Запрет получения прав для водителей, лишенных прав или не имеющих прав

Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.

Заперт на выдачу прав

Добрый день, уважаемый читатель.

В заключительной статье серии "Реформа водительских удостоверений в 2023 году" мы продолжим рассматривать интересный законопроект, который может серьезно изменить порядок выдачи водительских удостоверений.

В этой статье речь пойдет о людях, ранее привлеченных к ответственности за нарушение ПДД, которые не будут допускаться к экзаменам и которым не будут выдаваться водительские удостоверения.

Напомню, что в предшествующих статьях серии рассмотрены следующие вопросы:

Содержание статьи:

Информация о нормативном документе

2022.08.10 Законопроект № 140646-8 "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" принят к рассмотрению в Совете Государственной Думы.

Если документ в итоге будет принят, то он начнет действовать с 1 марта 2023 года.

Запрет для лиц, подвернутых административному наказанию

Рассмотрим новую часть 6, которую предлагается внести в статью 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения":

6. Запрещаются допуск к сдаче экзаменов лиц, подвергнутых административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения либо за невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или требования о запрещении водителю употреблять алкогольные
напитки, наркотические или психотропные вещества, в случаях, установленных федеральным законом, и не имеющих при этом права на управление транспортным средством либо лишенных такого права, и (или) выдача таким лицам водительских удостоверений в период, когда указанные лица считаются подвергнутыми данному административному наказанию.

Итак, в данной части речь идет о людях, которые привлечены к административной ответственности за одно из следующих нарушений:

  • управление автомобилем в состоянии опьянения (часть 3 статьи 12.8 КоАП - арест от 10 до 15 суток или штраф 30 000 рублей);
  • отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения (часть 2 статьи 12.26 КоАП - арест от 10 до 15 суток или штраф 30 000 рублей);
  • употребление алкогольных напитков, наркотических или психотропных веществ после ДТП (часть 3 статьи 12.27 КоАП - 30 000 рублей + лишение прав на 18-24 месяцев).

Причем при рассмотрении перечисленных нарушений подразумевается, что водитель вообще не имеет прав или лишен прав. Такие водители не допускаются к экзаменам в ГИБДД и не могут получить водительские удостоверения во время срока, когда они считаются подвергнутыми административному наказанию.

Осталось разобраться лишь с тем, в течение какого времени водитель считается подвернутым наказанию:

  • в случае штрафа - в течение 1 года с момента уплаты штрафа;
  • в случае административного ареста - в течение 1 года с момента завершения ареста;
  • в случае лишения прав - в течение 1 года с момента возврата водительского удостоверения после лишения.

При внимательном изучении законопроекта можно заметить очень серьезную проблему, которая может оказаться непреодолимой для многих водителей.

Речь идет о следующей ситуации. Водитель ранее лишен прав за какое-то нарушение ПДД. После этого он попадает в ДТП и сразу же после этого употребляет алкогольный напиток. В отличие от водителя, вообще не имеющего прав, лишенный прав водитель может получить дополнительное наказание в виде лишения прав по части 3 статьи 12.27 КоАП.

А основная проблема проявится лишь тогда, когда водитель попытается забрать права после лишения. В соответствии с рассматриваемым законопроектом удостоверение не вернут, т.к. водитель считается подвергнутым наказанию по статье 12.27. А срок, в течение которого водитель будет считаться подвергнутым наказанию, будет длиться бесконечно долго, т.к. его окончание привязано к моменту возврата удостоверения в ГИБДД.

То есть, водитель, который попадет в подобную ситуацию, не сможет вернуть права никогда.

Будем надеяться, что в итоговой редакции документа законодатели исправят этот "замкнутый круг".

Запрет для лиц, подвернутых уголовному наказанию

Рассмотрим часть 7, которую предлагается внести в статью 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения":

7. Запрещаются допуск к сдаче экзаменов лиц, которым в установленном порядке назначено уголовное наказание в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортным средством и которые при этом не имеют права на управление транспортным средством либо лишены такого права, и (или) выдача таким лицам водительских удостоверений до истечения срока лишения права заниматься указанным видом деятельности.

В данной части речь идет о водителях, лишенных прав или не имеющих прав, которые привлечены к уголовной ответственности в виде лишения прав. Напомню, что уголовная ответственность в виде лишения прав накладывается за:

  • причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человеку в результате ДТП (статья 264 УК РФ);
  • второе или третье управление автомобилем в состоянии опьянения (статья 2641);
  • третье или четвертое превышение скорости или выезд на встречную полосу (статья 2642);
  • третье или четвертое управление автомобилем без прав (статья 2643);

В отличие от административных наказаний, рассмотренных выше, для уголовных наказаний срок, в течение которого нельзя получить водительское удостоверение и сдать экзамены, выглядит более логичным. Он совпадает с периодом, в течение которого водитель считается лишенным прав по уголовным статьям.

Таким образом, законодатели пытаются исключить ситуации, когда люди не имеющие прав сначала привлекаются к ответственности за нарушение ПДД, а затем сразу же идут на экзамены и получают права.

В заключение хочу еще раз напомнить, что в серии статей "Реформа водительских удостоверений в 2023 году" рассмотрен законопроект, то есть этот документ не является действующим и не известно, станет ли он действующим в будущем. Тем не менее, если это произойдет, данная серия статей будет дополнена.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 10 августа 2022
Раздел: Законы в разработке
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев