Где можно ездить на прокатном электросамокате?

ПДД для прокатных электросамокатов

Добрый день, уважаемый читатель!

В 2021 году довольно популярной услугой в крупных российских городах является краткосрочная аренда электросамокатов. Суть ее сводится к тому, что на улицах города расставлены электросамокаты и каждый желающий может взять их в аренду с помощью приложения на смартфоне. Оплата аренды поминутная или почасовая, а оставить самокат можно на любой обозначенной парковке в пределах города.

При этом сами самокаты позиционируются как альтернатива общественному транспорту. А при сдаче их в аренду организации подчеркивают, что арендаторы (водители самокатов) должны соблюдать требования правил дорожного движения.

Как правило, более подробные инструкции арендатору не даются. Поэтому приходится самостоятельно думать о том, чем с точки зрения ПДД является прокатный электросамокат и где на нем можно ездить.

В данной статье разберем правила дорожного движения для прокатных электросамокатов:

Что такое электросамокат с точки зрения ПДД?

Для начала разберемся, чем с точки зрения ПДД является прокатный электросамокат. Тут сразу же нужно заметить, что ответ на данный вопрос для каждой организации-арендодателя следует искать самостоятельно, т.к. каждая фирма закупает самокаты разной мощности и настраивает их на разную скорость. То есть универсальный ответ в данном случае получить невозможно.

Однако при написании данной статьи были изучены сайты десятка организаций, занимающихся сдачей электросамокатов в аренду в разных регионах России и были выявлены некоторые общие закономерности. Именно о них и пойдет речь ниже.

Итак, двухколесное транспортное средство с электродвигателем с точки зрения ПДД может быть или велосипедом, или мопедом:

"Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

"Мопед" - двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

Граница между велосипедами и мопедами находится на двигателе электросамоката, мощность которого в режиме длительной нагрузки составляет 250 Вт, и который автоматически отключается на скорости 25 км/ч.

Вернемся к прокатным электросамокатам. При аренде самоката, как правило, не выдаются никакие документы, подтверждающие техничнеские характеристики самоката. Поэтому остается лишь воспользоваться сайтами прокатных организаций и поискать техническую информацию там.

Большинство сайтов с краткосрочной арендой вообще не содержат технических характеристик самокатов. На нескольких сайтах указано, что максимальная скорость самокатов ограничена цифрой 25 км/ч. И лишь на одном сайте даны подрбные технические характеристики двигателей, из которых следует, что максимальная мощность двигателя в режиме длительной нагрузки составляет 200 - 250 Вт (в зависимости от модели самоката).

Таким образом, наиболее грамотные организации изначально описали свои электросамокаты так, что они с точки зрения ПДД являются велосипедами. Менее грамотные организации не дают достаточного количества данных для того, чтобы одназначно дать ответ на вопрос, арендуется велосипед или мопед.

Однако, есть довольно серьезный фактор, позволяющий сказать о том, что все прокатные фирмы заказывают и оформляют самокаты так, чтобы они были велосипедами с точки зрения ПДД. Все дело в том, что при аренде самоката достаточно того, чтобы возраст арендодателя превышал 18 лет. Наличие водительского удостоверения не требуется и его никто не проверяет.

Если найдется прокатная организация, которая будет выдавать в аренду электросамокаты с более мощными двигателями или без ограничения скорости (являющиеся мопедами с точки зрения ПДД), то ГИБДД "засыпет" такую организацию штрафами за передачу управления транспортными средствами лицам, не имеющим права управления (30 000 рублей за каждое нарушение).

Ну а поскольку проверка водительского удостоверения перед каждой передачей электросамоката арендатору значительно усложняет процедуру аренды, организации вряд ли будут ее вводить. Гораздо проще заранее купить электросамокаты, которые с точки зрения ПДД являются велосипедами.

Примечание. В рамках данной статьи будем исходить из того, что любой прокатный электрический самокат является велосипедом с точки зрения ПДД. Однако на практике нельзя исключать и того, что некоторые самокаты некоторых организаций являются мопедами и для них правила отличаются.

Где можно ездить на прокатном электросамокате?

Если изучить информацию на сайтах организаций, которые занимаются кратковременной арендой электросамокатов, то там можно найти много чего интересного. Кто-то вообще не касается вопроса передвижения по городу, у кого-то есть туманные формулировки о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Можно найти самые разные советы начиная от того, что передвигаться нужно по велодорожкам, и заканчивая тем, что человек на электросамокате является пешеходом.

В общем, основная задача прокатных организаций состоит в том, чтобы как можно красивее описать свой товар (услугу), то есть сдать в аренду как можно больше самокатов. Что касается соблюдения правил арендаторами, то для прокатных организаций этот вопрос принципиального значения не имеет. Если арендатор нарушит правила, то отвечать за это он будет из своего кошелька, а прокатчики ничем не рискуют.

Вернемся к особенностям передвижения на прокатном электросамокате. Поскольку выше мы пришли к тому, что все прокатные самокаты с точки зрения ПДД являются велосипедами, то к ним применимы правила дорожного движения для велосипедов. Напомню, что на pddmaster.ru опубликована подробная статья, посвященная правилам для велосипедистов. Рекомендую Вам ее изучить:

Что касается данной статьи, то сегодня мы поговорим только о том, где может ехать электросамокат, а прочие правила затрагивать не будем.

Внимание! Правила организаций по прокату электросамокатов говорят о том, что арендатором может выступать только человек, возраст которого превышает 18 лет. Поэтому в рамках данной статьи будем рассматривать только совершеннолетних водителей элекстросамокатов.

Напомню, что правила дорожного движения делят велосипедистов на несколько групп по возрасту (0-7 лет, 7-14 лет, 14 лет и старше) и правила для этих групп различаются. Поскольку арендатору прокатного самоката должно быть больше 18 лет, в данной статье будем рассматривать правила для велосипедистов старше 18 лет.

Где можно ездить на прокатном электросамокате

Итак, пункт 24.2 ПДД говорит о том, что на электросамокате можно ехать (в порядке убывания):

  1. По велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
  2. По правому краю проезжей части.
  3. По обочине.
  4. По тротуару или пешеходной дорожке.

К следующей строке списка можно перейти только в том случае, если все предшествующие варианты отсутствуют или ими невозможно воспользоваться.

Например, по тротуару можно ехать только в том случае, если невозможно ехать ни по велодорожке, ни по полосе для велосипедистов, ни по проезжей части, ни по обочине.

К сожалению, на практике большая часть людей, арендующих электросамокаты, данного правила не знает. Поэтому довольно мощная техника, разгоняющаяся до 25 км/ч, чаще всего встречается на тротуарах и в прочих местах, предназначенных для пешеходов.

Так что, если у Вас в городе есть элекстросамокаты, то будьте внимательны и осторожны при пешеходных прогулках. Регулированием движения самокатов никто не занимается, а штрафы на их водителей накладываются крайне редко (мне ни разу не доводилось слышать о подобном). Как правило, разбирать ситуацию с раположением самоката начинают лишь после того, как этот самокат стал виновником ДТП с пострадавшими.

Если Вы прогуливаетесь пешком, то Ваша безопасность в Ваших руках. Следите за появлением прокатных электросамокатов и вовремя отходите, чтобы избежать столкновения.

Штрафы для водителей прокатных электросамокатов

Статьи 12.29 и 12.30 КоАП предусматривают несколько штрафов, которые могут быть наложены на водителя прокатного электросамоката (велосипеда):

Статья КоАПНарушениеШтраф
Часть 2 статьи 12.29Любое нарушение, кроме перечисленных ниже800 рублей
Часть 3 статьи 12.29Любое нарушение, кроме перечисленных ниже, допущенное в состоянии опьянения1 000 - 1 500 рублей
Часть 1 статьи 12.30Любое нарушение, создающее помехи движению транспортных средств1 000 рублей
Часть 2 статьи 12.30Любое нарушение, при котором причинен легкий или средней тяжести вред здоровью потепевшего1 000 - 1 500 рублей

Таким образом, размер штрафа для водителей прокатных электросамокатов не самый большой. Хотя еще больше ситуация усугубляется тем, что ГИБДД не проявляет особого интереса к самокатам, то есть получить даже существующий небольшой штраф почти невозможно.

В заключение нужно сказать, что изначальная идея об использования электросамокатов в качестве альтернативы общественному транспорту довольно неплохая. Однако, поскольку в настоящее время к управлению допускаются все желающие, а передвижение самокатов дополнительно не контролируется, они нередко становятся участниками серьезных происшествий на тротуарах и пешеходных дорожках. В общем, будьте осторожны! Как на прокатном самокате, так и при пеших прогулках.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 14 августа 2021
Раздел: Правила Дорожного Движения
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
7 сентября 2021 10:16
Антон-46

Что может подразумеваться под "невозможно ехать по проезжей части"? Припаркованный автомобиль нужно объезжать слева или по тротуару (обочине)?

А если создаются помехи машинам, то нужно ли съезжать на тротуар (обочину) или нужно продолжать ехать по правому краю, задерживая поток?

10 сентября 2021 09:58
orlov

Антон-46, изучите статью про .

Правила не запрещают объезжать припаркованный автомобиль. Автомобили не имеют приоритета над велосипедами, то есть велосипедист не обязан покидать проезжую часть.

10 сентября 2021 13:18
GDW nik

orlov, на этом форувме как то обсуждалось постановление АП, когда велосипедист объезжал припаркованные автомобили, тем самым отступая от требования двигаться у правого края ПЧ.

10 сентября 2021 17:46
orlov

GDW nik, и чем там закончилось дело?

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев