Новые сигналы светофора с 1 марта 2023 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В данной статье речь пойдет об изменениях правил дорожного движения, связанных с применением светофоров.
С 1 марта 2023 года вводятся новые сигналы светофора, а также меняются правила для некоторых существующих типов светофоров.
В отличие от правил, рассмотренных в предшествующих статьях и относящихся лишь к некоторым группам участников дорожного движения (к СИМ, к велосипедистам, к пешеходам, к инвалидам, к автобусам), сигналы светофора относятся абсолютно ко всем участникам дорожного движения. Так что обязательно изучите данную статью.
Содержание статьи:
- Информация о нормативном документе
- Секция, предупреждающая о регулируемом пешеходном переходе
- Светофоры для пешеходов и велосипедистов
- Светофоры для трамваев и маршрутных транспортных средств
- Действия пешеходов и СИМ при запрещающем сигнале светофора
- Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора
Информация о нормативном документе
2022.11.18 Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 №1769 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 7 октября 2022 года.
Документ вступает в силу 1 марта 2023 года.
Секция, предупреждающая о регулируемом пешеходном переходе
Пункт 6.4 ПДД дополнен следующим абзацем:
Информационная световая секция в виде силуэта пешехода и стрелки с мигающим сигналом бело-лунного цвета, расположенная под светофором, информирует водителя о том, что на пешеходном переходе, в направлении которого он поворачивает, включен сигнал светофора, разрешающий движение пешеходам. Направление стрелки указывает на пешеходный переход, на котором включен сигнал светофора, разрешающий движение пешеходам.
Новая секция светофора выглядит так:
Разберемся с особенностями использования данной секции:
1. Как выглядит новая секция?
Секция представляет собой отдельный блок светофора, который устанавливается снизу от стандартного транспортного светофора. Сигнал выполнен в виде двух изображений: пешеход и стрелки, направленной вправо или влево. Цвет сигнала - белый. Секция работает в мигающем режиме или полностью выключена.
Под светофором могут быть одновременно установлены две независимые секции: одна - со стрелкой налево, вторая - со стрелкой направо.
2. Для чего используется новая секция?
Включенный белый мигающий сигнал пешеходной секции говорит о том, что в случае поворота в направлении, на которое указывает стрелка секции, водитель встретит на своем пути регулируемый пешеходный переход, на котором пешеходам будет гореть разрешающий сигнал светофора.
3. Нужно ли уступать дорогу пешеходам при повороте при включенной дополнительной секции?
Пункт 13.1 ПДД требует, чтобы при повороте на перекрестке водитель уступил дорогу пешеходам. Причем никакие дополнительные условия для этого не требуются. Дополнительная секция может быть включена, может быть выключена, а может вообще отсутствовать. Уступить дорогу следует в любом случае.
4. Если дополнительной секции нет, значит и пешеходного перехода после поворота не будет?
Это не так. При наличие секции можно однозначно сказать, что после поворота пешеходный переход будет. Однако при отсутствии секции переход может встретиться, а может и не встретиться. Поскольку установка дополнительных секций требует серьезного финансирования, будет наивным ожидать, что новые светофоры с 1 марта 2023 года появятся абсолютно на всех перекрестках.
5. Так зачем тогда нужна новая секция?
Секция предназначена для дополнительного информирования, то есть она должна немного облегчить жизнь водителей и сократить число наездов на пешеходов. Произойдет ли это на практике, будет видно через несколько месяцев после изменения ПДД.
Примечание. Почти сразу же после публикации информации об изменениях ПДД (после 6 октября 2020 года) и задолго до их вступления в силу в Рязани появился первый светофор с дополнительной пешеходной секцией. Это оказалось возможным, поскольку новая секция не накладывает на участников дорожного движения никаких дополнительных обязанностей.
Если у Вас в городе также появились новые секции, то напишите в комментариях к данной статье. как водители на них реагируют.
Светофоры для пешеходов и велосипедистов
Следующее изменение внесено в пункт 6.5 ПДД:
6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода и (или) велосипеда, то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).
Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 x 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.
6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода, то его действие распространяется только на пешеходов. Если сигнал светофора выполнен в виде велосипеда, то его действие распространяется на велосипедистов и водителей мопедов, движущихся по велосипедной полосе. Лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности в соответствии с пунктом 24.21 настоящих Правил, должны руководствоваться сигналами светофора в виде силуэта пешехода либо велосипеда при их движении соответственно по тротуару, пешеходной дорожке либо по велосипедной, велопешеходной дорожкам, полосе для велосипедистов. При этом зеленый сигнал разрешает, а красный сигнал запрещает движение пешеходов, велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.
Для регулирования движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 x 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.
В данном пункте есть 3 важных нововведения:
1. Во-первых, с 1 марта 2023 года светофоры для велосипедистов, и светофоры для пешеходов разделили более корректно. Ранее формулировка пункта позволяла понять, что велосипедные светофоры предназначены и для велосипедистов, и для пешеходов. А пешеходные - и для пешеходов, и для велосипедистов. Новая редакция подобной трактовки не подразумевает.
2. Во-вторых, велосипедный светофор теперь действует и на водителей мопедов, которые едут по велосипедной полосе:
3. В-третьих, в пункт 6.5 добавили упоминание средств индивидуальной мобильности. При этом электросамокаты и прочие СИМ должны руководствоваться пешеходным светофором, если они едут по пешеходной части дороги, и велосипедным светофором, если они едут по велосипедной части.
Светофоры для трамваев и маршрутных транспортных средств
6.8. Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы "Т". Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний - прямо, правый - направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено.
6.8. Для регулирования движения трамваев, а также транспортных средств, движущихся в соответствии с пунктом 18.2 настоящих Правил по полосе для маршрутных транспортных средств, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы "Т". Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний - прямо, правый - направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено.
В пункте 6.8 речь идет о Т-образном светофоре, который используется для регулирования движения трамваев и движения по выделенным полосам.
При этом основное нововведение заключается в следующем. До 1 марта 2023 года светофор распространяется только на трамваи и маршрутные транспортные средства, едущие по выделенной полосе.
С 1 марта 2023 года светофор будет распространяться на трамваи, а также на транспортные средства едущие по выделенной полосе без нарушения ПДД. Причем не только на маршрутные. Т-образным светофором должны руководствоваться:
- маршрутные транспортные средства;
- школьные автобусы;
- легковые такси;
- автобусы, перечень которых утвержден исполнительной властью Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
- велосипедисты;
- иные транспортные средства при поворота направо с выделенной полосы (при наличии прерывистой разметки).
Внимание! Важно понимать, что автомобили, которые выехали на выделенную полосу с нарушением, не должны руководствоваться Т-образным светофором.
Нужно добавить, что выделенные полосы для маршрутных транспортных средств с Т-образными светофорами на практике встречаются не очень часто. Мне подобный вариант организации дорожного движения не встречался ни разу. А если у Вас в городе есть Т-образные светофоры на выделенных полосах, то напишите об этом в комментариях к данной статье.
Действия пешеходов и СИМ при запрещающем сигнале светофора
Следующее изменение внесено в пункт 6.14 ПДД, регламентирующий действия участников движения при включении запрещающего сигнала светофора:
Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно - остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
Пешеходы и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно - остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
С одной стороны, данный пункт выглядит довольно логично, ведь он говорит о том, что средства индивидуальной мобильности, также как и пешеходы, должны покинуть проезжую часть в случае включения желтого сигнала светофора.
С другой стороны, пункт выглядит странно, ведь правила дорожного движения запрещают СИМ пересекать дорогу по пешеходным переходам. Речь об этом шла в статье "Сигналы светофоров для СИМ". Ну а если человек спешился с СИМ, то на него действуют правила для пешеходов и отдельное упоминание в пункте 6.14 не требуется.
Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора
Рассмотрим изменения, внесенные в пункт 6.15 ПДД:
6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.
6.15. Участники дорожного движения должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.
Давайте попытаемся разобраться, в чем именно изменился смысл пункта 6.15. В этом пункте фраза "водители и пешеходы" заменена на более общую фразу "участники дорожного движения". Давайте, подумаем, кто именно попадет под это понятие с 1 марта 2023 года. Велосипедисты? Водители СИМ? Нет, так как и те и другие по определению являются водителями.
Есть лишь один участник дорожного движения, который ранее не упоминался в пункте 6.15. И это - пассажир. Однако пассажиры, хоть и принимают участие в дорожном движении, самостоятельно никаких решений не принимают. За них это делает водитель транспортного средства. Поэтому для пассажиров пункт 6.15, определяющий приоритет светофоров над знаками, никакого значения не имеет.
Таким образом, новая формулировка пункта 6.15 фактически сохранила свой смысл. Однако для восприятия она стала несколько удобнее, т.к. с 1 марта 2023 года не придется задумываться над тем, на кого же данный пункт не распространяется. Он распространяется на всех.
Напомню, что изменения правил дорожного движения от 1 марта 2023 года рассматриваются в рамках серии статей "Новые ПДД с 1 марта 2023 года". Содержание данной серии доступно на следующей странице:
Кроме того, рекомендую Вам изучить обновленный текст правил дорожного движения:
Ну а в следующей статье речь пойдет про особенности проверки документов водителя сотрудниками ГИБДД. Не пропустите!
Удачи на дорогах!
В Москве довольно много т-образных светофоров. И выделенок хватает.
В новых правилах непонятно вот что: если перед светофором выделенка заканчивается, и с правой полосы организован съезд, на какой светлых нужно смотреть поворачивающему легковому автомобилю ?
В Москве весьма активно используются T-образные светофоры. Взять хотя бы Моховую улицу, где автобусная полоса проложена против основного потока.
Если это не легковое такси - то не на светофоры одноцветной сигнализации с круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы "Т", а на относящийся к водителю легкового автомобиля светофор с сигналами зеленого, желтого, красного цвета - п 1.3 ПДД. В том числе при повороте направо с выделеной полосы МТС в разрешённых случаях.В новых правилах непонятно вот что: если перед светофором выделенка заканчивается, и с правой полосы организован съезд, на какой светлых нужно смотреть поворачивающему легковому автомобилю ?
Xyz, пожалуйста, приложите ссылку на панораму указанного перекрестка.
Приоритет сигналов светофора над дорожными знаками???
Александр-1044, пункт 6.15 ПДД:
В случае если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора.
Удачи на дорогах!
Александр-1044, пункт 6.15
Только под этим заголовком в статье обсуждается совсем другой пункт - приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора. На это Александр-1044 и намекал прозрачно.
Приоритет сигналов светофора над дорожными знаками???
Mishutka, спасибо! В статью внесено дополнение.
Удачи на дорогах!
Включенный белый мигающий сигнал пешеходной секции говорит о том, что в случае поворота в направлении, на которое указывает стрелка секции, водитель встретит на своем пути регулируемый пешеходный переход, на котором пешеходам будет гореть разрешающий сигнал светофора.
Видимо это нововведение придумали люди, не знающие правила. Меня лично, данная секция вводит в заблуждение. Я привыкла, что нижняя мигающая зеленая секция светофора говорит об окончании жизни зеленого сигнала, и я ,естественно, начинаю снижать скорость. О том, что при повороте на перекрестке надо пропускать пешеходов я и так знаю, я ведь читала ПДД!!!!
Ольга-398, согласен с Вами. Сомневаюсь, что введение в ПДД РФ такой секции правомерно, ведь такая секция светофора не предусмотрена Конвенцией и ТР ТС 018/2011, ее не может быть в национальных Правилах дорожного движения.
GDW nik, скажем так, Конвенция ЗАПРЕЩАЕТ использовать (за одним конкретным исключением) для регулирования движения обычных автомобилей сигналы, отличающееся по цвету от традиционных двух- и трехцветных схем. Поэтому всем (главное иностранцам) понятно, что эта секция движение регулировать не может, а значит всем, по большому счету, на неё можно чихать, так как по правилам надо выполнять ТРЕБОВАНИЯ сигналов. Эта секция ничего не регулирует, не требует и требовать по закону не может. Просто является неким ни на что не влияющим маленьким информационным табло из серии "а Вы не забыли выключить утюг?". А лепить любые "не регулирующие" движения светодиодные картинки на столбы можно и без конвенций и регламентов.
У нас в Ижевске также уже два года есть несколько светофоров с дополнительной информационной секцией, причем они находятся практически за чертой города - на объездной. Водители на эти секции почти не смотрят, но при повороте обычно уступают и так. В самом городе пока таких секций не видела.
Евгения-88, спасибо за информацию!