Новая иерархия категорий водительских прав
Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.
Добрый день, уважаемый читатель.
В данной статье мы продолжим рассматривать законопроект "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", в случае принятия которого в России появится новая иерархия категорий водительских прав.
Под иерархией в данном случае понимаются взаимосвязи между категориями, которые позволяют при наличии одной из категорий управлять транспортными средствами некоторых других категорий.
Напомню, что в предшествующей статье серии "Реформа водительских удостоверений в 2023 году" речь шла об обязательной замене иностранных прав гражданами России.
Содержание статьи:
- Информация о проекте документа
- Новая иерархия категорий водительских прав
- Возможность управления ТС только после выдачи удостоверения
Информация о проекте документа
2022.06.24 Законопроект № 140646-8 "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" принят к рассмотрению в Совете Государственной Думы.
Если документ в итоге будет принят, то он начнет действовать с 1 марта 2023 года.
Новая иерархия категорий водительских прав
Изменения предлагается внести в пункт 7 статьи 25 закона "О безопасности дорожного движения":
7. Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории "А", подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории "А1" и подкатегории "В1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории "В" - подкатегории "В1" (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории "С" - подкатегории "С1", категории "D" - подкатегории "D1", категории "СE" - подкатегории "С1E", категории "DE" - подкатегории "D1E".
Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в настоящей статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории "М".
7. Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории "А", подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории "А1" и подкатегории "В1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории "В" - подкатегории "В1" (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории "С" - подкатегории "С1", категории "D" - подкатегории "D1", категории "СЕ" - категорий "BE", "DE" и подкатегорий "С1Е", "D1E" (при наличии права на управление транспортными средствами категории "В" или категории "D" либо подкатегории "D1" в течение не менее двенадцати месяцев), категории "DE" - категории "BE" (при наличии права на управление транспортными средствами категории "В" в течение не менее двенадцати месяцев) и подкатегории "D1E", подкатегории "С1Е" - категории "BE" и подкатегории "D1E" (при наличии права на управление транспортными средствами категории "В" или подкатегории "D1" в течение не менее двенадцати месяцев), подкатегории "D1E" - категории "BE" (при наличии права на управление транспортными средствами категории "В" в течение не менее двенадцати месяцев).
Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, указанных в настоящей статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории "М" с любым видом трансмиссии при условии отсутствия медицинских ограничений к управлению транспортными средствами данной категории.
Для большей наглядности представим иерархию категорий в виде таблицы:
Действующая иерархия | Предлагаемая иерархия | ||
"Младшая" категория | "Старшая" категория | "Младшая" категория | "Старшая" категория |
А1 | А | А1 | А |
B1 с мотоциклетной посадкой или с мотоциклетным рулем | A | B1 с мотоциклетной посадкой или с мотоциклетным рулем | A |
B1 без мотоциклетной посадки и мотоциклетного руля | B | B1 без мотоциклетной посадки и мотоциклетного руля | B |
BE | B (> 1 года) + CE D (> 1 года) + CE D1 (> 1 года) + CE B (> 1 года) + DE B (> 1 года) + C1E D1 (> 1 года) + C1E B (> 1 года) + D1E | ||
C1 | C | C1 | C |
C1E | CE | C1E | B (> 1 года) + CE D (> 1 года) + CE D1 (> 1 года) + CE |
DE | B (> 1 года) + CE D (> 1 года) + CE D1 (> 1 года) + CE | ||
D1 | D | D1 | D |
D1E | DE | D1E | DE B (> 1 года) + CE D (> 1 года) + CE D1 (> 1 года) + CE B (> 1 года) + C1E D1 (> 1 года) + C1E |
M | любая категория | M | любая категория |
В первую очередь я хочу обратить внимание на то, как составлены тексты "правил", относящиеся к категориям CE и C1E. Можно предположить, что эти тексты будут доработаны в итоговой редакции документа и станут более логичными.
В текущем же виде нет прямой связи между правилами, указанными до скобок, и правилами в скобках. Например, получается, что водитель имеющий категории B (легковые автомобили) и CE (грузовики с прицепом), но не имеющий категории D (автобусы), получает право управления транспортом категории DE (автобусы с гармошкой).
Поскольку подобные правила выглядят не логично, в таблице выше они выделены подчеркиванием. Будем надеяться, что в итоговой редакции документа подобные несоответствия исключат.
Далее будем рассматривать только те новые правила, которые не вызывают вопросов (выделенные жирным):
1. Если у водителя в правах уже открыта категория CE, то он без сдачи экзаменов и получения нового ВУ получает право на управление ТС следующих категорий:
- BE, если у него есть категория В в течение 1 года;
- DE, если у него есть категория D в течение 1 года;
- D1E, если у него есть категория D или D1 в течение 1 года;
2. Если в правах открыта категория C1E, то без сдачи экзаменов водитель получает право на управления ТС категорий:
- BE, если у него есть категория В в течение 1 года;
- D1E, если у него есть категория D или D1 в течение 1 года;
3. Если у водителя есть категория DE или D1E, то он может управлять транспортными средствами категории:
- BE, если у него есть категория В в течение 1 года;
Таким образом, суть новой иерархии категорий заключается в том, что вводятся взаимосвязи для категорий, позволяющих управлять транспортными средствами с прицепами. И на практике это должно привести к тому, что водителю будет достаточно всего один раз пройти обучения и сдать экзамен на категорию CE. После этого (при наличии категорий B и D) он получит и все младшие категории, позволяющие управлять транспортом с прицепом (BE, C1E, DE, D1E).
И если данное нововведение будет принято, жизнь многих водителей станет проще.
Например, мне довольно часто задают вопросы о несправедливости следующей ситуации. Человек 20 лет водит огромные грузовики с прицепами (CE) и легковые автомобили (B). Но для управления легковым автомобилем с прицепом ему все равно нужно заново учиться в автошколе и сдавать экзамены. Почему так?
В случае принятия законопроекта таких вопросов больше не будет.
Примечание. В 2019 году на pddmaster.ru рассматривался проект похожего документа, предлагающий ввести новую иерархию категорий.
Документ серьезно отличался от рассматриваемого сегодня. Например, там предлагалось ввести подкатегорию А2 для мотоциклов. Однако он так и не был принят.
Возможность управления ТС только после выдачи удостоверения
Следующее изменение предлагается внести в пункт 2 статьи 25 закона "О БДД":
2. Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.
2. Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона, с момента выдачи им водительского удостоверения.
Законодатели предлагают прямо прописать, что до момента получения удостоверения на руки водитель не имеет права управлять транспортными средствами.
В настоящее время этот момент в документе не прописан и время от времени находятся "лихие" водители, которые уточняют, можно ли отправиться на выдачу прав на собственном автомобиле. Этого делать нельзя и сейчас, но если ситуация будет прямо прописана в законе, вопрос будет снят.
Ну а в следующей статье серии "Реформа водительских удостоверений в 2023 году" речь идет о новых условиях для получения различных категорий водительских прав.
Удачи на дорогах!











А у меня вопрос. Я, работая в автобусном парке, имею категории A,B,C,D,BE и DE. Надо понимать, что автобус с гармошкой (DE) водить сложнее, чем шаланды (CE). Получаю ли я при замене водительского удостоверения категории C1E и CE ? При СЕ дадут и ВЕ и DE (при условии открытых B и D более года. А откроют ли CE, если у меня в 2003 г. открыта С?
Алексей-788, в настоящее время иерархия, рассмотренная в статье, не принята.
Даже если она будет принята, то в описанном Вами случае категорию СЕ не откроют.