Неисправности рулевого управления, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 года
Добрый день, уважаемый читатель.
С 1 сентября 2023 года вступает в силу новая редакция текста правил дорожного движения. При этом большая часть дополнений из новой редакции затрагивает перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
В предшествующей статье на pddmaster.ru были рассмотрены неисправности, связанные с тормозными системами. Сегодня же речь пойдет о неисправностях, относящихся к рулевому управлению.
Содержание статьи:
- Информация о нормативном документе
- Допустимый люфт рулевого управления
- Конструкция рулевого механизма
- Неисправности усилителя рулевого управления
- Штрафы за неисправность рулевого управления и за отсутствие усилителя
Информация о нормативном документе
2023.06.21 Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2023 №837 "О внесении изменений в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения" опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 2 июня 2023 года.
Документ вступает в силу 1 сентября 2023 года.
Допустимый люфт рулевого управления
2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:
- Легковые автомобили и созданные на их базе грузовые автомобили и автобусы - 10
- Автобусы - 20
- Грузовые автомобили - 25
2.3. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает предельные значения, установленные в пункте 2.3 приложения N8 к техническому регламенту. Указанная неисправность выявляется с использованием средств технического диагностирования.
В действующей редакции правил прямо прописаны максимальные значения для люфта рулевого управления (10, 20 и 25 градусов).
С 1 сентября 2023 года в документе останется только ссылка на Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств". Обратимся к пункту 2.3 приложения 8:
2.3. Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельных значений, установленных изготовителем транспортного средства, а при отсутствии указанных данных - следующих предельных значений:
- транспортные средства категории M1 и созданные на базе их агрегатов транспортные средства категорий M2, N1 и N2, а также транспортные средства категорий L6 и L7 с автомобильной компоновкой - 10°;
- транспортные средства категорий M2 и M3 - 20°;
- транспортные средства категорий N - 25°.
При этом максимальные углы, на которые допускается люфт рулевого управления, остаются прежними. Однако есть и очень важное отличие. Эти углы будут проверять лишь в том случае, если изготовитель автомобиля не установил собственное допустимое максимальное значение для величины люфта. Если же автопроизводитель указал эту величину в документах автомобиля, то проверять рулевое управление будут именно по этому значению.
Например, если в документации легкового автомобиля указано, что максимальный допустимый люфт составляет 5 градусов, то при превышении этого значения эксплуатация автомобиля запрещается. А величина 10 градусов из технического регламента в расчет не берется.
Конструкция рулевого механизма
2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.
2.4. Детали крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма повреждены или отсутствуют. Резьбовые соединения не затянуты и не зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации. Неисправно устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса. Имеются не предусмотренные конструкцией транспортного средства перемещения деталей и узлов рулевого привода.
В целом новый пункт 2.4 по своему содержанию повторяет пункт 2.2 из "старой" редакции, просто предложения в нем расставлены в другом порядке.
Единственное новое условие запрещения эксплуатации в этом пункте - отсутствие или повреждение деталей крепления рулевого механизма или его картера.
2.5. В рулевом механизме и рулевом приводе применяются детали со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами.
Пункт 2.5 запрещает эксплуатацию автомобиля, у которого есть трещины, деформации или иные дефекты на деталях рулевого управления.
Неисправности усилителя рулевого управления
2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).
2.1. Усилитель рулевого управления, предусмотренный изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации, неисправен или отсутствует.
Новый пункт 2.1 относится к рулевым усилителям всех типов (электрическим, гидравлическим, пневматическим и т.п.). Он говорит о том, что отсутствие усилителя, предусмотренного конструкцией, запрещает эксплуатацию.
2.2. Имеется подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления. Указанная неисправность выявляется органолептическим методом (визуально) путем определения наличия следов рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления, не связанных с проведением технического обслуживания транспортного средства.
Пункт 2.2 относится исключительно к гидроусилителю. У гидравлического усилителя не допускается подтекание рабочей жидкости, которое определяется визуально. При этом неисправностью не считаются следы технического обслуживания.
2.6. Происходит самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе.
Суть данной неисправности заключается в том, что при включении двигателя автомобиль самостоятельно (без участия человека) поворачивает руль вправо или влево. В этом случае эксплуатация автомобиля также запрещается.
Штрафы за неисправность рулевого управления и за отсутствие усилителя
За любую неисправность, связанную с рулевым управлением, водитель может быть наказан по части 2 статьи 12.5 КоАП:
2. Управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) -
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Размер наказания - 500 рублей. Кроме того, происходит задержание транспортного средства и его эвакуация на штрафстоянку.
Напомню, что обновленный текст правил дорожного движения доступен для изучения на следующей странице:
А в следующей статье серии речь пойдет про неисправности устройств освещения и световой сигнализации. Не пропустите!
Удачи на дорогах!