Средства индивидуальной мобильности в ПДД (самокаты, ролики, гироскутеры, моноколеса)

Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.

Ролики - средство индивидуальной мобильности

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о законопроекте, содержащем изменения в правила дорожного движения.

В первую очередь нововведения связаны с новым понятием "средство индивидуальной мобильности", к которому относятся самокаты, роликовый коньки, скейтборды, а также электрические приспособления для перемещения людей (гироскутеры, сигвеи, моноколеса и т.п.).

Однако есть в проекте и нововведения, которые затрагивают традиционные транспортные средства (автомобили, автобусы, велосипеды).

Сразу же хочу отметить, что изменений много, поэтому их рассмотрение будет разбито на несколько статей.

В первой части поговорим о средствах индивидуальной мобильности и рассмотрим следующие вопросы:

В первую очередь нужно сказать о том, что правила дорожного движения в 2019 году не менялись ни разу (дата последней редакции - 21 декабря 2018 года). Напомню, что в 2018 году правила были обновлены 8 раз.

В этой статье рассматривается законопроект, который по своей масштабности переплюнет любое из прошлогодних обновлений. Этот документ огромный и занимает 11 страниц формата А4, в то время как полный текст ПДД умещается на 40 листах А4. Так что если законопроект в итоге будет принят, правила для водителей изменятся практически на четверть.

Информация о законопроекте

07.11.2019 Законопроект 01/01/10-19/00096588 проходит общественно обсуждение и независимую антикоррупционную экспертизу на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Что относится к средствам индивидуальной мобильности?

В первую очередь рассмотрим новое понятие "Средство индивидуальной мобильности" (сокращенно - СИМ), с которым связана большая часть нововведений:

"Средство индивидуальной мобильности" – устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок.

Итак, к средствам индивидуальной мобильности относятся:

  • роликовые коньки;
  • самокаты;
  • скейтборды;
  • электросамокаты;
  • электроскейтборды;
  • гироскутеры;
  • сигвеи;
  • моноколеса.

Отличительной особенностью всех этих устройств является то, что они приводятся в действие либо мускульной энергии человека, либо электродвигателями. То есть по определению не может существовать СИМ с двигателем внутреннего сгорания (на бензине).

Примечание. Велосипеды, хотя и приводятся в действие мускульной энергией людей, к средствам индивидуальной мобильности не относятся. ПДД для велосипедов рассмотрены в отдельной статье.

Второе важное замечание - СИМ не являются транспортными средствами (в отличие от тех же велосипедов). В определении прямо говорится, что это устройства, а не транспортные средства. То есть правила дорожного движения, регламентирующие движение транспортных средств, к средствам индивидуальной мобильности не относятся.

Таким образом, СИМ занимают промежуточное положение между пешеходами и велосипедистами. То есть некоторые правила для них совпадают с правилами для пешеходов, некоторые - с правилами для велосипедистов, а некоторые - вообще разработаны индивидуально для СИМ. Сами правила будут подробно рассмотрены в ходе данной серии статей.

А пока что продолжим изучение понятия средство индивидуальной мобильности.

"Участник дорожного движения" - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

"Участник дорожного движения" - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства или лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности.

Итак, лицо, использующее СИМ, является участником дорожного движения. Причем оно не является ни пешеходом, ни пассажиром, ни водителем.

"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

"Пешеход" – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие (везущие, несущие) средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также дети до 7 лет, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности.

Однако если человек по аналогии с велосипедистом спешится и будет вести или нести СИМ, то он станет пешеходом.

Кроме того, дети до 7 лет, которые катаются на СИМ, являются пешеходами. Более подробно правила для детей младше 7 лет рассмотрены ниже.

На первый взгляд все вроде бы понятно, особенно если рассматривать в качестве средства индивидуальной мобильности, например, скейтборд или роликовые коньки. А вот если взять в качестве примера электросамокат, имеющий двигатель мощностью 2 кВт, то далеко не сразу понятно, должен такой самокат рассматриваться как СИМ или как мопед (для управления мопедом требуется водительское удостоверение).

Примечание. До тех пор, пока рассматриваемый в статье законопроект не принят, электросамокат мощностью 2 кВТ с точки зрения ПДД является именно мопедом. Этот вопрос подробно рассмотрен в статье "Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?".

Что касается рассматриваемого законопроекта, то в нем, кроме прочего, будет обновлено и понятие "мопед":

"Мопед" - двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

"Мопед" - двух- или трехколесное оборудованное сиденьем механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

Таким образом, основным отличительным признаком мопедов будет являться наличие сиденья. То есть если на самокате мощностью 2 кВт сиденья нет, то он является средством индивидуальной мобильности. Если сиденье есть, то он является мопедом.

Пример подобного самоката-мопеда приведен на картинке ниже:

Электросамокат с сиденьем - мопед

"Механическое транспортное средство" - транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

"Механическое транспортное средство" - транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Термин не распространяется на средства индивидуальной мобильности и велосипеды.

Выше речь шла о том, что СИМ не является транспортным средством, а является устройством. То есть оно изначально не попадает под понятие "Механическое транспортное средство". Однако в приведенном выше пункте ПДД законодатели решили дополнительно указать, что СИМ и велосипеды механическими транспортными средствами не являются.

Итак, мы разобрались, что такое СИМ. Перейдем к рассмотрению правил дорожного движения для таких устройств.

Где могут двигаться средства индивидуальной мобильности?

При управлении детьми в возрасте до 7 лет

Если средство индивидуальной мобильности используется ребенком младше 7 лет, то такой ребенок приравнивается к пешеходу:

"Пешеход" – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие (везущие, несущие) средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также дети до 7 лет, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности.

То есть дети до 7 лет должны соблюдать правила для пешеходов:

Получается, что ребенок до 7 лет может ездить по тротуарам, пешеходным дорожкам, пешеходным зонам. Кроме того, он может пересекать дорогу по пешеходным переходам прямо на своем средстве индивидуальной мобильности.

Если речь идет, например, о детском самокате, то никаких вопросов не возникает. На таких устройствах дети ездят довольно медленно и в целом могут безопасно двигаться совместно с пешеходами.

А вот если ребенок едет на мощном электросамокате, то ситуация выглядит довольно странно. Нужно понимать, что законопроект не предусматривает никаких ограничений по управлению СИМ с электродвигателем. То есть двухлетний ребенок может вполне законно сесть за руль электросамоката мощностью 4 кВт и с максимальной скоростью 50 км/ч. Эти характеристики соответствуют самому мощному электромопеду.

Конечно, вряд ли кто-то доверит такой самокат двухлетнему малышу, а вот 6-летний ребенок вполне может оказаться за рулем. То есть получается, что ребенок получает в пользование очень мощный самокат (мопед), права ему не требуются и он считается пешеходом, то есть может ездить по тротуарам и пересекать дороги по нерегулируемым пешеходным переходам. В первую очередь это опасно для самого ребенка, однако ущерб могут получить и другие участники движения.

В общем, ситуация довольно странная. Будем надеяться, что в итоговой редакции документа этот вопрос будет учтен. И либо детям до 7 лет запретят ездить на электрических транспортных средствах с определенными характеристиками, либо введут для них обязанность спешиваться на переходах.

Например, в текущем варианте получается, что ребенок на электросамокате, едущий на скорости 50 км/ч, может не снижая скорости проехать через нерегулируемый пешеходный переход. Скорость очень большая и водители вряд ли успеют остановиться.

Что касается самих водителей, то и для них ситуация выглядит странно. Издалека невозможно определить возраст человека на электросамокате, поэтому на пешеходных переходах в целях предосторожности придется уступать всем электросамокатчикам.

Обратите внимание, велосипедисты в возрасте до 7 лет обладают примерно такими же правами и обязанностями. Однако они к пешеходам не приравниваются, то есть должны, например, спешиваться на пешеходных переходах.

При управлении детьми в возрасте от 7 до 14 лет

24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет, а также лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам.

Что касается детей в возрасте от 7 до 14 лет, то для них правила движения полностью аналогичны правилам для велосипедистов аналогичного возраста. Они могут ездить по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам.

Обратите внимание, законопроект подразумевает что и велосипедисты от 7 до 14 лет, и управляющие СИМ дети такого же возраста не будут иметь право ездить по пешеходным зонам.

При управлении взрослыми (старше 14 лет)

Основные правила для взрослых людей, управляющих средствами индивидуальной мобильности, аналогичны правилам для велосипедистов:

24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.

24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов, проезжей части велосипедной зоны.

В первую очередь они должны ездить по велосипедной дорожке, велопешеходной дорожке, полосе для велосипедистов или велосипедной зоне.

Однако подобные дорожки, полосы и зоны это скорее исключение из правил. Их в масштабах страны довольно мало. Поэтому взрослым владельцам СИМ придется пользоваться пунктом 24.2.1:

24.2.1 Допускается движение лиц в возрасте старше 14 лет, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности:

– по тротуару, пешеходной дорожке в следующих случаях:

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по проезжей части велосипедной зоны;
  • лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет при отсутствии велосипедной и велопешеходной дорожек;

– по обочине – в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка либо отсутствует возможность двигаться по ним или по проезжей части велосипедной зоны;

– по правому краю проезжей части дороги при наличии следующих условий:

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина либо отсутствует возможность двигаться по ним;
  • дорога не является автомагистралью и на дороге разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч и разрешено движение велосипедов;
  • средство индивидуальной мобильности оборудовано электродвигателем (электродвигателями), тормозом, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди, которая в темное время суток или в условиях недостаточной видимости должна быть включена.

Движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности с гироскопической стабилизацией, по правому краю проезжей части дорог – не допускается (за исключением велосипедных зон).

В первую очередь рассмотрим порядок приоритетов при выборе места для движения:

  1. велосипедная, велопешеходная дорожка или полоса для велосипедистов, проезжая части велосипедной зоны;
  2. тротуар, пешеходная дорожка;
  3. обочина;
  4. правый край проезжей части.

Внимание! Порядок приоритетов существенно отличается от аналогичных правил для велосипедистов. У велосипедистов пункты 2 и 4 идут в обратном порядке, то есть для велосипедиста самый последний вариант - это тротуар.

Что касается средств индивидуальной мобильности, то они могут оказаться на проезжей части лишь в самом крайнем случае (если невозможно двигаться ни по тротуару, ни по обочине). Кроме того, есть еще несколько условий:

  • Выезжать на проезжую часть могут только электрические СИМ. То есть на роликах, скейтборде или самокате ехать вместе с автомобилями нельзя.
  • У СИМ должный быть тормоз, звуковой сигнал, передняя фара и световозвращатели со всех сторон.
  • На дороге должна быть установлена максимальная скорость 60 км/ч или менее. Если говорить в общем, то средства индивидуальной мобильности в основном смогут ездить по дорогам только в населенных пунктах. И то не по всем.
  • На дороге должно быть разрешено движение велосипедистов.

Кроме того, есть дополнительное ограничение для СИМ с гироскопической стабилизацией, то есть для тех, у которых все колеса расположены на одной оси (сигвей, моноколесо, гироскутер). Они не могут ездить по велосипедной полосе и по правому краю проезжей части (кроме велосипедной зоны).

Получается, что по проезжей части могут ездить только электросамокаты и электросейтборды (из перечисленных в определении СИМ).

Рассмотрим следующий пример. Предположим, что речь идет об обычной российской деревне или о коттеджном поселке. В таком населенном пункте есть только проезжая часть и нет тротуаров. В соответствии с предполагаемой редакцией ПДД в такой деревне (поселке) будет невозможно передвигаться на ролкиках, самокате, скейтборде, гироскутере, сигвее и моноколесе.

В заключение хочу отметить следующий факт. Довольно странно, что средства индивидуальной мобильности не разделили на группы по их харакретистикам (максимальной скорости движения, наличию двигателя). Очевидно, что самокат и мощный электросамокат - транспортные средства совершенно разного уровня. Обычный самокат, управляемый взрослым и едущий со скоростью 10км/ч по велосипедной полосе, может создавать помехи велосипедистам, которые едут быстрее. Электросамокат, управляемый взрослым и едущий по тротуару гораздо быстрее пешеходов (20 км/ч) может в свою очередь создавать помехи пешеходам. С другой стороны, на практике вряд ли удастся найти вариант, который устроит абсолютно всех участников дорожного движения.

Еще раз подчеркну, что в этой статье рассмотрена лишь первая часть законопроекта "О внесении изменений ПДД". В следующей статьей серии "Законопроект о СИМ" мы продолжим рассматривать правила для средств индивидуальной мобильности.

Также напоминаю, что в этой статье рассмотрен именно законопроект. То есть этот документ пока что не принят и не известно, когда он будет принят и будет ли принят вообще. Если это произойдет, то данная статья будет обновлена.

С актуальным текстом правил дорожного движения Вы можете ознакомиться на следующей странице:

Удачи на дорогах!

Автор: Максим Калашников
Опубликовано: 7 ноября 2019
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев