Разворот на перекрестке с разделительной полосой. Правила и штрафы.
Добрый день, уважаемые читатели. В сегодняшней статье я расскажу о том, как правильно выполнить разворот на перекрестке с разделительной полосой.
На первый взгляд перекресток с разделительной полосой не отличается от других перекрестков, но на самом деле это не так.
Часто маневры на таких перекрестках выполняются не по правилам дорожного движения и влекут возникновение аварийных ситуаций и дорожно транспортных происшествий. В этой статье поговорим о том, как избежать неприятных ситуаций на перекрестках с разделительной полосой.
Перекресток с разделительной полосой
Для начала определим, где находятся границы данного перекрестка.
"Перекресток" — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Перекресток изображен на рисунке:
Что такое разделительная полоса?
"Разделительная полоса" - элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, а также проезжую часть и трамвайные пути и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
Разделительной полосой может служить клумба, забор, парк, аллея и т.п. Разделительная полоса может быть шириной несколько сантиметров (в этом случае она чаще всего выделяется разметкой), а может быть и несколько десятков метров.
Приготовления перед началом выполнения разворота
Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение. При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.
Таким образом перед разворотом нам необходимо занять крайнее левое положение на проезжей части (не только крайнюю левую полосу, но и ее левую часть).
По какой траектории выполнять разворот?
По какой траектории выполнять разворот - самый важный вопрос этой статьи. Существуют 2 возможные траектории движения:
1. Разворот на перекрестке по малому радиусу.
2. Разворот по большому радиусу.
Правила дорожного движения не описывают по какой конкретной траектории необходимо выполнять разворот. Но, если рассмотреть разворот как 2 последовательных поворота налево, то можно выбрать лучшую траекторию:
Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
В данном случае на перекрестке 2 пересечения проезжих частей:
А так как стороной встречного движения считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, правильной траекторией является траектория 2. Достоинством выбора этой траектории является тот факт, что при движении по ней Вы не будете мешать движению автомобилей, которые движутся по пересекаемой дороге.
Штрафы за разворот на перекрестке с разделительной полосой
Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования
1.1. Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, -
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Лучше выбрать для разворота траекторию 2 и избежать проблем с проездом перекрестка. А Вы как предпочитаете разворачиваться на таких перекрестках?








Здравствуте,подскажите можно ли выполнить разворот в разрыве разделительной полосы если она обозначена знаком 8.22.1 и 4.2.1 ?
Данные знаки показывают, что при движении прямо данная разделительная полоса должна быть слева от Вас, но разворот они не запрещают. Надо смотреть на другие признаки.
Здравствуйте!
Касательно выбора траекторий: безусловно траектория 2 является правильной по ПДД.
Однако при плотном движении на перекрестках часто приходится наблюдать, что автомобили движутся по ближайшей траектории (как при развороте, так и при повороте налево).
С одной стороны мы нарушаем ПДД, но если двигаться по 2й траектории, то это часто приводит к образованию заторов, т.к. при обоюдном повороте приходится пропускать авто, следующие за поворачивающими, в результате тормозят обе "линии" поворачивающих машин, в то время как при движении по ближайшей траектории позволяет избежать создания помех поворачивающим "встречкам".
Небольшой нонсенс...
можно ли развернутся на двух полосной дороге на второй скорости с использованием въезда на стоянку?
Нина, что значит "с использованием въезда на стоянку"?
Скорость тут никаким боком не привязана к развороту. Говорить о встречке на дороге с одной полосой (а именно такие встречаются в 99,9 % случаев для въезда на стоянку) не приходится. Так что проблем с разворотом не вижу, если используемый въезд не является дорогой с односторонним движением. Если же въезд и выезд раздельны, то теоретически докопаться можно, хотя на деле этого ни разу не происходило.
Почему так? Потому что Ваш разворот (если заехать достаточно глубоко на съезд) можно оценить как поворот налево на съезд на стоянку, разворот на съезде и потом поворот направо со съезда.
Ну то есть мне не хватило места для разворота на самой дороге,и я не много заехала на въезд на стоянку.Въезд и выезд разные.можно ли развернутся на двух полосной дороге на второй скорости с использованием въезда на стоянку?
Нина, выше Serpiph написал верно.
Маневр может быть рассмотрен как движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением. Так что если там одностороннее движение, лучше развернуться в другом месте.
Удачи на дорогах!
На мой взгляд в данном примере движение по малому радиусу также не запрещено правилами. Правило звучит:
Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
В данном примере весь фиолетовый квадрат является пересечением проезжих частей и въезжая в этот фиолетовый квадрат мы не нарушаем правило, т.к. не осуществляем выезд с пересечения, а осуществляем въезд. Выезд по обеим траекториям осуществляется на полосу попутного направления без выезда на полосу встречного направления.
Владимир, за разворот по траектории 1 на практике лишают прав. Я еще ни разу не слышал, чтобы кому то удалось оспорить наказание за данный маневр. Так что не рекомендую рисковать.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте. В пункте ПДД сказано ПОВОРОТ должен осуществляться ....., про разворот ничего не сказано. Утверждать что это 2 поворота налево не правильно, т.к. это разные маневры, иначе тогда знак 6.3.1 Место для разворота запрещал бы нам разворот (2 поворота налево)- знак 6.3.1 запрещает поворот налево. В 2-х случаях знакомым удалось избежать наказания.
Народ, тут спор у меня с друзьями следующего характера: мы осуществляем первый поворот налево. Перед нами пересекаемая проезжая часть, и соответственно горит красный свет. Мы можем продолжить движение, убедившись, что на пересекаемой дороги нет транспорта, или необходимо дождаться зеленого светофора?
Народ, тут спор у меня с друзьями следующего характера: мы осуществляем первый поворот налево. Перед нами пересекаемая проезжая часть, и соответственно горит красный свет. Мы можем продолжить движение, убедившись, что на пересекаемой дороги нет транспорта, или необходимо дождаться зеленого светофора?
Ситуация прописана в ПДД. Если перед выездом с перекрестка нет стоп-линий, то вы должны покинуть перекресток независимо от светофора. Если есть стоп-линия, то надо остановиться перед ней и дождаться разрешающего сигнала.
Здравствуйте. Какую траекторию 1 или 2 вы считаете правильной при развороте в разрыве разделительной полосы вне перекрестка? В Инете много сторонников обоих вариантов: 2) так как правостороннее движение, 1) так как разрыв предназначен для разворота, надо занять крайнее левое положение, разрыв логично рассматривать как совокупность двух отдельных 1-полосных дорог; кроме того здесь траектории не пересекаются, что особенно важно при одновременном развороте по 3-5 машин с каждой стороны.
Здравствуйте.
Во первых - "занять крайнее левое положение" - неверно - без слов "предназначенной для движения в данном направлении". Т.е. со встречки поворот налево (разворот) запрещён - п 8.5 ПДД;
во вторых, "совокупность двух отдельных 1-полосных дорог". А где здесь логика? В п 1.2 ПДД есть определения "дорога", "проезжая часть", "разделительная полоса". Стройте логику на основании этих знаний;
в третьих, при развороте по малому радиусу действительно траектории не пересекаются. Действительно, это может быть удобным при одновременном левом повороте на перекрёстке, например. Но вот разделительная полоса может иметь ширину 10-15 метров. Бывает и шире. Эти 10-15 метров по-японски проезжать предлагаете?
6Сергей1, здравствуйте.
Рекомендую действовать точно также, как и на перекрестке. Это гарантированно защитит Вас от возможных проблем в случае ДТП.
P.S. В разрывах, где нужно организовать иной порядок движения, наносят дополнительную разметку, чтобы у водителей не возникало проблем с пониманием.
Удачи на дорогах!
Теоретическая ситуация.
Описание перекрёстка: Не регулируемый перекрёсток неравнозначных дорог. Главная дорога имеет разделительную полосу примерно в 2 корпуса автомобиля. Проезжие части главной дороги имеют по одной полосе в каждом направлении. Второстепенная дорога двухполосная с двусторонним движением.
Манёвр: я еду по главной дороге. На перекрёстке мне надо развернуться. Разворачиваюсь по траектории за центром перекрёстка.
Вопрос: после того, как я повернул налево и объехал центр перекрёстка, мне надо ещё раз повернуть налево, что бы завершить разворот. Вот при последнем повороте я должен пропускать тех, кто въезжает на перекрёсток прямо со второстепенной дороги?
Александр-1007, в общем случае при развороте "с главной на главную" через разделительную рекомендую уступить дорогу автомобилям, едущим прямо через второстепенную. Дело в том, что водитель на второстепенной довольно часто не имеет информации о том, откуда едет встречный автомобиль (Вы), поворачивающий налево. Поэтому вероятность столкновения довольно высока. А это в любом случае хуже, чем потратить немного времени на разъезд.
Если же ДТП все же произойдет, то ситуация будет довольно спорной. Водитель автомобиля, едущего по второстепенной дороге, сможет сказать, что встречный автомобиль в разрыве разделительной также находился на второстепенной. Что касается разворачивающегося водителя, то он сможет, например, предоставить запись видеорегистратора, показывающую, что он въезжал на перекресток по главной. Также может иметь значение конфигурация перекрестка и ширина разделительной полосы.
Удачи на дорогах!