Неисправности сцепных устройств, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 года
Добрый день, уважаемый читатель.
С 1 сентября 2023 года в России будет введен новый перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Данный документ является приложением к правилам дорожного движения и довольно подробно описывает технические неисправности, при которых автомобиль нельзя эксплуатировать.
В предшествующих статьях серии "Новые ПДД с 1 сентября 2023 года" были рассмотрены неисправности, относящиеся к тормозным системам, рулевому управлению, световым приборам, обзорности и колесам.
Сегодня же речь пойдет о неисправностях сцепных устройств. Так что статья в первую очередь предназначена для тех водителей, которым приходится эксплуатировать автомобили с прицепами или полуприцепами.
Содержание статьи:
- Информация о нормативном документе
- Термины, связанные с буксировкой прицепов
- Требования к деталям сцепных устройств
- Требования к предохранительным приспособлениям
- Устройство поддержки сцепной петли
- Дополнительные требования к сцепным устройствам
- Штрафы за неисправности сцепных устройств
Информация о нормативном документе
2023.06.29 Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2023 №837 "О внесении изменений в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения" опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 2 июня 2023 года.
Документ вступает в силу 1 сентября 2023 года.
Термины, связанные с буксировкой прицепов
Однако прежде чем переходить к рассмотрению перечня неисправностей, нужно рассказать о терминах, которые используются в этом документе. Дело в том, что большинство водителей попросту не знает, как называются те или иные части прицепных устройств, поэтому понять требования обновленных правил им будет не так уж и просто. Причем это касается в том числе и водителей, которые регулярно эксплуатируют автомобили с прицепами.
Примечание. При подготовке данной статьи рассматривался вариант с графическими схемами сцепных устройств, на которых были бы показаны названия их деталей. Однако найти качественные фотографии для всех видов сцепок не удалось, поэтому описание составных частей приведено в виде таблицы.
Описание сцепного устройства | Элементы, находящиеся на тягаче (на автомобиле) | Элементы, находящиеся на прицепе или полуприцепе |
Сцепка с фаркопом в виде шара (например, для легковых автомобилей) | шар | сцепная петля, дышла |
Сцепка с крюком (старый вариант для грузовых автомобилей) | тяговый крюк | сцепная петля, дышла |
Беззазорная сцепка (современный вариант для грузовых автомобилей) | тяговая вилка, шкворень | сцепная петля, дышла |
Сцепка для полуприцепов | гнездо шкворня опорная плита | шкворень |
Если Вы эксплуатируете автомобили с прицепами, то выберите из приведенной таблицы подходящие строки и по мере изучения данной статьи следите за требованиями, относящимися именно к Вашим автопоездам.
Требования к деталям сцепных устройств
7.6. Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.
6.1. Сцепной шкворень, гнездо шкворня, опорная плита, тяговый крюк, шар тягово-сцепного устройства деформированы или имеют разрывы, трещины.
Детали сцепных устройств и их крепления отсутствуют.
6.4. Сцепная петля или дышла прицепа имеют деформации, нарушающие положение их относительно продольной центральной плоскости симметрии прицепа, разрывы, трещины.
До 1 сентября 2023 года требования к тягово-сцепным и опорно-сцепным устройствам приведены в ПДД в довольно общем виде. Можно понять, что любые неисправности автоматически ведут к тому, что эксплуатация автопоезда запрещается.
С 1 сентября требования будут описаны более подробно и к запрещению эксплуатации приведет:
- Повреждение любой детали сцепного механизма любого типа (сцепной шкворень, гнездо шкворня, опорная плита, тяговый крюк, шар, сцепная петля, дышла).
- Отсутствие любой детали сцепного механизма.
- Деформация сцепной петли или дышла, при которой нарушена симметрия крепления.
Требования к предохранительным приспособлениям
6.2. Предохранительные приспособления (цепи, тросы) на одноосных прицепах (за исключением роспусков) и прицепах, не оборудованных рабочей тормозной системой, неисправны (в том числе длина предохранительных цепей (тросов) не предотвращает контакт сцепной петли дышла с дорожной поверхностью и не обеспечивает управление прицепом в случае обрыва (поломки) тягово-сцепного устройства) или отсутствуют.
Ранее предохранительным приспособлениям в тексте ПДД было выделено лишь одно короткое предложение в пункте 7.6, в котором говорилось, что предохранительные тросы и цепи, предусмотренные конструкцией, не должны отсутствовать и должны быть исправны.
С 1 сентября предохранительным тросам и цепям посвящен подробный пункт 6.2, который в целом передает тот же самый смысл. В нем говорится, что предохранительные цепи и тросы обязательны для одноосных прицепов и прицепов без тормозной системы. А это и есть прицепы, для которых предохранительные системы должны быть предусмотрены конструкцией. Для других прицепов они не обязательны.
Устройство поддержки сцепной петли
6.3. На прицепах (за исключением одноосных и роспусков) устройство, поддерживающее сцепную петлю дышла в положении, облегчающем сцепку и расцепку с тягачом, неисправно или отсутствует.
Пункт 6.3 запрещает эксплуатацию прицепов, у которых неисправно устройство, облегчающее сцепку и расцепку с тягачом. Суть этого устройства состоит в том, что дышла прицепа поддерживаются на нужной высоте пока тягач маневрирует в процессе сцепки.
Дополнительные требования к сцепным устройствам
6.5. Болтовые соединения и фиксация крепления дышла к прицепу, сцепной петли к дышлу, шкворня и гаек реактивных штанг не затянуты и не зафиксированы.
Гайка оси дышла не завернута до отказа и не зашплинтована.
Гайка крепления сцепной петли дышла не завернута до отказа и не зафиксирована замковой шайбой и гайкой.
Стопорные шайбы шкворня не фиксируют завернутую до отказа гайку.
Имеется продольный люфт в беззазорных тягово-сцепных устройствах с тяговой вилкой для сцепленного с прицепом тягача.
Новый пункт 6.5 содержит требования, которые применяются к различным элементам сцепных устройств. Эксплуатация запрещается при:
- не затянутых гайках, крепящих сцепную петлю, дышло, шкворень и реактивные штанги;
- на завернутой или не зашплинтованной гайке оси дышла;
- не зафиксированной замковой шайбой гайке сцепной петли дышла;
- не зафиксированной гайке шкворня с помощью стопорных шайб;
- продольном люфте в беззазорном устройстве с тяговой вилкой.
Штрафы за неисправности сцепных устройств
Штрафы за неисправности, относящиеся к сцепным устройствам, предусмотрены статьей 12.5 КоАП:
1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 11 - 7 настоящей статьи, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
2. Управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) -
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Наказание за неисправность сцепного устройства зависит от того, буксирует ли автомобиль прицеп или полуприцеп:
- предупреждение или 500 рублей, если автомобиль едет без прицепа (часть 1 статьи 12.5);
- 500 рублей и эвакуация на штрафстоянку, если автомобиль едет с прицепом (часть 2 статьи 12.5).
В заключение предлагаю Вам изучить полный текст обновленных правил дорожного движения:
А в следующей статье серии речь пойдет про неисправности ремней безопасности, при которых запрещается эксплуатация.
Удачи на дорогах!