Отмена знаков конец одностороннего движения перед перекрестками в новом ГОСТ с 1 января 2026 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В данной статье мы продолжим рассматривать обновленный ГОСТ 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", который вводится в действие с 1 января 2026 года.
Напомню, что данный документ регламентирует правила, в соответствии с которыми должны устанавливаться дорожные знаки и должна наноситься дорожная разметка. В документ внесено довольно много изменений и они рассматриваются в рамках серии статей "Новый ГОСТ на дорожные знаки с 1 января 2026 года". Если Вы пропустили предшествующие статьи серии, то рекомендую начать изучение с первой части.
Сегодня же мы начнем рассматривать нововведения, относящиеся к знакам особых предписаний.
Содержание статьи:
- Информация о нормативном документе
- Отмена знаков конец одностороннего движения перед перекрестками
- Установка знака полоса для маршрутных транспортных средств
- Особенности установки знаков на выделенных полосах
Информация о нормативном документе
2025.06.10 Приказ Росстандарта от 25.12.2024 N 2000-ст опубликован в ИУС "Национальные стандарты", N 4, 2025.
Документ вводится в действие 1 января 2026 года с правом досрочного применения.
Отмена знаков конец одностороннего движения перед перекрестками
Первое интересное изменение внесено в пункт 5.6.7 ГОСТ 52289-2019. В этот пункт добавлен следующий новый абзац:
На Т-образном перекрестке знак 5.6 допускается не устанавливать в конце дороги или проезжей части, обозначенной знаком 5.5 и не имеющей продолжения.
Суть изменения заключается в том, что знак "Конец дороги с односторонним движением" с 1 января 2026 года может не устанавливаться перед Т-образными перекрестками, после которых нет продолжения дороги. Рассмотрим следующую дорожную ситуацию:
На рисунке выше знаки установлены в соответствии со "старой" редакцией ГОСТ, поэтому перед перекрестком установлен знак 5.6 "Конец дороги с односторонним движением". В соответствии с новой редакцией ГОСТ этот знак будет считаться избыточным и может быть демонтирован.
Установка знака полоса для маршрутных транспортных средств
Следующее изменение внесено в пункт 5.6.18 ГОСТ:
Знак повторяют за каждым перекрестком на протяжении всего участка дороги, где движение организовано по обозначенной знаком 5.14.1 полосе.
В населенных пунктах повторные знаки 5.14.1 уменьшенного размера по ГОСТ Р 52290 (без таблички 8.14) допускается устанавливать за выездами с прилегающих территорий, признаки которых могут неоднозначно распознаваться водителями транспортных средств.
Знак 5.14.1 устанавливается непосредственно после перекрестка или выезда с прилегающей территории вне зависимости от наличия и длины зоны перестроения.
При одностороннем движении или при наличии конструктивно выделенной разделительной полосы допускается устанавливать знак слева от полосы в случае, если она крайняя левая.
Знак повторяют за каждым перекрестком и выездом с прилегающей территории, имеющей сквозной проезд, на протяжении всего участка дороги, где движение организовано по обозначенной знаком 5.14.1 полосе.
В населенных пунктах повторные знаки 5.14.1 уменьшенного размера по ГОСТ Р 52290 (без таблички 8.14) допускается устанавливать за выездами с прилегающих территорий.
После выездов с прилегающих территорий, не имеющих сквозного проезда, знак 5.14.1 допускается не устанавливать при условии наличия разметки 1.23.1.
В приведенных выше абзацах речь идет про установку знака 5.14.1 "Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств":
Рассмотрим основные нововведения из приведенных выше пунктов:
- С 1 января 2026 года появится возможность устанавливать знак слева от проезжей части, если левая полоса является выделенной. На практике мне не доводилось видеть дороги, где выделенная полоса является крайней левой. Если Вы встречали такую организацию дорожного движения, напишите об этом в комментариях к данной статье.
- Знаки 5.14.1, также как и раньше, будут устанавливаться за всеми перекрестками.
- Знаки 5.14.1 будут устанавливаться за всеми выездами с прилегающих территорий, имеющими сквозной проезд. До 1 января 2026 года установка знаков на таких выездах не является обязательной.
- Знаки 5.14.1 допускается не устанавливать после выездов с прилегающих территорий, не имеющих сквозного проезда, при наличии разметки 1.23.1.
Примечание. Последний пункт заслуживает отдельного внимания, т.к. он может сбить читателей с толку. Может показаться, что если на выделенной полосе отсутствует разметка 1.23.1, то знаки 5.14.1 должны устанавливаться за всеми выездами с прилегающих территорий. В том числе за теми, которые не имеют сквозного проезда. Однако это не так. Подобного требования в ГОСТ нет.
Таким образом, самый важный вывод данной части статьи состоит в том, что знаки "Полоса для маршрутных транспортных средств" будут устанавливаться после выездов с прилегающих территорий, имеющих сквозной проезд. То есть, знаков на дорогах станет больше.
И это нововведение выглядит вполне оправданным, т.к. в населенных пунктах, в которых есть выделенные полосы, водителям бывает довольно трудно определить места окончания этих полос. Дополнительные знаки помогут решить эту проблему.
Особенности установки знаков на выделенных полосах
Начиная с 1 января 2026 года из ГОСТ будет удален следующий пункт:
5.6.21 Действие знаков 5.14.1 - 5.14.4 распространяется на полосу, над которой они расположены. Действие знаков, установленных справа от дороги, распространяется на правую полосу.
В этом пункте речь идет о следующих дорожных знаках:
Текущая редакция ГОСТ говорит о том, что указанные знаки могут устанавливаться как над полосами, так и справа от дороги. И может показаться, что с 1 января знаки будут устанавливаться по-другому. Однако это не так.
Суть изменения заключается в следующем. Текущая редакция ГОСТ описывает, на какие полосы распространяются знаки. Однако это не то, чем должен заниматься ГОСТ. Задача стандарта говорить о том, где должны устанавливаться дорожные знаки. А зону их действия должны определять правила дорожного движения.
И если мы обратимся к описанию знака 5.14.4 в тексте ПДД, то увидим следующее:
Действие знаков 5.14.1 - 5.14.4 распространяется на полосу, над которой они расположены. Действие знаков, установленных справа от дороги, распространяется на правую полосу.
Таким образом, суть изменения заключается в том, что из ГОСТ исключено избыточное дублирование информации.
В заключение напомню, что актуальный текст правил дорожного движения доступен в мобильном приложении от ПДД Мастер:
А в следующей статье серии речь пойдет про установку дорожных знаков, определяющих направления движения по полосам. Не пропустите!
Удачи на дорогах!











