Въезд на перекресток в случае затора в законопроекте об изменении ПДД

Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.

Въезд на перекресток в случае затора в законопроекте об изменении ПДД

Добрый день, уважаемый читатель.

В конце 2024 года на ПДД Мастер начато рассмотрение интересного законопроекта, предлагающего внести несколько десятков нововведений в текст правил дорожного движения. Если вы пропустили указанные статьи, рекомендую их изучить:

Часть 1Часть 2

Часть 3Часть 4Часть 5

Часть 6Часть 7Часть 8

В данной статье мы продолжим рассмотрение нововведений, которые, в случае принятия законопроекта, могут оказаться в тексте ПДД.

Содержание статьи:

Информация о нормативном документе

2025.03.21 Проект 02/07/09-24/00150772 "О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090" размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Выезд на перекресток для разворота в случае затора

Рассмотрим изменение, которое предлагается внести в пункт 13.2 ПДД:

13.2. Запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей или участка перекрестка, обозначенного разметкой 1.26, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами.

13.2. Запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей или участка перекрестка, обозначенного разметкой 1.26, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо, налево или разворота в случаях, установленных настоящими Правилами.

Пункт 13.2 Правил запрещает выезжать на перекрестки в случае заторов. При этом, есть несколько ситуаций, при которых можно выехать на перекресток даже в случае затора. В действующих ПДД таких ситуаций всего две:

  • поворот направо;
  • поворот налево.

Законопроект предлагает добавить в этот пункт еще одну ситуацию:

  • разворот.

Данное изменение выглядит довольно логичным.

Примечание. В отличие от многих пунктов ПДД, рассмотренных в предшествующих статьях и в которых законодатели решили исправить ошибки, в пункте 13.2 они почему-то решили этого не делать. И фраза "Запрещается выезжать на ... участка перекрестка" остается несогласованной с 1 сентября 2021 года.

Приоритет слепых пешеходов

Следующее интересное нововведение предлагается внести в пункт 14.5 ПДД:

14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан уступить дорогу слепым пешеходам, подающим сигнал белой тростью.

В данном пункте слово "пропустить" предлагается заменить на термин "уступить дорогу". И это нововведение также довольно позитивное, ведь правила не разъясняют, что именно подразумевает слово "пропустить". То есть, водитель, читающий действующие правила дорожного движения, просто не понимает, что конкретно ему нужно сделать при появлении слепых пешеходов на дороге.

С другой стороны, термин "уступить дорогу" довольно подробно расшифрован в пункте 1.2 ПДД.

Примечание. Напомню, что несколько лет назад законодатели многократно меняли пункты правил, связанные с приоритетом пешеходов. При этом термины "уступить дорогу" и "пропустить" пешеходов несколько раз менялись местами, что только вводило водителей в заблуждение. В результате законодатели все же остановились на термине "уступить дорогу". В связи с этим законопроект предлагает обновить и пункт 14.5 ПДД.

Движение средств индивидуальной мобильности в жилых зонах

Рассмотрим изменения, которые предлагается внести в пункт 17.1 ПДД:

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, при этом они не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи для движения транспортных средств и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов, лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, разрешается как по тротуарам, пешеходным дорожкам, велодорожкам и велопешеходным дорожкам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, при этом они не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи для движения транспортных средств и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.

В данном пункте можно выделить несколько групп нововведений:

1. Пешеходы могут получить возможность в пределах жилых зон двигаться:

  • по пешеходным дорожкам;
  • по велодорожкам;
  • по велопешеходным дорожкам.

2. СИМ могут получить возможность в пределах жилых зон двигаться:

  • по тротуарам;
  • по пешеходным дорожкам;
  • по велодорожкам;
  • по велопешеходным дорожкам;
  • по проезжей части.

3. Пешеходы не могут создавать необоснованные помехи только на проезжей части. На тротуарах, пешеходных дорожках, велодорожках, велопешеходных дорожках создание помех автомобилям и СИМ не запрещается.

4. СИМ в жилых зонах преимущества не имеют.

Приоритет СИМ при выезде из жилых зон

Следующее изменение предлагается внести в пункт 17.3 ПДД:

17.3. При выезде из жилой зоны водители и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения.

17.3. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения.

В настоящее время средства индивидуальной мобильности, выезжающие из жилой зоны, действуют также, как и автомобили. Они уступают дорогу другим участникам движения (транспортным средствам и пешеходам).

Законопроект предлагает отменить данное требование. А это означает, что в некоторых случаях приоритет при выезде СИМ из жилой зоны не будет определен правилами. А это, в свою очередь, приведет к тому, что придется использовать пункт 8.9 ПДД и уступать дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.

Новые правила проезда перекрестков с выделенной полосой для общественного транспорта

В пункт 18.2 ПДД предлагается внести сразу же несколько изменений:

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2 и 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе, за исключением:

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2 и 5.14.1, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе, за исключением:

В данном абзаце номер знака 5.14 предлагается заменить на 5.14.1.

Знак 5.14.1 Полоса для маршрутных транспортных средств

Напомню, что номер знака был изменен в правилах 1 марта 2023 года. Однако изменения затронули далеко не все пункты нормативного документа, так что уже более 2-х лет водители вынуждены использовать оформленный с ошибкой пункт 18.2 ПДД.

транспортных средств, которые используются для перевозки пассажиров, имеют, за исключением места водителя, более 8 мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн, перечень которых утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

В приведенном выше абзаце законодатели предлагают заменить фразу "органами власти" на "исполнительными органами". Однако, поскольку исходной фразы в этом абзаце нет, остается непонятным, что именно хотели сказать законодатели.

Водители транспортных средств, допущенных к движению по полосам для маршрутных транспортных средств, при въезде на перекресток с такой полосы могут отступать от требований дорожных знаков 4.1.1 - 4.1.6, 5.15.1 и 5.15.2 для продолжения движения по такой полосе.

Водители транспортных средств, допущенных к движению по полосам для маршрутных транспортных средств, при въезде на перекресток с такой полосы могут отступать от требований дорожных знаков 4.1.1 - 4.1.6, 5.15.1, 5.15.2 и дорожной разметки 1.18 для продолжения движения по такой полосе.

Знак 4.1.1 Движение прямоЗнак 4.1.2 Движение направоЗнак 4.1.3 Движение налевоЗнак 4.1.4 Движение прямо или направоЗнак 4.1.5 Движение прямо или налевоЗнак 4.1.6 Движение направо или налево

Знак 5.15.1 Направления движения по полосамЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосе

Разметка 1.18Разметка 1.18Разметка 1.18Разметка 1.18Разметка 1.18Разметка 1.18Разметка 1.18Разметка 1.18

В данном случае речь идет о следующей ситуации:

Движение через перекресток по выделенной полосе

Автомобиль такси подъезжает к перекрестку по выделенной полосе. Водитель планирует продолжить движение в прямом направление, чтобы вновь оказаться на выделенной полосе. При этом перекресток имеет следующие особенности:

  • над выделенной полосой установлен знак 5.15.2, позволяющий продолжить движение только направо;
  • на выделенной полосе нанесена разметка 1.18, позволяющая продолжить движение только направо.

Действующие правила позволяют водителю отступить от требования дорожного знака, но не позволяют отступить от требования дорожной разметки. То есть, на приведенном выше перекрестке автомобиль может продолжить движение только направо.

Законопроект предлагает изменить текст правил таким образом, чтобы в описанной ситуации можно было отступить от требований дорожной разметки. То есть, если документ будет принят, то движение автомобиля такси на приведенном выше рисунке не будет нарушением правил.

В заключение хочу еще раз напомнить, что в данной серии рассматривается проект нормативного документа. То есть, не известно, когда он будет принят и будет ли принят вообще.

А с текстом действующих правил дорожного движения Вы можете ознакомиться на следующей странице:

В следующей статье серии "Законопроект об изменении ПДД в 2024 году" мы продолжим рассматривать интересные нововведения законопроекта "О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090".

Удачи на дорогах!

Обновлено: 21 марта 2025
Раздел: Законы в разработке
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев