Движение велосипедистов в несколько рядов в законопроекте об изменении ПДД

Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.

Движение велосипедистов в несколько рядов в законопроекте об изменении ПДД

Добрый день, уважаемый читатель.

В данной статье мы продолжим рассматривать проект нормативного документа, предлагающего внести многочисленные изменения в текст правил дорожного движения.

В предшествующей статье разобрана первая часть нововведений, относящихся к велосипедам и средствам индивидуальной мобильности. Сегодня мы продолжим рассматривать предлагаемые изменения, относящиеся к указанным транспортным средствам.

Содержание статьи:

Информация о нормативном документе

2025.04.16 Проект 02/07/09-24/00150772 "О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090" размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Движение велосипедов и СИМ в несколько рядов

Первое интересное нововведение предлагается внести в пункт 24.5 ПДД:

24.5. Движение велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, должно осуществляться только в один ряд. При этом лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства.

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

Движение велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, должно осуществляться только в один ряд, за исключением случаев опережения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, а также случаев движения велосипедистов в колонне, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

Перед опережением транспортного средства слева и объездом с левой стороны препятствия или остановившегося механического транспортного средства велосипедисты и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, обязаны убедиться в отсутствии приближающихся транспортных средств и безопасности дальнейшего движения.

Лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, запрещается выезжать на полосу, предназначенную для встречного движения, для объезда или обгона.

В приведенном выше пункте можно выделить следующие особенности:

1. Составители законопроекта в новой редакции "потеряли" номер пункта "24.5". Скорее всего, при составлении документа была допущена небольшая ошибка. Однако к одиннадцатой статье серии "Законопроект об изменении ПДД в 2024 году" таких ошибок набралось довольно внушительное количество. И создается впечатление, что в случае принятия рассматриваемого законопроекта, большое количество ошибок может ухудшить текст правил.

2. В предлагаемой редакции средства индивидуальной мобильности получают право двигаться по проезжей части в несколько рядов.

3. Законодатели прямо прописали ситуации, когда допускается движение в несколько рядов:

  • велосипедистам при обгоне или опережении велосипедистов или СИМ;
  • велосипедистам при движении в колонне;
  • средствам индивидуальной мобильности при обгоне велосипедистов и СИМ.

4. Из пункта исключено максимальное количество рядов для велосипедистов. Ранее допускалось движение в один или два ряда. Предлагаемая редакция снимает ограничение на количество рядов. И это означает, например, что при движении в колонне велосипедисты смогут ехать и в 10 рядов.

5. В обновленном пункте законодатели прямо прописали возможность опережения и объезда транспортных средств слева. Напомню, что в настоящее время законность подобных маневров вызывает у некоторых водителей сомнения. Этот вопрос более подробно рассмотрен в рамках отдельной статьи:

6. В пункте 24.5 появилось неоднозначное требование для велосипедистов, которые должны перед объездом транспортных средств убедиться в отсутствии приближающихся транспортных средств и в безопасности маневра. Разберемся, в чем именно заключается неоднозначность.

ДТП с велосипедом при объезде припаркованных автомобилей

В настоящее время действующие ПДД говорят следующее. Для объезда припаркованного транспортного средства велосипедисту нужно перестроиться. При перестроении велосипедист уступает дорогу попутным транспортным средствам. После этого он перестраивается и проезжает мимо припаркованного автомобиля. То есть, если столкновение автомобиля и велосипедиста происходит после перестроения, то виновником такого ДТП становится водитель автомобиля.

В предлагаемой редакции дело обстоит совершенно по иному. Велосипедист должен заранее предугадать, что объезд автомобиля окажется безопасен. И, если в процессе объезда, на велосипедиста сзади наедет автомобиль, то велосипедист не только пострадает, но и окажется виновником дорожно-транспортного происшествия.

7. Кроме того, законодатели предлагают запретить средствам индивидуальной мобильности выезжать на полосу, предназначенную для встречного движения, для выполнения объезда или обгона. Для велосипедистов подобные требования не предлагаются.

Скорость движения велосипедов и СИМ

24.6. Движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, разрешается со скоростью не более 25 км/ч.

24.6. Движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, разрешается со скоростью не более 25 км/ч.

Выбранная скорость должна обеспечивать велосипедисту и лицу, использующему для передвижения средство индивидуальной мобильности, возможность при возникновении опасности, в том числе
в случае внезапного появления пешехода, принять возможные меры к снижению скорости вплоть до полной остановки транспортного средства без ущерба для участников дорожного движения.

Велосипедисты и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, не должны двигаться со скоростью более 10 км/ч при опережении пешехода, а также при встречном разъезде с ним.

Велосипедист и лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, должны соблюдать такую дистанцию до пешехода, которая позволила бы избежать столкновения с ним, а также соблюдать необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Основная идея новых абзацев состоит в том, чтобы сделать совместное движение СИМ, велосипедистов и пешеходов более безопасным. Что касается реализации этой идеи, то она вызывает серьезные вопросы.

Например, приведенные выше абзацы во всех случаях делают виновником наезда на пешехода велосипедиста или водителя СИМ. Даже в том случае, когда пешеход намеренно выпрыгнул на проезжую часть из-за припаркованного грузовика прямо под колеса велосипеду.

Кроме того, в приведенных выше абзацах используется фраза "опережение пешехода". Напомню, что в ПДД есть понятие "опережение":

"Опережение" - движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

Поскольку пешеход транспортным средством не является, опередить его с точки зрения ПДД невозможно. Так что приведенный выше абзац не имеет смысла.

Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.

Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет. Применение звуковых сигналов, за исключением случаев предусмотренных пунктом 19.10 настоящих Правил, велосипедистами и лицами, использующими для передвижения средства индивидуальной мобильности, для принуждения пешехода предоставить преимущество в передвижении запрещено.

Приведенный выше пункт фактически дублирует пункт 19.10, на который он сам же и ссылается. И там, и там речь идет про запрет использования звуковых сигналов. Так что ничего нового он не вводит, только дублирует имеющуюся информацию.

Пересечение проезжей части на велосипеде или СИМ

24.61. При пересечении проезжей части вне перекрестка велосипедистом или лицом, использующим для передвижения средство индивидуальной мобильности, указанные лица обязаны уступить дорогу другим участникам дорожного движения, движущимся по ней.

Велосипедисты и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны пересекать проезжую часть вне перекрестка в местах, обозначенных дорожной разметкой 1.15, а при их отсутствии спешиться и перейти проезжую часть по пешеходному переходу с учетом пункта 24.8 Правил.

При отсутствии в зоне видимости мест, обозначенных дорожной разметкой 1.15, или пешеходного перехода, велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средство индивидуальной мобильности, разрешается пересекать проезжую часть под прямым углом на участках без разделительной полосы и ограждений там, где обеспечена видимость в обе стороны, снизив скорость до скорости движения пешехода. При этом велосипедисты и лица, использующие для передвижения средство индивидуальной мобильности, не должны выезжать из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств. В случае отсутствия видимости велосипедисты и лица, использующие для передвижения средство индивидуальной мобильности, должны спешиться и перейти проезжую часть, ведя велосипед или средство индивидуальной мобильности рядом с собой.

При пересечении проезжей части вне перекрестка велосипедистом или лицом, использующим для передвижения средство индивидуальной мобильности, указанные лица обязаны уступить дорогу другим участникам дорожного движения, движущимся по ней.

Попытаемся разобраться, что именно хотели донести законодатели в этом пункте:

1. Велосипедисты и СИМ должны пересекать проезжую часть в местах пересечения с велосипедной дорожкой. При этом велосипедисты и СИМ уступают дорогу.

Разметка 1.15

2. Только при отсутствии мест пересечения c велосипедной дорожкой велосипедисты должны перейти проезжую часть пешком по пешеходному переходу. При этом действуют правила для пешеходов, то есть дорогу уступают автомобили.

3. Если нет ни перехода, ни места пересечения с велодорожкой, то велосипедисты и СИМ могут переехать проезжую часть под прямым углом. При этом дорогу уступают велосипедисты и СИМ.

4. Если переехать проезжую часть не получается, то следует спешиться и перейти проезжую часть. При этом пешеход с велосипедом или СИМ уступает дорогу автомобилям.

Разрешение на перевозку пассажиров на мопедах

Интересные изменения предлагается внести в пункт 24.8 ПДД:

24.8. Велосипедистам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителям мопедов запрещается:
...

  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией велосипеда или средства индивидуальной мобильности;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;

24.8. Велосипедистам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителям мопедов запрещается:
...

  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией мопеда или велосипеда;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест на велосипеде или мопеде;
  • перевозить пассажиров на средстве индивидуальной мобильности;

Данный пункт содержит 2 важных момента:

  • появился запрет на перевозку пассажиров на СИМ;
  • отменен запрет на перевозку пассажиров на мопедах.

Примечание. Напомню, что запрет на перевозку пассажиров на мопедах был введен 1 марта 2023 года.

В заключение хочу еще раз напомнить, что в данной статье рассматривается проект нормативного документа. А это означает, что не известно, когда этот документ будет принят и будет ли принят вообще. Если это произойдет, данная статья будет дополнена.

Что касается действующих правил дорожного движения, то с их текстом Вы можете ознакомиться в следующем разделе:

Удачи на дорогах!

Обновлено: 16 апреля 2025
Раздел: Законы в разработке
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Серия статей "Законопроект об изменении ПДД в 2024 году"Дороги только для пешеходов в законопроекте об изменении ПДДОтмена пешеходных переходов, обозначенных только разметкой, в законопроекте об изменении ПДДОбязанность перестроиться, чтобы уступить дорогу, в законопроекте об изменении ПДДЗапрет на использование устройств, не предусмотренных конструкцией, в законопроекте об изменении ПДДОтветственность пешеходов за попутчиков в законопроекте об изменении ПДД Уменьшение скорости движения грузовиков с прицепом в законопроекте об изменении ПДДНовые правила остановки и стоянки для велосипедов и СИМ в законопроекте об изменении ПДДОбновленные правила остановки и стоянки в законопроекте об изменении ПДДВъезд на перекресток в случае затора в законопроекте об изменении ПДДВведение ограничений по ширине велосипедов и СИМ в законопроекте об изменении ПДДДвижение велосипедистов в несколько рядов в законопроекте об изменении ПДД
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев