Отмена пешеходных переходов, обозначенных только разметкой, в законопроекте об изменении ПДД

Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.

Отмена обозначенных разметкой пешеходных переходов в законопроекте об изменении ПДД

Добрый день, уважаемый читатель.

Во второй статье серии "Законопроект об изменении ПДД в 2024 году" мы продолжим рассматривать изменения, которые предлагается внести в текст правил дорожного движения.

Напомню, что в данной серии статей речь идет о проекте нормативного документа, который предлагает единовременно обновить несколько десятков пунктов правил дорожного движения. При этом некоторые изменения косметические, некоторые - исправляют допущенные ранее ошибки, а некоторые - довольно серьезно меняют правила.

В данной статье речь пойдет о новых определениях, которые могут появиться в ПДД.

Содержание статьи:

Информация о нормативном документе

2024.10.28 Проект 02/07/09-24/00150772 "О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090" размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Лицо, использующее СИМ

В пункт 1.2 ПДД предлагается внести следующее новое определение:

"Лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности" – лицо, управляющее средством индивидуальной мобильности.

Напомню, что в действующих правилах дорожного движения понятие "лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности" не расшифровывается, однако повсеместно используется. Судя по всему, именно поэтому законодатели решили это понятие расшифровать.

Однако не совсем понятно, какую проблему сможет решить введение этого определения на практике. Если у Вас есть какие-то идеи по этому поводу, напишите их в комментариях к данной статье.

Новое понятие "Мопед"

"Мопед" - двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

"Мопед" - двух- или трехколесное механическое транспортное средство, предназначенное для передвижения одного или двух человек, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее сиденье, двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

Основное отличие заключается в том, что законодатели предлагают прямо прописать в правилах, что на мопеде допускается перевозка одного пассажира.

Напомню, что с 1 марта 2023 года перевозка пассажиров на мопеде запрещена пунктом 24.8 ПДД. Однако, если рассматриваемый в данной серии законопроект будет принят, пункт 24.8 также будет обновлен, а возможность перевозить пассажиров на мопедах вернется в текст правил. Об этом речь пойдет в одной из следующих статей серии.

Второе нововведение заключается в том, что обязательным признаком мопеда становится наличие сиденья. Напомню, что с 1 марта 2023 года в правилах есть некоторая неопределенность, которая позволяет отнести некоторые средства передвижения как к средствам индивидуальной мобильности, так и к мопедам.

Например, электросамокат с двигателем мощностью 2 КВт может быть отнесен и туда, и туда. То же самое касается и электроскутера.

Если рассмотренное выше изменение будет принято, то проблем с отнесением транспорта к той или иной группе станет меньше.

Новое понятие "Мотоцикл"

"Мотоцикл" - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

"Мотоцикл" - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, предназначенное для передвижения не более трех человек, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

В определение "мотоцикл" предлагается внести изменение, ограничивающее максимальное количество перевозимых людей тремя. Судя по всему, это также связано с появлением спорных транспортных средств, которые по своим характеристикам могут быть отнесены и к мотоциклам, и к трициклам.

Новое понятие "Парковка"

"Парковка (парковочное место)" - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

"Парковка (парковочное место)" - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

Суть изменения заключается в том, что парковка может являться частью любой дороги, а не только автомобильной. Напомню, что в предшествующей статье серии речь шла о том, что в случае принятия законопроекта в тексте правил могут появиться не только автомобильные, но и пешеходные дороги.

Новое определение "Пешеход"

"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие рядом с собой средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Что касается определения пешеход, то в нем фраза "ведущие СИМ, велосипед, мопед, мотоцикл" заменена на фразу "ведущие рядом с собой СИМ, велосипед, мопед, мотоцикл". И это, действительно, полезное нововведение, т.к. далеко не все люди, читающие правила, понимают текущую редакцию правильно.

На практике мне приходилось сталкиваться с тем, что один из читателей ПДД Мастер посчитал, что под ведущим велосипед подразумевается человек, который этим велосипедом управляет.

Так что данное нововведение будет довольно полезным.

Внимание! Судя по всему, при разработке законопроекта законодатели сбились в нумерации абзацев пункта 1.2 ПДД. Приведенное выше изменение предлагается внести в сорок второй абзац, в котором нет слова "ведущие". Поэтому в рамках данной статьи изменение применено к соседнему абзацу номер 41, где такое слово есть.

Отмена переходов, обозначенных только разметкой

"Пешеходный переход" - участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 - 1.14.3* и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

"Пешеходный переход" - участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и разметкой 1.14.1 - 1.14.3* или без таковой и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

Знак 5.19.1 Пешеходный переходЗнак 5.19.2 Пешеходный переход

Разметка 1.14.1Разметка 1.14.2

Действующие правила предусматривают три вариант оформления пешеходных переходов:

  • и знаками, и разметкой;
  • только знаками;
  • только разметкой;

Законопроект предлагает отменить пешеходные переходы, обозначенные только разметкой. И определенный смысл в этом есть. Дело в том, что разметка достаточно быстро стирается, а зимой ее засыпает снегом. Поэтому переходы, обозначенные только разметкой, довольно часто вызывают спорные ситуации.

Например, пешеход видит остатки разметки около края проезжей части и считает, что находится на переходе. А водитель, едущий по третьей полосе, никаких признаков перехода не видит, поэтому уступать дорогу не торопится.

Отмена переходов, обозначенных только разметкой, должна исключить возникновение подобных спорных ситуаций.

Примечание. На практике мне не доводилось встречать переходы, обозначенные только разметкой, уже несколько лет. Если Вы видели подобный переход недавно, напишите в комментариях к данной статье, где он находится.

Напомню, что текст действующих правил дорожного движения доступен в мобильном приложении от ПДД Мастер:

А в следующей статье серии "Законопроект об изменении ПДД в 2024 году" будет рассмотрено одно из самых спорных нововведений законопроекта - обновленное определение "Уступить дорогу". Если оно в итоге будет принято, то дорожное движение в России серьезно изменится.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 1 ноября 2024
Раздел: Законы в разработке
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
7 ноября 2024 10:18
vladveb

"...либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств..." Как это понимать? По ПДД остановка под мостами и т.п. сооружениями запрещена.

7 ноября 2024 12:46
Alex-23

"...либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств..." Как это понимать? По ПДД остановка под мостами и т.п. сооружениями запрещена.

Описание термина "Парковка (парковочное место)" в ПДД соответствует описанию того же термина в Градостроительном кодексе РФ, в ФЗ "Об организации дорожного движения в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" и в ФЗ "О безопасности дорожного движения". Так как под парковкой понимается специально обозначенное место для организованной стоянки, то данную норму следует рассматривать как специальную по отношению к общей норме пунктов 12.4 и 12.5 ПДД. При разрешении коллизии между этими нормами приоритетом обладает специальная норма в соответствии с общеправовым принципом lex specialis derogat generali.

8 ноября 2024 03:52
Антон-50

В Бугуруслане Оренбургской области есть пешеходный переход без знаков, где-то рядом с центральной площадью. Уверен, что подобные явления (как и перекрёстки с пешеходными путями, но без пешеходных светофоров) встречаются во многих мелких городках.

10 ноября 2024 21:40
orlov

Антон-50, спасибо за информацию!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев