Обязанность перестроиться, чтобы уступить дорогу, в законопроекте об изменении ПДД

Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.

Обязанность перестроиться, чтобы уступить дорогу

Добрый день, уважаемый читатель.

В третьей статье серии "Законопроект об изменении ПДД в 2024 году" продолжим рассматривать проект интересного нормативного документа, который предлагает внести многочисленные изменения в текст правил дорожного движения.

Напомню, что объем проекта составляет более 10 листов формата А4, поэтому его рассмотрение разбито на несколько статей.

А сегодня речь пойдет об одном из самых спорных нововведений - об изменении требования уступить другу.

Содержание статьи:

Информация о нормативном документе

2024.10.28 Проект 02/07/09-24/00150772 "О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090" размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Движение СИМ по полосе для велосипедистов

Первое из рассматриваемых изменение предлагается внести в определение "Полоса для велосипедистов":

"Полоса для велосипедистов" - полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2.

"Полоса для велосипедистов" - полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах, мопедах и средствах индивидуальной мобильности, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2.

Знак 5.14.2 Полоса для велосипедистов

Напомню, что с 1 марта 2023 года лица, управляющие СИМ, возраст которых превышает 14 лет могут ездить в том числе и по выделенным полосам для велосипедистов. Однако в настоящее время понятие "Полоса для велосипедистов" такой вариант не учитывает.

В законопроекте предлагается исправить этот момент.

Новое определение "Прилегающая территория"

"Прилегающая территория" - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

"Прилегающая территория" - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения механических транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Еще одно интересное изменение заключается в том, что в случае принятия законопроекта прилегающими территориями будут считаться только территории, не предназначенные для движения механических транспортных средств. То есть, прилегающая территория может быть предназначена для движения не механических транспортных средств (велосипедов и средств индивидуальной мобильности).

Примечание. После изучения данного пункта становится понятным, для чего именно законодатели решили добавить слово "механические" в определения "Гибридный автомобиль", "Маршрутное транспортное средство" и "Электромобиль". Эти определения были рассмотрены в предшествующей статье серии.

Новое определение "СИМ"

"Средство индивидуальной мобильности" - транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).

"Средство индивидуальной мобильности" - транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения одного человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).

Законодатели решили прямо указать, что средство индивидуальной мобильности предназначено для передвижения ровно одного человека. Использовавшееся ранее слово "человека" также позволяло понять, что речь идет именно про одного, так что фактически смысл определения сохранился. Зато оно стало более понятным.

Уступить дорогу путем перестроения в другую полосу

"Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

"Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, оставаться в полосе движения, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Предлагаемое обновление определения "Уступить дорогу", пожалуй, является самым спорным и неоднозначным в рассматриваемом законопроекте.

Напомню, что в настоящее время уступить дорогу фактически означает, что нужно затормозить и остановиться не меняя полосы движения.

Предлагаемое изменение говорит о том, что участник движения, который обязан уступить дорогу, должен одновременно:

  • не начинать движение;
  • не продолжать движение;
  • не осуществлять маневр;
  • не оставаться в полосе движения.

Внимательно прочитайте четыре приведенных пункта и Вы поймете, что они не согласуются друг с другом. Все требования являются обязательными, однако не осуществлять маневр (не перестраиваться) и не оставаться в полосе движения (перестраиваться) обозначают прямо противоположное.

Если данная поправка будет принята, то уступить дорогу с соблюдением требований ПДД на практике станет невозможным. А любого водителя можно будет привлечь к ответственности.

Будем надеяться, что законодатели все же не будут вносить в правила это изменение.

Напомню, что текст действующих правил дорожного движения Вы можете найти на следующей странице:

А в следующей статье серии мы продолжим рассматривать законопроект об изменении ПДД и рассмотрим новый запрет на использование водителем во время движения любыми устройствами, не предусмотренными конструкцией автомобиля.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 1 ноября 2024
Раздел: Законы в разработке
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев