Сигналы светофоров для средств индивидуальной мобильности с 1 марта 2023 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В данной статье продолжим рассматривать правила дорожного движения для средств индивидуальной мобильности (СИМ), вступающие в силу 1 марта 2023 года.
Напомню, что в предшествующих статьях речь шла о том, что такое средства индивидуальной мобильности, где допускается движение СИМ, в каких случаях СИМ имеют приоритет.
Сегодня же речь пойдет о сигналах светофора и регулировщика, предназначенных для средств индивидуальной мобильности.
Содержание статьи:
- Информация о нормативном документе
- Сигналы светофора для СИМ
- Сигналы регулировщика для средств индивидуальной мобильности
- Действия СИМ при запрещающем сигнале светофора или регулировщика
- Приоритет сигналов регулировщика для СИМ
Информация о нормативном документе
2022.10.25 Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 №1769 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 7 октября 2022 года.
Документ вступает в силу 1 марта 2023 года.
Сигналы светофора для СИМ
Рассмотрим обновленный пункт 6.5 Правил дорожного движения:
6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода и (или) велосипеда, то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).
Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 x 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.
6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода, то его действие распространяется только на пешеходов. Если сигнал светофора выполнен в виде велосипеда, то его действие распространяется на велосипедистов и водителей мопедов, движущихся по велосипедной полосе. Лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности в соответствии с пунктом 24.21 настоящих Правил, должны руководствоваться сигналами светофора в виде силуэта пешехода либо велосипеда при их движении соответственно по тротуару, пешеходной дорожке либо по велосипедной, велопешеходной дорожкам, полосе для велосипедистов. При этом зеленый сигнал разрешает, а красный сигнал запрещает движение пешеходов, велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.
Для регулирования движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 x 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.
Обновленный пункт говорит о том, что СИМ должны руководствоваться сигналами светофора:
- для пешеходов, если СИМ едет по тротуару или пешеходной дорожке;
- для велосипедистов, если СИМ едет по велосипедной дорожке, велопешеходной дорожке, полосе для велосипедистов.
Использование сигналов, предназначенных для велосипедистов, не вызывает абсолютно никаких вопросов.
Если средство индивидуальной мобильности едет по части дороги, предназначенной для велосипедистов, то водитель должен руководствоваться именно велосипедными сигналами.
А вот использование на практике пешеходных светофоров вызывает серьезные вопросы. Дело в том, что пешеходные светофоры устанавливаются только в местах, где пешеходы пересекают проезжую часть, а именно на регулируемых пешеходных переходах в пределах перекрестков и на отдельных регулируемых пешеходных переходах.
Напомню, что средствам индивидуальной мобильности запрещено пересекать проезжую часть по любым пешеходным переходам, в том числе и по регулируемым. Это вопрос более подробно рассмотрен во второй статье данной серии. Для того, чтобы воспользоваться пешеходным переходом, водитель СИМ должен спешиться и стать пешеходом. Однако пешеходы изначально руководствуются сигналами пешеходных светофоров.
Таким образом, новый пункт 6.5 требует, чтобы водитель СИМ руководствовался пешеходными светофорами, однако практическое применение этого пункта вызывает вопросы, т.к. не понятно, в каком случае это может пригодиться. Если у Вас есть идеи по данному вопросу, напишите их в комментариях к данной статье.
Примечание. Если на перекрестке установлены только светофоры с обычными круглыми сигналами, то водители СИМ руководствуются этими сигналами.
Сигналы регулировщика для средств индивидуальной мобильности
Рассмотрим новый абзац, который добавлен в пункт 6.10 ПДД:
Лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны руководствоваться сигналами регулировщика для пешеходов.
Напомню, что движение пешеходов через перекресток, регулируемый регулировщиком, допускается в двух случаях:
Если правая рука регулировщика вытянута вперед, то пешеходы переходят проезжую часть со стороны спины регулировщика.
Если обе руки регулировщика вытянуты в стороны, то пешеходы переходят проезжую часть со стороны груди и со стороны спины регулировщика.
Вроде бы абзац короткий и простой, но он вызывает несколько вопросов:
1. Могут ли средства индивидуальной мобильности ехать по пешеходному переходу по сигналу регулировщика? Ведь, с одной стороны, пункт 24.8 ПДД запрещает СИМ ездить по пешеходным переходам. С другой стороны, пункт 6.15 ПДД говорит о том, что водитель СИМ должен руководствоваться сигналами регулировщика, даже если они противоречат знакам или разметке.
2. В приведенном выше абзаце не указано, что СИМ должны руководствоваться только сигналами для пешеходов. То есть, можно понять, что при движении по проезжей части СИМ руководствуются сигналами для транспортных средств. Однако это ли имели в виду законодатели?
Действия СИМ при запрещающем сигнале светофора или регулировщика
Рассмотрим обновленный пункт 6.14 ПДД:
Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно - остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
Пешеходы и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно - остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
В пункте 6.14 речь идет о действиях пешеходов и водителей СИМ при появлении запрещающего сигнала регулировщика или светофора в момент пересечения проезжей части. Средство индивидуальной мобильности должно покинуть проезжую часть или остановиться на линии, разделяющей транспорт противоположных направлений.
Однако вновь возникает вопрос по поводу того, когда СИМ смогут применить данный пункт.
Если рассмотреть регулируемый светофором перекресток с пешеходным переходом или отдельный пешеходный переход, то по ним СИМ изначально ездить не могут.
Остается только вариант с перекрестком, регулируемым регулировщиком. В этом случае водитель СИМ при изменении сигнала регулировщика на другой, запрещающий движение, обязан покинуть проезжую часть или остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки.
Приоритет сигналов регулировщика для СИМ
Рассмотрим обновленный пункт 6.15 ПДД:
6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.
6.15. Участники дорожного движения должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.
Обновленный пункт 6.15 ПДД устанавливает приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора, требованиями дорожных знаков или разметки для всех участников движения. При этом выше была рассмотрена ситуация, когда данный пункт может быть применен на практике (при пересечении водителем СИМ проезжей части на сигнал регулировщика).
В заключение хочу напомнить, что изменения правил дорожного движения от 1 марта 2023 года рассматриваются в рамках серии статей "Новые ПДД с 1 марта 2023 года". Содержание данной серии доступно на следующей странице:
Кроме того, рекомендую Вам изучить обновленный текст правил дорожного движения:
Ну а в следующей статье речь пойдет о новых дорожных знаках для средств индивидуальной мобильности. Не пропустите!
Удачи на дорогах!
Новый пункт 6.5 противоречит ГОСТ 52289-2019, там где светофор повторитель Т3 с табличкой, на зелёный тоже могут ехать велосипеды и мопеды, согласно ГОСТ
Посмотрите пункт 5.9.8 ГОСТ 52289-2019 !
Максим.
В своей статье вы совершенно правы - в. новом п.6.5, конечно же, "косяк" насчёт пешеходных светофоров при движении СИМ по пешеходным зонам, тротуарам и проч... по п.24.2(1).
Если у Вас есть идеи по данному вопросу, напишите их в комментариях к данной статье. - да, их есть у нас.
Думается, что лейтенант, редактирующий раздел 4 ПДД, свою привычную фразу "...и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности" вносил-вносил в пункты 4.1 и 4.2, а на п.4.3 заснул.
А именно в этот пункт, который говорит о переходе дороги, и надо было добавить лиц, спешившихся со своих СИМ и ставших пешеходами.
Но ничего страшного, 2 марта генерал вставит лейтенанту и тот всё исправит.
Главное, чтобы он не забыл перед этим прочитать то, что наваял в п.6.5.
Может быть и правильно, что в п.6.5 ничего нет про переходы проезжей части. Он немного не о том, а совсем про другое.
По п.6.5
"…При этом зеленый сигнал разрешает, а красный сигнал запрещает движение пешеходов…" - а мигающий зелёный светофоров П1 и П2 (п.7.5.3 ГОСТ Р 52289) что обозначает для пешеходов и лиц, спешившихся со своих СИМ и ставших пешеходами?
... или пешеход должен проводить аналогии как для круглых сигналов из п.6.2, которые для водителей?
Еще по п.6.5
В статье Вы пишите:
"А вот использование на практике пешеходных светофоров вызывает серьезные вопросы. Дело в том, что пешеходные светофоры устанавливаются только в местах, где пешеходы пересекают проезжую часть, а именно на регулируемых пешеходных переходах в пределах перекрестков и на отдельных регулируемых пешеходных переходах."
Не соглашусь с вами.
Думаю, что ошибка произошла из-за неточного прочтения некоторых пунктов ГОСТ Р 52289, а именно:
"...пешеходные светофоры устанавливаются только..., а именно на регулируемых пешеходных переходах...".
Это не так. В ГОСТе написано иначе:
7.4.2 Светофоры П.1 и П.2 устанавливают на тротуарах...
И это большая разница.
Именно =НА ТРОТУАРАХ=, т.е. как раз там, где и движется лицо на СИМ. Причём,
7.4.7 ...Для сигналов светофора П.1 и П.2 должна быть обеспечена различимость на расстоянии не менее 50 м.
Т.е. лицу на СИМ ещё целых 50 метров двигаться по тротуару до пешеходного перехода и руководствоваться сигналами светофора П1 или П2.
А значит у него достаточно времени, чтобы вспомнить о запрете на движение верхом на СИМ по приближающемуся пешеходному переходу через проезжую часть из п.24.8, непосредственно перед переходом спешиться, стать "ведущим СИМ" и "приравняться к пешеходу" (см. определение "ПЕШЕХОД").
============
Ну а это:
"...светофоры устанавливаются...в пределах перекрестков..." - совсем отсебятина (при всём моём глубоком уважении к вам).
Нет такого в ГОСТе!!!
Кроме того, мы то с вами знаем как определяются границы перекрёстков и что, как правило, пешеходный переход размечается уже за его границами, т.е. до начала закруглений ПЧ.
=============
Поэтому на ваше:
Таким образом, новый пункт 6.5 требует, чтобы водитель СИМ руководствовался пешеходными светофорами, однако практическое применение этого пункта вызывает вопросы, т.к. не понятно, в каком случае это может пригодиться. Если у Вас есть идеи по данному вопросу, напишите их в комментариях к данной статье.
отвечу:
==в каком случае это может пригодиться - в случае движения по тротуару.
== Если у Вас есть идеи по данному вопросу, напишите - идея есть. Но она странная и пугающая - именно в этом случае я согласен с этой новой формулировкой в п.6.5, придуманной лейтенантом. Хотя сам пункт в целом не мешало бы немного подкорректировать...
==============
Пи.Си.
ПДД в п.6.5 ещё взял на себя смелость обязать лицо на СИМ и при движении по пешеходной дорожке руководствоваться встречающимися на пути пешеходными светофорами, несмотря на то, что ГОСТ установку этих светофоров на них не предусматривает.
Думаю, что такую наглость ПДД можно простить... Это, наверное, ГОСТ отстаёт от жизни.
По разделу статьи "Сигналы регулировщика для средств индивидуальной мобильности"
Думаю, что с корректурами п.6.10 и 6.14 лейтенант немного зарапортовался.
Умом то он осознал, что вместо слов
"лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности",
надо вставлять слова
"лица, ведущие средство индивидуальной мобильности",
но "приспнул малеха" молодой, рука дрогнула.
Да и в буфере обмена первая фраза стоит сверху, ведь в ПДД он именно эту фразу вставил уже 40 раз, а вторую всего лишь один раз - при корректировке определения =ПЕШЕХОД=.
Так что, если в Постановлении Правительства РФ от 02.03.2023 года N-...."О внесении изменений..." напишут, что изменения п.6.10 и 6.14 отменить, то всё снова станет на свои места и нам нечего будет обсуждать.
А мы просто запомним, что если лицо, ведущее свой СИМ, приравнено к пешеходу, то и
== руководствуется сигналами регулировщика для пешеходов,
и
== при переходе проезжей части ведёт себя как пешеход.
По моему, всё просто.
Надеюсь так и будет.