Изменение зоны действия знака ограничение минимальной скорости в новом ГОСТ с 1 января 2026 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В очередной статье серии "Новый ГОСТ на дорожные знаки с 1 января 2026 года" мы продолжим рассматривать изменения, которые будут внесены в ГОСТ 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" с 1 января 2026 года.
Напомню, что основным документом для водителей являются правила дорожного движения. Однако ГОСТ 52289-2019 можно рассматривать в качестве полезного дополнения, которое позволяет найти ответы на некоторые вопросы, которым в тексте ПДД не уделено внимания.
В данной статье речь пойдет о поправках, относящихся к знакам особых предписаний.
Содержание статьи:
- Информация о нормативном документе
- Отмена исключения для маршрутных транспортных средств
- Установка дублирующих знаков разрешенных направлений
- Обновление знака "Велосипедная дорожка"
- Новая зона действия знака "Ограничение минимальной скорости"
Информация о нормативном документе
2025.06.05 Приказ Росстандарта от 25.12.2024 N 2000-ст опубликован в ИУС "Национальные стандарты", N 4, 2025.
Документ вводится в действие 1 января 2026 года с правом досрочного применения.
Отмена исключения для маршрутных транспортных средств
В первую очередь обратимся к пункту 5.5.2 ГОСТ 52289-2019, из которого с 1 января будет исключен следующий абзац:
Действие знаков 4.1.1 - 4.1.6 не распространяется на маршрутные транспортные средства.
Речь идет о следующих дорожных знаках:
В настоящее время указанные знаки не распространяются на маршрутные транспортные средства.
С 1 января 2026 года ситуация изменится. Из текста ГОСТ будет удален пункт, который вводит исключение для маршрутных транспортных средств. Однако в тексте ПДД есть точно такой же пункт и исключать его законодатели пока что не собираются:
Действие знаков 4.1.1 - 4.1.6 не распространяется на маршрутные транспортные средства.
А поскольку именно правила дорожного движения являются основным документом для водителей, получается, что описанное выше изменение ГОСТ на практике абсолютно ничего не изменит.
Установка дублирующих знаков разрешенных направлений
Следующее изменение внесено в пункт 5.5.4 ГОСТ:
5.5.4 На дорогах с двумя и более полосами для движения в данном направлении дублирующие знаки 4.1.1, 4.1.2 и 4.1.4 устанавливают над левой полосой, на дорогах с конструктивно выделенной разделительной полосой - на разделительной полосе, а на дорогах без разделительной полосы при числе полос для встречного движения не более двух допускается устанавливать дублирующий знак на левой стороне дороги.
5.5.4 На дорогах с двумя и более полосами для движения в данном направлении дублирующие знаки 4.1.1, 4.1.2 и 4.1.4 устанавливают над серединой проезжей части данного направления, на дорогах с конструктивно выделенной разделительной полосой - на разделительной полосе, а на дорогах без разделительной полосы при числе полос для встречного движения не более двух допускается устанавливать дублирующий знак на левой стороне дороги.
В приведенном выше пункте речь идет об установке следующих дорожных знаков:
Изменение заключается в том, что с 1 января 2026 года определено новое место для установки дублирующего дорожного знака. В настоящее время такой знак устанавливается над левой полой, а с 1 января 2026 года он будет устанавливаться над серединой проезжей части данного направления:
Обновление знака "Велосипедная дорожка"
Следующее изменение внесено в пункт 5.5.7 ГОСТ:
5.5.7 Знак 4.4.1 "Велосипедная дорожка" применяют для обозначения конструктивно отделенного от проезжей части и тротуара элемента дороги (либо отдельной дороги), по которой разрешено движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и велосипедистов, а при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки - и пешеходов.
5.5.7 Знак 4.4.1 "Велосипедная дорожка" применяют для обозначения конструктивно отделенного от проезжей части и тротуара элемента дороги (либо отдельной дороги), предназначенного для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.
В данном пункте есть 2 важных нововведения:
1. Законодатели заменили фразу "разрешено движение" на "предназначенного для движения". Изменение вроде бы не большое, но довольно важное. Дело в том, что разрешения на движение по тем или иным элементам дорожной инфраструктуры дают правила дорожного движения, а не ГОСТ. Однако действующая редакция ГОСТ нарушает это правило и фактически дублирует текст правил дорожного движения. На практике это приводит к тому, что со временем текст правил обновляется, а текст ГОСТ - нет. В итоге водители не могут разобраться, какие требования правильные.
2. Из ГОСТ исключена возможность для пешеходов двигаться по пешеходным дорожкам. Однако это не означает, что пешеходы потеряют возможность ходить по велодорожкам. Еще раз напомню, что основной документ, регламентирующий дорожное движение - это ПДД. А пункт 4.1.1 ПДД разрешает пешеходам в некоторых случаях выходить на велодорожки:
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части). В этом случае при движении по велосипедным дорожкам, а также при пересечении таких дорожек пешеходы должны уступать дорогу велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности.
Новая зона действия знака "Ограничение минимальной скорости"
Следующее важное изменение внесено в пункт 5.5.11, из которого исключен следующий абзац:
Действие знака распространяется от места установки до ближайшего перекрестка за знаком, а в населенном пункте при отсутствии перекрестка - до конца населенного пункта.
В данном пункте речь идет про зону действия знака 4.6 "Ограничение минимальной скорости":
Действующая редакция ГОСТ говорит о том, что зона действия знака 4.6 распространяется до:
- ближайшего перекрестка;
- конца населенного пункта.
В соответствии с новой редакцией ГОСТ знак всегда будет действовать до места установки отменяющего знака 4.7:
Знаки 4.6 встречаются на российских дорогах крайне редко, в связи с этим изменение ГОСТ выглядит оправданным. Начиная с 1 сентября 2026 года знаки 4.6 и 4.7 будут устанавливаться парами, а водителям не придется вспоминать условия, когда действие указанных знаков заканчивается.
Напомню, что текст действующих правил дорожного движения доступен в мобильном приложении от ПДД Мастер:
А в следующей статье серии будут рассмотрены изменения ГОСТ, затрагивающие знаки особых предписаний. Не пропустите!
Удачи на дорогах!










