Запрет на использование устройств, не предусмотренных конструкцией, в законопроекте об изменении ПДД

Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.

Запрет на использование устройств, не предусмотренных конструкцией, в законопроекте об изменении ПДД

Добрый день, уважаемый читатель.

В очередной статье серии "Законопроект об изменении ПДД в 2024 году" речь пойдет о проекте документа, который предлагает существенно обновить текст правил дорожного движения.

Напомню, что из-за огромного количества предлагаемых нововведений рассмотрение проекта разбито на несколько статей. Сегодня речь пойдет о поправках, которые могут быть внесены в раздел "Общие обязанности водителей".

Содержание статьи:

Информация о нормативном документе

2024.11.07 Проект 02/07/09-24/00150772 "О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090" размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Запрет движения при негорящих фарах или габаритных огнях

Первое изменение предлагается внести в пункт 2.3.1 ПДД:

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и (или) задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

Действующая редакция правил составлена таким образом, что она запрещает движение только в том случае, когда у автомобиля одновременно не горят и фары, и задние габаритные огни. Очевидно, что смысл, который изначально вкладывался в этот пункт, несколько иной. Поэтому законодатели предлагают дополнить пункт таким образом, чтобы движение запрещалось и в том случае, если у автомобиля не горят только фары, и в том, если не горят только задние габаритные огни.

Предоставление автомобиля медицинским работникам

2.3.3. Предоставлять транспортное средство:
...
медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни.

медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих их жизни.

В пункте 2.3.3 речь идет о ситуации, когда водитель должен предоставить свой автомобиль медицинским работникам для перевозки людей. Текущая редакция говорит о том, что перевозка возможна до ближайшего лечебно-профилактического учреждения. Законодатели предлагают заменить это учреждение на медицинскую организацию.

Среднестатистический водитель вряд ли найдет серьезную разницу между указанными терминами. В рамках данной статьи я не буду заниматься их подробной расшифровкой. Просто отмечу, что медицинские организации - это более широкое понятие, которое включает в себя в том числе и лечебно-профилактические учреждения.

То есть, в случае принятия законопроекта, перечень организаций расширится. А это будет означать, что ближайшая организация будет выбираться из большего количества вариантов, то есть путь к ней может быть короче.

Использование водителем световозвращающей одежды

2.3.4. В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014.

2.3.4. В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях недостаточной видимости при нахождении на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014.

Обратимся к пункту 1.2 ПДД, чтобы вспомнить, что такое ограниченная и недостаточная видимость:

"Ограниченная видимость" - видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

"Недостаточная видимость" - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Действующие правила требуют от водителя надеть световозвращающую одежду днем вблизи холмов, поворотов, зданий и т.п. И, честно говоря, выглядит он не очень логичным. Ведь, если водитель остановил машину за кустами и его не видно, то даже если он наденет специальный жилет, его все равно не будет видно.

Законопроект предлагает ввести обязанность использования одежды со световозвращателями днем во время тумана, дождя или снегопада. В таких ситуациях специальный жилет, действительно, может оказаться полезным.

Можно предположить, что при введении данного пункта в 2018 году законодатели ошиблись в терминах, а теперь решили исправить допущенную ошибку.

Запрет на использование любых устройств, не предусмотренных конструкцией

В пункт 2.7 ПДД предлагается добавить новый абзац:

2.7. Водителю запрещается:
...
пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;

2.7. Водителю запрещается:
...
пользоваться во время движения каким-либо устройством, не предусмотренным конструкцией транспортного средства и требующим использования рук или отвлечения от управления транспортным средством во время движения, за исключением случаев использования его функций без применения рук для целей определения маршрута движения;

пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;

Данный абзац является одним из самых спорных в рассматриваемом законопроекте. Суть его сводится к тому, что водителю запрещается пользоваться любыми устройствами, не предусмотренными конструкцией автомобиля, кроме использования устройства в качестве навигатора.

То есть, данный пункт запрещает в том числе использовать:

  • любые телефоны и смартфоны (так как они требуют отвлечения от управления), кроме их использования в качестве навигатора;
  • электронные сигареты, которые также являются устройствами и требуют использования рук.

В общем, в данный список попадает что угодно, что по документам является устройством и либо отвлекает водителя, либо требует использования рук.

При этом в список совершенно точно не попадают видеорегистраторы, т.к. они работают автономно (без использования рук) и внимание водителя не отвлекают.

Запрет на опасное вождение

В пункт 2.7 предлагается внести и еще одно изменение:

2.7. Водителю запрещается:
...
опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, создании помех для движения пешеходов по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а также в пешеходной зоне, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, пешехода на тротуаре, пешеходной дорожке, велопешеходной дорожке, а также в пешеходной зоне, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Примечание. Судя по всему, законодатели ошиблись в нумерации абзацев пункта 2.7. Законопроект предлагает заменить фразы в абзаце 7, однако исходных фраз в этом абзаце нет. В рамках данной статьи исходим из того, что изменения нужно внести в абзац 8.

Суть изменений состоит в том, что предлагается расширить перечень действий, при которых поведение водителя считается опасным вождением. В него могут быть добавлены нарушения, связанные с пешеходами.

На всякий случай напомню, что в настоящее время не существует штрафа за опасное вождение. То есть, в приведенное выше определение можно вносить сколько угодно изменений и это абсолютно ничего не изменит на практике. Водитель может быть наказан только за каждое нарушение по отдельности.

В заключение напомню, что текст действующих правил дорожного движения доступен в приложении "Билеты и ПДД от ПДД Мастер":

А в следующее статье серии мы продолжим рассматривать текст законопроекта и поговорим о том, как законодатели предлагают уступить дорогу автомобилям с мигалками.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 7 ноября 2024
Раздел: Законы в разработке
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев