Уменьшение скорости движения грузовиков с прицепом в законопроекте об изменении ПДД

Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.

Уменьшение скорости движения грузовиков с прицепом в законопроекте об изменении ПДД

Добрый день, уважаемый читатель.

В данной статье мы продолжим рассматривать законопроект, предлагающий внести несколько десятков изменений в текст правил дорожного движения.

Напомню, что документ появился на федеральном портале проектов нормативных правовых актов еще в октябре 2024 года и с тех пор его статус не менялся.

Однако проект предлагает одномоментно внести огромное количество изменений в текст ПДД. Поэтому он рассматривается в рамках большой серии статей "Законопроект об изменении ПДД в 2024 году".

Предшествующие статьи серии размещены на следующих страницах:

Часть 1Часть 2Часть 3

Часть 4Часть 5

Сегодня же речь пойдет о новых правилах разворота и о новых ограничениях скорости.

Содержание статьи:

Информация о нормативном документе

2024.11.22 Проект 02/07/09-24/00150772 "О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090" размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Новые правила использования аварийки

Изменения, связанные с использованием аварийной световой сигнализации, внесены в пункты 7.1 и 7.2 ПДД:

7.1. Аварийная сигнализация должна быть включена:

  • при дорожно-транспортном происшествии;
  • при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;
  • при ослеплении водителя светом фар;
  • при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве);
  • при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки "Перевозка детей" (здесь и далее опознавательные знаки указаны в соответствии с Основными положениями), и высадке из него.

Водитель должен включать аварийную сигнализацию и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство.

7.2. При остановке транспортного средства и включении аварийной сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:

  • при дорожно-транспортном происшествии;
  • при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.

7.1. Аварийная сигнализация механического транспортного средства должна быть включена:

  • при дорожно-транспортном происшествии;
  • при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;
  • при ослеплении водителя светом фар;
  • при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве);
  • при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки "Перевозка детей" (здесь и далее опознавательные знаки указаны в соответствии с Основными положениями), и высадке из него.

Водитель механического транспортного средства должен включать аварийную сигнализацию и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство.

7.2. При остановке механического транспортного средства и включении аварийной сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:

  • при дорожно-транспортном происшествии;
  • при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.

Пункты правил, связанные с использованием аварийной световой сигнализации, дополнены уточнениями, суть которых сводится к тому, что включение аварийки является обязательным только для механических транспортных средств. Для других транспортных средств (велосипедов, средств индивидуальной мобильности) включение аварийки обязательным не является.

Новые правила выполнения разворота

8.11. Разворот запрещается:

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств.

8.11. Разворот запрещается:

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств;
  • в местах пересечения с велосипедными дорожками, велопешеходными дорожками, велосипедными полосами, обозначенными дорожной разметкой 1.15.

Итак, законопроект предлагает запретить разворот в местах пересечения с велосипедными дорожками, велопешеходными дорожками и велосипедными полосами, обозначенными следующей разметкой:

Разметка 1.15

Если рассматривать смысл данного пункта, то он сводится к тому, что разворот в указанных выше местах является опасным, т.к. там существует большая вероятность появления велосипедистов.

Если же посмотреть на формулировку нового абзаца, то она вызывает определенные вопросы. Речь идет про фразу "места пересечения с велосипедными дорожками ...". В этой фразе не указан второй объект, который должен участвовать в пересечении. Скорее всего речь идет про проезжую часть, но лучше бы об этом написать прямо. Так что законодателям есть еще над чем поработать.

Движение через перекресток по трамвайным путям

Следующее важное изменение предлагается ввести в пункт 9.6 ПДД:

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2 и (или) нанесена разметка 1.18, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

Если приведенная выше поправка будет принята, то она исправит довольно серьезную проблему, которая в течение многих лет существует в тексте правил дорожного движения. Чтобы разобраться, о чем идет речь, посмотрите на следующую картинку:

Движение прямо по трамвайным путям

Итак, перед нами перекресток, перед которым нанесена разметка 1.18, указывающая разрешенные направления движения по полосам. Также через перекресток проходят трамвайные пути. Белый автомобиль поворачивает налево из второй полосы, такой маневр разрешен разметкой. Желтый автомобиль едет прямо по трамвайным путям и происходит столкновение. Подумайте, кто виноват в этом ДТП?

В соответствии с действующими ПДД водитель желтого автомобиля имеет право выехать на перекресток по трамвайным путям попутного направления и продолжить движение прямо. Что касается водителя белого автомобиля, то он должен соблюдать требования пункта 8.5 ПДД:

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

То есть водитель белого автомобиля должен поворачивать налево с трамвайных путей и именно он нарушает правила. Очевидно, что в данном случае схема организации дорожного движения сбивает водителей с толку.

В случае принятия законопроекта движение по трамвайным путям на приведенном выше перекрестке будет запрещено и спорные ситуации возникать не будут.

Среди прочего законодатели предлагают изменить наименование раздела 9, однако существенного влияния на дорожное движение это переименование оказать не должно.

9. Расположение транспортных средств на проезжей части

9. Расположение транспортных средств на дороге

Запрет на движение иных транспортных средств и механизмов

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение механических транспортных средств дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

В пределах дорог, расположенных на территориях общего пользования, и на прилегающей территории запрещается движение по дорогам средств и механизмов, требования к движению которых не установлены настоящими Правилами, либо в отношении которых в нарушение действующего законодательства не осуществлена государственная регистрация.

Во-первых, в пункте 9.9 слово "машин" заменено на фразу "механических транспортных средств". Законодатели предлагают внести множество подобных поправок в различные пункты ПДД.

Во-вторых, в пункт 9.9 добавлен новый абзац, который запрещает движение по дорогам общего пользования средств и механизмов, требования к движению которых не прописаны в ПДД. Как Вы думаете, о каких средствах и механизмах здесь идет речь? Напишите об этом в комментариях к данной статье.

Уменьшение скорости движения для грузовиков с прицепом

Рассмотрим изменения, которые предлагается внести в пункт 10.3 ПДД:

10.3. Вне населенных пунктов разрешается движение:

  • мотоциклам, легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях - со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах - не более 90 км/ч;
  • автобусам, в которых места для сидения пассажиров оборудованы ремнями безопасности, предназначенным для перевозки исключительно сидящих пассажиров, - не более 90 км/ч, другим автобусам - не более 70 км/ч;
  • легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях - не более 90 км/ч, на остальных дорогах - не более 70 км/ч;
  • грузовым автомобилям, перевозящим людей в кузове, - не более 60 км/ч;
  • автобусам, осуществляющим организованные перевозки групп детей, - не более 60 км/ч;

10.3. Вне населенных пунктов разрешается движение:

  • мотоциклам, легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях - со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах - не более 90 км/ч;
  • автобусам, в которых места для сидения пассажиров оборудованы ремнями безопасности, предназначенным для перевозки исключительно сидящих пассажиров, - не более 90 км/ч, другим автобусам - не более 70 км/ч;
  • легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях - не более 90 км/ч, на остальных дорогах - не более 70 км/ч;
  • грузовым автомобилям, перевозящим людей в кузове, - не более 60 км/ч;
  • автобусам, осуществляющим организованные перевозки групп детей, - не более 60 км/ч;

Действующие правила дорожного движения устанавливают специальные ограничения скорости при буксировке прицепа только для легковых автомобилей. Без прицепа легковой автомобиль вне населенного пункта может ехать со скоростью до 90 км/ч, а с прицепом - до 70 км/ч. Для грузовых автомобилей категории В (например, пикапов) подобных ограничений нет и они могут ехать со скоростью 90 км/ч.

Законодатели предлагают уменьшить максимальную скорость для грузовиков категории В при буксировке прицепа. На автомагистралях она составит 90 км/ч, а на иных дорогах - 70 км/ч.

А в следующей статье серии речь пойдет об изменениях, которые законопроект предлагает внести в правила остановки и стоянки. Не пропустите!

Напомню, что текст действующих правил дорожного движения доступен в приложении "Билеты и ПДД от ПДД Мастер":

Удачи на дорогах!

Обновлено: 22 ноября 2024
Раздел: Законы в разработке
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
23 ноября 2024 12:49
Alex-23

По поводу соотношения пунктов 8.5 и 9.6 ПДД имеется судебная практика, опровергающая мнение автора сайта, изложенное в данной статье.

23 ноября 2024 12:57
Alex-23

Итак, речь о ситуации, показанной на картинке:

Автор сайта считает, что:

В соответствии с действующими ПДД водитель желтого автомобиля имеет право выехать на перекресток по трамвайным путям попутного направления и продолжить движение прямо.

Водитель белого автомобиля должен поворачивать налево с трамвайных путей и именно он нарушает правила.

Обнаружена судебная практика по данной ситуации, которая опровергает мнение автора сайта. Цитата из Апелляционного определения Челябинского областного суда от 29.07.2014 по делу N 11-7519/2014:

Согласно схеме ДТП, которая никем не оспаривается, подписана водителями и принята судом в качестве допустимого доказательства по делу, на перекрестке, где произошло ДТП, имеется дорожная разметка 1.18, которая устанавливает направление движение по полосам, в данном случае движение прямо и налево. Оба автомобиля двигались в попутном направлении, столкновение автомобилей **** и **** произошло непосредственно на перекрестке.

Из объяснений водителя Г. следует, что он двигался по крайней левой полосе по **** проспекту, намереваясь совершить поворот налево на ул. ****. Столкновение произошло в момент начала совершения маневра (поворота налево).

Давая объяснения сотрудникам ГИБДД, П.А.А. пояснял, что двигался по **** проспекту по направлению к перекрестку с ул. **** по трамвайным путям попутного направления прямо. При пересечении перекрестка с ул. **** произошло столкновение с автомобилем ****, государственный номер ****, который, выехав на перекресток и не убедившись в безопасности маневра, начал совершать перестроение.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, а также Правила дорожного движения РФ судебная коллегия считает, что Г., управляя автомобилем **** и двигаясь в крайней левой полосе и при наличии дорожной разметки 1.18, предписывающей движение прямо и налево, каких-либо нарушений Правил дорожного движения РФ не допускал.

Выводы суда первой инстанции о том, что в данной ситуации Г. для совершения поворота налево должен был двигаться исключительно по трамвайным путям попутного направления, основаны на неверном толковании законодательства, поскольку в данном случае положения п. 9.6 Правил дорожного движения РФ необходимо трактовать в совокупности с п. 8.5 Правил.

Напротив, двигаясь по трамвайным путям попутного направления и не имея намерения совершения маневр поворот налево или разворот, водитель П.А.А. нарушил п. 9.6 Правил дорожного движения РФ, двигаясь по трамвайным путям попутного направления, при наличии на дороге разметки 1.18, в результате чего и произошло столкновение автомобилей **** и ****.

24 ноября 2024 03:36
GDW nik

Напротив, двигаясь по трамвайным путям попутного направления и не имея намерения совершения маневр поворот налево или разворот, водитель П.А.А. нарушил п. 9.6 Правил дорожного движения РФ, двигаясь по трамвайным путям попутного направления, при наличии на дороге разметки 1.18, в результате чего и произошло столкновение автомобилей **** и ****.

В каком месте водитель П.А.А. нарушил п 9.6 ПДД? Обновлённый 9.6 действительно исправит эту ситуацию.

Не согласен с Максимом здесь:

То есть водитель белого автомобиля должен поворачивать налево с трамвайных путей и именно он нарушает правила.

При нанесённой разметке 1.18 на левой полосе установлен именно такой режим и порядок движения, что является специальной нормой к п 8.5 ПДД и имеет приоритетное значение.

25 ноября 2024 12:55
orlov

Alex-23, в России право не прецедентное. То есть решение одного суда не даёт никаких гарантий, что в похожих случаях будут приняты такие же решения. Даже если этот суд Верховный.

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев