Запрет перевозки пассажиров на мопедах с 1 марта 2023 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В данной статье серии "Новые ПДД с 1 марта 2023 года" мы продолжим рассматривать обновленную редакцию правил дорожного движения.
Сегодня речь пойдет об изменениях, относящихся к:
- Использованию желтых и оранжевых мигалок.
- Знаку "автопоезд".
- Движению мопедов и скутеров.
Содержание статьи:
- Информация о нормативном документе
- Правила использования желтых и оранжевых мигалок
- Исключение фонаря "автопоезд"
- Запрет перевозки пассажиров на мопедах
- Буксировка мопедами
- Светоотражатели для водителей мопедов
Информация о нормативном документе
2023.01.06 Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 №1769 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 7 октября 2022 года.
Документ вступает в силу 1 марта 2023 года.
Правила использования желтых и оранжевых мигалок
Рассмотрим обновленный пункт 3.4 ПДД:
3.4. Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета должен быть включен на транспортных средствах в следующих случаях:
...
движение крупногабаритных транспортных средств, а также перевозка взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности;
движение крупногабаритных транспортных средств, а также перевозка грузов повышенной опасности;
В данном пункте изменение небольшое и заключается оно в том, что введено новое понятие "груз повышенной опасности", в котором объединены несколько использовавшихся ранее терминов.
3.5. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета при выполнении работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств могут отступать от требований дорожных знаков (кроме знаков 2.2, 2.4 - 2.6, 3.11 - 3.14, 3.17.2, 3.20) и дорожной разметки, а также пунктов 9.4 - 9.8 и 16.1 настоящих Правил при условии обеспечения безопасности дорожного движения.
3.5. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств могут отступать от требований дорожных знаков (кроме знаков 2.2, 2.4 - 2.6, 3.11 - 3.14, 3.17.2, 3.20) и дорожной разметки, а также пунктов 9.4 - 9.8 и 16.1 настоящих Правил при условии обеспечения безопасности дорожного движения.
Обновленный пункт 3.5 говорит о том, что с 1 марта 2023 года водитель автомобиля, на котором включен желтый или оранжевый проблесковый маячок, может отступить от требований перечисленных пунктов правил в следующих новых случаях:
- при выполнении работ по реконструкции дорог;
- при выполнении работ по капитальному ремонту дорог.
Напомню, что проблесковые маячки желтого и оранжевого цветов могут использоваться в различных ситуациях, однако преимущество они дают далеко не всем транспортным средствам. Более подробно данный вопрос рассмотрен в отдельной статье:
Кроме того, хочу обратить внимание на очередной момент новых ПДД, который вызывает вопросы. В тексте правил пункт 3.4 описывает ситуации, когда должен быть включен проблесковый маячок желтого цвета. Пункт 3.5 описывает ситуации, когда желтая мигалка дает водителю право отступить от требований правил.
Так вот, до 1 марта 2023 года пункт 3.4 содержит большее количество ситуаций (транспортных средств), чем пункт 3.5. Получается, что в 8 случаях желтый маячок должен быть включен, и только в 4 из них он дает право отступить от требований правил.
С 1 марта 2023 года ситуация изменится следующим образом. Транспортные средства, выполняющие работы по реконструкции и капитальному ремонту дорог добавлены только в пункт 3.5 ПДД. То есть получается, что эти автомобили могут отступать от требований некоторых пунктов правил при включении желтого маячка, однако включать этот маячок правила их не обязывают.
Можно предположить, что законодатели просто забыли обновить пункт 3.4 правил.
Следующее изменение внесено в пункт 16 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения:
16. Проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета устанавливаются:
- на транспортных средствах, выполняющих работы по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств;
- на крупногабаритных транспортных средствах и транспортных средствах, осуществляющих перевозки взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности;
- на транспортных средствах, осуществляющих сопровождение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, а также на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов;
- на транспортных средствах, осуществляющих сопровождение организованных групп велосипедистов при проведении тренировочных мероприятий на автомобильных дорогах общего пользования.
16. Проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета устанавливаются:
- на транспортных средствах, выполняющих работы по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств;
- на крупногабаритных транспортных средствах и транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов повышенной опасности;
- на транспортных средствах, осуществляющих сопровождение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, а также транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов;
- на транспортных средствах, осуществляющих сопровождение организованных групп велосипедистов при проведении тренировочных мероприятий на автомобильных дорогах общего пользования;
- на автобусах, используемых для организованной перевозки группы детей.
В данном пункте нужно обратить внимание на следующие особенности:
1. По аналогии с приведенным выше пунктом 3.4 введен новый термин "груз повышенной опасности".
2. Добавлена возможности установки желтых и оранжевых проблесковых маячков на автобусы для организованной перевозки детей. Напомню, что требование о включении желтой мигалки на автобусах при организованной перевозке детей существует уже более 4-х лет (с 1 июля 2018 года), однако только с 1 марта основные положения официально разрешат устанавливать такие мигалки на автобусы.
3. В пункт 16 не включили информацию о том, что желтые и оранжевые мигалки могут устанавливаться на транспортных средствах, занимающихся реконструкцией и капитальным ремонтом дорог. То есть, в правилах появилась еще одна неоднозначность.
Исключение фонаря "автопоезд"
Из текста правил дорожного движения исключен пункт 19.8:
19.8. Опознавательный знак "Автопоезд" должен быть включен при движении автопоезда, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, и на время его остановки или стоянки.
Также абзац, описывающий знак "автопоезд", исключен и из основных положений:
"Автопоезд" - в виде трех фонарей оранжевого цвета, расположенных горизонтально на крыше кабины с промежутками между ними от 150 до 300 мм - на грузовых автомобилях и колесных тракторах (класса 1,4 т и выше) с прицепами, а также на сочлененных автобусах и троллейбусах;
Напомню, что знак автопоезд представляет собой 3 небольших фонаря, установленные на крыше грузового автомобиля с прицепом. В середине 90-х годов прошлого века такие знаки встречались очень часто, однако в последние 10 лет встретить их удавалось крайне редко.
Если у Вас есть дополнительная информация о том, почему эти фонари перестали использоваться, напишите об этом в комментариях к данной статье.
Запрет перевозки пассажиров на мопедах
24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
...
перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
24.8. Велосипедистам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителям мопедов запрещается:
...
перевозить пассажиров, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией велосипеда или средства индивидуальной мобильности;
До 1 марта 2023 года пункт 24.8 не запрещает перевозку пассажиров на велосипедах и мопедах, если такая перевозка предусмотрена конструкцией велосипеда или мопеда.
С 1 марта 2023 года пункт 24.8 не запрещает перевозку пассажиров на велосипедах и средствах индивидуальной мобильности, если такая перевозка предусмотрена конструкцией велосипеда или СИМ.
Основное же нововведение заключается в том, что с 1 марта 2023 года перевозка пассажиров на мопедах и скутерах будет запрещена. Даже если конструкция мопеда или скутера предусматривает дополнительное место для пассажира.
Напомню, что возможность перевозки пассажиров на скутерах была введена 8 апреля 2014 года. Причем, в отличие от водителя мопеда, пассажир не был обязан надевать шлем. Спустя 9 лет перевозку пассажиров решили вновь запретить. И с чем это связано, не известно.
Данное нововведение вызовет множество негативных эмоций у владельцев мопедов и скутеров, которые используют данный транспорт для поездок и за 9 лет уже привыкли перевозить пассажиров.
Также следует отметить, что в новой редакции правил дорожного движения остался пункт 22.21, который говорит о том, что перевозить пассажиров на мопеде может только водитель, имеющий стаж 2 года или более. И это еще одна неоднозначность новой редакции правил.
Буксировка мопедами
24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
24.9. Запрещается буксировка велосипедов, средств индивидуальной мобильности и мопедов, а также буксировка велосипедами, средствами индивидуальной мобильности и мопедами, кроме буксировки велосипедом, мопедом или средством индивидуальной мобильности прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом, мопедом или средством индивидуальной мобильности соответственно.
Смысл пункта 24.9 изменился не сильно. Однако из "старой" редакции можно было понять, что мопед имеет право буксировать прицеп, предназначенный и для мопеда, и для велосипеда. А велосипед - и прицеп для велосипеда, и прицеп для мопеда.
С 1 марта 2023 года в тексте правил используется слово "соответственно", то есть мопед может буксировать только мопедный прицеп, велосипед - только велосипедный, а СИМ - только прицеп для СИМ.
Светоотражатели для водителей мопедов
24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.
24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителям мопедов рекомендуется, а вне населенных пунктов указанные лица обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.
С 1 марта 2023 года вводится обязанность для водителей мопедов иметь при себе предметы со световозвращателями при поездках вне населенных пунктов в темное время суток и в условиях недостаточной видимости.
Напомню, что изменения правил дорожного движения от 1 марта 2023 года рассматриваются в рамках серии статей "Новые ПДД с 1 марта 2023 года". Содержание данной серии доступно на следующей странице:
Кроме того, рекомендую Вам изучить обновленный текст правил дорожного движения:
Ну а следующая статья серии станет итоговой и в ней мы еще раз разберем самые важные изменения правил дорожного движения от 1 марта 2023 года. Не пропустите!
Удачи на дорогах!
Странно, в 24 разделе ПДД исключили (точнее, забыли упомянуть водителей мопедов), в в 22 разделе не поменяли формулировку :"22.21. Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории "А" или подкатегории "A1" в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет".
Дмитрий-364, спасибо за информацию!
по поводу п. 22.8 абсолютно не понятно . почему Вы пишете что нельзя перевозить пассажиров на мопедах и велосипедах если они оборудованы для перевозки пассажиров?
Сергей-1198, пункт 24.8 ПДД (новая редакция):
24.8. Велосипедистам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителям мопедов запрещается:
...
перевозить пассажиров, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией велосипеда или средства индивидуальной мобильности;
Здесь указано, что перевозить пассажиров запрещено. А в список исключений мопеды не попадают.
Удачи на дорогах!
По поводу проблесковых маячков желтого или оранжевого цвета.
Я, правильно понимаю, что про машины коммунальных служб осуществляющих работы по строительству, ремонту или содержанию сетей водоснабжения и водоотведения (канализации), в очередной раз забыли?
И как быть их водителям?
Андрей-730, остается лишь действовать в соответствии с правилами дорожного движения, не отступая от отдельных пунктов.
Удачи на дорогах!
Андрей-730, остается лишь действовать в соответствии с правилами дорожного движения, не отступая от отдельных пунктов.
Удачи на дорогах!
Максим,
То есть, если, вдруг, в зоне действия знака "остановка и стоянка запрещена", забилась, к примеру, канализация, машины, которые должны там быть задействованы, паркуются дальше и ждут: "Вдруг само затянется" (с)? А местные жители/пешеходы/другие ТС, пытаются форсировать лужи того, что не тонет?
P.S. Глубокий поклон сотрудникам ГИБДД (без сарказма), что понимают ситуацию и не штрафуют.
P.P.S. Я понимаю, что этот вопрос не к вам, а к мудрым законодателям...
24.8 лучше бы сделали, чтобы пассажир тоже должен надевать шлем, и все, смысл вообще запрещать перевозку? итак 2 года стажа нужно.
Пункт 24.8 Вы сами не совсем поняли, там отсутствует запятая (,) но присутствует слово "или" что даёт понять что перевозить пассажиров на мопеде можно когда оборудование позволяет, а вот на велосипедах и СИМ если конструкция предусмотрена
"Запрет перевозки пассажиров на мопедах
24.8. Велосипедистам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителям мопедов запрещается:
...
перевозить пассажиров, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией велосипеда или средства индивидуальной мобильности;"
В каком месте на мопеде запрещено перевозить пассажира если это предусмотрено конструкцией?
Ион-1, интересная трактовка, спасибо! Тут уже нужно обратиться к законодателям, чтобы они составляли пункты правил так, чтобы двойственная трактовка была невозможна.
Удачи на дорогах!
руслан-129:
24.8. Велосипедистам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителям мопедов запрещается:
...
перевозить пассажиров, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией велосипеда или средства индивидуальной мобильности;
Исключения после запятой во втором абзаце относятся к велосипедам и СИМ, поэтому на них можно не обращать внимания.
Удачи на дорогах!
Привет ! Вопрос -Я дед и везу свою внучку 4года,на двухместном СИМ (40кг), в специальном детском кресле
Мне что на дорогу теперь вылезать?
И ещё три интересных вопроса по п.24.8:
п.24.8. Велосипедистам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителям мопедов запрещается:
перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, ме-шающий управлению;
1-й вопрос - а по высоте груз не ограничивается совсем ???
И в разделе 23 ПДД никаких ограничений по высоте. И постановление Правительства РФ №-2200 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" на велосипеды не распространяется.
перевозить пассажиров, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией велосипеда или средства индивидуальной мобильности;
2-й вопрос - наверное, это касается и мопедов. Иначе - глупость.
Причём информация о дополнительных пассажирских местах должна быть указана в документах (паспортах) этого ТС. И вряд ли инспектора ДПС устроит распечатанная из Интернета копия аналогичного паспорта.
перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
3-й вопрос - кем эти детские места должны быть специально оборудованы?
Если для ребёнка-пассажира старше 7 лет место должно быть предусмотрено конструкцией велосипеда или мопеда (т.е. подтверждено документально паспортом), то для 6-ти летнего ребёнка специально оборудовать место можно самому?
Например, положить на раму жёрдочку или подушку. Почему такие разные формулировки в двух соседних строчках ПДД?
4-й вопрос - в п.22.21 раздела 22 ПДД "Перевозка людей" для водителей мотоциклов и мопедов на перевозку людей определены чёткие ограничения по возрасту водителя (возраст получения ВУ) и стажу (>2-х лет). А вот для велосипедистов и водителей СИМ таких ограничений нет.
Т.е, любой ребёнок в 14 лет, впервые неуверенно севший на велосипед или СИМ, может посадить на предусмотренное конструкцией пассажирское место своего младшего братика и гонять в ним где захочет.
И даже по проезжей части дороги? О как!!!
Владимир-562, здравствуйте.
Если масса СИМ равна 40 кг, то движение такого СИМ по тротуарам, пешеходным дорожкам и в пешеходных зонах запрещено. Для большинства городов это означает, что правила позволяют ехать только по проезжей части (т.к. велосипедных полос и дорожек, а также обочин нет).
Удачи на дорогах!
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, такая ситуация - я имею право проезжать на велосипеде(двигаясь по правой стороне проезжей части), регулируемый пешеходный переход на красный свет, двигаясь по автодороге. Если на пешеходном переходе отсутствуют пешеходы. Есть такая поправка в кометариях и где её можно найти?
Сергей-1246, добрый день.
Вы не имеете такого права.