Новые технические требования к транспортным средствам в законопроекте об изменении ПДД
Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.
Добрый день, уважаемый читатель.
Данная статья является заключительной статьей серии "Законопроект об изменении ПДД в 2024 году". Напомню, что в этой серии речь идет о проекте нормативного документа, предлагающего внести несколько десятков изменений в текст правил дорожного движения. И если Вы не читатели предшествующие статьи, то рекомендую начать изучение с первой части.
Напомню, что информация о проекте документа появилась осенью 2024 года и с тех пор никаких изменений по нему не было. Однако, это не означает, что законодатели решили от него полностью отказаться. Опыт предшествующих лет показывает, что даже законопроект, по которому в течение длительного времени не было движения, могут принять за считанные дни. Так что не исключено, что рассматриваемые поправки все же будут внесены в текст ПДД.
Что касается заключительной статьи серии, то в ней речь пойдет об изменениях, которые предлагается внести в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Содержание статьи:
- Информация о нормативном документе
- Новые технические требования к транспортным средствам
- Требования к оснащению средств индивидуальной мобильности
- Запрет эксплуатации транспортных средств, не соответствующих техническим требованиям
- Новые варианты обозначения опасных мест при проведении дорожных работ
Информация о нормативном документе
2025.05.22 Проект 02/07/09-24/00150772 "О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090" размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Новые технические требования к транспортным средствам
Первое изменение предлагается внести в пункт 1 основных положений:
1. Механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
1. Механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
Механические транспортные средства должны соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) и (или) технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011) и (или) техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним" (ТР ТС 031/2012).
В пункте 1 можно выделить 2 важных момента:
1. Предлагается прямо указать, что кроме ГИБДД транспортные средства могут быть зарегистрированы в Гостехнадзоре. В данном случае речь идет о тракторах и самоходных машинах. Действующий текст ПДД содержит довольно размытое определение "иные органы", которое заставляет искать ответ в других нормативных документах.
2. В пункт 1 предлагается внести новый абзац, который требует, чтобы транспортные средства соответствовали одному из следующих технических регламентов:
- О безопасности колесных транспортных средств ТР ТС 018/2011.
- О безопасности машин и оборудования ТР ТС 010/2011.
- О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним ТР ТС 031/2012.
Напомню, что в действующих правилах дорожного движения упоминается только первый из указанных регламентах. Речь о нем идет в перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. При этом дается ссылка не на весь документ, а лишь на некоторые его пункты.
Если же рассматриваемый сегодня законопроект будет принят, требования к транспортным средствам станут гораздо более объемными. Ведь тексты приведенных выше регламентов занимаются сотни листов и содержат тысячи требований.
Требования к оснащению средств индивидуальной мобильности
Рассмотрим пункт 61, который предлагается добавить в документ:
61. Средство индивидуальной мобильности должно иметь исправные тормоз, руль (при наличии) и звуковой сигнал, быть оборудовано спереди световозвращателем и фонарем или фарой белого цвета, сзади – световозвращателем красного цвета, а с каждой боковой стороны – световозвращателем оранжевого или красного цвета.
Если этот документ будет принят, то СИМ будут должны оснащаться:
- тормозами;
- рулем (при наличии);
- звуковым сигналом;
- светотовозвращателями (спереди - белым, сзади - красным, по бокам - оранжевыми или красными);
- фарой или фонарем белого цвета.
Указанные требования напоминают действующие требования к велосипедам, приведенные в пункте 6:
6. Велосипед должен иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади - световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны - световозвращателем оранжевого или красного цвета.
При этом есть 2 различия:
- у велосипеда руль должен быть всегда, а у СИМ - при наличии;
- у СИМ белая фара или фонарь должны быть всегда, а у велосипеда - в темное время суток и в условиях недостаточной видимости.
Запрет эксплуатации транспортных средств, не соответствующих техническим требованиям
Следующее изменение предлагается внести в пункт 11 основных положений:
11. Запрещается эксплуатация:
...
- механических транспортных средств, не соответствующих требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) или технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) и (или) технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011) и (или) техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним" (ТР ТС 031/2012);
Чуть выше речь шла о том, что транспортные средства должны соответствовать требованиям трех технических регламентов. Здесь же речь идет о том, что в случае несоответствия требованиям одного из четырех регламентов эксплуатация транспортного средства запрещается.
Откуда появился четвертый дополнительный регламент? Все довольно просто, законодатели дважды указали в проекте один и тот же документ.
Новые варианты обозначения опасных мест при проведении дорожных работ
14. Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах либо производящие работы с использованием транспортных средств на проезжей части дороги, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, транспортные средства, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.
14. Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах либо производящие работы с использованием транспортных средств на проезжей части дороги, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, транспортные средства, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, иными техническими средствами организации дорожного движения, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.
В пункт 14 предлагается добавить новый способ для обозначения мест проведения дорожных работ и связанных с ними объектов - иные технические средства организации дорожного движения. Это понятия мало что говорит обычному водителю, поэтому для его расшифровки обратимся к федеральному закону "Об организации дорожного движения в Российской Федерации":
10) технические средства организации дорожного движения - сооружения и устройства, являющиеся элементами обустройства дорог и предназначенные для обеспечения организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, светофоры, дорожные ограждения, направляющие устройства и иные сооружения и устройства);
В данном пункте дополнительно упоминаются:
- разметка;
- светофоры;
- дорожные ограждения;
- иные сооружения и устройства.
То есть, если приведенное выше нововведение будет принято, то у дорожников появятся дополнительные способы обозначения опасных мест при проведении дорожных работ. При этом важно понимать, что список содержит фразу "иные сооружения и устройства" и фактически позволяет использовать для обозначения "что угодно".
Подводя итоги данной серии статьи хочу еще раз напомнить, что рассмотренный в ней нормативный документ до сих пор является проектом. То есть, не известно, когда он будет принят, и будет ли принят вообще. Если это произойдет, в статьи серии будут внесены соответствующие дополнения.
Что касается самих предлагаемых нововведений, то в них, к сожалению, присутствует довольно много спорных и неоднозначных моментов. Будем надеяться, что законодатели разберутся с ними при подготовке следующей редакции.
Напомню, что актуальный текст правил дорожного движения доступен в мобильном приложении от ПДД Мастер:
Удачи на дорогах!




















