Что делать, если перестали работать светофоры?
Добрый день, уважаемый читатель.
В очередной статье серии "Правила проезда перекрестков" речь пойдет о том, каким образом нужно вести себя участникам дорожного движения, если светофоры на перекрестке неожиданно для всех перестали работать.
На первый взгляд ничего сложного в этом нет, однако когда светофоры неожиданно выключаются в реальной дорожной ситуации, многих водителей это вводит в ступор, а на перекрестке начинает твориться хаос и безобразие.
Для начала небольшая история, связанная с неожиданным выключением светофоров. Рассмотрим стандартный перекресток, где пересекаются 2 дороги. Цикл работы светофоров на нем организован следующим образом:
1. Зеленый сигнал горит для автомобилей, приближающихся к перекрестку с противоположных направлений по главной дороге.
2. Зеленый сигнал горит для автомобилей, приближающихся к перекрестку с противоположных направлений по второстепенной дороге.
3. Горит сигнал пешеходного светофора для всех направлений.
Перекресток небольшой и поэтому все успевают проехать/пройти в нужном направлении за отведенное им время.
Если бы на описанном перекрестке светофоры выключились во время фазы 1, то никакой неразберихи бы не было. Однако на практике получилось так, что светофор погас во время фазы 2, т.е. во время движения автомобилей по второстепенной дороге.
Безусловно для всех водителей такой поворот оказался совершенно неожиданным. Поэтому въезжающие на перекресток по второстепенной дороге в течение следующих 5-10 секунд продолжали спокойно на него въезжать, хотя по правилам должны были уступать дорогу.
Через 5-10 секунд водители автомобилей, находящихся на главной, опомнились и также стали въезжать на перекресток. При этом автомобили одновременно въезжали на перекресток со всех направлений. Спустя всего лишь несколько секунд перекресток оказался полностью забит автомобилями, которые не могли разъехаться.
Пешеходы, кстати, оказались самыми дисциплинированными, и не выходили на перекресток во время этой неразберихи.
Что делать, если перестали работать светофоры?
Если в тот момент, когда Вы подъезжаете к перекрестку, светофоры перестают работать, самым лучшим решением будет остановиться перед перекрестком.
Связано это с тем, что в неожиданной ситуации принять правильное решение оказывается чрезвычайно сложно. Поэтому лучше остановиться и уже после этого повторно осмотреть перекресток, который между делом стал нерегулируемым. Целью осмотра является поиск знаков приоритета.
После выключения светофоров на перекрестке действуют правила дорожного движения для нерегулируемых перекрестков.
Однако ввиду сложности сложившейся ситуации необходимо напомнить и о существовании пункта 13.2 правил дорожного движения:
13.2. Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.
Т.е. в том случае, если Ваш автомобиль оказался на главной дороге нерегулируемого перекрестка, не следует сразу же со всей силы давить на педаль газа. Для начала следует пропустить автомобили, которые уже находятся на перекрестке.
ДТП на перекрестке с выключенными светофорами
Отдельно хочу напомнить и о том, что даже если Ваш автомобиль находится на главной дороге, не следует провоцировать ДТП.
Во-первых, это в любом случае окажется для Вас невыгодным и очень хлопотным занятием. Во-вторых, к приезду сотрудников ГИБДД светофор скорее всего возобновит свою работу, а в этом случае достаточно просто из пострадавшего превратиться в виновника ДТП.
Что делать, если светофор возобновил свою работу
Возобновление работы светофора - действие не такое опасное, как неожиданное прекращение его работы, однако и к такому повороту событий следует быть готовым.
Обычно светофоры включаются в режиме желтого мигающего сигнала, т.е. перекресток сначала остается в нерегулируемом состоянии, и лишь через некоторое время светофоры переходят к нормальному режиму работы.
Однако в том случае, если светофоры сразу же начинают работать в нормальном режиме, ситуация оказывается не совсем простой. Здесь нужно руководствоваться пунктом 13.8 правил дорожного движения:
13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.
Т.е. и в этом случае сначала следует уступить дорогу автомобилям на перекрестке, а лишь затем начинать движение.
Что делать пешеходам при включении/выключении светофоров?
Для пешеходов, которые во время включения/выключения светофоров находились на тротуаре все достаточно просто. Если светофоры выключились, то действуют правила для нерегулирумых перекрестков, если включились, то для регулируемых.
Наибольшие трудности могут возникнуть у тех пешеходов, которые оказались во время включения/выключения светофоров на проезжей части. Если Вы попали в такую ситуацию, то останавливаться где попало и обдумывать дальнейшие действия я не рекомендую.
Лучше всего побыстрее добраться до противоположного края проезжей части или до середины проезжей части, если дорога широкая. А решения по дальнейшему передвижению принимать именно оттуда, т.е. из безопасного места.
Штрафы, которые могут быть наложены на водителей при неожиданном включении/выключении светофоров.
Пожалуй самым распространенными штрафами при неожиданном включении/выключении светофоров являются штрафы, предусмотренные статьей 12.13 кодекса об административных правонарушениях:
Статья 12.13. Нарушение правил проезда перекрестков
1. Выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, -
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
2. Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков, -
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Надеюсь, что прочтение этой статьи позволит Вам в будущем комфортно чувствовать себя при неожиданном включении/выключении светофоров на перекрестке и сгоряча не наделать глупостей.
Удачи на дорогах!
Измените информацию о штрафах - сейчас они в 10 раз выше.
Алена, спасибо за замечание, статья обновлена.
Удачи на дорогах!
По правилам понятно, что делать в такой ситуации. Но что делать, если это случается в час пик на перекрёстке двух оживлённых магистралей, по 4-6 полос каждая? Если руководствоваться знаками приоритета, то автомобили на второстепенной магистрали могут простоять десятки минут без какой-либо возможности проехать, так как по главной будет идти непрекращающийся поток автомобилей. Кроме того, встречные поворачивающие налево с главной вполне по правилам могут заблокировать перекрёсток.
Максим-246, имеет смысл позвонить в ГИБДД и попросить, чтобы на перекресток отправили регулировщика.
Самостоятельно разрешить описанную ситуацию водители не смогут.
Удачи на дорогах!
>>имеет смысл позвонить в ГИБДД и попросить, чтобы на перекресток отправили регулировщика.
Самостоятельно разрешить описанную ситуацию водители не смогут.
Интересно, что на нашем "любимом" перекрёстке бывает наоборот: если прибыли регулировщики, то пробка на километр в трёх направлениях, а если не успели, то водители спокойно разруливают ситуацию "на глазок", в том же режиме, как работал светофор. Только пешеходам сложно. Но у нас вообще упоротый перекрёсток. Н-образный с поперечиной. Главная дорога - трасса (по 2 полосы прямо + по одной полосе "в город" - то есть, с одной стороны направо, с другой налево); параллельно главной со стороны города дорога-дублёр, между главной и дублёром пешеходный переход, и второстепенная уходит в город перпендикулярно трассе. И пешеходный через трассу слева от второстепенной. Дублёр вне светофора, а трасса, второстепенная и пешеходники регулируются светофором.
И если регулировщики прибыли, то перекрёсток встаёт наглухо.
А что делать, если на главной мигает желтый (или не работает), а на примыкающей горит зеленый? Везде пишут "Если светофор не работает...", но светофор же не один. Непонятно когда перекресток считать не регулируемым: когда ОДИН светофор не работает, или когда ВСЕ светофорЫ не работаю? Почему то в ПДД написано светофор (в единственном числе).
Имя, не встречалось таких случаев, когда светофор в рабочем состоянии только с одной стороны перекрёстка, причём со стороны именно второстепенной дороги.
Почему то в ПДД написано светофор (в единственном числе).
Потому что водитель обязан руководствоваться:
1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров,..
Сигналы своего светофора. Сигналы светофоров для других участников дорожного движения соблюдать не надо. Поэтому - в единственном числе.
Имя, сигналы всех светофоров в пределах одного перекрестка должны быть согласованы. Если имеет место описанная Вами ситуация, то позвоните в организацию, ответственную за данный светофорный объект, (телефоны бывают указаны на обратной стороне светофоров или рядом с ними) и сообщите о неисправности.
С точки зрения ПДД Вы руководствуетесь сигналом светофора, который регулирует Ваше направление. Если сигналы светофора не согласованы и произойдет ДТП, то возмещение ущерба нужно будет взыскать с дорожников.
Удачи на дорогах!