переезду" устанавливают перед каждым железнодорожным переездом.
5.2.7 Знаки 1.4.1 - 1.4.6 "Приближение к железнодорожному переезду" устанавливают вне населенных пунктов перед каждым железнодорожным переездом. В населенных пунктах знаки 1.4.1 - 1.4.6 допускается устанавливать в случае установки дублирующих и повторных знаков 1.1 или 1.2 по 5.1.6, 5.2.5 и 5.2.3 соответственно.
В пункте 5.2.7 речь идет про установку следующих дорожных знаков:
Предшествующая редакция ГОСТ требовала, чтобы указанные знаки устанавливались перед каждым железнодорожным переездом.
Новая редакция требует установки указанных знаков только перед переездами, расположенными вне населенных пунктов.
В населенных пунктах знаки приближения к железнодорожным переездам допускается не устанавливать.
Напомню, что указанные дорожные знаки помогают водителю понять, на каком расстоянии от железнодорожного переезда он находится. Этот вопрос более подробно рассмотрен в следующей статье:
Установка знака искусственная неровность
5.2.19 Знак 1.17 "Искусственная неровность" устанавливают перед искусственной неровностью по ГОСТ Р 52605.
В случаях, если расстояние между последовательно расположенными неровностями составляет не более 100 м, знак устанавливают перед первой искусственной неровностью с табличкой 8.2.1.
5.2.19 Знак 1.17 "Искусственная неровность" устанавливают перед искусственной неровностью по ГОСТ Р 52605.
В случаях, если расстояние между последовательно расположенными неровностями составляет не более 100 м, знак устанавливают перед первой искусственной неровностью с табличкой 8.2.1.
В населенных пунктах при наличии знака 5.20 или 6.2.1 и разметки 1.25 знак 1.17 допускается не устанавливать.
В приведенном выше пункте речь идет про установку следующего предупреждающего дорожного знака:
Новая редакция ГОСТ позволяет не устанавливать этот знак в населенных пунктах, если на дороге есть одна из следующих комбинаций:
![]() ![]() | ![]() ![]() |
Обратите внимание, на рисунке выше изображен новый дорожный знак 6.2.1 "Рекомендуемая скорость при проезде искусственной неровности". В действующих правилах дорожного движения такого знака нет. Он впервые появился в рассматриваемой редакции ГОСТ.
Подводя итоги данной статьи можно сказать, что законодатели решили оптимизировать установку знаков. А изменения направлены на то, что некоторые дорожные знаки, которые сейчас являются обязательными, с 1 января 2026 года устанавливаться на будут. Однако первые выводы о том, как именно указанные нововведения повлияют на безопасность дорожного движения, можно будет сделать только в начале следующего года.
А в следующей статье серии "Новый ГОСТ на дорожные знаки с 1 января 2026 года" мы продолжим рассматривать обновленные правила применения дорожных знаков и поговорим об установке знаков приоритетов. Не пропустите!
Удачи на дорогах!







